Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Византия внутри

 

Общался с доктором исторических наук Николаем Николаевичем Лисовым, заместителем Председателя Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), он только что вернулся из Иерусалима, где наряду с продолжением исследования истории Русской Палестины в тамошних архивах - боролся за Сергиевское подворье, которое некоторые израильские деятели вознамерились не возвращать под юрисдикцию ИППО. Впрочем, Николай Лисовой надеется, что приход к власти здравомыслящей и русофильско-настроенной Ципи Ливни поспособствует решению нелепо возникшего вопроса. А беседовали мы с Лисовым по византийским сюжетам, обсуждали его работу «Империя и Церковь (диптих)» (Религии мира - 2004: История и современность. Москва: Наука, 2004, стр. 234-272) и статью доктора исторических наук и главного научного сотрудника Института всеобщей истории РАН Ксении Владимировны Хвостовой «Проблемы византийской философии истории» (Вопросы истории, Москва, 2008, № 8, стр. 155-163). Я высоко оцениваю эту статью, но полагаю, что на философию истории в Византии следует посмотреть с точки зрения «позитивной философии» Шеллинга, чтобы выявить «сверхсубстанциональное начало», над которым кружил византийский исихазм.

Николай Лисовой хочет превратить свой уже распроданный двухтомник «Россия в Святой Земле» в трехтомник, а диптих «Империя и Церковь» превратить в триптих, дописав часть «Сталин и Православие» по образцу незабвенного изыскания Сергея Булгакова «Карл Маркс как религиозный тип». Что касается статьи кандидата исторических наук Игоря Курляндского «О мнимом повороте Сталина к православной церкви» (Вопросы истории, Москва, 2008, № 9, стр. 3-16), то я признал её несколько поверхностной. Судить надо по делам, а не по заявлениям. И богоборчество Иакова (Израиля) – свидетельство не атеизма или лукавства, а наоборот, правоверной верности высшему долгу. И Бич Божий – будучи ужасным бичом, ниспослан от Бога. Тогда и Петра Великого можно обозвать Антихристом (а ведь так и обзывали), хотя гений Пушкина в поэме «Полтава» уловил суть нашего великого модернизатора:

Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.

Также обсуждали мы с Николаем Лисовым суть Гемиста Плетона – крестил ли он Зою Фоминичну Палеолог, бабушку нашего Ивана Грозного? Ведь она была дочерью деспота пелопонесской Мореи (Мистры) Фомы Палеолога (1409-1465), брата последнего византийского императора Константина XI Палеолога, который погиб 29 мая 1453 года при штурме Константинополя турками, пытаясь остановить прорвавшихся в город янычар. А детонатор взрыва итальянско-флорентийского платонизма Гемист Плетон превратил Мистру в духовный центр. Был ли он крестным отцом Зои-Софьи, которая 12 ноября 1472 года сочеталась в Успенском соборе Кремля православным браком с Великим Князем Иваном III Васильевичем? Николай Николаевич полагает, что это маловероятно. Мол, Гемист Плетон был не духовным, а светским лицом. Кроме того, Зоя вряд ли родилась в Мистре, а скорее всего – в Патрасе или Леонтарионе (Аркадия), где находились две последние резиденции её отца морейского правителя Фомы Палеолога. Короче, вопрос остается открытым – ни я, ни Лисовой не знают выверенного исследования о великом греческом мыслителе и последних годах деспотата Мореи перед тем, как её в 1460 году захватил Мехмет II Фатих (Завоеватель). Я же опираюсь в основном на краткие сведения о Гемисте Плетоне из работ Сергея Аверинцева. Надо копать дальше.


В избранное