(Начало здесь) В начале двадцатых годов, переселившись в Париж, Макс Эрнст отходит от де Кирико и начинает создавать сюрреалистические образы, не существующие в природе, но выглядящие как вполне достоверные. Нереальные, но вполне достоверные образы помогали художнику всматриваться внутрь себя, во многом следуя алхимической философии, символику которой он постоянно использует в своих коллажах и картинах.
Химеры и скрытые фигуры
Макс Эрнст визуализирует свои травмы и комплексы, вынося их на поверхность в образе чудовищ, в которых кроме всего прочего при соединении несоединимого рождалась настоящая поэзия в духе поэтики Лотреамона. Все искусство художника – это сны и сновидения (у Дали – бредовые состояния). В его снах наяву проявлялось невидимое, скрываемое от внешнего взгляда и табуируемое сознанием.
Мастер вводит в искусство квазинаучные образы и антропоморфные существа - химеры, позволявшие изживать собственные страхи и комплексы. Химера – это существо, состоящее из разных элементов, подобно тем, что можно видеть на Соборе Парижской Богоматери.
Макс Эрнст сделал химеры главными героями своих картин-сновидений. Есть такая игра, с которой с детства знакомы все. На листочке бумаги один пишет какие-то слова, потом закрывает их, скручивая бумажку, второй пишет свое, не видя предыдущей записи, то же самое делает третий и т.д. Такая же игра только с рисованием («Изысканный Труп») часто практиковалась сюрреалистами.
В ней один рисует, например, голову, потом лист подворачивается; второй дорисовывает туловище, снова лист подворачивается; третий дорисовывается ноги и т.д.. В результате получается невиданное ранее существо – химера. Именно так рождались коллажи Макса Эрнста.
У художника есть несколько ключевых химер. Одна из часто повторяющихся – человек-птица, женщина-птица, люди-птицы. Птица в его работах – символ его личной биографии. Образ связан с детскими воспоминаниями. Макс очень любил птиц, у него была с ними, по его словам, интимно-мистическая связь. Читать далее
Последние откомментированные темы: