Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Зло этнозоологизма

 

В богатых странах – нации как форма самоорганизации низовой субъектности (то есть экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных низовых хозяев), а в бедных странах – этносы как природно-культурные общности людей, вынужденные по-всякому бедствовать из-за нехватки ресурсов и потому подвергающиеся угнетению со стороны собственной верхушки и обреченные на вечные межэтнические конфликты. В богатых странах – гражданское (= буржуазное, от слова бург = град) общество и некая человеческая жизнь, а в бедных странах нет гражданского общества, а есть животное (зоологическое) выживание. И в бедных странах естественен этнозоологизм – в Африке хуту режут тутси и наоборот, на Кавказе этносы и кланы режут друг друга и по ходу пинают безответных русских, в России же после самопредательски сдавших свою страну поколений вырастают более витальные юноши, которые тоже стали хвататься за нож.

Этнозоологизм вспыхнул и при распаде Советского Союза, и под лозунгами «Тьмузасрань - для тьмузасранцев!» в разных концах когда-то величайшей страны начались этнические чистки. Инициировала их вскормленная советской властью национальная интеллигенция, а с низов что возьмешь –они идут за новоявленными этническими лидерами. И понеслось!

Как всё это конкретно происходило, видел своими глазами в Чечено-Ингушетии, Южной Осетии и Приднестровье. Молдавские этнозоологисты решили «орумынить» республику и ради этого подавить этнические «меньшинства» - русских, украинцев, гагаузов. Однако не все среди «меньшинств» повели себя как бараны, ведомые на заклание – взбрыкнулись сначала русские женщины Тирасполя и Бендер, глядя на которых вынуждены были взять топоры и некоторые русские мужчины, и восстали также некоторые гагаузы. Молдавские этнозоологисты попытались сломить несогласных вооруженной силой, но получили отпор. Аналогично грузинский писатель-интеллектуал Звиад Гамсахурдия вознамерился «огрузинить» Южную Осетию и Абхазию, но тоже получил отпор. Всё это видел вблизи, и убедился в тупиковости и зловредности этнозоологизма. Надо не резать друг друга, а развивать самих себя и устанавливать партнерские отношения с этническими соседями, как на фирме подбираешь персонал не по этничности, а по компетентности и выгоде. А современное государство – как та же фирма, и его развитие и расцвет приводит к благу всех его этносов, и прежде всего того, который по умолчанию считается ведущим.

Развитие самопровозглашенных республик Приднестровской Молдавской, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха пошло по нескольким вариантам. Этническая чистка с одной стороны вызывает сходную реакцию с другой – и абхазы, увы, увидели угрозу для себя не просто со стороны этнозоологически-сдвинутых интеллигентов из Тбилиси, а и всех грузин. И ответный абхазский этнозоологизм вытеснил почти всех этнических грузин из Абхазии. Сходное произошло в Нагорном Карабахе. А вот в Южной Осетии до последней войны сосуществовали осетины и грузины, как кровнородственные, но конфессионально-разные сербы и босняки и хорваты в Боснии и Герцеговине. Бедной Южной Осетии, как и бедной Боснии и Герцеговине, не хватило времени, поддержки и доброй воли, чтобы развиться в надэтническую процветающую нацию, и возобладал этнозоологизм, который на Балканах привел к обильному кровопролитию, а в Южной Осетии – к этническим зачисткам с обеих сторон. Грузинский лидер Михаил Саакашвили делал ставку на параллельное руководство Южной Осетии во главе с осетином Дмитрием Санакоевым, власть которого, впрочем, распространялась в основном на грузинские села, и для установления контроля над всей территорией самопровозглашенной республики грузинское руководство наверняка с санкции США предприняло нападение на Цхинвал и другие осетинские анклавы, что было истолковано Россией как начало геноцида осетин. В свою очередь, Грузия обвинила Россию в геноциде грузин, поскольку находящиеся под опекой российских вооруженных сил осетинские ополченцы гнали грузин из Южной Осетии и грабили и жгли их дома там и в той части Грузии, которая перешла под контроль российской армии.

Это – этнозоологизм в действии. На сайте Полит.ру читаю заметку «Эксперты ООН: Цхинвали разрушен на 5%, грузинские села - на 50%»:

«Эксперты исследовательской программы UNOSAT при ООН опубликовали спутниковые снимки разоренных грузинских деревень на территории Южной Осетии. На снимках от 10-22 августа видно, что большинство домов лишены крыши, а над селами поднимается дым. Международная правозащитная организация Human Rights Watch заявила, что спутниковые снимки подтверждают сообщения экспертов, работающих в зоне конфликта, о том, что осетинские ополченцы жгут и грабят грузинские села, пишет «Новая Газета». «Наши сотрудники своими глазами наблюдали мародерство, проинтервьюировали десятки жителей уничтоженных сел. Мы обратились к UNOSAT, чтобы найти документальное подтверждение. И мы его нашли», - говорит глава московского офиса Human Rights Watch Элисон Гилл.

Эксперты UNOSAT пишут в своем заключении: «Большинство повреждений, заметных на спутниковом изображении, можно сопоставить с повреждениями от пожаров - пожары оставляют внутренние и внешние стены каменной кладки неповрежденными, но разрушают крышу. На территории сел не наблюдается воронок, которые появились бы от ракетных взрывов или минометов. Из разрушенных домов зданий с поврежденными внешними стенами - меньшинство, и они расположены вдоль главной дороги (трасса Джава - Цхинвали, по которой двигались российские войска). Здесь можно предполагать повреждения, нанесенные артиллерией, они похожи на разрушения, наблюдаемые в центре Цхинвали...»

По снимкам UNOSAT хроника разорения грузинских сел выглядит так:

10 августа, после прекращения боевых действий в районе Цхинвали, загорается Квемети - ближайшее от Цхинвали грузинское село;

12 августа подожжены села Пирси, Берула, Эредви, Кехви, Курта, Земо Ачабети, Тамарашени;

13 августа дорога в села перекрывается российскими войсками, и мародерство перемещается на юг от Цхинвали. Горят западная часть села Эредви, деревня между Приневи и Авневи, а также - совершенно необъяснимо - полыхает юг Кехви, который был заблокирован миротворцами;
19 августа подожжены села Кемерти, Кхэити, Квемо Ачабети;

22 августа - села Берула, Хеити, деревня около Дзарцеми, Земо Додоти.

Можно сказать, что грузинские села на территории Южной Осетии фактически перестали существовать. В горящем Тамарашени эксперты UNOSAT насчитали 183 разрушенных или сильно поврежденных дома - больше половины. По последним данным, в селе Квемо Ачабети разрушены 88 домов, серьезно повреждены 33 (51,9% от общего количества); в селе Земо Ачабети разрушены 56 домов, серьезно поврежден 21 (41,6%); в селе Курта разрушены 123 дома, серьезно поврежден 21 (43,4%); в селе Кехви разрушены 110 домов, серьезно повреждены 44 (44,3%); в селе Кемерти разрушен 71 дом, серьезно повреждены 25 (30,6%); в селе Дзарцеми разрушены 25 домов, серьезно повреждены 8 (15,3%). При этом, по данным UNOSAT, видимые со спутника разрушения Цхинвали составляют 5,5%.

Сотрудница Humаn Rights Watch Анна Нейстат утверждает, что сейчас мародерство продолжается в грузинских деревнях в буферной зоне: «Российские войска неделю назад отошли из района Гори. Однако грузинскую полицию допустили только в Гори и немного на север от города. Образовалась буферная зона, не контролируемая никем, и местные жители остались без защиты. На этой территории находится только один миротворческий пост, но он патрулирования не осуществляет. Сейчас разоряются села Пхвиниси, Шиндиси, Вариани, Никози, Тирдзниси, Мегврениси. Есть погибшие...»

Сейчас Humаn Rights Watch готовит объединенный доклад о военных преступлениях, произошедших во время конфликта. Помимо уничтоженных грузинских сел это обстрел Цхинвали «градом», использование грузинской и российской стороной кассетных бомб в населенных районах, захват гражданских заложников. Доклад будет опубликован в интернете, его официально передадут всем трем сторонам конфликта, а также в ООН, Совет Европы и ЕС. Возможно, материалы, собранные Humаn Rights Watch, будут приобщены к делу о военных преступлениях во время грузино-осетинского конфликта, которое будет рассматривать Международный уголовный суд в Гааге».

Читаю дальше на сайте Полит.ру вчерашнюю заметку «Гаагский трибунал начал рассмотрение грузинского иска против России»:

«Вчера Россия впервые стала ответчиком в Международном суде ООН в Гааге. Суд начал рассмотрение иска Грузии к РФ по поводу недавних событий в Южной Осетии и Абхазии. Тбилиси обвиняет Москву в расовой дискриминации грузин, проживающих в зонах конфликтов, и потребовал суд немедленно наказать агрессора, а также настоять на том, чтобы Россия обеспечила безопасное возвращение грузинских беженцев в Южную Осетию и Абхазию.

Напомним, что 12 августа Международный суд в Гааге принял к рассмотрению иск Грузии против России. Отмечалось, что в иске есть материалы, которые свидетельствуют о том, что Россия совершала этнические чистки на территории Грузии в период с 1993 по 2008 годы.

Помимо того, что Тбилиси требует окончательного вывода российских войск с территории Грузии и гарантию обеспечить возвращение грузинских беженцев и гарантировать им право на собственность, правительство Грузии потребовало обеспечить возвращение Абхазии и Южной Осетии под контроль Тбилиси.

На вчерашнем заседании выступление грузинской делегации заняло три часа. Источник газеты «Коммерсант» отметил, что никаких неожиданных аргументов грузинская сторона не изложила.

Интересы РФ в суде отстаивала делегация, которую возглавляют начальник правового департамента МИД РФ Роман Колодкин и посол РФ в Нидерландах Кирилл Геворгян. В общей сложности, вчерашние прения длились шесть часов.

Напомним, что ранее Россия также грозила Грузии иском, однако официального заявления в Гаагский трибунал пока не поступало».

Несколько по-другому развивались события в Приднестровье. С самого начала руководители приднестровского сопротивления, выступая против насильственной «румынизации», взяли курс на построение надэтнической государственности на базисе развития национального (а не шкурно-компрадорского, как в РФ и в ряде других осколков СССР) капитала. И у них получилось! Правда, ресурсов пока маловато, чтобы сложилась современная приднестровская нация, однако руководители крупнейшей приднестровской компании ООО «Шериф», к примеру, не вывозят прибыль за границу, а вкладывают её в развитие республики. В ходе становления нации исчез этнозоологизм. И в Республике Молдова после некоторого засилья этнозоологистов к власти пришли разумные силы коммунистической партии и тоже взяли курс на развитие современной надэтнической молдавской нации. Так что дело – в создании взаимовыгодной конфедерации «РМ+ПМР».

На праздновании 18-ой годовщины провозглашения ПМР (Приднестровской Молдавской Республики) 2 сентября 2008 года побывали несколько моих знакомых, и один из них, френд Андрей Крот ([info]andreykrot), написал интересную заметку «Приднестровье ждет Москву»:

«Президент России Дмитрий Медведев провел встречу с президентом Приднестровской Молдавской Республики Игорем Смирновым. В результате встречи Игорь Смирнов согласился продолжить переговоры с Молдовой о статусе Приднестровья. До переговоров с Дмитрием Медведевым Смирнов призывал всех признать независимость ПМР, а после беседы за закрытыми дверями несколько поменял свою позицию.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Перед этим 25 августа 2008 года за день до признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии состоялись переговоры президентов РФ и РМ, о которых Виктория Приходько из газеты «Московский комсомолец» тогда же написала заметку «Медведев и Воронин обсудили приднестровскую проблему»/

Только что вернулся из ПМР, могу сказать, что в самом Приднестровье, государстве состоявшемся, но пока не признанном, говорят, что Днестр является сегодня своеобразными Балканами, то есть тем рубежом, что отделяет Запад от Востока.

Правобережная Молдова практически полностью ориентирована на Запад, а левобережье – часть большого «русского мира», многонационального и дружного: в Приднестровской Молдавской Республике треть жителей – русские, треть – украинцы и треть – молдаване, сохраняющие свои национальные корни, в отличие от Молдовы, где всех норовят считать румынами. Сегодня Приднестровье - это форпост России. Заявление правительственных кругов Кишинева о согласии властей Молдовы на возможность выхода ПМР из состава Молдавии в случае утраты последней нынешней международной правосубъектности, то есть вхождения её в состав Румынии, выглядят весьма обнадеживающим.

Но главный вопрос состоит в том, как активно и какими методами действуют сегодня в этом регионе Российская Федерация и Запад.

На улицах Кишинева висят рекламные щиты, предлагающие услугу по миграции в Канаду специалистов из Молдовы (сравнение не в пользу России, принимающей дворников из азиатских стран). Программы по переманиванию наиболее активных молодых людей на сторону интеграции в Евросоюз выверены и грамотны. Работают фонды, предлагающие учиться в Европе, дипломы Молдовы признаются в других странах.

Подобных же программ со стороны России практически нет. Если Запад не ленится идти в разные уголки мира, то, похоже, позиция Москвы совсем иная. Мол, к нам должны на поклон идти. Поиграли немного вентилем – и главы Франции и Германии спешат в Кремль договариваться. Самим идти в какую-то Молдавию – вроде как много чести. В лучшем случае можно поддержать одну из противоборствующих сторон. Не договорились с Ворониным – дадим денег Смирнову. На что они пойдут – почти никого не интересует. Нужно договориться с Ворониным – надавили на Смирнова. Систематической работы по сохранению пространства «русского мира» практически не ведётся.

Так, на главный национальный праздник Приднестровья - День Республики, в этом году Россия послала лишь депутата Госдумы, говорящего заурядными штампами, и коллектив артистов из Томска, поющих под фонограмму, которые смотрелись до неприличия блекло на фоне выступлений приднестровских коллективов.

Пока большинство в Приднестровье не хочет жить по присланным с Запада лекалам и верят в такое понятие, как «Великая Россия». Но что будет всего через несколько лет – большой вопрос. Ведь по сути сама Молдова вынуждена тяготеть к одной из самых бедных стран Европы – к Румынию - во многом из-за отсутствия большого проекта со стороны России».

Если будущее ПМР выглядит более-менее перспективным, то для Абхазии и Южной Осетии большое неудобство с точки зрения международного признания и на перспективу может представлять этнократизм. Проблема грузинских беженцев из Южной Осетии и Абхазии и их покинутой недвижимости ныне попала в фокус внимания международного сообщества (Гаагский трибунал), и советский опыт с выселением ряда этносов из мест их обитания и с последующим возвращением свидетельствует о том, что у подобных проблем практически нет срока давности. Видимо, оптимальным было бы пресечение этнозоологизма в этих республиках и принятие курса на форсированное развитие, чтобы по ходу строительства надэтнической современной государственности решать вопросы возвращения или компенсации.


В избранное