Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


300 шагов многовато, а 10 – в самый раз. Часть 1

 

Прежде чем намечать конкретные задачи и способы их решений, необходимо чётко представлять себе сверхзадачу, сверхцель. Тогда и средства подберутся подходящие. В Политической программе объединенной российской демократической оппозиции 300 шагов к свободе, которую в основном составил Владимир Станиславович Милов, поставлены задачи буржуазно-демократической революции, и это можно только приветствовать, однако не указан конечный социальный адресат этой революции, а он может быть разный – от компрадора и олигарха до национального капитала и низового собственника. Критиковать нынешнюю социально-политическую патологию уместно прежде всего с общедемократических субъектных позиций, однако как будет развиваться страна после установления нового режима – желательно определиться.

Постарался с максимальной доброжелательностью отнестись к представленному тексту. Его объем меня смутил – 300 шагов очень много, до 30 «долетит» редкая птица, оптимум же – не более 10 пунктов, но зато базисных-ключевых-системообразующих, адресованных самым продвинутым и активным социальным группам и определяющих формы правовой и государственной надстройки. Короче, необходима чёткая классовая позиция, поскольку упованиями на «общенародный интерес» мало кто будет сыт. Естественно, сравнивал с нашей «неостолыпинской» надпартийной базисной Программой постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика», нацеленной на форсированное взращивание «критической массы» низовой субъектности (национальный капитал, прежде всего производственный, мелкое и среднее предпринимательство в городе и на селе) как предпосылки модернизации, нации, демократии и гражданского общества. А также я сравнивал сей продукт программного творчества с прагматичными рецептами прорыва в постиндустриализм таких разных с первого взгляда стран, как США, КНР, Индия, Бразилия, Сингапур, Малайзия, Ирландия и Финляндия.

Содержание программы «300 шагов»:
Преамбула
I. Политическая реформа
II. Развитие человека
III. Экономика
IV. Россия в мире
V. Реформа системы государственного управления
Почему нашу программу не сможет реализовать действующая власть?
Заключение. Что принесет наша программа людям

Целиком привожу здравую и вдохновляющую, но местами слишком общую Преамбулу:

«Настоящая программа – манифест объединенной российской демократической оппозиции, политической целью которой является кардинальное изменение общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране, восстановление верховенства закона, демократических институтов и политических прав граждан, уважение прав человека, создание гуманного и свободного общества и государства.

Мы, объединенная российская демократическая оппозиция, хотим видеть Россию современным, цивилизованным, демократическим государством, дружественным собственным гражданам и обеспечивающим для всех без исключения россиян достойные условия жизни на уровне современных развитых стран, максимально благоприятные для самореализации и творчества.

Мы видим стратегическими целями развития нашего общества свободу человеку и гражданина, материальное и духовное благосостояние граждан страны, мир и безопасность для россиян, содействие разрешению глобальных проблем и угроз, противодействие тенденциям авторитаризма, милитаризма и национализма.

Сегодняшнее государство Россия не является ни современным, ни цивилизованным, ни демократическим. Это государство, в котором все влияние сосредоточено у узкой группы лиц из правящего клана, в котором граждане не имеют права влиять на будущее своей страны, государство, враждебное своим гражданам, не обеспечивающее соблюдения их элементарных гражданских прав и прав человека, должного уровня защиты правопорядка, независимых судов. Качество жизни – жилищные условия, окружающая среда, безопасность, качество медицины и образования, коммунальная и транспортная инфраструктура – для большинства граждан России находится на уровне стран третьего мира и улучшается в основном для богатых.

Грубейшие ошибки власти в области внутренней и внешней политики, допущенные в последние годы, привели к росту социального расслоения, нарастающему кризису пенсионной системы, построению неустойчивой и чреватой кризисами спекулятивной модели развития экономики, деградации армии, ухудшению отношений России со многими странами мира.

В то время как государственная пропаганда рисует образ сильной и процветающей России, в реальности ее граждане видят совсем другую страну, со множеством проблем и отсутствием ясных путей движения вперед. Многие нарастающие трудности от людей тщательно скрывают.

Ситуация могла и должна была развиваться иначе, если бы мы, россияне, могли получать реальную информацию о происходящем в своей стране и влиять на политику властей. Однако подавление гражданских прав и свобод не позволяет людям открыто обсуждать ошибки власти и дискутировать о путях развития страны и способах решения стоящих перед Россией проблем. Мы не можем вести такую дискуссию – в течение периода 2000-2008 годов демократия в России последовательно уничтожалась. Государственная пропаганда объясняет нам, что ради каких-то высших целей мы, граждане России, почему-то должны полностью отказаться от нормальных для современного цивилизованного мира прав по участию в управлении своей страной, эксклюзивно передав их узкой группе лиц из правящего клана.

При этом наши соседи по европейской цивилизации – сербы, поляки, немцы, итальянцы, чехи, словаки, украинцы и другие народы Европы – имеют полную возможность влиять на будущее своих стран, открыто участвуя в политической жизни, остро критикуя власти, свободно поддерживая любые, в том числе оппозиционные политические партии, выходя на массовые митинги. Возможности прямо участвовать в политическом процессе, говорить и слышать правду, корректировать ошибки власти имеют и граждане широкого круга других стран демократического мира, включая североамериканцев, японцев, индийцев, южноафриканцев, южнокорейцев, турок, латиноамериканцев.

Россияне по сравнению с этими народами вынуждены довольствоваться положением людей второго сорта, которым такие возможности недоступны.

К чему это приводит, мы с горечью вынуждены наблюдать сегодня. Действующая власть, отвлекая россиян от тяжелых проблем страны, рисует для них привлекательные картины «светлого будущего», которое должно наступить где-нибудь к 2020 году. В нашей истории таких несбыточных обещаний было сделано много. Нам тоже хочется, чтобы к 2020 году средняя зарплата в стране составляла около 3 тыс. долларов в месяц, а 70% населения России относилось бы к среднему классу.

Но в условиях сегодняшнего авторитарного, монопольно-паразитического режима, погрязшего в коррупции и обслуживающего лишь интересы узкого правящего класса, такие цели недостижимы. Этот режим ведет Россию в третий мир, каждый раз меняя свои обещания. В 2000 году нам обещали современную пенсионную систему; ее создание с треском провалилось, пенсии остаются нищенскими, их размер по отношению к средней зарплате падает, пенсионные накопления граждан стремительно обесцениваются.

В 2003 году нам обещали удвоить ВВП за десять лет; хотя эта задача номинально может быть решена, от роста ВВП выигрывают в основном наиболее обеспеченные граждане, социальное расслоение в обществе растет.

В 2005 году нам обещали, что в результате национализации нефтяной промышленности и разгрома компании ЮКОС государство и граждане получат больше доходов от добычи и экспорта нефти. Однако после того, как частичная национализация свершилась, премьер-министр Путин объявил о снижении налогов на добычу нефти для «своих» компаний на 100 миллиардов рублей в год, в то время как параллельно власти заявляют о возможном повышении единого социального налога, что больно ударит по малому и инновационному бизнесу.

Нам опять пускают пыль в глаза, обещая «коммунизм к 2020 году» и добиваясь от нас мандата на вседозволенность для власти.

Но пока что России рано думать об уверенном движении к светлому будущему – для начала необходимо разгрести авгиевы конюшни ошибок и провалов государства, достающиеся нам в наследство от периода 2000-2008 годов, ставшего периодом упущенных возможностей по модернизации страны.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Важно постоянно на каждом углу кричать об обмане Путина и его группы – мы в тупике, вымираем, нам не выжить! Какая тут модернизация, когда в нашем доме хозяйничают временщики-мародеры, а мы в отключке и не соображаем, что с нами творят. Как если бы врач, пользуясь своими полномочиями и с помощью санитаров в погонах потрошил доверившегося ему пациента и уговаривал его потерпеть «план 2020»/

Сегодня необходимо предпринять набор шагов для вывода страны с тупикового пути, отвергнутого всеми цивилизованными странами мира, к качественно иным условиям дальнейшего развития, преодолеть наследие авторитарной реставрации, политики монополизации и расхищения страны, пренебрежения к правам и интересам человека, проводившейся в последние годы.

Настоящая программа предлагает круг таких первоочередных шагов – 300 шагов, необходимых для смены вектора развития России, вывода страны из политического тупика, в который ее все глубже заводит политика действующих властей, и выхода России на путь устойчивого развития. Власть очевидно не может сделать Россию современной, цивилизованной и демократической, терпимой, гуманной и свободной – значит, такой ее должны сделать мы, российские оппозиционные демократические силы.

Мы давно критикуем власть за неверные действия во внутренней и внешней политике. Настало время перейти от критики к конкретной программе позитивных преобразований в нашей стране.

Создание в 2008 году широкой коалиции российских демократов создает все условия для выработки такой единой позитивной программы, которую мы сегодня предлагаем российским гражданам.

Предлагаемые нами 300 конкретных шагов – это программа-минимум. Более детальные предложения по путям развития страны должны обсуждаться после восстановления в стране полноценной политической конкуренции, в ходе открытого политического процесса и дебатов с участием самых разных политических сил.

Однако до того, как такая открытая политическая дискуссия станет возможной, необходимо решить ряд острых проблем России. В настоящей Программе предложены конкретные рецепты по их решению.

Главная идея программы – создание в России высоко конкурентной среды в политической и экономической жизни. Цивилизованная конкуренция (конкуренция, основанная на уважении прав окружающих и соблюдении закона) – наша главная политическая цель. В этом – наше радикальное отличие от мышления действующего политического класса. Их главная цель – монополия, монополия и еще раз монополия, пренебрегающая социальными, политическими и гражданскими правами человека и законом. Монополия в экономике, позволяющая разворовывать ресурсы, пренебрегая развитием и улучшением качества товаров и услуг, и лишь накручивая цены. Монополия в политике, создаваемая для бесконечного сохранения у власти, прикрытия коррупции, поддержки и экспансии близких к себе монополий. Монополия на идеологию, основанная на эксплуатации средневековых идей о сакральности власти и «царя-батюшки», «особом пути России», «евразийской цивилизации», и иных форм мракобесия и византийщины, неприемлемых для современного цивилизованного мира. Монополия в СМИ, прикрывающая провалы в действиях власти и вводящая россиян в глубокое заблуждение по поводу истинного положения страны.

Монопольная философия ведет Россию к деградации, коррупции, инфляции.

России жизненно необходима конкуренция. Конкуренция в политике – для того, чтобы различные политические силы могли открыто критиковать ошибочные действия властей, предлагать для широкого обсуждения идеи по исправлению ошибок и движению страны вперед, периодически сменять друг друга у власти. Только политическая конкуренция сможет предотвратить гибельные последствия ошибок, совершаемых неконтролируемой никем властью, монополизировавшей политическое пространство. Конкуренция в экономике – для того, чтобы улучшить качество производимых в России товаров и услуг, стабилизировать и снизить цены.

Программа не стремится навязать гражданам какую-либо идеологию, а предлагает им совершить осознанный выбор в поддержку нашей, демократической идеологии в условия реального, а не бутафорского идеологического многообразия. Программа содержит конкретный набор конкретных прагматичных мер, который, с одной стороны, имеет значительный потенциал для привлечения поддержки широкого круга политических сил и консолидации российской оппозиции, а с другой – в состоянии адекватным способом решить наиболее насущные проблемы страны.

Авторы программы также не питают иллюзий в отношении того, насколько скоро цивилизованные политические силы могут прийти к власти в России и реализовать изложенные в программе идеи. Мы отдаем себе отчет в том, что этот путь может оказаться трудным и долгим. Однако программа призвана сформировать у наших сторонников понимание того, за какие практические шаги в политической, социальной, экономических областях выступают российские демократы, какими способами мы намерены решать проблемы страны, когда нам представится такая возможность.

Мы хотим, чтобы наши нынешние и потенциальные сторонники убедились, что в то время как власти выступают лишь с декларативными лозунгами, наша программа – предельно конкретна. Их методы – установление монополии в политике, СМИ, экономике, идеологии – ведут лишь к загниванию и стагнации. Наши главные идеи – конкуренция, законность, ответственность власти перед своим народом, уважение прав человека, гуманизм, терпимость – в состоянии реально двинуть страну вперед. В отличие от действующей власти, способной лишь рисовать несбыточные картины «светлого будущего», мы, объединенная российская демократическая оппозиция, знаем ответ на вопрос «как»».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Слова и оценки более-менее общедемократические. А далее – раздел I. Политическая реформа:

«Никакие позитивные преобразования в России не будут возможными без проведения в стране полномасштабной политической реформы, которая позволила бы гражданам реально влиять на политику властей через принятые во всем цивилизованном мире демократические институты и механизмы, заставлять политическое руководство страны отвечать за свои ошибки, добиваться корректировки неверных шагов властей.

Политическая реформа призвана исправить пороки сложившейся в последнее время системы управления страной, основанной на подавлении гражданских свобод и политической конкуренции. Зачатки этой системы проявились еще в 1990-е годы и получили ускоренное развитие в период правления второго президента России В.Путина, когда основные институты демократии в России были демонтированы, уступив место авторитаризму.

Авторитарная политическая система, в которой отсутствует конкуренция идей, подходов к выработке и реализации государственной политики, сменяемость власти, борьба политиков с разными взглядами за властные посты, чрезвычайно рискованна для будущего страны. Такая политическая система, не предполагающая обратной связи с обществом через свободные СМИ и честные выборы, неизбежно будет приводить и к множащимся фатальным ошибкам в области социально-экономической политики (результатом которых становятся складывающаяся экономика высокого неравенства, провал пенсионной реформы, неудачная монетизация льгот), и к систематическому пренебрежению жизнью, здоровьем и правами граждан. Подобное пренебрежение, как мы уже видели в нашей недавней истории, порой может оборачиваться крайней жестокостью властей по отношению к собственному народу, которая проявилась, прежде всего, в ходе трагических ситуаций с захватом заложников в Норд-Осте и Беслане.

Главная задача политической реформы, на проведении которой настаивают российские демократы, – формирование в России полноценной конкурентной политической системы, которая позволит гражданам самостоятельно оценивать результаты деятельности властей и принимать решение о том, какие политики достойны представлять их во власти в дальнейшем.

Только открытая и конкурентная политическая система позволит раскрыть людям глаза на истинное положение дел в стране, прикрываемое сегодня мощным потоком государственной пропаганды, и открыть путь к власти для ответственных, цивилизованных политиков, представляющих собой достойную альтернативу сложившейся сегодня в России авторитарной, клановой, монопольно-паразитической системы управления страной.

Отмена цензуры

Первоочередная и важнейшая задача политической реформы – отмена цензуры. Общество нуждается в свободе слова для необходимого обмена мнениями о ситуации в стране и мире, контроля за деятельностью властей. Отсутствие обратной связи и бесконтрольность власти ведут к ошибкам, преступлениям, коррупции. У общества должна быть возможность воздействовать на власти, заставлять их прислушиваться к нуждам людей, корректировать ошибочную политику. В современном обществе эту функцию выполняют свободные СМИ. В путинской России их деятельность была практически полностью подавлена, что стало причиной тяжелых проблем страны и многочисленных ошибок властей. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, в России необходимы следующие меры.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Далее следуют сугубо надстроечные общедемократические предложения, которые необходимы, но недостаточны. Достаточное условие демократии и модернизазации – форсированное взращивание «критической массы» экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных низовых хозяев-собственников, то есть малого и среднего предпринимательства и кооператорства. Если власть в России возьмут патриотически-настроенные нешкурные лидеры, как это произошло в своё время в Японии, Индии, Сингапуре, Малайзии, Китае, Турции и в ряде других стран Запада и Востока, то они могут проводить модернизацию параллельно с демократизацией – одно усиливает и обогащает другое, надстройка подстраивается под базис/

1. Немедленная и безоговорочная отмена цензуры и возврат полноценной свободы слова. Без этого никакие выборы, иные политические процедуры не будут легитимными и не смогут обеспечить приход к власти ответственных политиков, поддерживаемых народом.

2. Полное снятие любых ограничений и запретов на допуск политических деятелей и экспертов к эфиру общефедеральных телеканалов (каким бы собственникам они ни принадлежали), немедленная и безоговорочная отмена «стоп-листов» на телевидении, предоставление эфира всем политическим и общественным силам. Выделение ежедневного эфира в прайм-тайм на одном из федеральных телеканалов, где поочередно предоставлялась бы прямая трибуна представителям различных политических сил.

3. Возврат к прямым эфирам на телевидении с участием представителей всех политических сил страны. Возврат прямых трансляций заседаний парламента.

4. Введение запрета на вмешательство государственных чиновников в редакционную политику СМИ и уголовной ответственности за нарушение данного запрета. Права журналистов на объективное и непредвзятое освещение событий в стране и мире должны быть надежно защищены законом.

5. Введение законодательных норм, обеспечивающих предоставление равного времени в эфире общефедеральных электронных СМИ всем политическим силам и равноправного эфирного освещения их деятельности. Введение законодательной ответственности руководства СМИ за нарушение этих правил.

6. Принадлежащие государству СМИ должны быть в кратчайшие сроки приватизированы, в собственности федеральной власти должно остаться не более одного федерального телеканала, одной радиостанции и одного общефедерального печатного издания. Необходимо создание реально независимого общественного телевидения. Законодательно должно быть установлено, что акции приватизируемых телеканалов должны быть распределены между разными собственниками (одному лицу или группе аффилированных лиц не может принадлежать более 10% их акций), а управлять редакционной политикой этих телеканалов должны общественные советы, сформированные из числа известных общественных деятелей, пользующихся уважением среди россиян, по открытой и конкурентной процедуре.

7. Радикальный прорыв в увеличении числа телеканалов с федеральным масштабом вещания, ликвидация в кратчайшие сроки информационной монополии 2-3 федеральных телеканалов.

8. Снятие драконовских ограничений на регистрацию СМИ и прекращение использования возможности отзыва лицензии как инструмента политического шантажа. Для борьбы с проявлениями пропаганды насилия, экстремизма, расовой, национальной и религиозной ненависти должны использоваться иные методы, не связанные с ограничением доступа граждан к информации, в частности:

- подписание ведущими СМИ Журналистской хартии, открытой для присоединения и устанавливающей на добровольных началах систему самоограничений для работников СМИ, призванных не допускать пропаганды в СМИ насилия, экстремизма, расовой, национальной и религиозной ненависти;

- создание Общественного совета по нравственности и этике в СМИ – некоммерческой организации, учрежденной самими СМИ, в функции которой будет входить мониторинг СМИ на предмет выявления фактов пропаганды насилия, экстремизма, расовой, национальной и религиозной ненависти, и инициирование судебных исков, направленных на принятие мер в отношении виновных.

9. В России должна появиться общефедеральная неправительственная организация по защите свободы СМИ, имеющая отделения во всех субъектах Российской Федерации, в функции которой войдет контроль за соблюдением свободы слова в российских регионах».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Надстроечная часть, поскольку она носит общедемократический характер, разделяется всеми модернизационными силами. Но как только дойдем до базиса, то есть до отношений собственности на средства производства, особенно земли, - начнутся у нас далее разногласия с Владимиром Миловым. В уме надо держать примат субъектизации над социализацией, необходимость взращивать низовую субъекность, для чего создавать базисные условия и прежде всего самодостаточный «стартовый капитал» для каждого гражданина. Эта потенциальная самодостаточность может быть реализована на протяжении жизни как на индивидуальной, так предпочтительнее на кооперативной основе. Каждый гражданин должен получить свой шанс, хотя ясно, что по жизненным результатам ни о какой принудительной уравниловке не может быть и речи. И не надо изобретать велосипед – на наших глазах высочайшего уровня благосостояния и свободы достигли страны, начинавшие даже с более низкого старта, чем нынешняя РФ.

/Продолжение следует/

В избранное