Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан: Назначены новые генеральный прокурор и министр внутренних дел


Кыргызстан: Назначены новые генеральный прокурор и министр внутренних дел
2010-09-13 09:41 ИА Фергана.Ру

12 сентября в Кыргызстане были назначены новые генеральный прокурор и министр внутренних дел.

Как передает 24.kg со ссылкой на аппарат президента, генпрокурором назначен генерал-лейтенант Кубатбек Байболов. Его предшественник на этом посту Байтемир Ибраев отправлен в отставку.

До вчерашнего дня К.Байболов занимал пост министра внутренних дел Киргизии, который занял, согласно указу президента, в начале июля 2010 года. Недели три до этого он поработал комендантом города Джалал-Абад и Сузакского района Джалал-Абадской области, ранее К.Байболов занимал пост первого заместителя председателя Государственной службы национальной безопасности (ГСНБ) Кыргызстана.

Во время президентства Курманбека Бакиева Байболов был в оппозиции. Экс-председатель политической партии «Ак-Шумкар», трижды депутат парламента Кыргызстана, автор и основной разработчик Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского кодексов страны, воглавлял государственную комиссию по разработке законодательства, призванного принципиально и качественно обновить методы борьбы с коррупцией и криминалом. В январе 2008 года Кубатбек Байболов официально заявлял о том, что уходит из политики. 20 марта 2009 года он выехал из республики и попросил политического убежища в США.

Министерство внутренних дел Кыргызстана возглавил теперь уже бывший начальник Главного управления внутренних дел Бишкека Зарылбек Рысалиев. Сегодня оба назначенца будут представлены личному составу вновь возглавляемых ими ведомств.

Турция: Референдум одобрил демократизацию конституции в пользу партии Эрдогана
2010-09-13 10:07 ИА Фергана.Ру

12 сентября в Турции прошел референдум о внесении изменений в конституцию. Инициировала проведение референдума правящая Партия справедливости и развития, которую возглавляет премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. Поправки затрагивают 26 статей Конституции. Как сообщает Коммерсантъ, главным тезисом пропагандистской кампании, начатой Эрдоганом и его партией в поддержку конституционной реформы, стала необходимость демократизации основного закона. До сих пор Турция жила по конституции 1982 года, разработанной участниками военного переворота 1980 года и потому не вполне отвечающей демократическим требованиям Евросоюза.

Принятые поправки к конституции расширяют права женщин, детей, стариков и инвалидов, закрепляют право на неприкосновенность частной жизни, служащие получили право заключать коллективные соглашения и право на проведение забастовок, при парламенте вводится институт омбудсменов.

Возражения оппонентов Эрдогана и правящей партии вызывает поправка, предполагающая пересмотр состава и процедуры выборов и назначения судей и прокуроров в Конституционный суд и Высший судейско-прокурорский совет. Теперь парламент, где у правящей партии большинство, получил возможность проводить своих людей в высшие судебные органы. Оппоненты опасаются, что это может привести к дальнейшей исламизации страны – «Коммерсантъ» напоминает, что конституционный суд едва не запретил в 2007 году партию Эрдогана за подрыв светских устоев государства. Решение о запрете партий теперь тоже принимается парламентом.

Согласно новым поправкам, военные суды лишились права судить гражданских лиц, даже если преступление касается сферы национальной безопасности или совершено против военнослужащего. Сами военнослужащие становятся подсудны гражданским судам.

Поправки были одобрены на референдуме: после подсчета 78 процентов голосов, «за» проголосовало около 60 процентов граждан, сообщает Лента.Ру. Окончательный результат будет известен позже.

Таджикистан: Задержаны еще двое сбежавших из СИЗО преступников
2010-09-13 10:15 ИА Фергана.Ру

12 сентября в районе Джами Хатлонской области Таджикистана спецслужбы задержали Толибшо Наимова и Саидисмона Худжаева, которые в ночь на 23 августа вместе с еще 23 преступниками совершили побег из следственного изолятора Госкомитета национальной безопасности (СИЗО ГКНБ), расположенного в центре Душанбе. (Список сбежавших из СИЗО ГКНБ Таджикистана и их фото - здесь)

Во время задержания преступники оказали ожесточенное сопротивление. У них были изъяты два автомата Калашникова, один пистолет Макарова, три ручных гранаты и большое количество боеприпасов. Предварительный опрос преступников свидетельствует, что они имели цель скрытно действовать на территории республики и совершать из личной неприязни террористические акты и другие особо опасные действия, представляющие угрозу жизни людей, личности и стабильности общества.

Другой источник из правоохранительных органов считает, что Наимов и Худжаев намеревались пешком по хлопковым полям добраться до границы и перейти на территорию Афганистана.

В ГКНБ «Фергане.Ру» сообщили, что «задержание и арест особо опасных преступников органами безопасности страны стали возможными благодаря помощи и содействию отдельных граждан - истинных патриотов, которым дороги безопасность Родины и нации, мир и стабильность в обществе». ГКНБ Таджикистана благодарит ряд граждан за помощь в поимке беглецов и подчеркивает свою заинтересованность в дальнейшем подобном эффективном сотрудничестве для защиты суверенного государства от всякого рода проявлений терроризма и экстремизма.

Напомним, что 10 сентября спецслужбы задержали еще двоих беглецов - жителя Дагестана Магомеда Ахмедова и гражданина Таджикистана Зайдулло Азизова. По словам источника в ГКНБ, они были схвачены по наводке местных жителей. В Душанбе Ахмедов просил у горожан еду, скрывался в подвалах многоэтажек и к моменту задержания, по словам следователей, был очень слаб. Его обнаружили в одном из дворов по улице Островского. Задержание З.Азизова также произошло по наводке местных жителей. Он был обнаружен в лесистой зоне в районе Парка Победы.

Еще раньше были задержаны Иброхим Насреддинов, которого считают одним из организаторов побега, и Абдурасул Мирзоев - брат бывшего командующего национальной гвардией Таджикистана.

Активный розыск сбежавших преступников продолжается. Спецслужбы призывают граждан, имеющих информацию о беглецах, сообщать в ГКНБ. «Неразглашение информации о личности сообщившего [о местонахождении беглецов] гарантируется», - обещают чекисты.

Казахстан: Власти выдали Узбекистану искателя убежища из Кыргызстана
2010-09-13 11:19 ИА Фергана.Ру

На минувшей неделе в Казахстане27-летний гражданин Кыргызстана Хуршид Комилов, имевший мандат искателя убежища от представительства УВКБ ООН в Алматы, был передан спецслужбам Узбекистана.

По словам его жены, Хуршид никогда в жизни не был в Узбекистане и не имел никаких связей с этой страной, поэтому семья Комилова была крайне удивлена действиями миграционного департамента Казахстана. Дальнейшая судьба высланного не по адресу горе-искателя убежища пока неизвестна.

Хуршид Комилов был одним из тридцати искателей убежища, задержанных миграционным департаментом Алматы 9 июня 2010 года. Кроме него, все остальные задержанные являются гражданами Узбекистана, покинувшими родину из-за постоянных преследований и угроз в их адрес.

Как отмечает казахстанская газета «Республика», Узбекистан обвиняет арестованных беженцев в тяжких преступлениях, в том числе - в причастности к террористической деятельности. У Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» есть данные о том, что в основу обвинений против многих из них были положены показания заключенных, полученные с помощью пыток. В их числе - десять беженцев, незаконно выданных в ноябре 2005 года из Южного Казахстана и впоследствии осужденных на длительные сроки лишения свободы.

По информации правозащитников, Алматинский департамент по миграции своим решением аннулировал задержанным в ходе специального рейда беженцам их статус искателей убежища, проигнорировав таким образом решение представительства УВКБ ООН. Позже миграционный департамент и прокуратура Алматы приняли решение о депортации задержанных в связи с обращением узбекской стороны об их выдаче. Датой начала процедуры депортации было определено 9 сентября 2010 года. По неизвестной причине, первым был передан узбекским властям Хуршид Комилов.

Экстрадиция Х.Комилова усилила недовольство родственников и правозащитников, который месяц призывающих власти Казахстана опомниться. 9 сентября сразу несколько организаций выступили с резким осуждением действий властей Казахстана, отдельно напомнив им, что подвергающиеся экстрадиции искатели убежища по прибытии в Узбекистан могут быть подвергнуты пыткам и унижающим достоинство действиям, а это должно быть самой главной причиной для немедленного пересмотра принятого департаментом решения.

В частности, в своем письме на имя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева генеральный секретарь базирующегося в Южной Африке Всемирного альянса за гражданское участие CIVICUS Ингрид Сринат (Ingrid Srinath) напомнила, что «Казахстан ратифицировал Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения, Конвенцию 1951 года о статусе беженцев, а также Международный пакт о гражданских и политических правах». Исходя из чего страна обязана соблюдать принятые обязательства и обеспечить примат международного права над национальным законодательством.

Свое крайнее недовольство в адрес властей Казахстана выразила и базирующаяся во Франции Ассоциация «Права человека в Центральной Азии». По информации представителей ассоциации, с марта 2010 года в Казахстане не признается статус мандатного беженца ООН. Поскольку 17 человек из числа арестованных беженцев уже имеют выданное УВКБ ООН удостоверение лиц, ищущих убежище, Казахстан стал пересматривать их дела, ссылаясь на Закон республики «О беженцах» от 04 декабря 2009 года. Республиканская централизованная комиссия по определению статуса беженца теперь уполномочена давать беженцам право на годичное проживание в Казахстане. Через год комиссия принимает либо положительное, либо отрицательное решение о продлении статуса беженца. Практика показывает, что местное законодательство позволяет аннулировать абсолютно правомерное решение международной организации.

Ассоциация отмечает, что даже Управление Верховного комиссара ООН остается бессильным перед действиями властей Казахстана и не может вмешаться в ситуацию. ПО данным ассоциации, 23 августа 2010 года родственники арестованных узбекских беженцев встретились с прибывшим из Женевы экспертом УВКБ ООН Аджмалом Хибари, который откровенно признал, что штаб-квартира УВКБ ООН не может повлиять на решение правительства Казахстана.

«Они при мне ставят печати об отказе в статусе, и я никак не могу повлиять на принятие объективного решения. Моя роль в этом деле сводится к тому, чтобы только указать на возможные нарушения в применении законов. Правительство вправе принимать мои советы или отклонять их», - пояснил эксперт УВКБ ООН.

Более того, по сведениям ассоциации, глава представительства УВКБ ООН в Алматы Сабер Азам пригласил к себе всех узбекских беженцев, которым комиссия отказала в предоставлении политического убежища, и во время встречи сообщил, что для защиты прав арестованных приглашены два адвоката, но адвокаты до сих пор не встречались со своими подзащитными.

Международная федерация за права человека (FIDH) также выступила с резким осуждением действий властей Казахстана направленное на принудительное возвращение искателей убежища в страну их происхождения. По мнению федерации, такая практика абсолютно недопустима, власти Казахстана не должны забывать о принципе невыдачи, должна признать выдаваемые представительством УВКБ ООН удостоверения и присвоить их носителям право законно проживать в Казахстане.

Вместе с тем, федерация призвала власти Казахстана достигнуть промежуточного соглашения с УВКБ, позволяющего последнему без ограничений осуществлять свой мандат до тех пор, пока национальная система по предоставлению убежища не будет приведена в полное соответствие с международными стандартами. В частности, «внести поправку в Закон «О беженцах», чтобы привести его в соответствие с международными стандартами и конвенциями, в частности - упразднить статью (12-5), позволяющую отказывать в убежище лицам, подозреваемым в принадлежности к религиозным организациям, запрещенным в стране их происхождения» и гарантировать полную независимость от политических властей и от спецслужб органов, уполномоченных предоставлять убежище, гарантировать приостановление любого решения о выдворении в случае подачи просителем апелляции.

Представители гражданского сектора Узбекистана в эмиграции поддержали призывы FIDH, Ассоциации «Права человека в Центральной Азии», а также письмо Генерального секретаря организации CIVICUS Ингрид Сринат на имя Назарбаева. Под петицией на имя президента Казахстана подписались известная правозащитница, обладательница трех престижных премий мира в области прав человека Мутабар Таджибаева, правозащитник Талиб Якубов, журналисты Тулкин Караев и Юсуф Расулов, известный религиозный проповедник Обидхон кори Назаров, и более пятидесяти эмигрантов из Узбекистана. По сведениям «Ферганы.Ру», с аналогичной петицией в адрес президента Казахстана выступили также правозащитники и политологи, а также независимые аналитики из Узбекистана. При этом в акции в поддержку узбекских беженцев не участвуют представители самых известных в Узбекистане оппозиционных партий, что вызывает удивление у большинства представителей гражданского сектора Узбекистана.

Те временем искатели убежища, все еще находящиеся, по сведениям Ассоциации «Права человека в Центральной Азии», под стражей - в изоляторе Комитета национальной безопасности и департаменте внутренних дел Казахстана, в знак протеста объявили голодовку. Они намерены продолжать свою акцию до тех пор, пока их права как просителей убежища не будут восстановлены и они не будут отпущены на волю.

Между тем, как сообщил радио Азаттык (казахстанская служба Радио Свобода) сотрудник Казахстанского бюро по правам человека Денис Дживага, двадцать девять из тридцати узбекских беженцев получили отказ в выдаче статуса беженца на территории Казахстана. По его словам, основанием для отказа послужили признания самих беженцев в преступлениях, в которых их обвиняют узбекские власти.

«На комиссии многие признались, что совершали преступления, участвовали во взрывах, терактах, покушении и так далее. Никто их не пытал, не насиловал, прямо на комиссии признались», – рассказал Денис Дживага.

Однако сами беженцы опровергают слова Дживаги. «Мы не признавали те обвинения, которые предъявил нам Узбекистан. Этого не было, это ложь! Многим узбекским беженцам-мусульманам были предъявлены обвинения в участии в экстремистской организации. Ни одному из этих беженцев не было предъявлено обвинение в терроризме», – заявил Азаттыку один из узбекских беженцев, находящихся в СИЗО.


В избранное