Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Белорусский феномен. 1

 

Болеем за белорусский Парк Высоких Технологий (ПВТ www.park.by), ибо директор его администрации Валерий Вильямович Цепкало известен своей деятельностью по форсированию инновационного развития и по разработке идеологии наступающего «общества знания», а также философским трактатом «Код бессмертия: Тайна смерти и воскрешения человека».

Республика Беларусь модернизируется благодаря нешкурной сущности её президента Александра Григорьевича Лукашенко, которого всё чаще сравнивают с сингапурским модернизатором Ли Куан Ю и с малайзийским лидером Махатхиром бин Мохамадом. Вглядимся же в поучительные и для нас механизмы белорусской модернизации.

Сообщают - позавчера «Первый компьютерный класс Парка высоких технологий открыт в средней школе»:

«23 сентября 2008 г. состоялось торжественное открытие учебного компьютерного класса, оборудованного Парком высоких технологий в средней школе № 2 города Марьина Горка.



В ходе мероприятия с преподавателями информатики и директорами школ Пуховичского района состоялось обсуждение на тему ”Задачи, стоящие перед средней школой, по повышению престижа технического образования среди школьников и формированию интереса и мотивации учащихся к изучению информационных технологий“.

В настоящее время сотрудничество с системой школьного образования является одним из приоритетных направлений в деятельности администрации ПВТ, потому что на данном этапе можно оказать значительное влияние на выбор школьниками будущей профессии. В этом возрасте у школьников возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений.

Компьютерный класс на 12 учебных мест, оборудованный современными компьютерами и мультимедийной системой, был создан за счет средств трех компаний-резидентов ПВТ - “Прикладные системы”, “Научсофт” и “ЭПАМ Системз”.

В классе будут проводиться занятия по информатике в рамках школьной программы. Кроме того, на базе этого класса открыта локальная академия Cisco, в которой будут заниматься не только учащиеся школы № 2 г. Марьина Горка, но и старшеклассники Пуховичского района. В ней будут вестись практические и лабораторные занятия по курсу IT Essentials: "Основы информационных технологий: программное обеспечение и аппаратные средства ПК”. Данный курс был введен в 2008-2009 учебном году в 16-ти школах республики в качестве факультатива по инициативе Парка высоких технологий при поддержке Министерства образования.

Факультатив был разработан компанией Cisco – признанным мировым лидером в области развития Internet-технологий и стандартов, создания информационно-коммуникационных систем и сетей.

Основной целью данного курса является развитие интереса учащихся в области компьютерных технологий, стимулирование их к продолжению образования по техническим и информационным специальностям».

Летом Валерий Вильямович Цепкало ответил на вопросы российских ИТ-журналистов - «Минский технопарк - рост 210%» (PC Week/RE, 24 – 30 июня 2008 года, № 23 /629/):

«Во время поездки в Минск на 15-летие крупнейшей белорусской ИТ-компании IBA редакционный директор ИТ-изданий СК ПРЕСС Эдуард Пройдаков встретился с директором администрации Парка высоких технологий Валерием Цепкало, который рассказал о том, как проблему стимулирования развития ИТ-отрасли решают в Белоруссии.

Эдуард Пройдаков: Про ИТ в Белоруссии в России известно мало. Расскажите, пожалуйста, о доктрине развития ИТ в Белоруссии и развитии технопарка в Минске.

Валерий Цепкало: Я думаю, что у нас в Беларуси были схожие с Россией проблемы в области науки, поэтому системы управления наукой и инновациями у нас похожи.

Обычная схема создания технопарка такова: государство или кто бы то ни было строит инфраструктуру и начинает привлекать под неё хайтек-компании. Примерно по такому пути идёт Россия. Мы же, когда создавали наш белорусский технопарк, поняли, что можем обойтись без вложений в ИТ и разработку программного обеспечения со стороны государства, и на сегодня в нашем проекте нет ни копейки бюджетных денег - в этом его необычность. Хотя, конечно, какие-то средства государство частично выделяет, но только на развитие инфраструктуры. Никакой прямой поддержки развитию информационных технологий как таковых нашим резидентам государство не оказывает, она устремляется в традиционные каналы: её выделяют госуниверситетам и институтам Академии наук.

Взамен мы имеем особый режим налогообложения. Это являлось ключом к успеху работы технопарка - его рост по обороту компаний за 2007 год составил 210%. Это рост нашего виртуального на сегодняшний день технопарка, потому что, когда разрабатывался Декрет президента о технопарке, мы пошли по пути экстерриториальности.

Подобный проект было бы сложно реализовать в России, но Беларусь - компактная страна, и мы решили, что не важно, где территориально, в каком месте Минска или в какой части Республики Беларусь находятся компании, мы оказываем им одинаковую поддержку. Они у нас регистрируются в качестве резидента и получают освобождение от всех налогов, включая и все местные налоги. На резидентов распространяется лишь подоходный налог по фиксированной ставке 9%. Таким образом, компании могут располагаться, где им удобно. Мы пошли по такому пути, чтобы не стягивать всех людей в одну точку, в частности в Минск.

Э. П.: С какой целью все это делается?

В. Ц.: Основную задачу мы видели в создании ИТ-отрасли, поскольку сложилась та же ситуация, которую мы наблюдаем и в Москве, и на Украине, - все хорошие выпускники растаскиваются по непрофильным предприятиям. Если какая-то банковская или страховая структура организовала своё ИТ-подразделение, то его специалисты будут работать только на эту структуру.

Сейчас у нас активно развивается аутсорсинг. Скажем, создается система для одного банка, затем для второго, третьего, и постепенно продукт становится тиражируемым. Один наш резидент уже обрёл такой опыт и теперь создает банковские системы для Украины, Азербайджана, собирается выходить на российский рынок, т. е. начинает на этом специализироваться.

В отличие от индийских софтверных компаний, у нас поддерживается не только разработка ПО на экспорт, но и на внутренний рынок, то есть правила для внешнего и внутреннего рынка одинаковы. Так было сделано для того, чтобы ПО для трактора “Беларусь” стоило не дороже, чем для “Джона Дира”, а для БелАЗа - не дороже, чем для “Катерпиллера” или “Камацу”. Этот аргумент был воспринят главой государства.

Э. П.: Какие требования предъявляются к резиденту технопарка?

В. Ц.: Требования описаны в Декрете Президента о технопарке. Чтобы стать резидентом, компания должна заниматься разработкой ПО, ИТ-решений и т. д.

Сейчас у нас подготовлены изменения в Декрет, где мы расширяем сферу действия компаний на программно-аппаратные комплексы, поскольку первые годы работы оправдали ожидания. Поначалу все боялись предоставлять компаниям безналоговый режим, поскольку наши условия для них - одни из лучших в мире.

Э. П.: Есть ли ограничения для резидентов по числу работающих?

В. Ц.: Ограничений нет, это может быть и один человек. У нас даже есть несколько индивидуальных предпринимателей, которые зарегистрированы в качестве резидентов. То есть в этом плане у нас наблюдается симбиоз между технологическим и индустриальным технопарком, поскольку в технологическом технопарке предполагается, что это стартап-бизнес, который доходит до определённого уровня, и тогда его пускают в свободное плавание. У крупнейшего резидента технопарка сейчас работает более 2000 человек, это EPAM - фирма со штаб-квартирой в США.

Другая крупная группа компаний, IBA, пока не может стать полностью нашим резидентом, поскольку она многофункциональная, но после принятия поправок в Декрет, это станет возможным. Сегодня у нас зарегистрирована одна из компаний группы IBA.

Э. П.: Таможенные пошлины с резидентов тоже сняты?

В. Ц.: Да, таможенные пошлины и НДС на ввоз оборудования сняты. Конечно, есть определённая процедура ввоза оборудования. Подаётся заявка, и мы её рассматриваем на соответствие потребностям компании. Например, будет странно, если компания из девяти человек запросит себе для работы сто компьютеров. Затем мы смотрим и на определенные социальные моменты. Так, освобождающуюся технику мы передаём в школы. Формально в Декрет это не заложено, но подобную практику мы внедряем. Важно, что предприятия могут быть любой формы собственности. У нас 46 резидентов, около 28% - иностранные компании, 15% - совместные предприятия и 57% - белорусские.

Э. П.: Какие компании становятся вашими резидентами?

В. Ц.: Первоначально к нам шли фирмы, которые уже работали на белорусском рынке, но 2007 год характеризовался созданием и приходом новых компаний. Из иностранных - французская корпорация Abaxia, открывшая у нас свой центр исследований и разработок. Она делает приложения для мобильных телефонов Nokia, Siemens и т. д. Пришла шведско-финская корпорация TietoEnator. Её оборот составляет порядка 2,5 млрд. долл.

Этот процесс у нас продолжается. Но на самом деле мы в большей степени сейчас фокусируемся на совершенствовании системы образования и создании инфраструктуры.

Э. П.: Как вы планируете развивать инфраструктуру?

В. Ц.: Нам государство выделило бесплатно 50 га земли. Мы сейчас аккумулируем средства резидентов на разработку проектной документации. Отличительной особенностью нашего парка является не только создание производственных корпусов, но и всей сопутствующей инфраструктуры. Реализуется принцип “кто в парке работает, тот в парке живёт”. Предполагается строительство бизнес-центров класса А, где организации-заказчики смогут арендовать офисы, а также гостиниц, торговых центров, ресторанов и т. д. В настоящее время идёт проектирование. Всё это осуществляется за счёт компаний-резидентов.

Мы выступаем как генеральный заказчик и работаем с проектным институтом, а также со строительными и подрядными организациями. Сейчас идёт проектирование жилья и производственной зоны. К июлю - августу у нас будет готов проект. По нашим расчётам, цена проекта составит около 350 млн. долл. На территории технопарка размером около 50 га будет три зоны, каждая из них (жилая, производственная и деловая) примерно по 70 тыс. кв. м.

Поскольку компании-резиденты не имеют права заниматься другими видами деятельности, кроме профильных, то мы объявили конкурс. Стратегическим инвестором у нас будет “Фишман групп”. Жилье у нас уже в дефиците, поскольку количество заявок в три раза превышает запланированные объёмы.

Э. П.: Мы коснулись темы образования - очень больной для России...

В. Ц.: И для нас она очень больная. Мы учимся у российских коллег, приглашаем профессуру из Москвы и Санкт-Петербурга. Они делятся с нами своими наработками. Мы это воспринимаем и пытаемся внедрить, причём у нас внедрение может происходить даже быстрее, чем у вас в стране, но Россия продвинулась дальше в направлении ИТ-образования и образовательных стандартов.

Э. П.: Какой вы видите связь технопарка с образованием?

В. Ц.: Мы выступаем в этом вопросе в качестве посредника, но как государственное учреждение мы выполняем такую же роль, что и корейский технопарк Тайдок. Мы связываем потребности резидентов с системой образования. У нас есть программа, по которой в прошлом году создано 20 учебных лабораторий. Они открыты во всех профильных вузах Минска, а также во всех областных городах республики. Главная задача лабораторий - сократить время вхождения специалиста в рабочую специальность. Вузам это выгодно, поскольку они получают современное оборудование, преподавателей и курсы. В рамках программы мы два раза в год собираем преподавателей вузов и проводим для них семинары. После теоретической подготовки преподаватели проходят практику в компаниях.

Сейчас существует дефицит кадров, и мы смотрим, каким образом и за счёт чего можно этот дефицит понизить. Мы проводим исследование, за счёт каких специальностей, менее востребованных на рынке труда, можно расширить подготовку нужных нам специалистов.

Э. П.: Скажите, что выиграло государство, создав технопарк?

В. Ц.: Наверное, выигрыш не только материальный. Есть и нематериальные активы. Во-первых, это повышение престижа технического образования, который сильно упал после распада СССР. Все захотели быть юристами, финансистами, дипломатами, политологами и т. д. В течение двух лет мы ведём активную работу по профессиональной ориентации молодёжи. У нас есть группа, которая занимается работой с родителями, мы рассказываем им о разных профессиях и даем советы, куда лучше пойти учиться их детям, поскольку в большинстве случаев дети принимают решение с учётом мнения родителей.

Но несмотря на то что резиденты освобождены от налогов, объём средств, поступающих в госбюджет в виде подоходного налога, ежегодно увеличивается на 30-40%. Это происходит потому, что компании-резиденты начали бурно развиваться и расти, увеличивая свой численный состав. Кроме того, происходит создание новых компаний. Следует также учитывать, что около 30% поступлений от технопарка в бюджет составляет косвенное налогообложение, поскольку человек ходит в магазин, покупает машину, строит дом и т. д., что способствует развитию в стране других отраслей, которые уплачивают налоги в полном объеме.

Третий фактор - не происходит “вымывания мозгов” из страны. При высокой зарплате молодому человеку нет смысла уезжать. Если мы будем готовить достаточное количество молодых людей по престижным техническим специальностям, то для государства это будет весьма позитивный момент.

Э. П.: Планируете ли вы распространять режим технопарка на сопредельные области высоких технологий?

В. Ц.: Главное, что мы делаем, - пытаемся создать прототип инновационно-восприимчивой экономики. В этом мы видим залог успеха. Не важно, где сделано изобретение или открытие, важно, где оно будет внедрено, коммерциализировано. В этом смысл инновационной чувствительности. Однако, некоторые резиденты уже ведут и собственные разработки, начинают внутри себя выделять группы, которые создают собственный продукт. Многие решения, которые нарабатываются резидентами в процессе выполнения заказов, становятся собственными разработками.

Любое высокотехнологичное направление требует концентрации государственных ресурсов. Республика Беларусь - страна маленькая, и мы это понимаем. Примером нам могут служить страны Скандинавии, где каждая из них сфокусирована на нескольких прорывных направлениях. С точки зрения интеллектуальной мы можем развивать два, максимум три направления. Одно, традиционное для Беларуси, - машиностроение, и, если получится, ИТ. ИТ - замечательная отрасль, поскольку не требует от государства вложения денег, достаточно специального режима налогообложения.

Э. П.: Интересно, какие сервисы, кроме льготного режима налогообложения, предоставляет ваш технопарк резидентам?

В. Ц.: У нас, в отличие от всего мира, на данном этапе “Парк высоких технологий” - это название особого налогово-правового режима, который согласно Декрету Президента Беларуси будет действовать до 2020 г. В рамках Декрета перед администрацией парка поставлены две главные задачи: первая - рост экспорта, вторая - внедрение современных ИТ в промышленность Беларуси. По статистике прошлого года парк является экспортно-ориентированным - 85% разрабатываемого резидентами ПО поставляется за рубеж, 15% - реализуется на предприятиях республики. Администрация технопарка обеспечивает выполнение налогово-правового режима резидентов, отбирает проекты (для этого у нас создан Экспертный совет), осуществляет регистрацию резидентов. Есть несколько основных направлений деятельности администрации, одно из которых - развитие системы ИТ-образования.

Э. П.: Вы заинтересованы в том, чтобы российские компании размещали у вас свои центры?

В. Ц.: Конечно, пусть приходят. У нас уже работают “Галактика”, “Белсофт-Борлас групп” и др. С точки зрения Декрета нет никаких препятствий. Есть только требования к бизнес-плану, поскольку по нему видно, насколько серьёзны планы компании, насколько это действительно ИТ-бизнес. Но в целом действует заявительный принцип.

Э. П.: Спасибо за беседу».

Как видим, принципы деятельности белорусского Парка Высоких Технологий (ПВТ) соответствуют Пункту 1 «Создать налогонеоблагаемый модернизационный сектор экономики» нашей надпартийной Программы постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика»:

«Необходимо полное освобождение ориентированных на экспорт высокотехнологичных производств, прежде всего негосударственных и новых (включая производство программного обеспечения), от налоговых, таможенных и прочих выплат (известный рецепт laissez-faire для hi-tech). Это должно стать “ниточкой”, которой ныне можно вытянуть “веревочку” постиндустриальной модернизации и становления новых средних слоев профессионалов как залога трудового благосостояния страны. Пусть российские профессионалы, работающие в инновационных, венчурных, аутсорсинговых и других высокотехнологичных подразделениях научных центров и вузов, а также в самостоятельных фирмах, свободно продают продукцию своего труда на мировом рынке по мировым ценам и свободно распоряжаются своими доходами без какого-либо чиновничье-полицейского надзора. Тогда им нет смысла уезжать из России, а заработанные ими деньги будут в основном тратиться здесь прежде всего в налогооблагаемом традиционном секторе экономики (торговля, строительство, услуги)».

Правда, надо признать, что этот Пункт 1 составлялся во многом под влиянием книги Валерия Цепкало «Беларусь: путем дракона» (1994), в которой подытоживались модернизационные успехи Сингапура, Тайваня, Гонконга и Южной Кореи и предлагались сходные рецепты инновационного развития, возможного «белорусского чуда». Этой книгой автор заявил о себе как о прогрессивно-мыслящем патриоте республики. Он вошел в команду Александра Григорьевича Лукашенко и под его руководством участвует в феномене начавшейся белорусской модернизации, о которой подробнее рассказывает известный белорусский политолог Юрий Шевцов (Гуралюк) в статье «Белорусская экономика: от мобилизации к пространственному расширению и модернизации»:

«Белорусская экономика, после распада СССР прошедшая сложный путь, демонстрирует впечатляюще высокие темпы роста. Ее устойчивому развитию не помешали ни централизованный контроль со стороны государства и затягивание реформ, ни повышение цен на поступающее из России углеводородное сырье. Сегодняшняя Беларусь уже не ориентирована почти исключительно на экономическое пространство России - ее экономические связи простираются во все части света.

Белорусская экономика после распада СССР прошла через три основных периода и сейчас находится в четвертом.

1. В начале 1990-х годов происходил ее коллапс. В низшей точке падения (1995 год) промышленное производство составляло около половины от уровня 1990 года – максимального уровня развития, достигнутого в рамках СССР.

2. Со второй половины 1996 года в Беларуси начался экономический рост. К концу 1996 году ВВП увеличился примерно на 1%, и с этого времени рост уже не прекращался. В 1997 году, когда в соседних странах возникла угроза массового голода, в Беларуси рост промышленного производства составил около 17%, а рост ВВП – 11%. Это были максимальные показатели во всей Европе и на территории бывшего СССР. Позднее темпы замедлились из-за августовского кризиса 1998 года, но, как правило, промышленное производство продолжало увеличиваться более чем на 10%, а ВВП – более чем на 8% в год.

Экономика страны стабилизировалась благодаря возврату к административной системе управления, отказу от шоковой терапии и созданию таможенного союза (и иным формам союзных отношений) с Россией. Экономическое пространство РФ стало основным потребителем белорусских промышленных товаров. Беларусь получала энергоносители и иное сырье по ценам внутрироссийским или ненамного их превышающим. Важнейшее значение для Беларуси в это время имели машиностроение, химическая промышленность, экспорт калия и калийных удобрений. Но в целом происходило проедание советского наследства в экономике, хотя и не такими быстрыми темпами, как в иных республиках бывшего СССР. Возникшая мобилизационная экономическая модель просто остановила действие деструктивных тенденций, связанных с крахом единой советской системы, и позволила избежать разрушительных гражданских и межнациональных конфликтов.

3. Начало быстрого роста мировых цен на углеводороды около 2000 года совпало с завершением восстановления в Беларуси народного хозяйства в целом до уровня 1990 года. Примерно с 2000 года экономика страны начала расти на базе новых факторов: белорусская промышленность, особенно нефтехимия, получила конкурентные преимущества перед производителями большинства стран Европы в силу таможенного союза с Россией и близости к расширяющемуся Евросоюзу. Белорусская нефтехимическая промышленность получала сырье из России по ценам, близким к внутренним ценам РФ (часть газа), или не облагаемое экспортными пошлинами (нефть). Это сырье перерабатывалась на сохранившихся и быстро модернизированных Новополоцком и Мозырьском нефтеперерабатывающих заводах.

Продукты нефтепереработки и химической промышленности отправлялись прежде всего в страны ЕС. Доля продукции концерна Белнефтехим, включающего в себя почти всю нефтехимическую промышленность республики, составила около половины белорусского экспорта. Именно за счет продукции этого концерна Беларусь получила огромный профицит в торговле с Евросоюзом, которым стала покрывать нарастающий дефицит в торговле с Россией. Значение торговли с восточноевропейскими соседями Беларуси оставалось небольшим. Бонусы от роста мировых цен на углеводороды позволили начать в стране технологическое перевооружение ряда отраслей экономики, прежде всего самой нефтехимической промышленности.

4. После ряда конфликтов с Газпромом и российским государством Беларусь начиная с 2006 года стала отключаться от доступа к дешевым углеводородам. Переход к цене, по которой российский газ продается в другие страны Восточной Европы, растянут для Беларуси до 2011 года. К этому же времени страна должна будет лишиться значительной части остававшихся у нее ранее экспортных пошлин российских «давальцев», поставляющих нефть на белорусские НПЗ. Нынешний период – это период адаптации белорусской экономики к существованию вне единого с Россией пространства по ценам на энергоносители. Именно сейчас белорусская экономика реально становится независимой, теряет свой «советский облик» и переходит к устойчивому развитию на иной основе, отступая от принципов консервирующей мобилизации второй половины 1990-х годов.

Тем не менее Беларусь продолжает демонстрировать очень высокие темпы экономического роста. В 2006 году рост ВВП составил 11%, рост промышленного производства – 17%. Это лучшие показатели во всей Европе, а в бывшем СССР быстрее развивается лишь наращивающий нефтедобычу Азербайджан. Лукашенко требует от правительства в 2008–2011 гг. удержать именно такой рост. Судя по началу 2008 года, шансы на это есть.

В чем причины такого быстрого экономического роста Беларуси, несмотря на значительное увеличение цен на углеводороды? Каковы особенности развития экономики страны? Каковы ее перспективы?

Причины ускорения

Отключение Беларуси от внутренних российских цен на углеводороды происходит очень медленно. Фактически Беларусь сохраняет низкие цены на российские углеводороды, оттягивая их рост за счет увеличения внешнего долга и продажи части государственной собственности.

Что касается газа, страна компенсировала значительную часть расходов, вызванных ростом цен, благодаря выгодному российскому кредиту в 1,5 млрд долларов и продаже части основного транзитера газа, компании Белтрансгаз, Газпрому, растянутой до 2011 года. Беларусь также оттягивала оплату поставок газа по новым ценам в наиболее опасный для белорусской экономики шоковый период - в 2007 году. Именно в 2007–2008 гг. могли возникнуть критические трудности для белорусских предприятий на российском рынке, свободный доступ к которому они в целом сохраняют согласно правилам Таможенного союза РБ и РФ. К 2011 году Россия во внутренних ценах должна перейти к той же формуле исчисления цены на газ, что и в поставках для Восточной Европы и Беларуси, то есть российские производители потеряют преимущество перед белорусскими, имеющееся ныне. Даже если будет задействован какой-то компенсационный механизм для российских производителей, критический период белорусская промышленность уже прошла.

По нефти Беларусь ввела для российских «давальцев» компенсации, делающие выгодными поставки нефти на белорусские НПЗ, несмотря на раздел экспортных пошлин в пользу российского бюджета. Беларусь также нарастила закупки нефти в России за собственные средства. Кроме того, та часть нефти, которая используется народным хозяйством Беларуси для внутреннего потребления, под новый порядок раздела экспортных пошлин не подпадает. Наконец, доходность от экспорта нефтепродуктов в Европу все равно растет по мере роста мировых цен на нефть. При этом экспорт нефтепродуктов остается выгоднее экспорта сырой нефти. Надо отметить, что реэкспортом российской нефти Беларусь не занимается.

Таким образом, по Беларуси ударили не столько российские шаги (отключение от внутренних цен на углеводороды), сколько общий рост мировых цен на энергоносители. Но доставшаяся от СССР структура экономики и сохраненная в значительной мере централизованная система управления ею позволили начать быструю адаптацию к новой ситуации. Пожалуй, эту белорусскую адаптацию допустимо назвать устойчивым ростом на волне роста мировых цен на углеводороды.

В новых условиях

В ходе предвыборной компании А. Лукашенко в марте 2006 года были представлены перспективная программа развития экономики Беларуси в новых условиях и программа развития на 3-ю пятилетку (в республике сохраняется пятилетнее планирование). Эти установки в целом выполняются. В их основе лежит программа достижения энергетической безопасности Беларуси.

Во-первых, повсеместно введены программы энергосбережения. За счет этого белорусская экономика должна сокращать потребление углеводородов на единицу продукции более чем на 5% ежегодно. Обычно энергосбережение достигается модернизацией промышленных предприятий. Белорусская промышленность в целом унаследовала советские - весьма энергозатратные – технологии. Конкурентоспособной продукции на их основе произвести нельзя. Внедрение новых технологий, как правило, позволяет быстро уменьшать энергопотребление.

Во-вторых, программа предполагает диверсификацию энергопотребления. В рамках диверсификации в Беларуси начато широкое использование местных видов сырья, а также строительство небольших гидроэлектростанций. Создаются ветроэлектростанции. Идет быстрый переход к использованию биотоплива собственного производства. Готовится разработка местных залежей бурого угля.

В-третьих, принято официальное решение о строительстве собственной атомной электростанции до 2018 года.

Эти планы вызваны не только ростом цен на российские углеводороды. Существует, например, проблема износа оборудования в белорусской энергосистеме. Еще одна проблема – вывод Литвой из эксплуатации Игналинской АЭС по требованию Евросоюза.

Все эти трудности Беларуси предстоит преодолевать параллельно. За счет технологической модернизации и всех остальных программ в области энергобезопасности белорусская экономика должна сохранить в течение ближайших 10 лет примерно тот же уровень потребления российских углеводородов, какой имеется сейчас, при запланированном примерно двукратном росте ВВП.

Сегодня почти всю нефть и весь газ Беларусь получает из России. Программа диверсификации источников энергии предусматривает добычу нефти и газа белорусскими субъектами хозяйствования в разных регионах мира и реализацию этого сырья на мировом рынке либо, по зачетным схемам, компенсацию этим сырьем поставок нефти, газа и электроэнергии в Беларусь.

Эта часть программы энергобезопасности совпадает с еще одной новой установкой Беларуси: диверсифицировать рынки сбыта. До отключения Беларуси от внутренних российских цен на углеводороды торговля с РФ составляла больше половины товарооборота РБ. Однако с началом быстрого роста цен на российские углеводороды, несмотря на нейтрализацию этого роста разными путями, начался и быстрый рост дефицита в торговле РБ с РФ. Беларусь стала наращивать свой экспорт в те регионы, с которыми удается выстроить профицитную торговлю, прежде всего в страны ЕС (особенно в Голландию и Великобританию). Ныне экспорт республики в ЕС примерно равен экспорту в Россию и даже немного превышает его. Только за счет торговли с Евросоюзом Беларусь может выдержать дефицит, который образовался в торговле с РФ.

Среди новых стран, на рынки которых Беларусь пытается выйти в порядке диверсификации направлений сбыта, основными являются: КНР, Венесуэла, Иран, арабские страны Персидского залива (кроме Саудовской Аравии), страны-соседи (прежде всего Украина).

Китай, Венесуэла и Иран официально объявлены стратегическими союзниками РБ. Здесь отношения складываются очень успешно и развиваются по близким схемам. Беларусь заключила с ними соглашения о масштабном военно-техническом сотрудничестве, что открыло и гражданским предприятиям Беларуси доступ к крупным, опекаемым государством на высшем уровне проектам в этих странах. Беларусь даже вошла в так называемое ядро Движения неприсоединения, призванное реформировать это объединение стран Третьего мира. В русле концепции реформирования движения Беларусь, Иран, Венесуэла и некоторые другие страны стремятся прежде всего помочь друг другу в решении собственных стратегических проблем.

В частности, Беларусь обязалась за 6 лет создать в Венесуэле современную систему ПВО и обучить венесуэльцев работать с нею. За это Венесуэла предоставила Беларуси возможность добывать нефть в долине р. Ориноко (добыча уже началась в декабре 2007 г.)примерно через 5 лет Беларусь сможет добывать в этой стране 4–10 млн тонн нефти в год (при этом собственное потребление нефти составляет в республике около 10 млн тонн в год и еще примерно 12 млн перерабатывается на белорусских НПЗ в нефтепродукты для экспорта).

Венесуэла начала закупки больших объемов белорусского калия и калийных удобрений. Кроме того, в Венесуэле запланировано строительство крупных белорусских предприятий с полным циклом производства на местах и мощностью, сопоставимой с мощностью аналогичных предприятий на территории самой Беларуси. Подобные заводы-дублеры начинают строить такие белорусские гиганты, как Минский тракторный завод, Минский автомобильный завод, Белорусский автомобильный завод; два предприятия запланировал построить завод по производству телевизоров и бытовой техники «Горизонт». Будет строиться крупный завод по производству строительных материалов.

Беларусь газифицирует венесуэльский город Баринас, в перспективе перед ней открыта возможность газифицировать около 60% территории этой страны. Республика получила подряды на строительство в Венесуэле 7 населенных пунктов: 3 агрогородков (колхоза, крупных сельскохозяйственных производств, которые, возможно, станут началом большой программы реформирования сельского хозяйства Венесуэлы), а также городов-спутников, в том числе города-спутника Каракаса (Мирафлорес). Возможно, Беларусь застроит или спроектирует центр Каракаса, а то и весь этот мегаполис. Переговоры об этом идут.

Фактически в Венесуэле запланировано построить едва ли не такой же по мощности белорусский промышленный очаг, какой имеется на территории самой РБ. Белорусские предприятия в Венесуэле должны стать основой целых новых отраслей. Они изначально ориентируются на рынок не только Венесуэлы, но и всей Латинской Америки. Для их развития уже на начальной стадии Венесуэлой создан специальный инвестиционный фонд в 500 млн долларов в год, который со временем, как объявлено, может быть увеличен.

Что касается Ирана, тот выделил Беларуси для разработки месторождение нефти Джофеир, а также предложил создать нефтеперерабатывающий завод, подземное газохранилище и еще ряд крупных объектов. Однако с Ираном у Беларуси отношения строятся по несколько иной схеме. Из Венесуэлы Беларусь инвестиции не принимает, а из Ирана стремится получить. Объявлено о подписанных соглашениях об инвестировании иранцами свыше миллиарда долларов в строительство на территории Беларуси ряда крупных гостиниц. Один из последних проектов – самый большой в Восточной Европе транспортно-логистический центр в Минской свободной экономической зоне (СЭЗ), инвестиции в который составят 1,5 млрд долларов. Официальной задачей Беларуси является заполучить во внешней торговле Ирана 10%, то есть довести товарооборот с этой страной до 4 млрд. долларов в год. Объявленные проекты, по которым идут переговоры с иранскими инвесторами, как и те, по которым уже заключены инвестиционные соглашения, вероятно, позволят в течение 5 лет привлечь в белорусскую экономику до 5 млрд долларов инвестиций.

Отношения с КНР предусматривают в первую очередь инвестиционные проекты. Беларусь представила Китаю для финансирования 35 проектов в энергетике, сфере хай-тек, строительной индустрии на общую сумму до 4 млрд долларов (в течение 2-3 лет). По некоторым из них соглашения уже заключены. Наиболее крупный из контрактов предусматривает увеличение производства Беларусью цемента в 3 раза при одновременном переходе с газовых технологий на угольные. Цемент будет поставляться прежде всего в Москву. Другой значительный проект – создание на базе завода «Горизонт» самого крупного в Европе и бывшем СССР производства бытовой техники.

Общая концепция сотрудничества с КНР – превращение Беларуси в своего рода парк высоких технологий Китая в Европе.

На технических факультетах белорусских университетов предполагается обучать до 30 тысяч китайских студентов, в основном будущих специалистов военно-промышленного комплекса Китая. КНР, в свою очередь, должна инвестировать крупные средства в белорусские университеты, а китайские корпорации - в высокотехнологичный сектор страны.

Арабские страны Персидского залива вкладывают капиталы преимущественно в недвижимость Беларуси. Объявлено об инвестпроектах в этой сфере на сумму до 5 млрд долларов.

Сотрудничество с государствами Азии и Латинской Америки требует от Беларуси наращивать связи с транзитными приморскими восточноевропейскими соседями. Эти связи за 2–3 года превратились в очень перспективную региональную экономическую кооперацию. Дальше всего зашло сближение с Украиной. В течение 3 лет товарооборот между Украиной и Беларусью вырос с 600 млн до почти 4 млрд долларов. Вероятно, в 2008 году он превысит 5 млрд долларов.

С Польшей, Латвией и Литвой объемы торговли и темпы ее роста ниже, но также достаточно высоки. Литва, например, объявила о планах инвестировать в различные проекты на территории Беларуси свыше миллиарда долларов».

/Окончание следует/

В избранное