Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Журавли улетели, забыв о родных гнездах и городе Шураб, превратившемся в бесхозные руины


Журавли улетели, забыв о родных гнездах и городе Шураб, превратившемся в бесхозные руины
2010-06-23 14:17 Тилав Расул-заде

Фото автора

После распада Советского Союза стали пустеть многие некогда поднятые им города Средней Азии. Как, например, Шураб в Таджикистане, лишившийся теперь возможности развиваться. В Шурабе живут прошлым, светлое будущее его – только для завзятых оптимистов. Жителям приходится обходиться дождевой и привозной водой, потому что другой, из-под крана, давно нет. В этом уже полумертвом, а когда-то процветающем шахтерском городе побывал наш корреспондент Тилав Расул-Заде.

Избалованные дети великого государства

Недавно Согдийскую область посетил ученый-историк Института Востоковедения РФ Сергей Абашин. Его интересовал уровень жизни и чаяния жителей тех промышленных шахтерских, горных поселков и городов Северного Таджикистана, которые в советские времена имели статус «закрытых» или «особого привилегированных». К этой категории относились Чкаловск, Табошар, Шураб, Адрасман. В Шурабе добывали уголь, в остальных местностях первичное сырье для атомной промышленности Советского Союза.

Эти города и поселки были образованы почти в одно и то же время, в начале 1950-х годов. А строили их представители более сорока национальностей СССР. Они съехались со всех концов огромного государства, укоренились в необустроенных местах, и, кроме того что создавали шахты по добыче горной руды и угля, не отказывались от нормальной оседлой жизни. Была создана необходимая инфраструктура, отлажена работа.

Однако распад СССР, разделившегося на пятнадцать частей, для некоторых новых суверенных республик оказался пагубным. Ведь распался не только единый цельный дом, ничего не осталось и от его опоры и фундамента. Были порваны нити, связывавшие страну семьдесят лет. Например, продукт, производимый в Шурабе и используемый ТЭЦ города Ферганы полвека с лишним, вдруг оказался невостребованным. Простаивали шахты, где когда-то работали в три смены.

Шураб: здесь жили люди
Шураб: здесь жили люди

Время командировки у ученого-историка были ограниченно – ему удалось побывать только в поселке Адрасман. Но его рассказ об истории Шураба, в прошлом одного из процветающих городов Союза, произвел на меня такое впечатление, что по его следам я отправился в этот близкий по книгам и рассказам, но, по сути, незнакомый мне город.

Этика таксистов

В Исфаре я оказался ранним утром. Таксист, подвозивший меня от Худжанда, отказался ехать дальше до Шураба, ссылаясь на соблюдение «неписаного закона о взаимной поддержке коллег».

– Подождите, сейчас подъедет машина, курсирующая по маршруту «Исфара–Шураб», – посоветовал таксист. Действительно, не прошло и пяти минут, как подъехали «Жигули».

– Вы наверняка первый раз в Шурабе? – спросил водитель.

– Да, – подтвердил я. – Я журналист и приехал, чтобы увидеть своими глазами знаменитый Шураб – город, который раньше кормила Москва.

– Эта сказка давно закончилась, вы будете разочарованы путешествием по Шурабу, – выразил сожаление собеседник-таксист, мужчина 45-50 лет.

Не проехав и одного километра, машина вдруг остановилась.

– Наверное, бензин кончился, – нахмурился водитель, – Дорога плохая, плюс перерасход топлива.

Водитель с баклажками в руках поехал за бензином, а я завел беседу со своей случайной спутницей. Она оказалась машинисткой шахты №8, АО «Ангишт» города Шураба, рабочая с 32-летним стажем Кибриё Фатхуллаева.

Господи, пошли жителям Шураба воды!
Господи, пошли жителям Шураба воды!

– Проблема №1 города Шураба – нехватка питьевой и поливной воды. Раз воды нет, значит, нет и жизни. Нет и нормальной работы. Поэтому люди покидают свои дома и не хотят возвращаться в них до лучших времен. В городе парализованы канализационная и отопительная сеть, воду подают по графику на несколько часов, горячей просто нет – десять лет как не работает котельная! Мы надеялась на пятнадцать депутатов городского Меджлиса, которые были избраны в конце февраля. Но они не оправдали наше доверие. Никаких особых сдвигов в жизни города. Хотя май подходит к середине, люди еще не получили своих пособий и пенсий за апрель. Нам тяжело смотреть на свой брошенный и разграбленный Шураб. Сохранить бы то, что еще осталось.

Сохранить бы то, что осталось…

В это время появился водитель, долго возился со своей машиной, что-то крутанул, и мы опять двинулись в сторону Шураба. Я попросил таксиста подвезти меня до дома кого-нибудь из старожилов города.

– Основная проблема Шураба – дефицит воды, – говорит Герой социалистического труда Шафи Меликов. – Раньше я на своем огороде выращивал овощи, зелень, фрукты. Часть урожая урюка, вишни, черешни, малины, клубники мы оставляли у себя для консервирования, другую продавали. Только продажа малины давала мне больше тысячи советских рублей. А весь огород приносил двенадцать тысяч. Теперь лет 10-12 воды нет, все деревья и кустарники высохли один за другим. Осталась только сухая земля. Питьевую воду покупаем с машин-водовозов за большие деньги. В прошлом году за 120 сомони ($28. - «Фергана.ру») продал спелый урюк, и весь доход потратил на воду.

Герой социалистического труда Шафи Меликов в окружении родных и соседей
Герой социалистического труда Шафи Меликов в окружении родных и соседей

Вода в Шураб поступает с водозабора «Ворух», проходя по селам Ворух, Худжаи Аъло Таджикистана и села Аксай, Октатир, Чанибак, Самаркандак Баткенской области Кыргызстана. По ходу магистрали люди ухитрились сделать отверстия в трубе. Поэтому вода в город почти не поступает.

Послушаем жителей Шураба.

– Моя пенсия – 200 сомони ($1=4,45 сомони). Я инвалид второй группы. Ходить не могу. Силикоз. Все суставы забиты солью. 36 лет проработал на шахте. Мы вместе с женой живем здесь 58 лет. Хотя дети хотят увезти нас в Душанбе или в Россию, мы не хотим на старости лет покидать родные места.

Висит матрас – значит, есть жизнь
Висит матрас – значит, есть жизнь

– Мы с мужем инвалиды, – рассказывает мать двоих детей, 35–летняя Набия Курбанова. – Я инвалид второй группы. Пенсия у меня – 32 сомони ($7,5), Сейчас – в послеродовом отпуске. Пособие в размере 35 сомони ($8,5) в месяц. Муж раньше работал охранником шахты. Потом его уволили как инвалида. У мужа – Абдували – пособие 61 сомони ($14,5). Хотя мы оба инвалиды, нам не установили предусмотренные законами Таджикистана льготы для пользования электроэнергией малоимущим слоям населения. Нам тоже хочется жить в хороших условиях, но что нам делать? Часть и без того скудного бюджета уходит на покупку воды. Хорошо, что в нынешнем году осадков было много, и мы смогли набрать дождевой воды с шифера крыши. Она идет на стирку. Хотели держать у себя скот, его же надо чем-то кормить! Нет воды, не будет и сена.

– Я живу в Шурабе шестьдесят лет, – говорит мать шестерых детей, 78-летняя Бирисолат Рахмонова.– Когда я переселилась сюда из села Чоркух Исфаринского района, город процветал. Нас снабжала Москва, и люди жили в достатке и изобилии. Покупали квартиры, машины, обустраивали свои дома. Сейчас все рухнуло. Нет ни клубов, не говоря уже о Парке культуры. Дети не знают куда идти, как проводить досуг. Я пенсионерка. Пенсия – 62 сомони ($15). За эти деньги мне покупать воду или жить?

– В Шурабе хорошо,– говорит 18-летний Нурлан, киргиз по национальности. – Я учусь в ПТУ №34 села Самаркандлик Лейлекского района Баткенской области Кыргызстана на электросварщика. Отец раньше работал на шахте, теперь пенсионер. Пенсия у него 200 сомони ($48 ). Хватит на жизнь. Все-таки мы держим у себя мелкий домашний скот.

Мечеть в Шурабе
Мечеть в Шурабе

– Меня зовут Каромат Икромова. Я киргизка. Уроженка города Шураба. Работаю электроконтролером. Раньше число абонентов составляло почти четыре тысячи человек. Хотя сейчас в бумагах их общее число – 600, потенциальных абонентов фактически на сотню меньше. Наша единственная проблема – нехватка воды. Железные трубы поменяли на пластмассовые. Но пока по ним вода не пошла. А вообще-то, помимо социальных вопросов, у нас накопились и другие…

– В Шурабе я работаю 52 года, – рассказывает учительница Антонина Луковенко. – Я родилась в Сурхандаринской области, закончила Кокандский техникум, а затем заочно Ленинабадский педагогический институт имени Кирова (ныне Худжандский государственный Университет имени академика Бободжона Гафурова) по специальности «учительница географии» и «учительница начальных классов». Во времена Союза Шураб был прекрасным, компактным, удобным, красивым городом. Здесь можно было отдохнуть: Парк культуры, прекрасный клуб, где показывали фильмы. Наш город считался интернациональным. Людей направляли работать на шахте, так что все попадали в равные условия.

– В нашей школе учатся 255 детей,– присоединилась к нашей беседе директор средней школы №11 Мария Холбекова. – Обучение у нас ведется на двух языках: киргизском и русском. У нас учатся русские, киргизы, узбеки, таджики, татары, немцы, чеченцы. Вторник объявлен Днем русского языка, четверг – Днем таджикского языка. Поэтому весь коллектив, начиная от школьников и заканчивая директором школы, в эти дни общается или только на русском, или на государственном языке. С учебниками, с зарплатой нет проблем. Проблема только одна: воды нет!

Здание бывшего универмага
Здание бывшего универмага в Шурабе

Наш вопрос:

– Вашу школу кто-то из числа руководителей города часто посещает? Например, мэр города Шураба. Помните, когда в последний раз он посетил школу?

– Когда–то бывший мэр города Исфары Мухиба Якубова приходила… Я не помню, когда в последний раз приходил к нам мэр. Он, можно сказать, забыл про нас. Первое сентября, Новый год, восьмое марта, Навруз, девятое мая... Эти праздники ушли, а он не появился ни разу, чтобы нас поздравить.

Рыба ищет, где глубже…

– Почему на ваш взгляд, Шураб разрушился? – обращаюсь с общим вопросом ко всем, с кем мне довелось встретиться: к учителям, пенсионерам, простым рабочим.

– Рыба ищет там, где глубже, люди ищут, где лучше, – говорит Антонинина Луковенко. – Когда воды нет три дня, когда зимой нет света, жизнь становится неинтересной. Люди уехали туда, где им лучше живется. Ведь работы нет, здорово пошатнулись перспективы угольной шахты, остановился механический завод. Говорят, его кто–то приватизировал.

– Не уехали те, кому не по силам уехать, – жалуется тетя Оля – бывшая модельер-закройщица Дома быта. – Ведь никто не представлял, что город может разрушиться до такой степени. За последние десять лет не было сделано ничего. Наоборот, социально–бытовые условия все ниже и ниже. Нет ни одной новости, которая бы обрадовала простых людей.

Закройщица-модельер тетя Оля
Закройщица-модельер тетя Оля

– А я, несмотря на все трудности, никогда не задумывалась о том, чтобы покинуть Шураб, – признается Мария Холбекова. – Хотя я киргизка по национальности, и высшее образование получила в Киргизии, как уроженка Шураба, как патриот Родины никогда не брошу свой город и не собираюсь куда-то уезжать!

– Я работаю в Шурабе вот уже 20 лет,– говорит главный врач Городской больницы Шураба Абдугани Туйчиев. – Два с половиной года наш водопровод молчит. Воду покупаем. Одна машина воды емкостью четыре тонны стоит 50 сомони ($11, 1), а 400-литровая бочка мотоцикла оценивается в 15 –20 сомони ($3,8-4,8). Правда, иногда находятся благотворители, которые платят за воду. В Шурабе люди живут бедно. Но медицинская служба у нас осталась, как и в советские времена, бесплатной. В больнице есть штатные расписания, как для среднего медперсонала, так и для врачебного состава. Однако нет желающих приезжать сюда работать. Сейчас мы испытываем острую нехватку среднего медицинского персонала – а это более десяти человек.

– Все врачи, – сетует Абдугани Туйчиев, – приезжают из Исфары, а это ежедневно – двенадцать километров в одну сторону! Местных кадров нет. Как и нет надежды, что в ближайшие годы они появятся и заменят нынешних специалистов. Общеизвестно, что учеба в медицинских колледжах и ВУЗах нашей страны стала роскошью. Пока никто из шурабцев не может позволить себе такое удовольствие. В конце 1980-х мы начали строительство нового здания Городской больницы на 150 мест с ежедневным ее посещением более чем в 200 человек. Но… сейчас в нашей больнице стоят всего пятнадцать коек.

Во время этой зимы палаты и кабинеты медперсонала нагревали буржуйкой, которая работает на местном угле. С другой стороны, зимой больница особо не сталкивалась с отключениями электричества. Это позволило медикам стабильно оказывать медицинскую помощь. А, например, в 2008-м из-за сильных морозов и отсутствия электроэнергии мы были вынуждены закрыть больницу почти на полтора месяца.

Футбольная команда Шураба
Футбольная команда Шураба

Спящие, пробудитесь!

Судя по рассказам старожилов, в конце 1980-х годов в Шурабе проживало более 15 тысяч человек. Сейчас их насчитывается всего 4,8 тысяч.

По словам председателя джамоата (городской управы) Каландарбека Рустамова, в городе есть два типа домов и квартир: приватизированные и государственные. У домов – частные владельцы, которые, имея ордера на руках, продолжают ждать светлых времен. Некоторые снимают окна и двери, уносят их в неизвестном направлении и продают. Есть государственные квартиры, уже поставленные на баланс государственных учреждений или находящиеся на пороге распределения.

В 2004-м году, в соответствии с государственной программой по миграции из густонаселенных пунктов, в Шураб были переселены пятьдесят семей из джамоатов Ворух, Сурх и Чорку, которые особо нуждались в жилье. Потом большинство из них опять вернули на свои прежние места. Нет условий для жизни…

В рамках правительственной программы в 2010-11 годах с густонаселенных джамоатов Сур, Чоркух, Ворух в Шураб должны переселиться еще 850 семей. Был составлен проект (на общую сумму $420 тысяч) по обеспечению города водой, а также по созданию других жизненно важных объектов, проект, поддержанный Королевством Норвегии при посредничестве ПРООН. В 2011 году в рамках текущих программ Республики Таджикистан в Шурабе будет построена ТЭЦ, работающая на местном угле.

Основным промышленным объектом, обеспечивающее местное население работой, была угольная шахта, подчиненная предприятию «СредАзуголь». В 1978-м году было добыто рекордное количество «черного золота» – 10 млн. тонн. Теперь годичный выпуск угля данного предприятия составляет 20-30 тыс. тонн. По расчетам специалистов, производственный запас шурабского угля составляет 218 млн. тонн, а непроизводственного угля насчитывается 300 млн. тонн, что позволяет производству бесперебойно работать в течение трех-четырех веков!

Раньше в угольных шахтах Шураба работали более 3400 шахтеров, теперь только 355 человек.

– Шураб был интернациональным городом, – говорит Мария Холбекова. – Из общего количества населения 80 процентов составляли киргизы. Вслед за ними: русские, немцы, украинцы, татары. Теперь русских осталось 150 человек, киргизов 1100. Все уехали. Вместо них появились люди, которым почти безразлична судьба Шураба.

Местную поликлинику уже никто не достроит
Местную поликлинику уже никто не достроит

Эту мысль высказал и мэр города Каландарбек Рустамов.

– Нет такого патриота, который серьезно взялся бы за обустройство или хотя бы приостановил процесс разрушение Шураба, – говорит мэр.

По словам молодого политолога Илхомджона Якубова, вопрос благоустройства города, обеспечение население поливной и питьевой воды, развитие инфраструктуры, забота о уязвимых слоях населения, в частности, пенсионеров и инвалидов, разрешение всех социально-экономических проблем – прямая обязанность исполнительных органов государственной власти. Они призваны решать все вопросы и предотвращать их накопление.

Шураб сейчас больше напоминает город, разрушенный войной. Хотя здесь ее никогда не было, и дай Бог, не будет. Город, скорее всего, пришел в запустение из-за безразличия его граждан и строителей. Аналитики говорят: в этом есть, хоть и небольшая, доля вины и бывших шурабцев. Они, наподобие журавлей, построили для себя гнездо, собрав клювом по одной штучке и соломы, и хвороста. Подумали ли эти улетающие в процветающие края журавли о своих гнездах, о Родине, о том доме, где выросли их птенцы? Наверняка нет.

Здесь тоже жили люди
Здесь тоже жили люди

Постскриптум: Вода

Мне очень хотелось побывать в шахтах Шураба, поселениях на его окраинах. Однако вечером после града внезапно начался ливень. Я все ждал, когда он закончится, но дождь, как бы набирая обороты, только усиливался. В эти минуты, скрываясь от потоков воды в машине, я вспомнил женщину, которая ставила утром под водосточной трубой своего дома несколько пустых ведер. Начало проливных дождей ее только радует. Завтра у нее будет день стирки – день домашнего праздника.

Тилав Расул-заде

Кыргызстан: В Ошской области продолжаются зачистки, сопровождаемые арестами и вымогательством
2010-06-23 14:29 ИА Фергана.Ру

Утром в среду в редакцию «Ферганы.Ру» обратился предприниматель из Читы Руслан Содиков, который сообщил, что сегодня в 05.30 по местному времени (07.30 мск) был арестован его отец — 50-летний гражданин России Алижон Содиков, лидер узбеков села Тепе-Курган Араванского района Ошской области Республики Кыргызстан.

Опираясь на рассказы родственников, сообщивших ему о случившемся по телефону, Р.Содиков поведал нам, что дом его отца был окружен спецназовцами, которые произвели обыск и якобы обнаружили в доме «то ли патроны, то ли оружие». Алижона Содикова обвиняют еще и в том, что он якобы является одним из организаторов недавних беспорядков в регионе.

Его и двух узбеков из города Ош, которые строили Содиковым дом, спецназовцы увезли в Араван, точное местонахождение отца Руслану не известно. Как неизвестна и судьба матери: по одним данным, ее задержали и увезли вместе с отцом, по другим — она сама поехала вслед за мужем в Араван. По информации Р.Содикова, жители села намереваются добиться освобождения его отца, возможно, путем объявления голодовки.

Параллельно с данным сообщением в редакцию «Ферганы.Ру» поступают многочисленные жалобы жителей Ошской области Кыргызстана, где с 11 по 15 июня шли кровавые межобщинные столкновения, а сегодня проводятся тотальные «зачистки». По словам ошан, преимущественно, этнических узбеков, солдаты отбирают у горожан дорогие мобильные телефоны, подбрасывают патроны и затем вымогают взятки за то, чтобы «закрыть глаза на преступление». «При этом они практически не проводят обысков домов и поиска оружия. Складывается ощущение, что их цель – только нажива и унижение граждан узбекской национальности. До этого нас грабили погромщики и мародеры, теперь этим занимаются военные и спецназ», - говорит местный житель К.

О том, что солдаты, которые проводят зачистки в Оше, грабят жителей, рассказал вчера агентству ИА «24.kg» и местный правозащитник Хусейнбай Салиев.

По его словам, 22 июня в одной из узбекских махаллей (кварталов) Оша «солдаты врывались в дома, грабили, избивали жителей. У женщин насильно отбирали золотые украшения. Своими действиями они только раздражают людей и нагнетают и без того непростую обстановку», - рассказал Хусейнбай Салиев. Он отметил, что в этом районе разгромлена аптека и сожжена машина скорой помощи. «Причем это все сделали солдаты», - заключил Хусейнбай Салиев.

Информацию местного юриста подтвердила и глава правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова, находящаяся в районе проводимой силовиками зачистки.

Как сообщает радио «Азаттык», в ходе спецоперации силовиков в Ошском офисе бывшего депутата кыргызского национального парламента и лидера Узбекского культурного центра Жалалддина Салахутдинова накануне были найдены боеприпасы. Об этом журналистам радио рассказал комендант Оша Курсан Асанов. По его информации, боеприпасы были обнаружены внутри помещений предприятия «Ошкрастекст».

Отметим, что на фоне многочисленных свидетельств произвола милиции и военных такие сообщения, исходящие от официальных властей, воспринимаются с недоверием.

Кыргызстан: Прокуратура Джалал-Абадской области представила официальную версию беспорядков. Обвиняются сторонники Бакиевых и узбекские лидеры
2010-06-23 14:43 ИА Фергана.Ру

Прокурор Джалал-Абадской области Каныбек Турдумамбетов рассказал о ходе расследования событий мая-июня 2010 года, произошедших в Джалал-Абаде (Кыргызстан), и назвал несколько имен обвиняемых в организации массовых беспорядков и разжигании межнациональной розни, сообщает пресс-служба временного правительства.

По обвинению в разжигании межнациональной вражды задержаны шеф-редактор газеты «Дидор» Улукбек Абдусаламов и имам мечети им. Билала города Джалал-Абада Мухамаджон Ахмедов. Организаторами массовых беспорядков, произошедших в мае, называются Илязбек Кубатов, Санжарбек Бакиев. В организации всех беспорядков прокуратура области обвиняет и родственников и сторонников свергнутого президента К.Бакиева.

По событиям 12-15 мая 2010 года прокуратура Джалал-Абадской области возбудила уголовные дела по фактам убийств, организации массовых беспорядков и незаконного хранения и ношения огнестрельного оружия. По данным прокуратуры, в ходе следствия предъявлено обвинение 10 лицам, из них один находится под стражей.

По версии прокурора Джалал-Абадской области, 13 мая примерно в 18.30 часов сторонники К.Бакиева, захватив здание Джалал-Абадской областной государственной администрации, самовольно провозгласили губернатором области К.Масирова. На следующий день, примерно в 10.30 утра, выйдя из здания областной государственной администрации, организовали на улице Ленина массовые беспорядки, в результате чего произошло столкновение с прибывшими сторонниками и.о. губернатора области Бектура Асанова. В ходе стычки сторонники К.Бакиева открыли огонь из боевого огнестрельного оружия по сторонникам Б.Асанова.

По данным прокуратуры, в результате столкновения, продолжавшегося с 14.00 до 17.00 часов, 67 человек получили различные телесные повреждения, в том числе – огнестрельные, 34 человека были госпитализированы. Пострадавшие были госпитализированы в Джалал-Абадскую областную объединенную и Сузакскую территориальную больницы, двое из которых – Жакшылык Козуев и Бердибек Курамаев - скончались от полученных огнестрельных ранений.

По данным прокурора, далее события развивались так. На площади университета Дружбы народов имени А.Батырова, расположенного по улице Ленина в Джалал-Абаде, Кадыржан Батыров провел митинги с участием представителей узбекской диаспоры. Эти выступления транслировались 15 мая 2010 года в вечернее время по ошским телеканалам «ОшТВ» и «МезонТВ», что вызвало общественный резонанс со стороны населения области. По данным прокурора, «возмущенные выступлением К.Батырова, 19 мая 2010 года примерно в 11 часов прибывшие из различных районов Джалал-Абадской области в количестве 2000 человек собрались на ипподроме, расположенном в Сузакском районе на окраине Джалал-Абада, где провели митинг с требованием привлечь к уголовной ответственности К.Батырова. После чего митингующие направились через центральную площадь Джалал-Абада в сторону университета Дружбы народов им.А.Батырова. Около 14.00 часов неустановленные лица начали закидывать камнями здание университета, где сотрудниками специального отряда быстрого реагирования с целью предотвращения столкновения были произведены неоднократные предупредительные выстрелы в воздух. Несмотря на это, неуправляемая толпа граждан ворвалась в университет и совершила погромы, сопряженные с уничтожением имущества. В это время с внутренней стороны здания университета были произведены выстрелы из огнестрельных оружий. В результате беспорядков в Джалал-Абадскую областную больницу и Сузакскую территориальную больницу с различными телесными повреждениями и огнестрельными ранениями были доставлены 73 человека, трое из которых скончались».

В ходе следствия допрошено и признано потерпевшими 54 человека.

Говоря об июньских событиях, прокурор Джалал-Абадской области сообщил, что по подозрению в организации массовых беспорядков с 12 по 15 июня органы следствия задержали в области 14 подозреваемых. 12 обвиняемых взято под стражу. «С 12 по 15 июня на территории Джалал-Абадской области совершен ряд тяжких и особо тяжких преступлений: убийства, разжигание национальной вражды, умышленное уничтожение имущества, хищение огнестрельного оружия и боеприпасов», - сообщил прокурор области.

Для расследования уголовных дел была создана следственная и оперативная группа из числа сотрудников органов прокуратуры, УВД (Управления внутренних дел) и УГСНБ (Управления Госслужбы Национальной Безопасности). По фактам совершенных преступлений правоохранительными органами области возбуждено 30 уголовных дел, установлено 313 фактов уничтожения жилых домов путем поджога и погромов. В ходе следствия обнаружено 47 тел граждан Джалал-Абадской области, из них опознано 46 человек.

К.Турдумамбетов особо отметил, что в период с 19 апреля по 14 июня 2010 года родственники и приближенные семьи Бакиевых четырежды организовывали массовые беспорядки, повлекшие гибель людей и уничтожение имущества граждан. По данным прокурора, 19 апреля братья Бакиевы в результате сговора с экс-главой Фонда государственных и материальных резервов КР Пайзуллабеком Рахмановым сформировали группу лиц в количестве 500 человек. «Примерно в 16.00 часов они направились в сторону УВД Джалал-Абадской области с целью захвата здания, боевого оружия и боеприпасов, а также самовольного назначения на должность начальника УВД области Кубанычбека Торобаева. Однако попытка захвата здания была безуспешной», - сказал прокурор. По его данным, по дороге назад они организовали массовые беспорядки, сопровождающиеся погромами, повреждением автотранспортных средств и насилием в отношении мирных граждан.

По данным фактам 20 апреля 2010 года прокуратурой Джалал-Абадской области в отношении Акмата Бакиева, Каныбека Бакиева, Пайзуллабека Рахманова и Кубанычбека Торобаева возбуждены уголовные дела по факту организации и участия в массовых беспорядках, незаконного хранения, ношения огнестрельного оружия и самовольного присвоения власти должностного лица. П.Рахманов, К.Торобаев, Дж.Бакиев, А.Бакиев, К.Бакиев, М.Зулпукаров объявлены в розыск. З.Нуруев в настоящее время находится под стражей. В настоящее время расследование уголовного дела по обвинению этих лиц находится на стадии завершения.

Сторонники и приближенные семьи Бакиевых обвиняются в организации массовых беспорядков 14 и 19 мая, а также событий, произошедших с 12 по 15 июня 2010 года на юге Кыргызстана.

МИД Кыргызстана обвиняет мировые СМИ в «субъективной информационной атаке»
2010-06-23 15:57 ИА Фергана.Ру

МИД Кыргызстана
В среду, 23 июня, Министерство иностранных дел Республики Кыргызстан распространило официальное заявление для средств массовой информации.

Каким именно СМИ адресовано это заявление - непонятно. Вероятно (это вытекает из текста) – ко всей прессе, радио, телевидению и веб-изданиям мира, включая информационные источники Кыргызстана.

Заявление Министерства иностранных дел Кыргызской Республики для СМИ

23 июня 2010 года

Кыргызская Республика выражает озабоченность, что освещение ситуации на юге Кыргызстана с первых дней трагедии носит субъективный характер с информационным креном в сторону нагнетания межэтнической нетерпимости между кыргызским и узбекским народами.

Кыргызская Республика считает неприемлемым использование односторонних фактов июньских событий в интересах того или иного народа и их широкое распространение в мировой информационной сети.

Мы убеждены, что многовековые историко-культурные связи и добрососедские взаимоотношения двух родственных общин не могут быть подорваны информационной атакой тех сил, которые хотят видеть Кыргызстан разобщенным, неустойчивым и «слабым звеном» в системе международных отношений.

МИД КР подчеркивает, что только объективная и беспристрастная информация может способствовать реабилитации ситуации вокруг и внутри Кыргызстана, в развитии диалога между этносами и созидательного процесса, а также дружественных и добрососедских отношений со странами центральноазиатского региона и окружающим миром.

Монголия: В пустыне Гоби будет построен крупный промышленный комплекс
2010-06-23 16:17 ИА Фергана.Ру

Посреди пустыни Гоби власти Монголии построят химико-металлургический комбинат, ряд электростанций и завод по переработке нефти. Предполагаемая стоимость проекта составляет 10 миллиардов долларов, сообщает Move.Su.

В рамках строительства будут проложены железнодорожные пути длиной до одной тысячи километров между Таван-Толгой, Китаем и Россией, передает ПРО-недвижимость.

Реализация проекта позволит сократить постоянно увеличивающийся спрос Азии в меди и угле, залежи которых недавно были открыты неподалеку от города Сайншанд, расположенного в восточной части Гоби. Аналитики полагают, что это открытие позволит Монголии стать «Кувейтом центральной части Азии».

Генеральный план проекта должен быть готов уже к апрелю 2011 года. Если его одобрят, то к строительству приступят уже во второй половине того же года. При таком стечении обстоятельств полезные ископаемые начнут добывать уже в 2014 году. Его полная окупаемость состоится в 2017 году, тогда он и начнет приносить доход, - прогнозируют эксперты-аналитики.

Монголия надеется, что в период с 2007 по 2015 год ВВП страны возрастет на 14 процентов. Нынешний ВВП на душу населения в Монголии составляет 1900 долларов США. К 2015 году его планируется поднять до 5000 долларов. В период с 2016 по 2021 года этот показатель необходимо довести до 12000 долларов.

Воюя за себя, воюем против? О роли этничности в трагедии на Юге Кыргызстана
2010-06-23 16:33 Игорь Савин

На снимке: дети – узбекские беженцы из Оша в лагере под Андижаном. Фото © У.Бабакулова

Сегодня вокруг трагических событий на Юге Кыргызстана родилось много оценок, высказываний, попыток объяснений, анализа ситуации и выяснения главных действующих сил и детерминирующих факторов. Многие из них не лишены объективности и вдумчивого подхода к объяснению событий. Но пока не приходилось ознакомиться с ясной моделью, которая бы объясняла поведение людей не только в виде реакции на те или иные внешние вызовы (провокация третьих сил, несимметричность существовавшего в последние годы этнического баланса в политико-экономической сфере и т.д.), но и в виде мотивов, значимых для конкретного человека.

Разумеется, нужно и должно выяснять все обстоятельства действий «третьей силы» и механизмы формирования кадровой политики на юге Киргизстана. Но для нас гораздо важнее получить ответ на несколько другие вопросы: Почему люди так легко откликнулись на провокации, с чьей бы стороны они не происходили? Почему так быстро поверили, что враги – это всегда «они», этнически иные, вернее, чужие? Как диспропорции политического и экономического статуса проникли в область личных смыслов, эмоций, поступков обычных людей?

Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, нужно посмотреть на ситуацию не с высоты столиц зарубежных государств, а спуститься ближе к земле и людям. Мне неоднократно, вплоть до прошлого года, приходилось бывать и по нескольку дней жить и в Оше, и в Джалал-Абаде и в Узгене. Не раз стоял я на вершине Сулейман-горы (Соломоновой) в Оше и на возвышенности Аюба (Иова) в Джалал-Абаде, вглядываясь в окрестности и пытаясь понять и эту землю, и этих людей.

Случившееся потрясло меня не менее других людей, не меньше других я оказался не готов к тому, чтобы осознать всю трагичность ситуации. При этом, вспоминая атмосферу Оша годичной давности, я попытался представить себе движущие силы беды.

Этничность как главная социальная категория, как главный принцип определения свой\чужой, была положена в начале 1990-х годов в основу политической идеологии всех стран СНГ, кроме России. Точнее, в России, эти процессы также происходили, но на уровне так называемых «национальных» республик. Новая власть осуществляла социальные преобразования от имени «титульного» населения того или иного региона. Там же, где претендентов на роль титульных было несколько, неизбежно возникли сложности. Не избежал этого и юг Кыргызстана. И дело было не только в совместном проживании различных сообществ.

Этничность стала характеристикой, от которой стал зависеть и социальный статус, и уровень притязаний, и доступ к административным и экономическим ресурсам. Именно поэтому в июне 1990 года группа безземельных киргизов, жителей Ошской области, объединенных в духе времени в общественную организацию, считала себя в праве объявить своей землю пригородного колхоза. В ответ на недоуменные вопросы колхозников, преимущественно узбеков, на каком основании выдвигаются подобные требования, инициаторы передела, совершенно откровенно, будучи уверенными в своей правоте, ответили: на основании того, что мы в «своей» стране и не имеем до сих пор своей земли. Узбеков, десятилетия, а то и столетия до того обрабатывающих эту самую землю подобный ответ не убедил, и вспыхнула драка, которая расширилась позже до масштабов крупных столкновений.

Именно тогда узбеки и киргизы из «культурно иных» стали социально «чужими»: оказалось, что общая гражданская принадлежность не смогла преодолеть разного политического статуса и разности социальных ресурсов, используемых различными сообществами. До этого, в досоветский период, киргизы и узбеки, веками соседствуя, не сталкивались столь масштабно, каждый из народов, исповедуя свой собственный способ осваивания окружающего пространства.

Киргизы, занимаясь кочевым хозяйством, расселялись в основном на территориях, неиспользуемых тогда для земледелия: горы и предгорья. Узбеки предпочитали распахивать равнинные участки в долинах рек. Идеология государственных образований, которые контролировали эти территории, никогда не базировалась на этнической основе, и массовой мобилизации друг против друга не происходило. Люди мыслили себя в категориях не этнической, а родовой, географической и вассальной принадлежности. Господствующей формой управления были различные иерархические феодальные образования и лояльность к тому или иному владетелю была всегда личной и определялась конкретной ситуаций взаимоотношений между людьми: более сильный становился сюзереном, более слабый - вассалом. В ту пору некому было объяснить, скажем, киргизу, зависимому от Кокандского ханства, что ему «ближе», киргиз, живущий на территории Бухарского ханства, а не узбек, живущий по соседству. Культурная близость не означала политического или социального единства. Каждый человек был лоялен, прежде всего, своему ближайшему родственному или соседскому окружению, затем шла политическая лояльность сюзерену и т.д.

Ситуация изменилась, когда в регион пришли государства «национального» типа, в частности Россия. Каждая из стран, закрепив под своей юрисдикцией путем международных договоров ту или иную территорию, распространяла среди ее населения концепцию подданства (а не личного вассалитета, как ранее). Критерии же подданства в соответствии с господствующими в XIX – начале XX века в Европе теориями «национальных» государств уже были связаны с религиозной и культурной принадлежностью, даже в условиях многонациональных империй.

Постепенно стала осуществляться «политизация этничности» или культурных различий. То есть, складывалась ситуация, когда люди воспринимают свои культурные отличия (внешний вид, язык, образ жизни, традиции, ценности и нормы) не просто как следствие истории проживания предков в различных условиях и сформировавших отличающие формы адаптации к этим условиям, в ходе реализации общих для всего человечества потребностей. Нет, теперь различия рассматриваются как следствие глубинных сущностных различий между группами людей, которые в силу этого имеют отличающиеся социальные потребности и политические интересы, не могут жить вместе и нуждаются в отличающихся политических статусах, организациях и институтах.

То есть, теперь киргиз должен быть более лоялен к киргизу, так как их культурная схожесть предполагает и означает наличие у них общих, отдельных от, к примеру, узбеков, «своих» социальных потребностей и политических интересов. Советская власть объективировала эти воззрения, попытавшись создать «национальные» государства, где культурная принадлежность граждан в основном совпадала бы политической. Как известно, окончательно это реализовать не удалось, но идеи о том, что у разных народов есть «свои» государства все крепче укоренялась.

К исходу советского периода все больше киргизов обнаруживали необходимость осесть на равнине, оставив вне менее рентабельное в современных условиях горное кочевое скотоводство. И все чаще они обнаруживали, что в «их» стране, живут другие люди, которые киргизами не являются, но живут на самых плодородных и уже приспособленных к орошению землях. Так, узбеки, не выезжая за пределы родного кишлака, где жили поколения их предков, оказались «пришлыми» захватчиками «наших» земель в нашей стране.

Конечно, и советская и постсоветская власть пыталась сглаживать подобные коллизии путем удовлетворения культурных прав узбеков, сбалансированной политикой кадровых назначений и развитием концепции «Кыргызстан - наш общий дом». Но главное противоречие, лежащее в основе «этнической» идеологии, продолжало производить ожесточение и ощущение несправедливости, видимой по-разному в интерпретации разных сторон. Киргизы недоумевали, как может Кыргызстан быть нашим общим домом, если у нас есть Кыргызстан, а у них есть свой дом – Узбекистан. Узбеки, сомневались в действенности этого лозунга, поскольку непонятно как Кыргызстан может быть нашим общим домом, если все редакции Конституции страны (включая последнюю на сегодня от 2007 года) подчеркивают особую роль киргизов и это позволяет всем, в том числе и киргизам, рассматривать Кыргызстан, прежде всего, как «их» страну.

Действительно, трудно было бы создать эффективную доктрину гражданской нации, чем, по сути, является концепция «Кыргызстан наш общий дом», в условиях, когда в основу государственности заложены этнокультурные признаки только части населения. Хотя усилия прикладывались значительные: это и образование Ассамблеи народа Кыргызстана, и развитие упомянутой программы и подписание страной Рамочной конвенции по защите этнических меньшинств и создание на уровне городов и поселков «Советов этнического развития» и т.д.

Все это помогало сдерживать напряжение, но совсем оно не исчезло. Как объяснить безработной молодежи, недавно приехавшей из села, почему в центре Оша самые популярные и роскошные кафе принадлежат узбекам, которые в ее восприятии не «мы» –киргизстанцы, а «они» – узбеки? Как объяснить молодому узбеку, который закончил университет, что в лучшем случае он сможет сделать карьеру чиновника среднего звена в недрах областной администрации, либо пойдет работать в коммерческую структуру, где владелец тоже узбек? Как объяснить жителям села со смешанным или преобладающим узбекским населением, почему у них большинство чиновников, налоговых инспекторов, участковых и т.д. киргизы? И ведь никаких формальных запретов для поступления узбеков на государственную службу не существовало. Просто в условиях непрозрачности кадровых решений каждый руководитель предпочитал выбирать себе сотрудников из «своих», а ими в подавляющем большинстве случаев оказывались соплеменники.

На протяжении 1990-х годов система кадровых назначений учитывала разнонаправленные амбиции лидеров киргизского и узбекского сообществ: несколько узбеков было избрано в Верховный Совет (Жогорку Кенеш) республики, увеличилось количество узбеков в числе сотрудников администраций на местах. Но постепенно они вытеснялись оттуда в результате бюрократической подковерной борьбы. Два сообщества все больше обособлялись друг от друга, все больше видели друг в друге не других, но чужих, поскольку могли рассчитывать на поддержку только «своих». Соответственно, все «не наши» становились чуть ли не врагами.

При этом межкультурная интеграция как раз произошла, люди с удовольствием пользовались достижениями соседей. На киргизских застольях заметное место занимала узбекская музыка и узбекская кухня. Узбеки предпочитали киргизский кумыс. Так же произошло переплетение судеб многих людей с их соседями, новыми родственниками, сослуживцами, партнерами по бизнесу и т.д.

Все эти парадоксы прекрасно ощущались во время общения с простыми людьми, что в Оше, что в Узгене. Нет, люди не косились злобно друг на друга, они вполне дружелюбно общались в рамках общих тем, но было видно, как часто повисают неловкие паузы, что часто люди замолкают, уходя от скользких предметов обсуждения. Но это, в ситуации одного застолья или общего дела. Самое страшное – таких «общих тем», общих столов, поводов для совместной деятельности, оснований для совпадения позиций становилось все меньше. Распадалось единое социальное пространство, где все живут в рамках единых или, хотя бы понятных друг для друга правил, используют сходные стратегии социального продвижения и доступные друг другу ресурсы. Люди сегодня живут в разных социальных мирах, очень мало пересекающихся.

Только в таком контексте следует говорить о межэтнических столкновениях. Враждуют между собой не этничности и не культуры, не киргизскость с узбекскостью, не плов с кумысом, хотя именно этот образ избрала для своей песни о трагедии в Оше популярная узбекская певица Юлдуз Усманова. Враждуют между собой люди, уверенные, что, избавившись от «чужих» (изгнав, уничтожив их), смогут добиться лучшей жизни для себя. Тем более что других путей достичь этого для многих не осталось. Но рождено это убеждение не культурными различиями, а десятилетиями надстраивания над ними социальных и политических границ.

Игорь Савин - кандидат исторических наук, эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), Института Востоковедения РАН, ИАЦ МГУ, директор НПО Диалог (Южный Казахстан). Статья написана специально для ИА «Фергана.Ру»

Кыргызстан: В Оше захвачены в заложники пять женщин-членов участковых избиркомов
2010-06-23 17:03 ИА Фергана.Ру

23 июня в Оше похищены пять женщин-узбечек — членов участковых избирательных комиссий, сообщает AKIpress.

Очевидец происшествия, член Центральной избирательной комиссии Кыргызстана Жаркын Бапанова рассказала на заседании ЦИК, что в одной из ошских школ 126 членов 26 участковых избирательных комиссий проходили обучение работе на референдуме, после чего направились в городскую комиссию, которая находится близ здания мэрии Оша, для получения раздаточных материалов.

«В тот момент, когда занятие закончилось и они подошли к зданию городской избирательной комиссии, чтобы взять необходимые им документы, вдруг появились женщины кыргызской национальности и взяли в заложники шесть женщин-узбечек. Одну по каким-то причинам они отпустили, а пятерых увели в неизвестном направлении. Говорят, что так они мстят узбекам за то, что те держат в заложниках их родственников. Судьба этих пятерых членов избиркомов остается неизвестной», - цитирует Жаркын Бапанову «24.kg».

Отметим, это ЧП произошло в то время как разного уровня чиновники рапортуют о том, что ситуация в этом регионе взята под контроль, а власти демонстрируют свою силу проведением в узбекских махаллях (кварталах) зачисток, которые сопровождаются вымогательством и арестами.

На 24 июня в Центральной избирательной комиссии Кыргызстана назначена встреча членов ЦИК с представителями силовых структур страны. Члены ЦИК намерены выслушать мнение милицейских генералов о том, смогут ли они обеспечить безопасность граждан во время проведения референдума. Вероятно, силовикам будет задан и вопрос о том, как могло случиться, что члены избирательных комиссий были похищены неизвестными практически на глазах у многочисленной милиции и охраны мэрии города Оша.


В избранное