Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Азиатский банк развития согласился с политикой Узбекистана и дал более миллиарда долларов


Азиатский банк развития согласился с политикой Узбекистана и дал более миллиарда долларов
2010-05-04 17:28 Мария Яновская

На фото: Президент Узбекистана Ислам Каримов выступает с приветственным словом к участникам Форума АБР в Ташкенте

1-4 мая 2010 года в Узбекистане прошло 43-е ежегодное заседание Совета управляющих Азиатского банка развития (АБР). Официальный Ташкент событием удовлетворен абсолютно: в рамках заседания было подписано четыре кредитных соглашения на общую сумму свыше 1 миллиарда 150 миллионов долларов. Как заметил на открытии заседания президент Узбекистана Ислам Каримов, «фактически Азиатский банк удвоил свой кредитный портфель в нашей стране»: с 1996 года АБР уже выделил Узбекистану кредиты в 1 миллиард 200 миллионов долларов. Это успех.

Ташкент сделал все, чтобы получить эти кредиты. Подогнал банковскую статистику, резко и внезапно снизив вдвое процентные ставки по депозитам. Ради создания благоприятной статистики по темпам инфляции, в стране был создан тотальный дефицит наличных денег, и теперь почти всем бюджетникам перечисляют зарплату на карточки, снять с которых деньги практически невозможно. Перед заседанием АБР власти Узбекистана «надавили» на черный рынок валюты, снизив неофициальный курс сума: необходимо было продемонстрировать, что никакого «черного» курса в стране нет, а с конвертацией и привлечением иностранных инвестиций все в порядке.

Кроме того, власти Узбекистана сделали все, чтобы Форум АБР прошел в тихой, дружественной обстановке. Чтобы ни один возмущенный голос не дошел до слуха высоких международных доноров.

Деньги любят тишину

Активисты Правозащитного альянса Узбекистана (ПАУ) решили в день открытия Форума АБР в Ташкенте устроить пикет возле Международного бизнес-центра, где проходило заседание Совета управляющих АБР. Однако, как передает Uznews.net, правозащитники были заблокированы в своих домах сотрудниками правоохранительных органов Узбекистана. К дому правозащитника Ахромходжи Мухитдинова, живущего в Янгиюльском районе Ташкентской области, подъехали машины с работниками МВД в гражданской одежде, которые настоятельно рекомендовали правозащитнику никуда не ехать. Когда лидер ПАУ Елена Урлаева попыталась выйти из дома с мужем и ребенком, сотрудники правоохранительных органов посадили их в машину и доставили в парк Хамида Олимджана, где предложили вместо пикета покататься на каруселях.

Как рассказала Елена Урлаева, «мы хотели призвать банкиров 67-и стран, принимающих участие в заседании Азиатского банка развития, не давать кредит в 1 миллиард 140 миллионов долларов Узбекистану, где грубо нарушаются права и свободы человека. А если такой кредит все-таки будет дан, то сделать его прозрачным и подотчетным для населения республики».

Пикет не состоялся.

Но был отменен не только пикет правозащитников – на период работы Форума было перекрыто автобусное сообщение между Ташкентом и другими городами Узбекистана. Столица на несколько дней превратилась в закрытый город.

Кроме того, проезд на Форум был оплачен Ташкентом только тем лицам, чье присутствие власти Узбекистана посчитали целесообразным. В результате, по данным Узметроном.com, в Ташкент для участия в заседании совета управляющих АБР прибыло менее тысячи зарубежных гостей, а не три тысячи, как было заявлено ранее.

Напомним, что 28 апреля 2010 года Форум НПО по АБР объявил бойкот Форуму АБР в Ташкенте. «Решение Азиатского Банка Развития провести свою ежегодную встречу в Ташкенте является не только непрозрачным, но и одобряет оказываемое узбекскими властями давление на права человека и на свободу людей выражать свое мнение», - сказал исполнительный директор Форума д-р Авилаш Роуль.

В заявлении «Форума НПО по АБР» говорилось, что в Узбекистане «политические права и инакомыслие ограничены, а иногда даже подавляются силой». Как сказала представитель Центра развития гражданского общества в Таджикистане Парвиз Умарова, «в Узбекистане нет активного гражданского общества, невозможно выносить общественное мнение как на ежегодное совещание, так и за его пределами».

Однако АБР сделал вид, что не заметил бойкота, и никак не отреагировал на заявление Форума неправительственных организаций.

Когда вокруг тишина, ничто не мешает кивать, слушая о грандиозных экономических достижениях Узбекистана.

Удивительные успехи в экономическом строительстве

Азиатский банк развития создан в 1966 году. В него входят 67 государств, в том числе 48 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также развитые стран Европы, Канада и США. Банк осуществляет финансирование проектов развития и регионального сотрудничества. Претендовать на заёмные средства от АБР могут как правительства стран-участниц, так и юридические лица. Другими инструментами АБР в оказании помощи своим странам-членам, помимо кредитов, являются техническое содействие, гарантии и покупка акций. Узбекистан является членом АБР с 1995 года.
АБР – главный (если не единственный) донор экономики Узбекистана, и как любой международный финансово-кредитный институт, он предъявляет жесткие требования к монетарной политике государства-заемщика. Под требования АБР власти Узбекистана «подогнали» не только банковский сектор, но и основные экономические показатели.

Из речи Ислама Каримова об успехах: «В 2009 году Узбекистан принял Программу по реализации важнейших проектов модернизации, технического и технологического перевооружения на 2009-2014 годы, в которую включены более 300 важнейших инвестиционных проектов общей стоимостью более 42,5 млрд. долларов. В 2009 году в общем объеме капиталовложений, инвестированных в экономику Узбекистана, доля внутренних источников составила 68 процентов, а в 2010 году этот показатель составит не менее 70 процентов (Это говорит о постепенном уходе иностранных инвесторов, которые бегут от рейдерства, невозможности конвертировать прибыль, полученную в сомах, и так далее. Подробней об этом читайте здесь – ред.). В 2009 году ВВП Узбекистана вырос на 8,1 процента, промышленное производство - на 9 процентов, объем инвестиций в экономику превысил 26 процентов, а прямые иностранные инвестиции возросли в 1,8 раза (Как эти данные сочетаются с ростом (в процентном отношении) инвестиций из внутренних источников, понять трудно – ред.). За истекший год создано свыше 940 тысяч рабочих мест. Экспорт продукции вырос на 2,4 процента, обеспечив значительное положительное сальдо внешней торговли и стабильный рост золотовалютных резервов. Обеспечен устойчивый профицит Государственного бюджета, внешний долг на 1.01.2010 года не превысил 10 процентов. По прогнозам авторитетных рейтинговых компаний и международных институтов экономический рост Республики Узбекистан в 2010 году может составить 8,5 процента».

Несмотря на сомнительные заявления о притоке иностранных инвестиций, УзА признает, что АБР занимает первое место среди международных финансовых институтов по кредитному сотрудничеству с Узбекистаном. Среди совместных проектов – строительство Узбекской национальной автомагистрали и «Программа мультитраншевого финансирования в сфере водоснабжения и канализации», которая осуществляется с 2009 года и оценивается в 300 миллионов долларов. В рамках предыдущего подобного проекта осуществляется прокладка трубопроводов и улучшается состояние соответствующего оборудования в 170 населенных пунктах Кашкадарьинской и Навоийской областей. Вообще же, как заявил И.Каримов, с 1996 года из выделенных Узбекистану Азиатским банком развития кредитных ресурсов в 1 миллиард 200 миллионов долларов уже выполнено 11 проектов стоимостью свыше 520 миллионов долларов и продолжается освоение по 15 проектам на общую сумму более 650 миллионов долларов.

По словам И.Каримова, за последние годы вновь построены более полутора тысяч колледжей и лицеев, в которых получили среднее техническое и гуманитарное образование свыше полутора миллионов молодых людей, «имеющих 2-3 специальности и владеющих знаниями иностранного, как правило, английского языка». Как сказал президент Узбекистана, расходы на образование за последние годы превышают 37 процентов госбюджета, а расходы на образование и здравоохранение превышают 50 процентов бюджета. «Становится ясным, каким огромным потенциалом квалифицированных кадров и человеческим капиталом располагает Узбекистан», - сделал вывод И.Каримов.

Простого перечисления цифр, которые демонстрировали экономический рост Узбекистана, президенту Узбекистана показалось недостаточно: необходимо было еще раз застолбить идею, что путь, которым идет Узбекистан, является самым верным. На открытии Форума АБР И.Каримов сделал программное заявление: «узбекская модель» развития и реформирования экономики, принятая в первые годы независимости, с 1992 года, «полностью себя оправдала». Это означает, что Ташкент не собирается что-то менять в своей экономической и социальной политике.

И.Каримов назвал пять основных принципов «узбекской модели», которые позволили Узбекистану подняться на небывалые высоты экономического развития: «Первое – деидеологизация государственной системы и обеспечение приоритета экономики над политикой. Второе – в переходный период от планово-распределительной системы к рыночной государство должно взять на себя роль главного реформатора. Третье – обеспечить верховенство закона, т.е. закон одинаков для всех. Четвертое – поэтапность и постепенность осуществления реформ. У нас говорят – не разрушай старый, не построив новый дом. Пятое – реализация сильной социальной политики в переходный период от одной системы к другой» (цитируем по УзА). И.Каримов говорил по-русски, так что цитата, полагаем, точна.

Ничего не вижу, ничего не слышу

Можно задаться вопросом: неужели эксперты АБР настолько доверяют узбекской официальной статистике, что позволили себе поверить в слова о «приоритете экономики над политикой», «верховенстве закона» и «сильной социальной политике»? Почему ни один эксперт, которого спрашивала «Фергана.Ру» и который мало-мальски знает ситуацию в Узбекистане, не высказал доверия к узбекским официальным данным, а эксперты АБР готовы поверить Ташкенту на слово? Почему эксперты АБР, принимая решение о предоставлении немалого кредита, не интересуются мнением независимых экспертов и наблюдателей?

Но это риторические вопросы.

Потому что заниматься Узбекистаном и не знать, не видеть, что происходит в республике, может только слепой и глухой – или тот, кто добровольно закрыл глаза и заткнул уши. Мы думаем, что эксперты АБР знают ситуацию в Узбекистане еще лучше, чем аналитики «Ферганы.Ру».

Однако АБР заинтересован в стабильности правящего режима в Узбекистане, видимо, полагая, что стабильность в Узбекистане во многом является залогом стабильности в регионе. АБР заинтересован и в продвижении своих проектов, невозможных без участия Ташкента (например, строительство ЛЭП Сурхан-Наибабад-Кабул, железной дороги Хайратон-Мазари-Шариф, проект строительства «трансафганского коридора» для железнодорожного транзита грузов из Центральной Азии к Индийскому океану, строительство международного мультимодального центра логистики на базе аэропорта Навои).

Кроме политики, в предоставлении кредитов Ташкенту есть и приятный бонус для тех, кто сидит на этих денежных потоках. Кредиты будут реализованы по совершенно непрозрачным финансовым схемам, и возможность «откатов» и нецелевого освоения средств тоже может быть аргументом в пользу предоставления кредитов Ташкенту.

И поэтому Ташкент мог бы и не стараться, не давая правозащитникам провести пикет в день открытия Форума АБР или закрывая Ташкент от приезжающих из областей. АБР все равно никого бы не услышал и ничто не принял бы во внимание. Решения о кредитах не принимаются в день Форума, они принимаются по зрелом размышлении и задолго до совместных заседаний.

Заседание в Ташкенте подтвердило, что АБР заинтересован в сохранении статус-кво в Узбекистане не меньше, чем правящий режим.

Мария Яновская

Казахстан: К 70-летию Н.Назарбаева депутаты парламента превратят его в пожизненного и безответственного лидера нации
2010-05-05 11:14 ИА Фергана.Ру

Депутаты мажилиса (нижней палаты) парламента Казахстана предложили узаконить статус пожизненного лидера нации в отношении Нурсултана Назарбаева, передает АМИ «Новости-Казахстан». «Вопрос о лидере нации обсуждается в нашем обществе давно, - сказал депутат Амзибек Жолшибеков, один из инициаторов принятия подобного законопроекта. - Полагаем, сегодняшние реалии требуют пересмотра норм конституционного закона в части определения политико-правового статуса главы государства и приведение конституционного статуса первого президента в соответствии с его общепризнанным статусом – лидера нации».

Депутат Розакул Халмуратов тоже уверен, что действующий закон о первом президенте Казахстана «не полностью освещает роль главы государства, как основателя государственности», и решено подготовить два законопроекта, «чтобы точно регламентировать в них роль первого президента страны».

В частности, на рассмотрение депутатов были внесены законопроекты «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы РК по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности первого президента страны – лидера нации Республики Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности первого президента страны – лидера нации Республики Казахстан». Законопроекты предполагают внесение поправок в конституционные законы о выборах, о президенте, в Уголовный кодекс, законы о службе охраны президента Казахстана, о государственных наградах, о государственной премии мира и прогресса первого президента, об Ассамблее народа Казахстана.

Оба законопроекта были приняты нижней палатой в работу, заключения по ним планируется подготовить до 25 июня. Эти законы должны быть согласованы с самим Нурсултаном Назарбаевым. Напомним, что 6 июля Н.Назарбаеву исполняется 70 лет.

Интересно, что новые законопроекты предполагают, что «первый президент – лидер нации не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента, а после их прекращения – связанные с осуществлением своего статуса первого президента РК – лидера нации», то есть пожизненно. Значит, Нурсултан Назарбаев становится самым безответственным лидером нации за всю историю Казахстана.

Желая максимально угодить и потрафить с подарком ко дню рождения, депутаты предложили распространить гарантии неприкосновенности имущества первого президента и на совместно проживающих с ним членов его семьи. А.Жолшибеков убежден, что присвоение статуса первого президента – лидера нации «позволит обеспечить гарантию незыблемости особого казахстанского пути развития».

Россия запретила ввоз сухофруктов из Таджикистана из-за вируса полиомиелита
2010-05-05 11:18 ИА Фергана.Ру

Таджикские сухофрукты очень популярны в России
Таджикские сухофрукты очень популярны в России
Руководитель Федеральной службы по России надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко направил руководителям подведомственных управлений письмо о недопущении ввоза сухофруктов из Республики Таджикистан. Письмо №01/6728-0-23 от 02.05.2010 «О недопущении ввоза сухофруктов из Республики Таджикистан» опубликовано на официальном веб-сайте Роспотребнадзора.

На какой срок установлен запрет, в письме не говорится. Однако он касается не только фирм и компаний, импортирующих в Россию таджикские сухофрукты, но и частных лиц, которые возят товар в багаже и ручной клади. Санитарно-карантинному контролю совместно с представителями таможенных органов поручено пресекать попытки ввоза на территорию РФ грузов с сухофруктами как на железнодорожном пункте пропуска «Аксарайская» (Астраханская область), так и в пунктах пропуска при воздушном сообщении.

Глава Роспотребнадзора также потребовал принять меры по активному выявлению и изъятию сухофруктов и орехов производства Таджикистана из реализации в торговой сети. Действие уже выданных санитарно-эпидемиологических заключений на сухофрукты и орехи, страной происхождения которых является Республика Таджикистан, приостановлено на неопределенный срок.

В письме отмечается, что по данным Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, по состоянию на 28 апреля 2010 г в Таджикистане зарегистрирован 171 случай острого вялого паралича /ОВП/, в том числе 168 - среди детей до 15-ти лет и 2 случая - среди взрослых, 12 случаев закончились летальным исходом. По результатам лабораторных исследований подтверждено наличие "дикого" полиовируса в 32-х случаях заболеваний. В эпидемический процесс вовлечены 24 из 68-ми административно-территориальных единиц Таджикистана. Существует риск завоза "дикого" полиовируса на территорию России, в том числе через контаминированные пищевые продукты. При этом особую опасность представляют сухофрукты и орехи, используемые в пищу непосредственно, без обработки.

Мы уже сообщали о вспышке полиомиелита на юго-западе Таджикистана - в пограничных районах с Афганистаном и Узбекистаном. Лабораторные исследования образцов вируса, взятых у заболевших, подтвердили, что в Таджикистане циркулирует полиовирус типа 1. Это - первый случай вспышки полиомиелита в странах европейского региона ВОЗ с 2002 года.

Следует отметить, что экспорт сухофруктов является весьма ощутимой статьей дохода для фермеров Таджикистана. Однако это, преимущественно, касается северной части страны, Согдийской области, где выращиваются самые знаменитые сорта таджикских абрикосов и слив.

О том, как восприняли данное указание российского санитарного ведомства в Таджикистане, мы расскажем в своих ближайших публикациях.

Иран предлагает отменить визовый режим с Таджикистаном
2010-05-05 12:20 ИА Фергана.Ру

Планируемая отмена визового режима стала одной из тем на переговорах таджикской и иранской делегаций, прошедших 4 мая 2010 года в Душанбе. Как сообщил посол Ирана в Таджикистане Алиасгар Шердуст, иранская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел этой страны Хасаном Кашкови прибыла в Душанбе 4 мая. В этот же день состоялась его встреча с Рукией Курбановой - заместителем премьер-министра Таджикистана.

Посол Ирана сообщил также, что в среду же должна состояться встреча Кашкови с председателем нижней палаты таджикского парламента Шукурджоном Зухуровым.

По словам иранского дипломата, 6 мая должны начаться встречи иранской делегации с представителями таджикской стороны в рамках заседания по консульским вопросам.

Как сообщил А.Шердуст, Иран предлагает Таджикистану отменить визовый режим для граждан обеих стран. Однако, по его словам, «Таджикистан еще не выразил готовность принять такое предложение».

Руководитель Департамента информации МИД Республики Таджикистан Давлат Назри подтвердил, что предложение по отмене визового режима к ним от иранской стороны поступило, но пояснил, что «этот вопрос еще обсуждается». «МИД не может самостоятельно решать такой вопрос. Это предложение будет обсуждаться на заседание по консульской службе обеих стран, которое состоится 7 мая», - добавил он.

Между тем, президенты Ирана и Таджикистана не раз указывали на желательность упрощения визового режима для жителей обоих государств, которые имеют общую культуру и язык.

В настоящее время, кроме некоторых постсоветских стран, граждане Таджикистана могут посещать без визы только Турцию.


В избранное