Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Быть «честным маклером» истории

 

В этом 2008 году исполняется 360 лет ойратско-калмыцкого алфавита «тодо бичиг» (ясное письмо), который в 1648 году создал великий западно-монгольский буддист, просветитель и общественный деятель Зая-пандит Намкхай Чжамцо /Зая Пандита Огторгуйн Далай/ (ок. 1599 - 1662), и я вознамерился для журнала «Русская история» подготовить к маю заметку об этом знаменательном событии. Однако планы мои перебила подготовка к содокладу на Русском Историческом Обществе, посвященном позорному Нерчинскому миру, который был заключен 27 августа 1689 года (в самые горячие дни борьбы за власть молодого царя Петра I с царевной Софьей) между Россией и Китаем, возглавляемым императором из маньчжурской династии Цин («чистая») пассионарным Канси (1654-1722). Отбросив русских к северу от Амура, великий цинский император включил в состав Китая также восточных монголов (халха) и под видом защиты халхасцев от прославленного ойратского (джунгарского, западномонгольского) хана Галдана в 1690 году разгромил его, а затем, став лично во главе китайской армии, добил его в 1696 году под Ургой (Улан-Батором).

Проанализировав историческую ситуацию, я пришел к выводу, что Нерчинского позора можно было избежать, если бы руководство России поддержало ойратского героя Галдана и помогло ему справиться как с племянником Цэван Рабдамом в самой Джунгарии, так и с правителями Халхи. Все предпосылки для такой конструктивной политики имелись, если учесть, какую могучую силу представляли формально присягнувшие России калмыки Урала, Волги и Дона под водительством умного и дерзкого хана Аюки (1642-1724). Пётр Великий осознавал могущество хана Аюки и доверял ему контролировать Юг России, но и цинский император Канси считал Аюку своим вассалом. Так, в 1714 году посланные им на Волгу и Дон китайские эмиссары во главе с Ту Ли Шенем проконтролировали, чтобы Аюка при них официально передал знаки ханской власти согласованному с китайскими властями «преемнику» - своему старшему сыну Чакдорджапу.

Почему же новые маньчжурские правители Китая столь уверенно вели себя с монголами как восточными, так и с западными (калмыками). Начал разбираться. Вранья очень много со всех сторон. Наконец, всё сошлось. Во многом – благодаря монографии профессора кафедры зарубежной истории и мировой политики Волгоградского государственного университета Евгения Леонидовича Беспрозванных «Лидеры Тибета и их роль в тибето-китайских отношениях XVII-XVIII вв.» (Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. – 356 стр.). В ней тоже есть искажения и лакуны, но она дополнила те источники, которыми пользовался ранее.

Интересующиеся прочтут в этой книге о перипетиях борьбы между буддийскими сектами в Тибете и о союзе между сектой Гелугпа и монголами и о возрастающей роли калмыков в этом союзе и в конце концов о джунгарско-калмыцким протекторате над Тибетом и о роли калмыцкой конницы в войнах Тибета с Бутаном, Непалом и Ладакхом. Я же выделю самый главный момент, объясняющий экспансию Цинов на север в Монголию и на дальний запад вплоть до бывших владений Золотой Орды на Урале, Волге и Дону, которые в эпоху Петра Великого занимали калмыки. Дело в том, что часть монголов и тибетцев видела в маньчжурах наследников дела Чингисхана. Основатель маньчжурского могущества Нурхаци претендовал на родство с чжурчжэньской династией Цзинь, правившей на севере Китая и Внутренней Монголии в 1115-1234 годах, а его наследник восьмой сын Абахай взял троих своих главных жен из монгольского рода Борджигин («синеокие»), откуда происходил и Чингисхан. После падения власти чингизидов в Китае, с мечтой о восстановлении империи Чингисхана жили многие монгольские правители, и один из них, хан южных монголов-чахарцев Лигдан, встал на пути Абахая. Благодаря искусной дипломатии Абахаю удалось убедить восточно- и ряд южно-монгольских ханов в своей верности заветам Тэмуджина, и к 1634 году Лигдан был повергнут. А у чахарцев со времен падения монгольской династии Юань хранилась «печать Чингисхана» и другие сакральные символы чингисхановой власти. Делегация ряда монгольских и тибетских правителей решила передать эти священные регалии власти маньчжурскому императору Абахаю, и поэтому позднее цинские правители Китая претендовали на верховенство среди монголов, в том числе и находящихся в российском подданстве. Отсюда – миссия Ту Ли Шена на Волгу и Дон в 1714 году для установления «преемника» хана Аюки. И отсюда же становится понятным, почему поволжские калмыки, обиженные царским правительством, бежали в 1771 году под руку цинского императора в нынешний Синьцзян – хотя незадолго до того в 1755-1758 годах Цины разгромили в тех краях Джунгарское ханство и фактически подвергли геноциду тамошних сородичей калмыков.

Роль символов в истории вообще нельзя недооценивать. На наших глазах развалился Советский Союз во многом из-за того, что его сакральность (Ленин, Сталин, идеология) оказалась скомпрометированной. Сейчас на наших глазах стремятся добить останки легитимности СССР, подменяя Знамя Победы, демонстративно стыдясь Мавзолея Ленина, возвеличивая никчемного последнего русского царя Николая II, намереваясь надругаться над телом Ленина и т.п. А четыреста лет назад огромную политическую роль наряду с обладанием регалиями Чингисхана играла «чингизидская легенда», согласно которой именно московские государи благодаря кровному побратимству (обряд анда, который ставил высшее единение душ выше кровного родства) князя Александра Невского с чингисхановым правнуком золотоордынским ханом Сартаком являются законными наследниками Чингисхана. Поэтому калмыки и вообще монголы искали союзника в лице Московского царя, и ранее я http://skurlatov.livejournal.com/377208.html рассказывал - «29 января 1620 года Михаил Фёдорович принял посла чоросского предводителя ойратов Хара-Хулы, который годом ранее принял буддизм и основал в Джунгарии (ныне Северо-Запад Китая и Юг Казахстана) Ойратское (калмыцкое) ханство. В тот же день царь принял посла Алтын-хана. Оба прибыли в Москву с берегов Иртыша. Посол ойратов просил принять их в российское подданство, а посол уже получивших российское подданство халхасских монголов предлагал совместно с русскими войсками отразить ойротскую агрессию. Русский царь выступал арбитром в ссорах калмыцких феодалов».

Не смогли русские правители реализовать открывающиеся грандиозные возможности, и много лишних или лукавых слов говорится в оправдание таких неудач, как Нерчинский договор и как ситуация в тибето-китайских отношениях, но лучше быть «честным маклером», чем историком-конъюнктурщиком. В конце концов, Бог не в силе, а в правде, как сказал Александр Невский, и если следовать правде, то и Бог тебя не покинет и даст силу преодолеть внутренних врагов (они самые опасные) и заодно внешних.


В избранное