Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


300 шагов многовато, а 10 – в самый раз. Часть 4

 

Продолжаю рассмотрение и посильное комментирование проекта Политической программы объединенной российской демократической оппозиции 300 шагов к свободе, которую в основном составил Владимир Станиславович Милов. Ясно, что в условиях неофеодализма, сформированного Путиным в ходе ползучего антиконституционного государственного переворота, никакой модернизационный прорыв России невозможен. При индустриализме можно было ловить способных ученых и специалистов и концентрировать их в шарашках и заставлять делать бомбы и ракеты, но при наступившем постиндустриализме такие рабовладельческие и неофеодальные методы не дают конкурентоспособного результата, сколько денег ни вкачивай в недавно созданные государственные корпорации. Хороший специалист не будет рабствовать под погоном, а предпочтет уехать в более человечную страну. Волей-неволей надо создавать человечные условия. Второй раздел «Развитие человека» гласит:

"Невнимание к человеку оказалось главной проблемой политики российского государства в течение всего постсоветского периода. Несмотря на номинально высокие цифры прироста российской экономики в последние годы, жить простым россиянам во многом не стало лучше. Качество жизни продолжает оставаться низким, катастрофически отставая от развитых стран. В то время как Россия приблизилась к развитым странам по ВВП на душу населения, мы безнадежно отстаем от них по таким показателям, как уровень пенсионного обеспечения, качество медицинских услуг, состояние окружающей среды, жилищные условия и качество коммунальных услуг, мобильность населения и состояние транспортной инфраструктуры, личная безопасность граждан, социальная защищенность – по этим показателям Россия находится в одном ряду со странами Африки. В период 2000-2008 годах, невзирая на стремительный рост финансовых возможностей государства, ситуация по большинству этих направлений только ухудшилась.

Неудивительно, что население России продолжает сокращаться, а наиболее талантливые и квалифицированные граждане уезжают из страны. В таких условиях о построении в России «инновационной экономики» можно забыть.

В период правления президента Путина добиться прорыва в области политики развития человека не удалось. Собственно, и политики такого рода как таковой не проводилось – усилия реформаторов начала 2000-х годов в основном свелись к перераспределению финансовых потоков, направляемых на социальные цели. Действующая коррумпированная, паразитическая система государственного управления не была заинтересована в том, чтобы повернуться лицом к человеку.

В результате все социальные реформы – пенсионная, жилищная, коммунальная, здравоохранения, образования и другие – оказались провалены. Очевидный крах социальных реформ в период 2005-2006 годов решили подменить пиар-подачками населению в виде так называемых «национальных проектов», однако и при их реализации неэффективная чиновничья система вновь дала сбой. На нацпроекты выделяется мизерное по масштабам страны количество средств, эти средства в основном тратятся на текущие цели вместо развития фундаментальной инфраструктуры. Решение системных проблем социальной сферы откладывается в долгий ящик, уступая место ограниченным финансовым подачкам, которые преподносятся государственным ТВ как очередной пример «заботы власти о народе».

Между тем, жилье становится недоступнее, качество коммунальных и медицинских услуг не улучшается, тарифы растут, пенсионная система разваливается на глазах.

Трудности в реализации политики развития человека состоят еще и в том, что в российском обществе силен дефицит гуманизма. Это – проблема, связанная с наследием десятилетий бесчеловечного тоталитарного режима и жестких преобразований 1990-х годов. В обществе распространены цинизм, пренебрежение к правам и интересам других людей, окружающей среде, «синдром необольшевизма» - иллюзии по поводу того, что той или иной версии «светлого будущего» можно достичь ценой ущемления прав других граждан. Для того, чтобы политика развития человека принесла реальный эффект, необходимы усилия по гуманизации российского общества, формированию позитивного, гуманистического духа нации.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Констатации правильные, но надстроечные. Демократия – не для нищих. Демократия может функционировать устойчиво только при условии, что есть социальный субъект-носитель её. А таковыми выступают экономически-самодостаточные граждане. Поэтому первейший принцип модернизационной социальной политики – не социализация, а субъектизация. Ибо если социализация по возможности всех служит почвой-лоном субъектизации, то субъектизация сильных – мотор-двигатель социализации всех. Высвобождение и взращивание низовой субъектности – цель социальной политики/

Политика в области развития человека должна быть направлена на создание в России условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Бедным и слабым нужна не свобода, а хозяин, сколько бы прав им ни предлагали-провозглашали/. Государственная политика должна проводиться в интересах всех без исключения граждан России, стране необходимо общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости, социальной ответственности сильных и социальной солидарности слабых. Важнейшие условия, необходимые для превращения России в современную цивилизованную страну – не только экономическое развитие, но и развитая система социальной поддержки, современные системы образования и здравоохранения, обеспечение личной безопасности граждан, доступность и адекватное качество жилья, экологическое равновесие, формирование гуманной и толерантной общественной атмосферы.

Цель политики развития человека – создание максимально комфортных условий проживания в стране для всех россиян, включая будущие поколения. Это является неотъемлемым условием политики превращения России в современную цивилизованную страну.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Далее следует набор вроде бы разумных неотложных мер, но предлагаемых вразброс, несистемно и с упованиями на бюджет, что напоминает ситуацию с тришкиным кафтаном. Лучше взять сингапурский или норвежский опыт, но понимая при этом, что он успешно сработает в РФ лишь в условиях модернизационного рывка/

Пенсионная система

Ликвидация тяжелых провалов, допущенных в ходе правления президента Путина в области пенсионной политики и реформы пенсионной системы, - задача номер один для ответственных политических сил страны. Если ничего не менять в пенсионной системе, то к 2020 году средняя пенсия по стране может опуститься менее чем до 15% от средней заработной платы, при этом в то время пенсионеры будут составлять не менее половины взрослого населения страны. Предпринимаемые властью шаги в сторону создания системы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений недостаточны и связаны с чрезмерным количеством ограничений, не позволяющих рассчитывать на эти шаги как на эффективное средство преодоления пенсионного кризиса и развития накопительной пенсионной системы.

Нельзя допустить, чтобы половина взрослых россиян влачила поистине нищенское существование. Пенсионная реформа должна стать центральным элементом политической программы объединенной демократической оппозиции.

76. Ключевыми задачами пенсионной реформы должны стать:

- создание российского Глобального пенсионного фонда (по аналогии с норвежским ГПФ), доходы от инвестирования средств которого должны будут направляться на выплату текущих пенсий тем пенсионерам, которые в силу возраста не смогут полноценным образом участвовать в накопительной пенсионной системе;

- формирование эффективной накопительной пенсионной системы, которое позволить обеспечить в будущем достойный уровень пенсий более молодым гражданам.

77. Глобальному пенсионному фонду должны быть переданы в управление средства фонда национального благосостояния, а также принадлежащие государству акции коммерческих компаний и доходы от приватизации государственного имущества. Ежегодный доход от вложения этих средств должен направляться на выплату текущих пенсий тем пенсионерам, которые в силу возраста не смогут полноценным образом участвовать в накопительной пенсионной системе. Если российский ГПФ будет сформирован в объеме, составляющем не менее одного триллиона рублей, это позволит уже сегодня удвоить уровень пенсий.

78. Контроль за деятельностью российского Глобального пенсионного фонда должен осуществлять наблюдательный совет, формируемый на основе специального федерального закона и включающий в себя, помимо авторитетных специалистов в финансово-экономической сфере, представителей всех политических партий, представленных в парламенте (включая оппозицию), общественных организаций и объединений (включая общественные объединения пенсионеров).

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Вообще принцип наблюдательных, контролирующих и в ряде ситуаций распорядительных Тройственных комиссий из представителей исполнительной и законодательной власти и профильных общественных организаций следует сделать сквозным в Программе, как предусмотрено и в нашей Программе «Путь из тупика»/

79. Российский Глобальный пенсионный фонд в обозримой перспективе должен превратиться в крупнейшего международного финансового инвестора, контролирующего доли в стратегических активах на территории крупнейших стран мира. Полномочия исполнительной власти должны быть ограничены определением величины вклада в Глобальный пенсионный фонд и требований по размеру его доходности. Размер пенсий должен рассчитываться в установленном законом порядке автоматически исходя из возможностей ГПФ; любые популистские решение политического руководства страны о повышении конкретного уровня базовых пенсий должны быть исключены.

80. Должны быть предприняты решительные меры по развитию накопительной пенсионной системы, формируемой за счет личных взносов граждан и взносов корпораций. Граждане должны стать собственниками своих накоплений (сегодня собственником подавляющей части средств, направляемых на выплату пенсий, является Пенсионный фонд РФ).

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Опять-таки не надо изобретать велосипед, а надо взять на вооружение сверхуспешную накопительно-социально-пенсионную систему Сингапура/

81. В течение 5-6 лет необходимо перейти к сбалансированной распределительно-накопительной пенсионной системе, с персональными пенсионными счетами, взносы на которые делаются как гражданами, так и предприятиями, и сочетающей частные пенсионные фонды и государственные социальные гарантии с конкуренцией пенсионных фондов всех форм собственности за привлечение средств на пенсионных счетах на основе наиболее эффективного их инвестирования.

82. Должно быть восстановлено действие программы обязательного накопительного пенсионного страхования (пенсионных прав) в отношении работников среднего возраста, исключенных из программы действующим руководством страны.

83. Обеспечение приемлемо высокой доходности накоплений граждан должно обеспечиваться за счет ликвидации монополии Пенсионного фонда и Внешэкономбанка на рынке пенсионных накоплений, ускорения процесса передачи управления пенсионными накоплениями граждан, также полностью на добровольной основе, частным управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам под государственным надзором, поддержания высокого уровня конкуренции между частными пенсионными фондами, использования конкурентных процедур для размещения пенсионных средств граждан, не выбравших частные управляющие компании для инвестирования своих накоплений («молчунов»).

84. Создаваемому объединенному регулятору финансовых рынков необходимо будет поручить постоянный мониторинг надежности управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов и принятие мер по минимизации рисков надежности пенсионных накоплений граждан.

85. Необходимо способствовать активному развитию деятельности негосударственных пенсионных фондов, развивая при этом конкуренцию между НПФ и препятствуя монополизации рынка негосударственного пенсионного обеспечения.

86. Эти меры позволят в разумные сроки достичь среднего уровня пенсий не ниже 40% от средней заработной платы, как в развитых государствах Европы, добиться доходности по пенсионным накоплениям, опережающей инфляцию. В дальнейшем, корректировка принципов устройства национальной пенсионной системы, в отличие от закрытой кулуарной формы их обсуждения в 2000-2008 годах, должна базироваться на широкой дискуссии с участием всех политических сил страны, имеющих свои идеи в этой области.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Пункты 81-86 лучше пересмотреть на основе опыта Сингапура/

Здоровье нации

Высокий уровень заболеваемости населения и низкое качество медицинских услуг – ключевые причины катастрофически высокой смертности населения и продолжающегося быстрого сокращения населения России. Рождаемость в стране составляет примерно 11 человек на 1000 человек населения, тогда как смертность – свыше 15 человек. По смертности Россия занимает 22-е место в мире, по продолжительности жизни – 157-е место. Средняя продолжительность жизни в России едва превышает 65 лет, что соответствует самым слаборазвитым странам мира (средняя продолжительность жизни в развитых странах Запада – 78 лет и выше, в странах Восточной Европы – 74-76 лет).

Особенно кричащими являются цифры средней продолжительности жизни мужчин: если российские женщины живут в среднем свыше 72 лет, то мужчины – менее 59 лет. Такая низкая продолжительность жизни характерна лишь для отсталых африканских стран.

Небольшой рост рождаемости в последние годы сопровождался, по данным Министерства здравоохранения и социального развития, резким ростом детской смертности в большинстве регионов России.

Политика в области здравоохранения до сих пор сводилась лишь к перераспределению финансовых потоков, созданию сверхблагоприятных условий для аффилированных с властями фармацевтических фирм для поставок лекарств по завышенным ценам в систему льготного лекарственного обеспечения, а также очковтирательству в виде «национального проекта «Здоровье». Лишь четверть средств, выделяемых на нацпроект «Здоровье», пойдет на оснащение диагностическим оборудованием муниципальных поликлиник и строительство новых центров высоких медицинских технологий (таких центров предполагается построить всего 15 во всей стране), остальное – на текущие расходы. Зарплата повышается лишь для врачей общей специализации и младшего медперсонала, но не для врачей-специалистов, которые, собственно, и лечат людей. Закупка нового оборудования для медицинских учреждений осуществляется бессистемно и избирательно. Вместо того, чтобы создать работающую систему обязательного медицинского страхования, определить обязательные минимальные стандарты предоставления гражданам медицинских услуг, власти пытаются отделаться несистемными подачками.

87. России необходимо выработать принципиально новую политику в области здравоохранения, обеспечивающую вывод национальной системы медицинского обслуживания на качественно новый уровень. В ее основу должны быть положены следующие принципы:

- создание эффективной системы государственного медицинского страхования, обеспечивающей предоставление гражданам бесплатной медицинской помощи в рамках законодательно установленных стандартов;

- существенный рост государственных расходов на медицину, направляемых, прежде всего, на развитие инфраструктуры здравоохранения (строительство новых больниц и медицинских центров, закупки современного медицинского оборудования);

- содействие развитию доступной и качественной частной медицины за счет стимулирования конкуренции в сфере медицинского обслуживания;

- обеспечение эффективной профилактики заболеваемости на уровне наиболее развитых стран мира;

- борьба с алкоголизмом и курением;

- содействие снижению заболеваемости и улучшению состояния здоровья людей через общее повышение уровня и качества жизни.

88. Создание работоспособной системы обязательного медицинского страхования – главный механизм повышения качества и доступности здравоохранения для россиян. Необходимо стимулировать повышение качества работы страховых компаний (больничных касс), прежде всего на основе усиления рыночной конкуренции за средства, выделяемые на обязательное медицинское страхование. Гражданин должен получить право размещать средства медицинского страхования в тех больничных кассах, которые предоставляют ему оптимальное качество и набор медицинских услуг.

89. Необходимо разработать и рекомендовать регионам к реализации систему заработной платы врачей, среднего и младшего медицинского персонала, увязывающую значительное ее повышение с объемом и качеством вложенного труда.

90. Дополнительное бюджетное финансирование необходимо прежде всего направить на развитие медицинской инфраструктуры. Цель – сооружение не менее одной современной больницы в каждом районе, расширение сети реабилитационных центров, строительство новых клиник специального назначения.

91. Необходимо внедрять юридические и финансовые механизмы реальной ответственности медицинского учреждения перед пациентом, одновременно обеспечив страхование профессиональной врачебной ответственности.

92. Необходимо разработать специальную федеральную программу борьбы с детской смертностью, которая в последнее время росла более чем в половине регионов страны.

93. Необходимо обеспечить повсеместное внедрение системы всеобщей диспансеризации и профилактики заболеваемости, особенно в отношении наиболее опасных заболеваний.

94. Необходимо пропагандировать и стимулировать здоровый образ жизни, прежде всего среди молодого поколения, как главное средство достижения личного успеха и материального благосостояния.

95. Необходимо решительно бороться с коррупцией в системе льготного лекарственного обеспечения и резко повысить эффективность работы этой системы, обеспечив прозрачные конкурсные методы отбора фармацевтических компаний-поставщиков.

96. Необходимо стимулировать конкуренцию лечебных учреждений за страховое финансирование с целью повышения качества медицинских услуг (там, где это возможно).

97. Необходима разработка национальной программы борьбы с алкоголизмом и курением на уровне стандартов развитых стран Запада. Политика борьбы с алкоголизмом должна основываться не на запретительных мерах, а на стимулировании вовлечения как можно большего числа граждан в активную экономическую деятельность, открытие и ведение собственного бизнеса, политике развития среднего класса.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Вроде бы правильные благие пожелания, но более-менее дельно – в последней строке. И нет увязки с местным самоуправлением и налоговым режимом/

98. В целях обеспечения максимальной концентрации медперсонала на лечении больных, необходимо развивать систему оказания социальных услуг по уходу за пожилыми людьми, особенно одинокими, которые сегодня вынуждены просить о помещении их в больницы не в целях лечения, а ради гарантированного ухода.

Демографическая политика

Стратегическая цель – полностью остановить сокращение населения Росси в течение десяти лет. Основной акцент в демографической политике следует сделать на снижение смертности населения, прежде всего мужчин.

99. Необходимо стимулировать рождаемость прежде всего в активной части общества, среднем классе. Мизерный «материнский капитал» - плохая мера, способная лишь стимулировать рождаемость в люмпенизированных слоях общества. Например, следует списывать за счет государства ипотечные кредиты при рождении детей: 15 процентов за первого ребенка, 30 процентов – за второго и 50% - за третьего. Таким образом можно будет содействовать решению жилищной проблемы для семей, желающих завести детей, а также стимулировать рождаемость прежде всего среди благополучных граждан.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Пункт 99 – дельный. Даже когда штопаешь тришкин кафтан/

100. Необходима действенная политика поддержки семьи, материнства и детства. Необходимо принять федеральное законодательство, стимулирующее развитие институт приемной и особенно патронатной семьи и тем самым свести к минимуму число детей, воспитываемых в интернатных учреждениях. Необходимо также отменить ограничение по максимальному размеру пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет для работающих женщин, ввести федеральный минимальный стандарт размера ежемесячного пособия на ребенка. Необходимо разработать и реализовать финансируемые государством программы помощи семьям, где бесплодие излечимо.

101. Необходимо разработать конкретную общефедеральную программу содействия развитию местной сети учреждений дошкольного и внешкольного воспитания.

102. Миграционная политика должна быть направлена на стимулирование контролируемого, но существенного притока мигрантов в Россию. Это – единственный способ остановить сокращение населения России в условиях естественных пределов возможного роста рождаемости и продолжающегося старения населения. Приоритет в привлечении мигрантов будет отдан целевым программам по привлечению квалифицированных кадров, однако в целом приток мигрантов будет определяться потребностями рынка труда.

103. Россия должна стать привлекательной страной для потенциальных новых граждан. Необходимо на государственном уровне разработать программу привлечения и адаптации мигрантов к российским условиям жизни, их социально-культурной поддержки.

104. Борьба с нелегальной иммиграцией должна иметь место, однако не должна носить характер кампанейщины или способствовать эскалации ксенофобских настроений в обществе. Тем не менее, учитывая стратегическую цель установления безвизового режима между Россией и странами ЕС, России необходимо заключить соглашения о реадмиссии (высылке из России, финансируемой за счет страны происхождения) нелегальных иммигрантов со странами происхождения последних, прежде всего странами Южного Кавказа, Центральной Азии, Китаем, КНДР, Вьетнамом.

Политика в сфере образования

Политика в сфере образования в последние годы была чрезмерно зациклена на проблемах высшего образования. Хотя и в этой сфере властям не удалось добиться больших успехов, тем не менее сложившийся перекос привел к ускоренной деградации начального, школьного и профессионального образования. В результате база для формирования в будущем образованной и конкурентоспособной нации стремительно исчезает. Школы выпускают неграмотных учеников, что показали, в частности, крайне неудовлетворительные результаты сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2008 году. Лишь меньшинство родителей имеет возможности платить за относительно качественное школьное образование, сосредоточенное в элитных лицеях и гимназиях. В остальных школах остро не хватает учителей, особенно с современным педагогическим образованием, ощущается дефицит даже самого элементарного учебного оборудования. Школьные здания требуют ремонта, значительная их часть находится в аварийном состоянии. Система среднего профессионального образования практически полностью развалилась. Тяжелой проблемой страны остается массовый дефицит мест в детских садах, доходящий до миллиона мест в целом по стране.

Стране необходима реальная, а не «потемкинская» реформа образования, результатом которой станет создание системы эффективного образования, рентабельного и общедоступного для граждан страны.

105. Эффективность образования будет обеспечена ориентацией школьных и вузовских программ на наиболее перспективные отрасли экономики, общественной жизни, фундаментальной и прикладной науки. Рентабельность образования будет обеспечена комбинацией платного образования и увеличения государственного финансирования потребителей и производителей образовательных услуг. Доступность образования будет обеспечена развитой системой частных, общественных и государственных (местных, региональных и федеральных) стипендий, грантов и займов. Каждому гражданину, желающему получить высшее или среднее специальное образование и сдавшему стандартный общефедеральный экзамен-тест, будет гарантировано место на студенческой скамье.

106. Необходимо законодательно установить федеральный стандарт предоставления детям бесплатного школьного образования, включающий конкретные требования к основным характеристикам учебных программ, уровню профессиональной подготовки учителей, качеству школьных зданий и помещений, набор требуемого учебного оборудования. Необходимые для обеспечения выполнения этого стандарта финансовые нормативы должны лечь в основу норм бюджетного законодательства, определяющих размеры ежегодно выделяемых бюджетных ассигнований на школьное образование.

107. Необходима федеральная программа модернизации школ, а также введение специальных федеральных надбавок школьным учителям (такие надбавки должны финансироваться напрямую из федерального бюджета через органы федерального казначейства, в т.ч. минуя администрации школ).

108. Необходима разработка рекомендаций для субъектов Российской Федерации по реализации по введению прогрессивной системы заработной платы школьных учителей, увязывающей значительное повышение оплаты труда с объемом и качеством вложенного труда.

109. Необходимо реанимировать систему среднего профессионального образования, совместно с представителями бизнеса решить задачу формирования новой эффективной системы подготовки профессиональных рабочих кадров.

110. Каждый гражданин России должен иметь равный доступ к образованию при обязательном усвоении минимальных образовательных стандартов. Государство должно обеспечивать бесплатное образование определенного уровня (общее образование, начальное и среднее профессиональное образование) и, с учетом способностей и подготовки – высшее образование. Бесплатность высшего образования должна обеспечиваться получением после соответствующих испытаний государственных именных финансовых обязательств, реализующих принцип «деньги идут за учеником» и позволяющих перейти от финансирования затрат к оплате результатов (вуз, обеспечивающий лучшее качество образования, привлекает больше студентов и с ними – денег).

111. Необходимо довести до эффективных результатов реализацию механизма ЕГЭ, дающего право на получение государственных именных финансовых обязательств и поступление в вузы. ЕГЭ и государственные именные финансовые обязательства – гарантии доступности образования, позволяющие поставить в равные условия молодежь из разных регионов, города и деревни, ставящие заслон взяткам, клановости и семейственности при поступлении в вузы и, следовательно, делающие высшее образование наряду с другими мерами достоянием одаренных и работоспособных, а не только богатых. Тем самым усиливаются свойства образования как социального лифта, как механизма мобилизации человеческого капитала страны и социального перемешивания.

112. Необходимо решать проблемы, выявившиеся в ходе недавней практики применения ЕГЭ. Для предотвращения неподконтрольного вузам ухудшения качества абитуриентов лучшим университетам необходимо выставлять самые высокие проходные баллы, которые нужно получить на ЕГЭ, повышать требовательность в период обучения, считая 20% отсева на первом курсе нормой, и далее отбраковывать тех, кто не удовлетворяет образовательным стандартам, оставляя возможность возобновить учебу. Необходимо расширить практику проведения олимпиад, победители которых имеют право поступать в вузе без ЕГЭ – дополнительный и давно применяемый метод выявления талантов. Однако в целом единый деперсонифицированный экзамен необходим, иначе подрывается основа принципа доступности образования, возникают условия для коррупции.

113. Необходимо развитие образовательных кредитов – механизма, в соответствии с которым государство обеспечивает бесплатность образования при выполнении установленных условий. На период учебы обучающиеся, не имеющие иных источников средств существования, должны иметь возможность получать образовательный кредит, с возвратом его после окончания учебы деньгами или работой по контракту. Государство может субсидировать образовательные кредиты в случаях необходимости привлечения специалистов в определенные сферы. Государственные стипендии должны выплачиваться наиболее успешным студентам – 5-10% общего числа, но в размерах, достаточных для обеспечения минимально достойного проживания.

114. Высшее образование страдает от нехватки квалифицированных кадров и современной материально-технической базы, структура приема студентов и содержание учебных программ оторваны от потребностей рынка труда. В результате большинство выпускников вузов не обладают необходимыми для современной экономики знаниями и умениями, что предопределяет низкую конкурентоспособность на рынке труда (безработица, случайная работа не по специальности, низкая оплата труда). Для эффективного реформирования системы высшего образования необходимо:

- перейти на рейтинговую систему оценки эффективности деятельности вузов, вводящую финансовые поощрения для вузов, занимающих высокие места в независимых рейтингах вузов, оценивающих вузы в зависимости от доли выпускников, работающих по специальности, и уровня оплаты их труда;

- внедрить механизм реального бюджетного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием, что позволит кардинально повысить эффективность государственных расходов в этой сфере.

115. Для обеспечения финансирования мероприятий по улучшению качества системы образования, расходы на образование в структуре расходов федерального бюджета необходимо увеличить с нынешнего уровня – менее 5% - до 7-8% (подробнее об источниках финансирования этих расходов – в разделе о бюджетной политике). Целевая помощь субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, связанных с развитием образования, должна осуществляться в рамках обособленной линии финансирования, вне общих рамок финансовой помощи субъектам РФ, под особым парламентским контролем.

116. Необходимо законодательно запретить преподавание в государственных средних учебных заведениях любых религиозных учений, а в высших учебных заведениях – теологии".

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Пункты 105-115 можно принять за основу реформирования и развития образования, но они следуют в основном курсу на социализацию и почти не стимулируют призванный первенствовать в современном образовании и воспитании принцип субъектизации через развитие самоуправления учебных заведений и ученического и студенческого самоуправления с непременным правом вести самостоятельную хозяйственную деятельность, как прописано в Пункте 5 «Образование и воспитание нации» нашей Программы постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика». Детальнее предлагаемый курс на форсированное взращивание молодежной субъектности представлен в разработанной мной в 1980-х годах учебно-воспитательной системе «школа-вуз-производство».

/Продолжение следует/

В избранное