Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Шаг за шагом к Правой Вере

 

Рационально-критическая Правая Вера, исторические и философские основы которой заложили великие немецкие мыслители прошлого века Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер, вбирает-интегрирует в единой концептуальной системе координат – откровения религий, прозрения мудрецов и открытия ученых. Правая Вера – это мировоззрение наступающего «общества знания», порождение «информационной революции» и глобализации. У нас в стране, пережившей уникальный экзистенциальный опыт и ныне отброшенной куда-то в неофеодализм, тем не менее живы и пробиваются сквозь асфальт полицейщины и мракобесия ростки Правоверия, то есть самостоятельно-субъектного и понимающего восприятия всех духовных и культурных богатств человечества. Думается, правоверен замысел представить эти высшие богатства в «Энциклопедии религий», презентация которой состоялась на днях. Об этом я прочел на сайте Вестник гражданского общества CIVITAS в заметке Михаила Ситникова «Наука против мракобесия: В России появилась «Энциклопедия религий»»:


Слева направо - Джаннат Сергей Маркус, Екатерина Элбакян, Антонина Аншукова. Фотографировал Михаил Ситников

«Презентации научных изданий - мероприятия, как правило, сугубо специализированные. Проводятся они в сравнительно узком кругу специалистов. Причем, эта закономерность сохраняется даже в тех случаях, когда собрание таковых бывает многолюдным. Однако, состоявшаяся 5 сентября на Международной книжной ярмарке-2008 на ВВЦ презентация иллюстрированного издания «Энциклопедия религий» – первой в России сугубо светской и научной книги об этом малоизученном феномене, вышедшей в свет в московском издательстве «Академический проект» - оказалась не такой.

Во-первых, потому что по причине своей неожиданности была не столь уж и многолюдной. Во-вторых, среди ее посетителей были не только ученые специалисты, но и представители религиозных конфессий, государственные чиновники, журналисты, да и просто обыватели, которые, послушав выступавших на презентации, приобретали по паре экземпляров издания. Так, сидевший рядом со мной пожилой господин, поначалу расспрашивавший о том, какую книгу будут сейчас представлять, к концу мероприятия начал дозваниваться по телефону. А потом, наказав кому-то срочно приехать, чтобы помочь довезти сумку, приобрел сразу несколько увесистых, более чем двухкилограммовых томов, приговаривая: «Будем считать, повезло! Надо же!..». Вполне возможно, что это просто книжный маклер. Но, судя по тому, что говорили об издании представители авторского коллектива, сами издатели и даже «конфессионалы», речь шла явно не об очередной рядовой книжке.

Здесь имеет смысл сделать небольшое отступление по поводу специфики представлений о религии в современной России и освещения этой проблематики в отечественном информационном поле. Дело в том, что все впечатления о религии вообще и о разных ее направлениях и организациях в частности, россияне традиционно получают из легендарного «агентства ОБС», аббревиатура которого расшифровывается, как «одна бабка сказала». То есть, либо из сомнительной литературы, либо друг от друга, либо из околоконфессиональных изданий различных религиозных направлений. Спекуляции на естественном человеческом интересе ко всему таинственному неизменно вызывали неплохой эффект – в том числе и выраженный в финансовом эквиваленте. Сегодня к этому добавилась и актуальность идеологического влияния на людей.

Поэтому ясно, что из околорелигиозных листков или непонятно кем написанных брошюр православно-патриотического содержания, например, о других вероисповеданиях - можно уяснить только то, что все они «от дьявола». Что «все католики и протестанты – еретики», «баптисты – самая зловредная секта» и тому подобное. Приблизительно то же самое, хотя в более деликатных выражениях, могут поведать некоторые учебные пособия для школьников, к которым, наконец, начинают относиться со справедливым сомнением. Почти то же можно услышать по телевидению не только в программах одиозных ведущих, типа Леонтьева, или политиков, вроде Жириновского, но и в выступлениях чиновников федеральной власти и региональных администраций.

В результате мы получаем такие откровения, как недавнее предложение верховного муфтия Талгата Таджуддина «сплотиться в едином иcламо-православном джихаде против США», или заявления, вроде обвинения православным Абхазским епископом Патриарха Грузинского в фашизме. Но, если подобные ляпы внутри религиозных кругов можно считать все-таки большой редкостью и делом кулуарным, то рядовыми обывателями такая нелепая абракадабра принимается за то самое, что они имеют в виду, слыша слово «религия».

К числу таких рядовых обывателей можно отнести, кроме абсолютного большинства населения страны, - и многих ответственных работников администрации, политиков, журналистов и педагогов средней и высшей школы. Знания в области религии у всех в массе одинаково убоги, так что вовсе не трудно представить себе, во что может уже завтра вылиться такое искаженное представление о религии. Особенно, если вспомнить, что сегодня её на государственном уровне признают одним из наиболее серьезных факторов, влияющих на эффективность действий власти и других закрытых социальных групп, манипулирующих ничего не подозревающим обществом.

Поэтому появление в России первого научного издания «Энциклопедии религий», конечно же, можно считать немаловажным событием. Причем не только для тех, чья деятельность непосредственно связана с религиозной тематикой – то есть, представителей разных вероисповеданий, ученых, педагогов средней и высшей школы, администраторов и работников правовой сферы, но и для молодежи. Ведь это достаточно известный факт, что всё, относящееся к рутинному восприятию старших поколений, обязательно подвергается сомнению и критике со стороны подрастающих поколений. Нынешние школьники и студенты – будущие руководители и рядовые граждане России, общество которых в любом случае будет заметно отличаться от нынешнего. Так пусть все же и в религиозной проблематике, где по выражению руководителя издательства «Академический проект» Антонины Аншуковой, «плавает» сегодня большинство наших современников», станет больше объективной ясности.

Вообще, во время представления издания прозвучало много интересного. Например, ведущий встречи – журналист и сопредседатель Информационно-аналитического центра при Совете муфтиев России Джаннат Сергей Маркус, - вполне недвусмысленно оговорился в самом начале о сложностях, которые творческому коллективу авторов пришлось преодолевать, чтобы книга была издана. Это и в самом деле соответствует истинному положению вещей, когда научное, а значит максимально объективное исследование в области религии в условиях современной демократической России приходится защищать. Догадаться об источниках угрозы подобного рода изданиям не так уж и сложно, если вспомнить о таких специфических особенностях отечественной атмосферы, как тотальная коррумпированность, почти легальный клерикализм и склонность наших бизнесменов присваивать все, что можно присвоить.

Тем не менее, с немалой - годовой - задержкой энциклопедия, над которой работал уникальный авторский коллектив во главе с научным руководителем и координатором проекта, доктором философских наук, профессором Екатериной Элбакян, вышла. В отличие от предыдущего издания «Академического проекта» – энциклопедического словаря «Религиоведение», эта «Энциклопедия религий» – книга принципиально иная. Она предлагает российской аудитории ознакомиться не только с общими сведениями о религиоведческой науке, но и достаточно подробно, адаптировано для ординарного читателя предлагает информацию религиозно-исторического, богословского, философского, психологического, биографического и социологического планов.

В отличие от религиозных изданий, сопоставимых с новой энциклопедией по массе материала и широте охвата, результат совместной работы ученых разных научных областей гораздо более объективен. Профессор Элбакян, формулируя главный принцип, которым руководствовались все участники проекта, отметила /вполне правоверно. – В.С./:

«Нет «хороших» и «плохих» религий – все они с точки зрения закона абсолютно равны. Кроме того, они равны и с позиции ценности для человечества, для нашей цивилизации. Поэтому, кроме крупнейших религиозных учений и конфессий, в энциклопедии уделено немалое внимание и массе других, малоизвестных, но, тем не менее, присутствующих и в нашей стране верований. Коллектив авторов включает в себя людей самых разных вероисповеданий и убеждений, в том числе и неверующих. Однако люди смогли отказаться от своих личных мировоззренческих предпочтений во имя объективности. Вероятно, это потребовало от каждого серьезных внутренних усилий, но только благодаря тому и стало возможным появление этой книги. Тем более что в ней, в отличие от словаря, где главным объектом внимания была наука религиоведение, представлен сам многосторонний феномен религии».

Понятно, что такой подход заметно отличается от псевдопатриотического кликушества, становящегося едва ли не общепринятой нормой даже в заявлениях, звучащих иногда с высоких трибун. Однако только так и возможно подходить к общему представлению о феномене религии в стране, где в настоящее время присутствует 68 разных вероисповеданий, включая атеизм, практически, каждое из которых более или менее категорично считает себя единственно верным мировоззрением.

Когда сегодня в нашем обществе периодически обостряются споры о том, в каком – религиозном или секулярном, то есть сугубо светском - правовом поле перспективнее сосуществовать всему этому вероисповедному многообразию, то выглядят они, по меньшей мере, странно. Потому что даже самые идиллические «православная держава», «всероссийский султанат» или «каганат» не могут вместить в себя соблюдения даже минимума этических требований, предъявляемых сегодня не только на социальном, но и на межличностном уровне человеческого общения.

Отрадно, что это понимают сегодня и в административных государственных структурах. Так, по словам ответственного секретаря комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрея Себенцова, общий фон нашей действительности в плане религиозной проблематики таков, что «ею занимаются часто не вполне компетентные и добросовестные люди. Это заметно и по издательской деятельности. Мы все знаем, сколько и какого сорта книг выходит сегодня по «сектантам» и прочим спекулятивным темам. Однако с изданием представляемой сегодня «Энциклопедии религий» мы все получаем серьезную точку опоры, которая может послужить для того, чтобы сделать много полезного, в том числе, в подготовке преподавателей, в деятельности тех людей, работа которых непосредственно связана с религией и религиозными организациями, в особенности для тех, кто по долгу службы обязан блюсти равновесие между интересами государства и интересами граждан».

«Недавно, например, - продолжил Андрей Себенцов, - мы имели возможность услышать от одного небезызвестного человека по фамилии Силантьев сентенцию о том, что «слезинка сектанта не стоит безопасности России». К сожалению, именно это сейчас тот ключ, в котором сопоставляются упомянутые мной интересы. И зачастую подобное проистекает, прежде всего, из «глубокого незнания» предмета, о котором идет речь. Поэтому я полагаю и искренне надеюсь на то, что данная книга поможет образованию новых грамотных кругов, которые сумеют стать определяющими в нашем общем отношении к ценности знания».

Подобные надежды в обстановке достаточно заметного в нашем обществе идеологического кризиса, особенно озвученные опытным администратором, конечно воодушевляют. Но, чтобы они сбылись, всему обществу требуется приложить немало усилий, прежде всего, в области образования, где существуют пока не то что пробелы, а самые настоящие пропасти, что признается сегодня и на самых высоких уровнях.

Отрадно, правда, что в отношении в высшей мере странного эксперимента со всеобщим погружением российских школьников в смутные «Основы православной культуры» в трактовке доморощенных мракобесов и националистов наметились какие-то сдвиги в направлении здравомыслия. Во всяком случае, когда московский мэр говорит об опасности введения в обязательную школьную программу конфессионально ориентированной «культуры», а прокуратура Тюмени возбуждает уголовное дело в отношении одной из ее «апостолиц», то надежда, высказанная госчиновником на презентации «Энциклопедии религий», начинает казаться ненапрасной.

Тем более что одним из тех, кто очень определенно высказался не только за популяризацию, но и за перевод работы над проектом энциклопедии в «режим реального времени», что возможно при помощи Интернета, был представитель одной из очень серьезных конфессиональных структур России - научный консультант Синодальной Богословской комиссии Русской православной церкви Александр Кырлежев.

Разумеется, рассчитывать на то, что все силы крупнейшей в стране религиозной корпорации будут солидарны с просвещением общества в области истории и социологии религии, - не стоит. Однако чего только не случается на этом свете. Особенно, когда речь идет о такой непредсказуемой стране, как наша Россия».


В избранное