Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Обозревая единомышленников

 

Поскольку Правая Вера вбирает в себя откровения пророков, постижения мудрецов и открытия ученых и интегрирует их в самозамкнутую и самовзращивающуюся систему знания, то видишь правоверные проблески и обретения и поиски повсюду. И ныне, и во веки веков, и в первозданной древности (миф, язык, ритуал), и в античности. Особенно античность мне знакома, и начиная с Пифагора и других досократиков до Плотина и Августина и других Святых Отцов – самоосознание Правой Веры (с пиком на Голгофе!). Платоновское учение о божественном Эросе (любовь), сопряженном с Танатосом (смерть) – объемлет древние представления о «мана» и современные концепции «оргона», о которых я писал вчера, и конкретизируется ими. Нет ничего нового под Солнцем. Тем не менее божественный Платон постиг Эрос не только в сущем, но и в бытии, соотнося его с Ничто. И Эрос оказывается ключом как к онтологии Платона, так и к его гносеологии, на что и указал Павел Александрович Флоренский во вдохновенной лекции "Общечеловеческие корни идеализма" (1908).

Вся немецкая философия – подступ к Правой Вере. Немецкая мистика – само собой. Но Кант – гений из гениев, Коперник субъектности, первопроходец новых измерений. А за ним – Фихте, Шеллинг, Гегель, Маркс, Ницше, Брентано, Гуссерль, Хайдеггер! Каждый – прорывен, каждый – правоверен. Это – мейнстрим. И наша русская мысль подхватывала и расцвечивала и обрабатывала правоверные алмазы, добытые немецкими титанами. Наши гении начиная с Михаила Ломоносова и Александра Пушкина – в связке с великими немцами. Мы их осваиваем, питаемся их продуктами, отталкиваемся от них, восходим на более высокую ступень «прикладной эсхатологии» (вспомним Николая Фёдоровича Фёдорова!).

Посчастливилось вживую общаться с русскими искателями Правой Веры, подзарядившими меня высшим вопрошанием. Вот мои учителя – Алексей Фёдорович Лосев, Александр Леонидович Чижевский, Всеволод Никанорович Иванов, Эвальд Васильевич Ильенков, Михаил Александрович Лифшиц, Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский, Лев Николаевич Гумилев, Борис Фёдорович Поршнев, Василий Витальевич Шульгин, Иван Антонович Ефремов, Леонид Максимович Леонов. И, конечно, замечательные мыслители-шестидесятники, которые почти все участвовали в деятельности нашего Университета Молодого Марксиста в 1963-1965 годах, и с оставшимися в живых общаюсь по сей день.

Особо доверительные правоверные беседы вел со мной Леонид Максимович Леонов, когда он работал над грандиозным своим итоговым творением – романом «Пирамида». Он мне много рассказывал о Максиме Горьком и Сергее Есенине, с которыми дружил. Надо сказать, что со школы я очень увлекался Александром Блоком, Велимиром Хлебниковым и Сергеем Есениным, но благодаря живым воспоминаниям Леонида Максимовича как бы духовно отождествился с Сергеем Александровичем Есениным, а его эсхатологические стихи 1917-1918 годов воспринимаю просто пророческими и воистину правоверными. И свою задачу вижу в том, чтобы через такие непривычные с первого взгляда ключевые понятия, как Богосаможертвоприношение, Сплот Правоверных (= Церковь-Орден в высшем смысле), Архи-Программа, субъектность и орговик, - подверстать знание под общий концептуальный знаменатель и вслед за Карлом Ясперсом попытаться системно и непротиворечиво постичь смысл и цель человеческой истории и выявить суть высочайших откровений Запада и Востока.


В избранное