Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник Священноначалие уважай, но проверяй


Священноначалие уважай, но проверяй

 

Субъектный человек критически и с сомнением и удивлением относится и к самому себе, и к другим. Нет для него слепого авторитета! Он может верить в богооткровенный «абсурд» (а «неабсурда» в бездне веры и быть не может), но лишь при одном условии – когда внутренне этот «абсурд» постиг, пропустил его через своё сердце и свою голову. Любое начальство земное, включая священноначалие, подвергает он сомнению. Анахронизм – непогрешимость Папы Римского или другого высшего конфессионального иерарха. Субъектник по сути правоверен и потому выше суеверия и даже обрядоверия.

Сейчас смотрел на 3-ьем телеканале ток-шоу «Русский взгляд» (умело вела Елена Писарева). Обсуждали борьбу между конфессиями на Украине. Глаза разбегаются, сколько их. Ясно, что политики используют авторитет церкви и чувства верующих в своих шкурных интересах. В делах веры важен для субъектника свой ум, а не точка зрения того или иного иерарха. Я многих священнослужителей уважаю, поскольку сам ряд лет проработал в Редакционно-издательском отделе Московского патриархата, и я понимаю их непростую политическую ситуацию как при догматически-зацикленных коммунистах, так и при вредоносных для русского народа компрадор-«демократах». Мы с Николаем Николаевичем Лисовым старались не проклинать и не апологетизировать позицию местоблюстителя патриаршьего престола и затем «сталинского» патриарха Сергия (Страгородского), а понимать её. И до сих пор на этом стоим. Другое дело, что меня покоробила позиция нынешнего патриарха Алексия II (Ридигера), когда он явно переборщил с политическим подыгрыванием нынешнему мародерско-полицейскому режиму и с возвышением и чуть ли не с сакрализацией его и дал втянуть себя в его интриги и пиар-кампании. Но иерархи приходят и уходят, а Церковь остается – и духовно возвещает Правую Веру. Но иногда та или иная поместная Церковь впадает в неправду, и как прискорбно, когда такая беда постигает твою родную конфессию!

Читаю труд многолетнего служителя церкви евангельских христиан-баптистов в Беларуси Владимира Яковлевича Канатуша (1920-) «Тайна Апокалипсиса: Краткий комментарий на книгу Откровения Иоанна Богослова». Мораль обсуждаемых свидетельств святого Иоанна Богослова – Церковь Христова уже в первые славные десятилетия своего укрепления и распространения подвергалась тем не менее соблазнам и порокам, и смотрящие за ними Апостолы по вдохновению свыше ставили диагноз церковным болезням и лечили их повелительным Словом Божьим. Сказанное и содеянное тогда актуально и поучительно ныне для нас в России, простертой перед Золотым Тельцом, культ которого, как и в случае с грехопадением первопатриарха Аарона (Исход 32), поражает, к глубочайшему сожалению, и современное высшее священноначалие Русской Православной Церкви.

Вот Послание Ефесской церкви (Откровение святого Иоанна Богослова 2:1-7) – «Эпоха деятельного христианства (столетие первой любви): Первая опасность и первая победа»:

1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: 2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; 3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
6 Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

"Ангелу Ефесской церкви, - пишет В.Я. Канатуш, - Господь открывается как “Держащий семь звезд в руке Своей, ходящий посреди семи золотых светильников”. Он Тот, Кто создал Церковь; Он ее хранит, поддерживает, контролирует и управляет ею. Он держит ее учительские силы в Своей руке и ходит посреди золотых “светильников”, чтобы зажигать их и добавлять в них масло. Господь отмечает, что Он знает ее дела, труд и терпение; знает и то, что она не может сносить “развратных”.

Ефесская Церковь непрестанно боролась за чистоту и святость, была нетерпима ко злу в своей среде, особенно к еретикам. Она уже столкнулась и с лжеапостолами, которые явились как “посланцы Бога” и говорили от имени Его, унижая при этом истинных служителей Церкви. “Ангел” убедился, что они лжецы, и закрыл двери для их деятельности.

Несмотря на успех и духовное благополучие христианства, огненный взор Господа замечает, что за этой бурной деятельностью Ефесская церковь потеряла нежную привязанность и трогательную, полную доверия, зависимость от Господа, т. е. первую любовь. В усердном труде, в постоянной борьбе со злом, проникающим в христианские общины, в ней незаметно стало блекнуть и исчезать трепетное чувство первой христианской любви.

Замена первой любви к Господу и Его явлению бурной деятельностью - евангелизацией и борьбой за чистоту и истину - это первая и всегда стоящая опасность для каждой Церкви и каждого христианина.

Опасность Ефесского периода в том, что Церковь незаметно оторвалась от хождения по духу (1 Кор. 2:4; Гал. 5:16,25), последовав за человеческим разумом. Это особая опасность нашего времени, когда ум человека заменяет его дух.

Потерю первой любви Господь определяет как падение с высоты. Он призывает покаяться и творить прежние дела - дела первой любви. Если же не покаются, то Он обещает “сдвинуть светильник” с места его.

Ангел Церкви - это светильник для народа Божия, как некогда Давид был светильником в Израиле (2 Цар. 21:17; 4 Цар. 8:19), а дети Божий - светильники в этом мире (Мф. 5:14-16).

“Сдвину светильник” означает: Сдвину с места и степени занимаемого служения, отниму духовную власть и отдам ее другому, как это указано у Исаии (22:19-22). Сдвину твою духовную жизнь, лишу света Моего (Пр. 13:9; 20:20), и тогда будешь блуждать во мраке (Ис. 59:9-10).

О делах Николаитов, которые Ефесская церковь распознала и отвергла, подробнее сказано в Пергамском периоде церкви.

“...побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия”.

“Древо жизни” - Сам Христос, Его бессмертная вечная жизнь; вкушать “от древа жизни” - это право на первое воскресение во Христе".

Вторая опасность и вторая победа (Откровение святого Иоанна Богослова 2:8-10):

8 И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: 9знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

11 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

Смирнской церкви Господь открывается как “Первый и Последний, Который был мертв и вот жив”. Это отзвук судьбы самой Смирны. Иисус ведь Сам пережил гонения и смерть, всю ее страшную, разящую силу, но победил ее, “расторгнув узы” (Деян. 2:24) воскресением из мертвых, и потому Он жив во веки веков. В Своих руках Он держит теперь “ключи ада и смерти” (Отк. 1:18).

Господь утешает Смирнскую церковь обетованием бессмертия и нетления и вселяет в нее уверенность в Его помощи на тот час, когда она, проходя долину тени смертной и горнило страданий, явит Ему верность до конца. “Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить”, - сказал Иисус ученикам Своим (Мф. 10:28).

Он высоко ценит подвижничество Смирнской церкви, ее самоотверженное мужество, стойкость, верность Господу в скорбях, мучениях от гонении, испытаниях в темнице и в насильственной смерти. Это то подлинное выражение героизма веры, о котором писал Павел в Евр. 11:33-38.

Постоянно гонимая и преследуемая, церковь в Смирне испытывала материальные трудности, нужду в пище, одежде, жилье, в средствах к жизни. Однако эта материальная нищета не воспрепятствовала ей быть богатой верою, любовью, единодушием (Иак. 2:5).

Наряду с гонениями, Смирнская церковь терпит злословия от тех, “которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но - сборище сатанинское”. Злословие и злоречие по Писанию - это сатанинский дух и тяжкий грех, наказуемый лишением Царства Божия (1Кор. 6:10). “Сборище сатанинское” - это те из Иудеев, которые преследовали и злословили Иисуса, а затем продолжали злословить и преследовать первых Его последователей. В христианской истории “сборище” - это те, кто, принимая вид служителей правды, проникает в Церковь, чтобы подрывать ее основы (2 Кор. 11:14-15).

Обращаясь к Смирне, Господь ободряет ее словами: “Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни”.

“Дней десять” - это десять самых тяжелых гонений, которые перенесла христианская Церковь за первые триста лет при десяти римских императорах. Господь открывает здесь, что инициатором гонений всегда является диавол. Он намеревался физически уничтожить Церковь и все экземпляры Священного Писания. И потому гонение - это вторая опасность, идущая от объединенных сил ада, сатаны, мира этого и смертоносных духов, которые изматывали силы христиан. Эта опасность стояла перед Церковью во все века, как стоит она во многих странах и доныне, испытывая верность христиан Главе Церкви.

Вот имена десяти императоров, которые жестоко гнали Церковь и обагрили свои руки кровью мучеников:

Нерон — 54-68 гг.
Домициан — 81-96
Траян — 98-117
Марк Аврелий — 161-180
Септимий Север — 193-211
Максимин — 235-238
Деций — 249-251
Валериан—253-259
Аврелиан—270-275
Диоклетиан, Галерий — 284-305

Гонение при последнем императоре, Галерий, начавшееся с 289 года, длилось ровно десять лет и было общим по всей Римской империи. С великой яростью истреблялись свитки Писания и предавались смерти все исповедующие Христа. Как бы предчувствуя, что скоро Господь положит конец гонениям, диавол неистово свирепствовал, применяя к христианам самые изощренные пытки и преследования. Однако чем больше и яростнее он гнал Церковь, тем сильнее она разрасталась. Кровь мучеников становилась семенем для рождения новых членов. Господь доказал непобедимость Церкви, ибо Он — Вождь ее, сила и покров.

“...побеждающий не потерпит вреда от второй смерти”, т. е. они будут воскрешены в первое блаженное воскресение (Отк. 20:5-6) и не будут судимы у белого престола. “Вторая смерть” - озеро огненное - им не грозит.

А нам в России, где на престол падших душ возведен Золотой Телец, что возвещает Первый и Последний? Не Пергамской ли церкви уподобляется РПЦ? К ней Откровение святого Иоанна Богослова (2:12-17):

12 И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: 13 знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.
14 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.
15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.
16 Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.
17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает».

Разве немало среди нас едят идоложертвенное и любодействуют, предаются потребительству? И разве не в ереси николаитов допускается «брак церкви с миром», с сильными мира сего? Новое Имя – не наше ли правоверное обетование? И в чем тогда суть «белого камня» или "белокаменного столпа и престола и оплота", на котором, полагаем, воздвигается Сплот Правоверных?


В избранное