Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Таджикистан: Эксперты прогнозируют дальнейшее ухудшение таджико-узбекских отношений


Таджикистан: Эксперты прогнозируют дальнейшее ухудшение таджико-узбекских отношений
2010-05-06 19:00 ИА Фергана.Ру

В Душанбе (Таджикистан) прошел круглый стол на тему «Перспективы таджикско-узбекских отношений». Обсуждение состоялось по инициативе еженедельника «Нигох». Независимые таджикские эксперты считают, что еще не исчерпаны все возможности для политического урегулирования таджикско-узбекских взаимоотношений. Для этого президентам обеих стран необходимо лично, без посредников, обсудить эти проблемы.

Как сказал политолог Рашид Гани, проблемы во взаимоотношениях между бывшими советскими республиками - обычное явление, и потому не стоит связывать обострение отношений между Ташкентом и Душанбе только с началом строительства Рогунской ГЭС. Тем не менее, большинство экспертов считают, что именно возобновление строительства этого объекта стало причиной обострения двусторонних отношений. Хотя, по словам Косими Бекмухаммад, основы для ухудшения узбекско-таджикских отношений были заложены еще в период СССР, когда в результате «топорного размежевания» древние таджикские города остались на территории Узбекистана.

Нурали Давлат, эксперт по политическим вопросам, считает, что к обострению взаимоотношений между Таджикистаном и Узбекистаном причастны и внешние игроки, в частности, Россия. По его словам, Россия не заинтересована в решении этой проблемы, хотя и обладает такой возможностью. Он напомнил, что «если бы Таджикистан согласился бы отдать России 70 процентов акций Рогунской ГЭС, то она бы и построила этот объект, и решила бы все имеющиеся противоречия с Узбекистаном». Поэтому, отвечая на высказывания некоторых экспертов о том, что для налаживания отношений с Узбекистаном необходимы посреднические услуги третьих стран, Нурали Давлат заявил, что Россия, как и другие супердержавы, не может быть призвана на эту роль. «Вообще, тот факт, что решение это вопроса взял на себя Всемирный Банк, является признаком поражения России. Она не смогла решить проблему в Центральной Азии, которая считается пророссийским регионом», - отметил эксперт.

Он также высказал мнение, что международные финансовые институты вряд ли согласятся с 335-метровой высотой плотины Рогунской ГЭС, и потому не стоит ожидать положительных для Таджикистана результатов экологической экспертизы ТЭО этого объекта, которую проведет Всемирный Банк.

Участники круглого стола были едины во мнении, что Таджикистан «проиграл» международную презентацию проекта «Рогунская ГЭС», и ему не удалось привлечь сторонников. Единственный союзник – Киргизия, но в результате последних событий она вряд ли сможет поддерживать Таджикистан в вопросах использования водных ресурсов региона еще как минимум пару лет.

Между тем Саймуддин Дустов, руководитель Фонда «ИНДЭМ», задается вопросом, в чем причина неудачной презентации этого проекта. «Если мы не были готовы к такой ситуации, зачем нужно было возобновлять строительные работы? Предсказывали ли аналитические центры такую реакцию узбекских властей? Все это свидетельствует о плохом менеджменте в правительственных структурах», - считает эксперт.

Тем не менее, С.Дустов уверен, что еще не использованы все возможности для политического урегулирования узбекско-таджикских взаимоотношений. Президентам двух стран необходимо лично обсудить сложившуюся ситуацию и постараться найти выход, считает Дустов. Хотя сам он не особо верит в успех такой встречи.

Рашид Гани отметил, что президенты Таджикистана и Узбекистана очень похожи друг на друга: оба выступают борцами за национальные интересы своих стран, а в такой ситуации очень сложно найти выход.

Между тем, эксперты прогнозируют возможное ухудшение и без того непростой ситуации во взаимоотношениях между Таджикистаном и Узбекистаном. Саймуддин Дустов считает, что если в настоящее время на территории Узбекистана задержано более тысячи вагонов с грузами для Таджикистана, то во второй фазе «экономической блокады» эта цифра может достичь 4-5 тысяч вагонов. И если сейчас, в основном, задерживаются вагоны с ГСМ, стройматериалами и оборудованием, то после Узбекистан может не пропускать вагоны и с продовольствием. «Таджикистану нужно быть готовым и к такому повороту событий. И я думаю, что у таджикских властей есть и свои козырные карты. Не стоит забывать о том, что на территории Афганистана сосредоточены более двух с половиной тысяч боевиков Исламского Движения Узбекистана. И таджикские власти предпринимают все усилия, чтобы не пропустить их на свою территорию», - добавил Дустов.

На вопрос, возможно ли использование силы в решении таджикско-узбекских конфликтов, эксперты ответили, что такой сценарий вряд ли реален. Тем не менее, они уверены, что таджикские власти должны уделить особое внимание укреплению боеспособности вооруженных сил страны.

Соб.инф.

Таджикистан: Запрет на ввоз сухофруктов в Россию ударил по населению и разозлил политиков
2010-05-06 19:17 Тилав Расул-заде (Худжанд)

В Таджикистане считают поспешным решение Роспотребнадзора, запрещающее ввоз сухофруктов из Таджикистана в Россию из-за вспышки полиомиелита на юге республики.

Напомним, руководитель Федеральной службы по России надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко направил руководителям подведомственных управлений письмо о недопущении ввоза сухофруктов из Республики Таджикистан. В письме под №01/6728-0-23 от 02.05.2010 «О недопущении ввоза сухофруктов из Республики Таджикистан», опубликованное на сайте Роспотребнадзора, такой шаг обосновывается вспышкой детского полиомиелита в Таджикистане. В рамках данного указа с реализации будут сняты все сухофрукты, страной производства которых указан Таджикистан.

Заместитель начальника государственного центра по санитарному и эпидемиологическому надзору Согдийской области Насибджон Икромов заявил корреспонденту «Ферганы.Ру»: «Сухофрукты, выращенные в Таджикистане, никогда не являлись носителями вирусов, в частности, вируса полиомиелита. Полиомиелит передается, в основном, воздушно-капельным путем, а не через пищу или продукты. К сухофруктам полиомиелит однозначно не имеет никакого отношения».

На душанбинском базаре
На душанбинском базаре. Фото © «Фергана.Ру», май 2010 г.

- Хочу заметить, что в Северном Таджикистане в течение последних восьми-девяти лет не зафиксировано ни одного случая заболевания полиомиелитом, в том числе среди детей, - продолжает Насибджон Икромов. – На 6 мая в области не зафиксировано ни одного случая этого заболевания. Но мы продолжаем прививать от полиомиелита всех детей до шести лет. Вакцинация началась 1 мая и продолжится до 5 июня текущего года.

- Я слышала о запрете на ввоз сухофруктов из Таджикистана в Россию, - говорит начальник отдела экспертизы Торгово-промышленной палаты Согдийской области Пемпие Сейдумирова. - Наша организация оформляет и выдает сертификаты качества на сухофрукты, и мы пока не получали официального письма о запрете экспорта сухофруктов в Россию. Мы продолжаем работать в обычном режиме.

Сухофрукты как способ выжить

- В 2009 году из Северного Таджикистана вывезено 78,485 тонн сухофруктов на общую сумму около 24,5 миллиона долларов, - сообщили в пресс-центре Согдийского зонального таможенного управления. – За три месяца текущего года с территории Северного Таджикистана вывезено 23120 тонн сухофруктов на общую сумму около 8 миллионов долларов.

Как сказал корреспонденту «Ферганы.Ру» заместитель начальника Управления сельского хозяйства Согдийской области Рустамджон Рахимов, информацию о запрете ввоза сухофруктов из Таджикистана он воспринял с огорчением и разочарованием.

- Эта новость не может обрадовать ни одного таджикистанца, - говорит Рустамджон Рахимов. - Ведь абсолютное большинство населения так или иначе связано с выращиванием фруктов. По моим данным, из двух миллионов жителей Северного Таджикистана более миллиона занимается садоводством. И этот запрет особенно бьет по карману тех простых граждан, для которых выращивание фруктов – основной, а часто и единственный источник дохода.

В 2009 году из Таджикистана было экспортировано более 100 тысяч тонн сухофруктов, причем около 90 тысяч тонн были произведены в Согдийской области.

В настоящее время в Северном Таджикистане садовые плантации составляют около 48 тысяч гектаров земли, из них более 27 тысяч гектаров расположены на плодородных землях. На 38.5 тысячи гектаров расположены абрикосовые плантации, что составляет 12.8 процента всех абрикосовых плантаций в мире (всего же под абрикосовые деревья в мире отдано около 300 тысяч гектаров). В Таджикистане выращивают более 200 видов абрикосов.

-Такие сорта абрикоса, как мирсанджали, бобои, кандак, субхони, шифо, серхосил, фестивальный известны во всем мире, на нескольких международных выставках они занимали первые места и были отмечены медалями, - говорит Рустамджон Рахимов. – Наши абрикосы отмечены за экологическую чистоту, высокую сахаристость, калорийность, лечебные свойства. И я не верю, что теперь вдруг эти фрукты оказались вредны…

Заметим, что недавно американские предприниматели закупили и отправили в США 11 тонн таджикских сушеных абрикосов высокого качества.

Где Онищенко – там политика?

Запреты Роспотребнадзора всегда «шли в ногу» с общим вектором российской внешней политики, будь то запрет на белорусское молоко или молдавские и грузинские вина. Поэтому нет ничего удивительного, что таджикские эксперты не верят в простые соображения безопасности, которыми руководствовался при вводе запрета Геннадий Онищенко. Так, по словам местного эксперта Мараима Абдуманофова, решение Роспотребнадзора о запрете ввоза и реализации сухофруктов, производимых в Таджикистане, имеет политическую подоплеку и является одним из способов давления России на Таджикистан. Речь идет, по мнению эксперта, прежде всего о достройке Рогунской ГЭС. Видимо, после недавнего визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву Россия изменила свое отношение к достройке Рогуна и теперь, как и Ташкент, не желает полного завершения строительства этого жизненно важного для Таджикистана объекта.

- Разве вспышки инфекционных болезней не были зафиксированы в других странах Центральной Азии, где тоже выращивают сухофрукты и поставляют их в Россию? - с удивлением спрашивает эксперт. - Почему под запретом оказались только сухофрукты из Таджикистана? Такой шаг, предпринятый главным санитарным врачом России Онищенко, является предупреждением Таджикистану о других, более серьезных шагах «стратегического партнера», которые, видимо, будут приняты в скором будущем. Таджикистану пора принять адекватные ответные шаги и пересмотреть свою позицию в отношении «стратегического партнера» – России, - заключает эксперт.

Тилав Расул-заде


В избранное