Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


300 шагов многовато, а 10 – в самый раз. Часть 6

 

Продолжаю рассмотрение и посильное комментирование проекта Политической программы объединенной российской демократической оппозиции 300 шагов к свободе, которую в основном составил Владимир Станиславович Милов. Следующий раздел III – «Экономика»:

"Сегодняшняя экономическая модель развития России опасна, чревата кризисами и не может обеспечить достойных условий жизни и самореализации большинству граждан. Экономический рост последних лет был связан в основном с ростом сферы услуг (коммерческое строительство, торговля, финансовая сфера, бытовые услуги), однако уровень модернизации и развития производства и инфраструктуры остается низким. В самых различных сферах экономики – прежде всего, на энергетических, промышленных, продовольственных рынках – доминируют монополии и олигополии, взвинчивающие цены и не допускающие на рынок конкурентов, которые могли бы построить новые производственные мощности, увеличить предложение товаров и услуг, повысить их качество и снизить цены. Активными союзниками монополистов выступают коррумпированные чиновники всех уровней, поддерживающих «свои» компании (владельцами которых нередко являются ближайшие родственники чиновников, декларирующие значительные состояния) и не пускающие на рынок «чужих».

В результате российская экономическая модель характеризуется неустойчивостью экономического роста, высокими рисками кризиса, высокой инфляцией, монополизмом и низким уровнем конкуренции, доминированием крупных корпораций и неудовлетворительно низким уровнем развития малого и среднего бизнеса, высокой дифференциацией доходов и неравенством, развитием прежде всего сферы торговли и услуг на фоне неудовлетворительно низких темпов модернизации производства и инфраструктуры.

России нужна другая экономика – конкурентная, с низкими барьерами для инвестиций, низкой степенью участия государства в управлении предприятиями и перераспределении средств – и, напротив, сильной и эффективной системой государственного регулирования, прежде всего антимонопольного, направленной не на покровительство дружественным бизнесам и передел собственности, а на контроль за соблюдением всеми участниками рынка цивилизованных правил поведения, добросовестностью конкуренции. Необходимо, чтобы в стране активнее развивался малый бизнес, способный создать возможности для достойного заработка широкому кругу россиян. Все это позволит сделать российскую экономику более устойчивой и менее подверженной кризисам, способной воспроизводить рост и создавать новые блага за счет высокой производительности и конкуренции и вне зависимости от международной сырьевой конъюнктуры.

Важнейшие шаги в области экономической политики

Тремя основными целями экономической политики должны стать: (1) борьба за конкуренцию; (2) стимулирование развития малого и среднего бизнеса; (3) модернизация реального сектора экономики (производства и инфраструктуры).

Важнейшей текущей задачей является подавление инфляции. Инфляция в последнее время стала социально-экономической проблемой России номер один, в особенности она ударяет по наименее обеспеченным слоям населения. В то время как официальные показатели инфляции рассчитываются по потребительской корзине достаточно обеспеченного россиянина, цены на продукты первой необходимости растут не менее чем на 40-50 процентов в год, полностью уничтожая объявленные властями популистские прибавки к зарплатам и пенсиям. Высокие цены являются закономерным результатом той экономической модели, которая сложилась в России в последние годы – модели, основанной на монополизме, коррупции и доминировании государства в экономике.

Прекращение роста бюджетных расходов на госаппарат и госкорпорации, принятие решительных мер по насаждению конкуренции в экономике, развитие сельскохозяйственного производства и снижение зависимости российской экономики от импорта продовольствия – ключевые рецепты, которые в состоянии обеспечить стабилизацию цен в российской экономике в ближайшее время. Как убедительно показывает практика, решить проблему инфляции в России не в состоянии никакие другие политические силы, кроме российских демократов. Левые силы предлагают неработающие и контрпродуктивные рецепты (вроде введения прямого госрегулирования цен и талонов на продукты первой необходимости), а власти своими руками создали экономическую систему, порождающую растущую инфляцию, изменить которую к лучшему они не в состоянии.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Забота авторов Программы – не модернизационный рывок, а хотя бы выведение российской экономики из нынешнего патологического состояния. В этом плане предлагаемые меры оздоровления оправданы – устранение неофеодализма из экономических отношений является необходимым условием экономического роста. Но не достаточным! Для рывка необходим налоговый и соответственно инвестиционный градиент и целый комплекс мер по стимулированию инновационного реального сектора и выхода на внешние рынки и повышения внутреннего спроса, покупательной способности населения. Что касается левых, то нельзя их всех огульно записывать в ретрограды – есть и среди них вполне вменяемые политики и экономисты. Если рассматриваемая Программа стремится быть консолидирующей, то она должна избегать межпартийной полемики/

Конкурентная политика

Конкурентная политика должна стать важнейшим элементом экономической политики государства. В течение последних 16 лет в стране была создана рыночная экономика, но это оказался рынок, во многом лишенный конкуренции – из-за этого россияне не смогли в полной мере ощутить на себе преимущества рыночной экономики.

Конкурентная политика оставалась на периферии государственной экономической политики, многие сферы экономики оказались во власти монополий или олигополий с молчаливого согласия и при полном одобрении государства.

В результате цены растут, а качество товаров и услуг не улучшается.

Между тем, как реально работает конкуренция, мы могли наблюдать в последние годы на рынке сотовой связи, где только за последние 5 лет цены снизились на 40%, и сегодня большинство россиян обеспечены дешевой и достаточно качественной мобильной телефонной связью. Другие примеры эффективной конкуренции – сфера бытового обслуживания, пищевая промышленность.

Противоположные примеры – рынок нефтепродуктов, строительная сфера, производство стройматериалов, где нет конкуренции, и цены постоянно растут.

Государству необходимо взять на вооружение эффективную конкурентную политику как важнейшую составляющую экономической политики в целом. В этом отношении Россия должна следовать примеру Европейского Союза, где высокий политический авторитет Европейского Директората по конкуренции, его бескомпромиссная позиция по защите конкуренции и прав потребителей в борьбе с самыми сильными противниками (включая, например, компанию Microsoft, которая была принудительно разделена по требованию европейских антимонопольных регуляторов), служат одним из оплотов эффективности европейского проекта в целом.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Конкурентная экономика естественно возникает после сброса неофеодально-бюрократических пут – вспомним лозунг французской буржуазии laissez faire! (дайте делать! дайте бизнесом заниматься!), с которым в июле 1830 года она выступила против вернувшихся реставрационистских силовиков-бурбонов, которые «ничего не забыли и ничему не научились»/

177. В России необходимо создать единый эффективный федеральный антимонопольный регулятор, наделенный принципиально иными статусом и полномочиями по сравнению с действовавшими в 1991-2008 годах структурами. Такой регулятор должен:

- возглавляться руководителем, назначаемым и освобождаемым от должности с согласия Госдумы, и имеющим статус не ниже первого заместителя председателя федерального правительства, с правом давать обязательные для исполнения поручения руководителям других ведомств;

- иметь коллегиальное руководство – правление, члены которого назначаются и освобождаются от должности по согласованию с Госдумой (по аналогии с Центральным банком);

- быть уполномоченным подавать в суд иски о противодействии монополизации соответствующих рынков и злоупотреблениям монопольным положением, а также иметь отдельную линию финансирования на цели оплаты расходов по поддержке судебных исков к монополиям, нарушающим конкуренцию;

- располагать достаточными ресурсами для финансирования эффективной деятельности региональных отделений во всех регионах России.


/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Предложения интересные, но вряд ли уместные для Программы, претендующей быть стратегической. От частностей лучше уходить или брать ключевые. Антимонопольные механизмы жизненно важны для современной экономики, но и другие механизмы не менее важны. Искусство «программера» - найти системный знаменатель, а не впадать в частные перечисления. 300 шагов – годятся для узких ценителей, не для масс/

178. Федеральный антимонопольный регулятор должен разработать общенациональный план по демонополизации российской экономики. Россия должна радикально сменить существующую антимонопольную доктрину, согласно которой монопольное доминирование на рынке само по себе не является проблемой до тех пор, пока не доказаны факты злоупотребления монопольным положением. В сегодняшних условиях открытого потакания государственных органов монополиям, слабой правовой системы, широкого распространения коррупции, применение мягких форм антимонопольного регулирования чревато лишь усугублением монополизма. Необходимо активнее применять для борьбы с монополиями такие превентивные меры, как принудительное разделение компаний-монополистов (с использованием судебных процедур), поддержка прямого входа на рынок конкурентов. Соответствующие меры должны быть введены на законодательном уровне.

179. В отношении целого ряда рынков, имеющих особое системообразующее значение для экономического оборота в целом, – рынках нефтепродуктов, строительных материалов, металлопродукции, сельскохозяйственной продукции, природного газа, электроэнергии – необходимо разработать специальные программы демонополизации и развития конкуренции, включающие, помимо прочего, меры по прямой поддержке входа на рынок независимых компаний, новых инвесторов, конкурирующих с существующими монополистами. Результатом должна стать долгосрочная стабилизация цен на перечисленные выше товары в результате действия механизмов конкуренции.

180. В частности, в нефтяном секторе необходимо стимулировать строительство независимыми участниками рынка новых современных нефтеперерабатывающих заводов (что позволит резко увеличить объемы производства моторных топлив из тех же объемов перерабатываемой нефти), сетей нефтебаз, бензоколонок (сегодня Россия недостаточно обеспечена инфраструктурой розничной реализации нефтепродуктов по международным меркам). Условием вхождения новых инвесторов на рынок должно стать обязательство реализации товара по справедливым ценам и неучастие в любых региональных картельных ассоциациях, союзах и иных формах сговора торговцев нефтепродуктами. Цены на автобензины в стране в результате действия таких мер должны снизиться на 30-40%.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Это тоже разумное предложение, но оно будет реализовано естественным образом, когда со сцены уйдет неофеодально-мародерский режим Путина/

181. Снижению цен на продовольствие должны способствовать предлагаемые нами меры по внедрению конкуренции в сфере закупок сельскохозяйственной продукции у сельхозпроизводителей, а также по ускорению роста сельскохозяйственного производства и снижению зависимости от импорта продовольствия, предлагаемые в настоящей программе.

182. Прямое и косвенное присутствие государства в экономике – мощнейший удар по конкуренции. Как стало очевидно в последние годы, протекционизм в отношении близких к государству компаний, будь то крупный нефтегазовый бизнес или региональные строительные рынки, разрушителен для конкурентной среды. Государство должно отказаться от присутствия в тех секторах экономики, где может и должна существовать конкурентная среда. Присутствие государства необходимо сохранить лишь в качестве непредвзятого регулятора, ликвидировав конфликт интересов и отделив регуляторные функции государства от хозяйственных.

Содействие развитию малого и среднего бизнеса

Во всех развитых странах малый и средний бизнес является одной из главных движущих сил экономического развития, основным проводником инноваций, выполняет важную социальную функцию создания рабочих мест и обеспечения самозанятости населения, составляет основу среднего класса и опору гражданского общества. Современные российские власти, на словах признавая значение малого и среднего бизнеса и декларируя его поддержку, на деле практически ничего не делают для развития предпринимательства, поддерживая в основном близкие к ним крупные корпорации. Положение малых и средних предпринимателей по многим направлениям в последнее время ухудшилось. Необходимо преодолеть эту тенденцию и создать условия для массового пробуждения предпринимательского духа россиян, активизации их участия в предпринимательской деятельности.

Необходимо довести число россиян, занятых в малом предпринимательстве, с нынешних 9 миллионов до не менее 20 миллионов человек, число малых предприятий на 1000 человек населения – с нынешних менее 10 до 35-40, ближе к уровню, характерному для стран Западной Европы или Японии.

183. Необходимо разработать национальную программу поддержки малого предпринимательства, включающую в себя комплекс мер по устранению наиболее серьезных препятствий для развития малого и среднего бизнеса в России – административного давления и коррупции, затрудненности доступа к аренде и выкупу имущества и земельных участков, усложненности системы налогообложения, карательного характера налогового администрирования и отсутствия реального равноправия налоговых органов и налогоплательщиков, сложности доступа к госзаказу и получения господдержки, высокой степени монополизации рынков.

184. Необходимо реализовать пакет мер налоговой политики, направленной на стимулирование развития малого и среднего бизнеса, обеспечивающий:

- расширение применения упрощенных форм налогообложения, в частности, единого налога на вмененный доход; повышение порога использования упрощенной системы налогообложения до объема реализации продукции в 60 млн. рублей; запрет на срок до 5 лет пересмотра правил взимания этого налога для действующих компаний и индивидуальных частных предпринимателей; расширение прав предпринимателей на выбор используемой системы налогообложения.

- освобождение малых предпринимателей от налога на прибыль в первые 3 года деятельности и от налога на вмененный доход в первый год деятельности;

- снижение до 0,5% ставки земельного налога в отношении земельных участков, используемых субъектами малого предпринимательства;

- снижение максимальной ставки налога на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей, использующих собственное имущество в предпринимательской деятельности до 0,3% от стоимости имущества;

- максимальное сближение правил бухгалтерского и налогового учета.

185. Важнейший вопрос для обеспечения нормальных условий деятельности для малых и средних предприятий – доступ к аренде помещений, находящихся в собственности региональных и местных властей. Сегодня в этой сфере процветают коррупция и потакание монополиям, аффилированным с чиновниками. Необходимо упростить порядок предоставления малым предприятиям помещений в аренду, упростить процедуру передачи малым предприятиям арендуемых муниципальных помещений в собственность. Следует ввести конкурсный порядок предоставления таких помещений в аренду и привлекать к ответственности чиновников, нарушающих требование о конкурсном порядке действий в данном вопросе.

186. Принципы налогового администрирования должны быть изменены таким образом, чтобы ликвидировать существующую сегодня систему налогового вымогательства у малых и средних предпринимателей. Направление отчетности в налоговые органы должно осуществляться малыми и средними предприятиями исключительно в электронном виде. Камеральные проверки малого и среднего бизнеса налоговыми инспекциями должны проводиться лишь по решению суда при наличии достаточных фактических оснований для подозрений в уклонении от уплаты налогов.

187. Должна быть создана национальная служба поддержки малого предпринимательства, в функции которой будет входить рассмотрение жалоб малых предпринимателей на неправомерные действия надзорных органов, связанные с поддержанием барьеров для малого бизнеса, созданием неравных условий конкуренции, вымогательством взяток, и принятие мер оперативного реагирования (включая подачу исков в суд от имени государства) с целью устранения препятствий для деятельности малых предприятий. Должен быть организован специальный надзор за действиями региональных и местных властей, связанных с выделением помещений в аренду малым предприятиям, и принятие мер оперативного реагирования на ущемление прав малого и среднего бизнеса в этой сфере.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Пункты 183-187 – типовой джентльменский набор «забот о малом и среднем предпринимательстве». Исполнение зависит, как обычно говорят, от «политической воли». На словах что-то в этом плане стал предлагать Дмитрий Медведев, но дамоклов меч путинских силовиков отнюдь не спрятан в ножны/

Модернизация реального сектора экономики

России необходим инвестиционный бум в реальном секторе экономики. Страна находится в глубокой «модернизационной яме» - основные производственные фонды крупной промышленности, транспорта серьезно изношены (износ достигает 50% и более, доля полностью изношенных основных фондов составляет 15-25%), морально устарели, потребляют слишком много энергии.

Нужно понимать, что в XXI веке промышленность, построенная в 1950-1970-е годы, не может быть конкурентоспособной, необходима ее массовая модернизация. Однако рост экономики в период 2000-2008 годов был связан в основном с развитием потребления и сферы услуг (коммерческое строительство, торговля, финансовые услуги, бытовое обслуживание и т.п.), в то время как модернизация реального сектора экономики проходила скромными темпами, в инфраструктурных сферах (электроэнергетика, газовая отрасль, транспорт) наблюдалась деградация основных фондов.

В 2000-2008 годах власти не добились прорыва в модернизации реального сектора экономики. Валовое накопление основного капитала как доля от ВВП составляло в этот период около 20%, по сравнению с поставленной правительством задачей достижения уровня в 26-28% (которая не была достигнута) или уровнем в 35-40%, характерного для Китая или Индии.

188. Для массовой модернизации реального сектора экономики необходимо прежде всего формирование экономической среды, дружественной для инвестиций, долгосрочных гарантий стабильности для инвесторов. Для этого необходимо: безусловное обеспечение верховенства закона, независимости судов, гарантии невмешательства государства в процесс передела собственности; гарантии прав собственности; гарантии соблюдения условий контрактов; стабильная в долгосрочном отношении налоговая политика, создающая стимулы для капитальных вложений. Случаи пересмотра государством своих долгосрочных обязательств перед инвесторами, вложившими реальные средства в успешную модернизацию важных объектов (такие, как атака на группу «Ист-Лайн», построившую первый в России и крупнейший в Восточной Европе современный аэропорт «Домодедово»), должны быть полностью исключены.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: «Массовая модернизация реального сектора» - утопия даже при изобилии нефтедолларов. Есть ограничения инвестиционные, кадровые и т.п. Поэтому надо оглядываться на опыт ранее отсталых периферийных стран, которые на наших глазах прорвались в первые ряды благодаря концентрации ресурсов и кадров на решающих направлениях, для чего они с помощью освобождения от налогов или существенного снижения их создавали инвестиционный градиент. Это – азбука. Просто следует взять на вооружение ноу-хау, которые подробно изложили в своих переведенных на русский язык книгах классики постиндустриальнйо модернизации Ли Куан Ю из Сингапура и Махатхир бин Мохамад из Малайзии/

189. Важная задача политики поощрения инвестиций – это изменение системы налогового администрирования. Сегодняшняя карательная система налогового администрирования должна трансформироваться в дружественную бизнесу. Необходимо обеспечить реальное равенство прав налогоплательщиков и налоговых органов с четким соблюдением принципа презумпции невиновности налогоплательщика. Должны быть запрещены премии и любые иные поощрения за доначисление налогов налоговыми инспекторами. Выявление фактов таких поощрений должно влечь за собой санкции в отношении руководства налоговых органов. Премирование работников налоговых органов должно осуществляться за выигранные в суде дела о налоговых правонарушениях, а не за доначисления «налогового оброка».

190. Система налогового администрирования должна быть приведена в соответствие с требованиями презумпции невиновности налогоплательщика. Необходимо законодательно закрепить недопустимость налоговых претензий в связи с изменением налогового законодательства, сократить число подзаконных актов в сфере налогообложения, сократить штрафы за однократное нарушение налогового законодательства и пени за недоплату авансовых платежей, отменить обязательную сверку платежей с налоговой инспекцией для возврата или зачета излишне уплаченных налогов, ввести правило об обязательной уплате налоговым органом компенсации за пользование чужими средствами при задержке возврата излишне уплаченных налогов и сборов, ввести строгие санкции в отношении налоговых органов за нарушение процедур предъявления налоговых претензий, ареста и списания средств со счетов налогоплательщика, отменить неоднократное продление срока налоговых проверок и бесспорного порядка взыскания недоимок, штрафов и пеней при любых размерах задолженности как противоречащего конституционным положениям о возможности изъятия собственности лишь в рамках судебных процедур.

191. Одной из главных проблем для инвесторов сегодня являются трудности с подключением к электрическим и газовым сетям. Для преодоления этих трудностей необходимо завершить реализацию реформ в электроэнергетической и газовой отраслях, призванных максимально облегчить вход на рынок инвесторам, вводящим в действие новые производственные мощности и способствующим повышению надежности снабжения потребителей газом и электроэнергией, а также стабилизации и снижению цен на них. Мы уже видим, к чему приводит отказ от реформирования «Газпрома» - к стремительному росту цен на газ для российских потребителей до уровня в 120 долларов за тысячу кубометров и выше. Такая монополия России не нужна – создание конкурентного рынка газа позволит избежать взрывного роста цен на газ, сохранив их на нынешнем уровне, а лимиты на поставки газа сможет свободно получить любой желающий потребитель.

192. Государство должно активнее вести себя в отношении регулирования стоимости услуг по подключению потребителей к электрическим и газовым сетям – сегодня она практически не регулируется, сравнявшись со стоимостью сооружения новых производственных мощностей. Пользуясь слабостью государственных регуляторных органов и потворством государства монополиям, последние пытаются компенсировать все свои затраты за счет платы за подключение потребителей к сетям. Такая практика должна быть исключена – стоимость подключения новых потребителей к электрическим и газовым сетям должна быть снижена в десятки раз и установлена на уровне стоимости элементарных мероприятий по физическому подключению потребителей к сети.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Пункты 189-192 разумны, но не прорывны. Они необходимы ныне для избавления от пут путинского неофеодализма, но недостаточны/

Распределение сверхдоходов от экспорта нефти и газа

Недопустимы иллюзии в отношении масштаба задач, которые возможно решить за счет использования сверхдоходов от экспорта нефти и газа. Эти ресурсы ограничены. В отличие от богатых нефтью стран Персидского залива или Норвегии, в каждой из которых проживает менее пяти миллионов человек (в некоторых – менее миллиона), население России составляет свыше 140 миллионов человек, и реальные величины прибыли от нефтегазового экспорта в расчете на душу населения в России невелики. В этих условиях масштабные задачи модернизации страны решить только за счет нефтегазовых доходов не удастся. Не принесут большого эффекта, например, предложения о зачислении крупных сумм доходов от нефтегазового экспорта на персональные счета россиян – даже при условии полной экспроприации всей прибыли нефтегазовых компаний и даже при текущих аномально высоких ценах на нефть поступления на такие счета составят чуть более 100 долларов в месяц.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: В нашей Программе «Путь из тупика», предусматривающей не только чисто материальный, но и морально-патриотический момент, предусмотрено на личные счета детей до 14 лет и пенсионеров и инвалидов перечислять в месяц 50 долларов (это не так мало на фоне русской нищеты) от доходов за экспорт природных ресурсов, а на личные счета работоспособных граждан по 5 долларов в месяц, через которые гражданин приобщается к богатству страны, подвигается ощущать её «своей», но без иждивенчества/

Вместе с тем, необходимо точечным образом использовать благоприятные возможности, складывающиеся благодаря притоку сверхдоходов от экспорта нефти и газа, на решение нескольких приоритетных задач социально-экономической политики. В частности, речь идет о целевом использовании этих сверхдоходов на создание в России эффективной пенсионной системы, возможности для чего были полностью упущены в 2000-2008 годах.

193. Направление на финансирование пенсий доходов от инвестирования средств Фонда национального благосостояния, сформированного за счет сверхдоходов от нефтегазового экспорта, в совокупности с доходами от использования государственного имущества и приватизации, позволит решить задачу удвоения размера пенсий уже в ближайшее время.

194. «Цена отсечения» барреля нефти, устанавливаемая для целей отчисления средств в Фонд национального благосостояния, не должна составлять выше 40 долларов. Конкретная ее величина будет определяться парламентом в рамках конкурентного политического процесса.

Бюджетная политика

Сокращение расходов на госаппарат, спецслужбы и прямую государственную поддержку предприятий, а также мобилизация дополнительных бюджетных доходов за счет повышения эффективности использования государственного имущества и финансовой отдачи от крупных государственных компаний – вот основные источники финансирования мероприятий в области социальной политики, охраны окружающей среды, науки, которые были предложены для реализации ранее в настоящей Программе.

Необходимо вернуться к более справедливому распределению бюджетных доходов между федеральным и региональными бюджетами. Сегодня это соотношение составляет 65/35, что лишает регионы финансовых возможностей для проведения политики, связанной с решением важных задач социальной поддержки населения и экономического развития, способствует усугублению регионального экономического неравенства.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: В Программе «Путь из тупика» предлагается с учетом опыта Швейцарской Конфедерации и Европейского Союза ввести более радикальный вид межбюджетных отношений – через как бы «вмененный налог» или фиксированный взнос регионов в федеральный бюджет, что решает массу проблем и экономически стимулирует развитие регионов, не говоря о решительнос сокращении бюрократического аппарата и подрыва базисных основ коррупции. Такой же принцип единого вмененного налога нами предлагается распространить хотя бы на предприятия реального сектора и торговли/

195. Первоочередной мерой политики по наполнению бюджета должно стать резкое повышение эффективности управления государственной собственностью и рост доли доходов от использования государственного имущества в структуре доходов государственного бюджета. Доходы от использования государственного имущества в структуре доходов федерального бюджета должны вырасти с нынешнего 1% до 15-20%, в структуре консолидированного бюджета – с нынешних 4% также до 15-20%. Необходимо установить нормативы по выплатам государственными компаниями дивидендов в бюджет, с целью добиться того, чтобы они соответствовали уровню дивидендов, выплачиваемых частными компаниями (например, чтобы «Газпром» и «Роснефть» ежегодно платили в бюджет в виде дивидендов по несколько долларов с каждого барреля добытых нефти и газа, а не 30-70 центов, как они платят сегодня).

196. В структуре расходов федерального бюджета необходимо существенно сократить долю расходов на госаппарат и спецслужбы и урезать до минимума расходы на поддержку предприятий (сегодня в совокупности эти расходы составляют около 36% в структуре расходов федерального бюджета). Расходование средств бюджета на прямую поддержку предприятий и экономических проектов будет в основном прекращено – это дело частного сектора, и государство продолжит финансировать лишь мероприятия социального характера, связанные с ликвидацией последствий закрытия убыточных производств.

197. Необходимо увеличение расходов федерального бюджета на социальную политику с сегодняшних 4% до 10%), образование и здравоохранение (с 8% до 15%), охрану окружающей среды (с 0,1% до 3-4%), фундаментальную науку (с 0,9% до 3-4%).

198. Дефицит федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов не должен превышать 5% ВВП. С учетом нефтегазовых доходов (кроме доходов, отчисляемых в Фонд национального благосостояния), федеральный бюджет должен быть бездефицитным.

199. Любые незапланированные сверхдоходы от сырьевого экспорта должны автоматически передаваться в управление российскому Глобальному пенсионному фонду, без права правительства произвольно распоряжаться этими средствами.

200. Необходимы повышение качества контроля за расходованием бюджетных средств, борьба с коррупцией и бесконкурсным расходованием бюджетных средств, отмена последних решений о размещении средств бюджета в коммерческих банках.

201. Поскольку расходы на национальную оборону останутся крупнейшей статьей расходов федерального бюджета (не менее 15% в общей структуре федеральных бюджетных расходов), при сохранении верхнего предела военных расходов в размере 3% ВВП, ключевым фактором обеспечения эффективности военных расходов станет развитие конкуренции в государственных закупках вооружений. Недопустима ситуация, в которой рост цен на оборонную продукцию со стороны стремительно монополизирующегося ВПК приводит к снижению закупок современной военной техники и неконкурентоспособности вооружений отечественного производства по сравнению с импортными.

202. Необходимо вернуть соотношение бюджетных доходов между федерацией и регионами к 50/50. С учетом повышения доли налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации, федеральные бюджетные трансферты региональным бюджетам должны быть заменены адресным финансированием конкретных статей социальных расходов и программ развития в депрессивных регионах. Поощрение регионального бюджетного иждивенчества недопустимо.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: С учетом наших предложений, изложенных в Пунктах 6 «Вмененный фиксированный налог против теневой экономики и коррупции» и 7 «Финансовый суверенитет регионов как средство оздоровить федерацию» нашей Программы постиндустриальной модернизации России http://www.panlog.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=1 «Путь из тупика», и с учетом наиболее передового на сегодняшний день опыта Сингапура и Ирландии можно взять Пункты 195-202 за основу для дальнейшего обсуждения/

Налоговая политика

Важнейшие задачи налоговой политики – с одной стороны, обеспечить стабильность налоговой системы и избежать ее радикальных изменений, с целью формирования благоприятных условий для инвестиций, а с другой – добиться адекватного соотношения между фискальной и стимулирующей ролью налогов. В последние годы, невзирая на прежние обещания властей, стимулирующая роль налоговой системы была полностью утрачена, уступив место исключительному доминированию фискальной составляющей.

203. В число мер налоговой политики, стимулирующих предпринимательскую активность, должны войти:

- снижение единого социального налога, призванное стимулировать развитие малого (в том числе инновационного) бизнеса с высокой долей расходов на оплату труда в структуре издержек (изменение механизма финансирования пенсий позволит осуществить снижение ЕСН);

- возврат инвестиционной льготы по налогу на прибыль.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Это явно недостаточная мера для стимулирования инновационного развития. Речь должна идти о создании налогонеоблагаемого модернизационного сектора экономики, прежде всего экспорториентированного и импортзамещающего, как делается во всех успешно-прорывающихся странах и как предусмотрено в Пункте 1 нашей Программы «Путь из тупика»/

204. При существующих высоких мировых ценах на нефть необходимо категорически отказаться от любого снижения налогов на нефтегазовую отрасль. Действующие власти объявили о намерении снизить налоги на нефтедобывающую отрасль начиная с 2009 года в объеме не менее 4 млрд долларов в год – эта мера является недопустимой и должна быть пересмотрена. С другой стороны, налоги на добычу углеводородов должны быть дифференцированы с целью снизить налоговую нагрузку на низкорентабельные месторождения и увеличить – на высокорентабельные.

205. Должны быть резко повышены налоги на доходы «Газпрома». Сегодня эта компания получает огромные налоговые субсидии от государства, платя в виде налогов всего около 18% от своей выручки, или около 4 долларов за баррель добываемых нефти и газа. В условиях существующих международных цен на нефть и газ это недопустимо. Налоги на доходы «Газпрома» должны быть повышены до не менее 50% от выручки этой компании, что при действующих ценах на газ дополнительно принесет в бюджет не менее 25 млрд долларов в год.

206. Что касается вопроса о снижении НДС или замене его налогом с продаж, то этот вопрос должен обсуждаться в более долгосрочном контексте с участием широкого круга различных политических сил, после восстановления в стране полноценной политической конкуренции. Учитывая бюджетообразующую роль НДС, на данном этапе следует воздержаться от экспериментов с этим налогом. С другой стороны, необходимо резко повысить эффективность администрирования НДС и обеспечить безусловный и своевременный возврат этого налога экспортерам, для чего необходимо сформировать обособленную общенациональную эффективную систему сбора, учета и возмещения НДС, по аналогии с европейскими странами".

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: НДС в нынешних неофеодально-держимордовских условиях и вообще в принципе – удавка экономического роста, источник сверхотчетности и сверхпроверок и прочих подводных камней предпринимательства. Предлагаемый нами единый вмененный налог, фиксируемый каждые три года с учетом результатов хозяйственной деятельности предприятия (по капитализации и текущему обороту, отражаемому в банковских проводках) призван разрубить этот «гордиев узел». Надо критически подойти к Пунктам 203-206 и радикализировать их.


В избранное