Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Не западный путь, а субъектный

 

С утра посмотрел Живой Журнал, увидел обилие антизападных постов. И свободы там у них давно уже нет, и кризис сплошной, и журналюги продажные, и Россию ненавидят. Вспомнил, что 60 лет назад, когда не было Интернета и ТВ, зато на каждом углу висели газеты и с каждого столба надрывались громкоговорители и вещали нам, школьникам, и остальным советским людям о том, как плохо живется на империалистическом Западе и как там негров вешают и как страдает народ от безработицы и кризисов и как повезло нам жить под мудрым руководством Гениальнейшего и Мудрейшего и его партии. И тогда, и сейчас проклинают «западный путь». И заверяют, что мы идём «своим путём».

Но никакого «западного пути» нет. Есть общечеловеческий путь возвышения свободы, низовой субъектности. Чем могущественнее становятся производительные силы, которыми овладевает человек, - тем больше вырабатывается богатств (средств существования) и тем больше появляется экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных низовых хозяев, материально независимых от царя, барина, общины, рода. И когда накапливается «критическая масса» низовой субъектности, она вырывается на верхние этажи общества и обеспечивает его раскрепощение, что приводит к развитию самостоятельного мышления и к появлению всяческих инноваций и к прогрессу науки и техники. И такая «критическая масса» взорвалась-изверглась и не была оттеснена старыми верхами в Италии в XV веке (кватроченто), и оттуда лава низовой субъектности распространялась по всей Европе.

Однако и ранее локальные прорывы низовой субъектности происходили на Западе и Востоке – достаточно вспомнить историю Античности, Ближнего Востока, Индии и Китая. Одна из зримых примет прорыва низовой субъектности – распространение портретной живописи или скульптуры. Не единичных образцов с портретными изображениями верховых субъектников типа царицы Нефертити, а низовых – типа воинов «нефритовой армии» китайского императора Цинь Ши-хуанди или египетских «фаюмских портретов». Но не будем вдаваться в искусствоведческие споры и в исторические детали. Если «западный путь» - это научно-техническая революция, начавшаяся в Италии более полутысячелетия назад, то этот путь такой же общечеловеческий, как 2х2=4 или теорема Пифагора. Да, так сложилось, что Пифагор или Евклид жили в античном обществе Запада, хотя основоположник науки Пифагор много странствовал по Ближнему Востоку и Египту и освоил достижения тамошних мудрецов. Но если изучить глобальный взрыв сверхновой звезды «низовой субъектности», случившийся на Западе более полтысячелетия назад, то легко убедимся, что его предпосылки закладывались не только успехами городов в борьбе с феодалами, но и освоением западными горожанами (торговцы, банкиры, ремесленники) инноваций и идей Востока. Да и на Востоке созревали предпосылки субъектного взрыва.

Опять-таки можно многое сказать об успехах научной мысли в нашей стране у Тимуридов (вспомнить, например, обсерваторию Улугбека) или о субъектной лирике великого Бабура или о прорыве к Правой Вере (дин-и-илахи = «божественная вера») у его внука «великого могола» Акбара в Индии, а также о цивилизационных успехах китайской династии Мин в первые десятилетия после оттеснения монгольской династии Юань, но возьмем поуже. И рассмотрим православный христианский Восток, к которому столь охотно апеллируют сегодняшние русские ретрограды.

Ведь Византия – отнюдь не закосневшее болото. Она после Крестовых походов теснейше общалась с тем же Западом и воспринимала западную ученость. Кроме того, она лицом к лицу продолжала взаимодействовать с исламским миром, где на подъеме были довольно субъектизированные ранние османы-турки. Итальянские купцы и наемники чувствовали себя здесь как дома, хотя были католиками. На этой почве расцвел великий византийский исихазм, колоссально повлиявший на духовную жизнь России в лице прежде всего Сергия Радонежского и ставшего ферментом Русского Предвозрождения в XIV веке. В Москве, как и на Западе, появилась предвозрожденческая социальная почва в лице «небывальцев» - победителей на Поле Куликовом. И из недр восточного православного христианства Византии возник детонатор возрожденческого духовного взрыва Запада – Гемист Плетон.

Именно этот духовный лидер и провозвестник надконфессиональной Правой Веры (около 1355, Константинополь – 25 июня 1452 года, Мистра /Морея, Пелопонесс/, гробница в Римини, Италия) во многом способствовал Флорентийской унии 5 июля 1438 года между западным католичеством и восточным православием, которую подписал и митрополит Киевский (с резиденцией в Москве) Исидор, вскоре после возвращения в Москву за это пострадавший, и Гемист Плетон вдохновил также флорентийского гения Козимо Медичи создать Платоновскую академию, этот рассадник субъектности Нового Времени. И он же, судя по всему, крестил в своем духовном центре Мистре дочь морейского деспота Зою (впоследствии София) Фоминичну Палеолог, бабушку нашего Иоанна Грозного.

Жила-воспитывалась София (Зоя) Палеолог в Риме при кардинале Виссарионе Никейском (он же православный митрополит) - самом влиятельном и умном священнослужителе, ученике Гемиста Плетона. Когда в процессе сватовства между Иваном III Васильевичем и Софией итальянские посредники привезли в Москву портрет невесты, это произвело чуть ли не потрясение – ранее на Руси рисовали иконы, но портретной живописи не было, хотя в те годы в каждом доме флорентийца, например, обычно висел портрет хозяина. И после того, как 12 ноября 1472 года Иван и Софья обвенчались в Успенском соборе, произошло мощное воздействие начавшего субъектизироваться Запада на почти досубъектную Русь. И Кремль, и ряд других зданий и градостроительных и архитектурных решений, и самое главное – дух грядущего Нового Времени принесла с собой София в Московию.

Борьба за выбор пути развития Руси чрезвычайно обострилась под влиянием этих новых западных веяний. Она накладывалась на традиционные династические споры – вспомним яростную схватку Софьи Фоминичны Палеолог с Еленой Стефановной Волошанкой за право престолонаследия. В духовной жизни разгорелась распря между нестяжателями во главе с Нилом Сорским и иосифлянами во главе с Иосифом Волоцким. И третья духовная более-менее субъектная сила была близка к прорыву – «ересь жидовствующих». В клубке стандартных противоречий исторического процесса победили иосифляне, что имеет свои западные аналоги и не доказывает якобы исконную склонность русских к авторитаризму-тоталитаризму – можно показать, что западный абсолютизм тоже находил поддержку у «западных иосифлян». А если бы верх взяли «жидовствующие» в лице, скажем, такого русского субъектника, как «министр иностранных дел» (до 1500 года) Фёдор Васильевич Курицын, то, вероятно, мы ныне по социальному и политическому развитию мало бы отличались от Германии и других стран Запада.

Короче, «западный путь» - не что-то чуждое в России, Индии, Китае, Японии и на Ближнем Востоке, не говоря о заморских краях, а сущностный (субъектный) стержень Нового Времени. Прообразы или локальные варианты этого «западного пути» ещё до того, как он в ходе взрыва сверхновой звезды «низовой субъектности» восторжествовал в Западной Европе примерно полтысячелетия назад, можно найти в древних Египте, Индии, Китае, Греции, Риме и ближе к Новому Времени также на мусульманском Востоке и в православной Византии, а также на Руси. Не надо отдавать свободу (субъектность) одному Западу, который, как показано выше на примере Гемиста Плетона, взял многое у Востока. Ибо свобода, права человека, теорема Пифагора и 2х2=4 – для всех, в том числе для «всего мира голодных и рабов», а не только лишь для каких-то избранных «сахибов».


В избранное