Журнал «Жар-птица» - появился в результате той ужасной катастрофы, что случилась с Россией в 1917 году. Массовая эмиграция русской интеллигенции после октябрьского переворота, добровольная, а часто и вынужденная, оказалась самой большой трагедией России.
Она вымывала тонкий культурный слой, складывавшийся в России медленно, веками и годами, давший первые плоды только в последние два века – Золотой и Серебряный. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев,
вспоминая отплытие парохода «Preussen» в Штеттин от Николаевской набережной Петербурга с цветом русской интеллигенции, сравнивал его с «контрибуцией» по позорному Брестскому миру: «Так мы тогда и считали: платили Германии золотом, предметами искусства, хлебом и людьми мысли!»
Оказавшись вдали от России, русские, во многом еще по инерции, жили интересами России и надеждой, что когда-нибудь они обязательно вернутся обратно. Им очень не хотелось верить, что их отъезд - это навсегда. Только с годами пришло понимание, что, по выражению Саши Черного, поймать Жар-птицу в подвале невозможно.
Но поскольку надежда еще была и были художники, писатели и философы, во множестве поселившиеся в Берлине, то идея создать свой маленький «русский мир», в котором будут жить русское искусство, литература, театр и журналы, стала естественным решением. Берлин настолько был перенаселен русскими эмигрантами, что родился смешной анекдот о немце, который от отчаяния повесился, потеряв надежду услышать родную немецкую речь.
Лучшими русским журналами того времени стали «Жар-птица», «Перезвоны», «Иллюстрированная Россия», «Для Вас» и другие. Они были разными с разной идеологией и разным содержанием, но самым ярким из них был журнал русских художников-модернистов, когда-то в начале XX века объединившихся в кружок «Мир искусства». Читать далее
Последние откомментированные темы: