Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

В Ашхабаде подписано рамочное соглашение по Трансафганскому газопроводу


В Ашхабаде подписано рамочное соглашение по Трансафганскому газопроводу
2010-09-21 09:43 ИА Фергана.Ру

В Ашхабаде в рамках 11-го заседания руководящего комитета по проекту газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) главы отраслевых министерств стран-участниц проекта подписали рамочное соглашение по строительству газопровода, сообщает Туркменистан.Ру. Во встрече также приняли участие представители Азиатского банка развития (АБР).

Руководители отраслевых компаний подписали Протокол дополнений к главам соглашения о купле-продаже природного газа. Участники заседания обсудили и согласовали проект Соглашения между правительствами Туркменистана, Афганистана, Пакистана и Индии о реализации проекта газопровода ТАПИ.

Кроме того, на заседании был согласован график очередных заседаний технической рабочей группы и руководящего комитета ТАПИ в октябре-ноябре, на которых будут подготовлены окончательные варианты соглашений. Эти документы будут представлены на саммите глав государств-участников проекта, провести который намечено в декабре в Ашхабаде.

Туркменская сторона представила на встрече презентацию отчета независимого аудитора – компании «Гафни Клайн» о сертификации запасов месторождения Южный Елотен (Иолотань). По мнению гостей, запасы этого гигантского месторождения «красноречиво свидетельствуют о способности Туркменистана обеспечить долгосрочные поставки природного газа на мировые рынки».

Переговоры по проекту ТАПИ длятся уже более 15 лет, отмечает ИТАР-ТАСС. Стоимость трубопровода оценивается в 7,6 миллиарда долларов. Протяженность составит 1680 километров, начиная от точки поставки газа в Туркмении (месторождения Довлетабад) до населенного пункта Фазилка в Индии на границе с Пакистаном.

Таджикистан: Задержанный депутат районного совета Хусниддин Давлатов «сдал» своего брата-террориста?
2010-09-21 09:53 ИА Фергана.Ру

Нападение на автоколонну министерства обороны Таджикистана в Раштском районе республики совершила антиправительственная группировка Аловудина Давлатова, более известного на родине как Али Бедак.

Об этом, как сообщает Азия-Плюс, 20 сентября в вечернем эфире таджикского государственного телеканала заявил его родной 33-летний брат Хусниддин Давлатов, ранее задержанный правоохранительными органами. Брат Али Бедака сообщил, что в обстреле колонны военнослужащих участвовал лично Аловуддин и несколько его сподвижников, которых ему удалось собрать вокруг себя за последнее время.

«Всего в подчинении брата находятся свыше 100 человек, в том числе иностранные наемники. Он создал в горных ущельях Рашта террористический лагерь, где обучал молодых людей и подростков всем необходимым навыкам подрывной и диверсионной деятельности», - рассказал в телеэфире брат предполагаемого террориста Хусниддин Давлатов.

По его признанию, он сам не раз получал «заказы» от брата на приобретение тех или иных веществ, необходимых для создания взрывных устройств. В завершение он осудил действия своего брата, которые «подрывают мир и стабильность в стране».

Отметим, выступивший в телеэфире с разоблачениями своего родственника Хусниддин Давлатов еще 14 сентября был задержан спецслужбами в Душанбе. Он является активистом Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и депутатом Маджлиса (совета) того самого Раштского района республики, в котором последние полтора года происходят загадочные столкновения с неизвестными вооруженными людьми. Активисты ПИВТ сразу же потребовали от властей немедленного освобождения Х.Давлатова. По их мнению, согласно закону, правоохранительные органы не имели права арестовывать районного депутата без предварительного лишения его депутатской неприкосновенности.

В свою очередь, некоторые бывшие полевые командиры Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) заявили, что задержание Хусниддина - «это провокация, направленная против бывших командиров ОТО».

У независимых наблюдателей данные телепризнания не кажутся достаточно убедительными, потому что вызывают несколько вопросов. Например, откуда Хусниддин Давлатов мог знать подробности нападения на военную автоколонну в Раштском районе, произошедшего 19 сентября, если еще с 14 числа этого же месяца он находился в следственном изоляторе в Душанбе.

Узбекистан: Суд национализировал ташкентские активы российской компании «Вимм-билль-дан»
2010-09-21 10:57 ИА Фергана.Ру

20 сентября Ташкентский суд по уголовным делам вынес определение о переходе дочернего предприятия российской компании «Вимм-Биль-Данн» «ВБД Ташкент» в собственность Узбекистана. Причиной названо невыполнение предприятием условий инвестиционного договора с властями республики — оно не погасило долг ОАО «Тошкент сут» в размере 1,5 млн. долларов, тем самым, согласно решению суда, государственным и общественным интересам нанесен ущерб в особо крупном размере.


Предприятие «ВБД Ташкент» не функционирует уже около 8 месяцев. Фото ИА «Фергана.Ру»

Напомним, что в апреле 2004 года российская компания «Вимм-Билль-Данн» приобрела 76,98 процента акций Ташкентского молочного комбината (ОАО «Ташкент сут») стоимостью 131,4 тысячи долларов и создала на его базе дочернее предприятие ООО «ВБД Ташкент». Инвестор взял тогда на себя обязательства погасить долги завода и до конца 2011 года инвестировать в его развитие 7,2 миллиона долларов. В свою очередь, правительство Узбекистана предоставило компании право осуществлять самостоятельную закупку молока у фермерских хозяйств и физических лиц за наличные средства. Кроме этого, «ВБД Ташкент» был освобожден до конца 2011 года от уплаты налога на прибыль, НДС (налога на добавленную стоимость) и таможенных пошлин при импорте технологического оборудования и сырья. Впрочем, последняя льгота была отменена уже в 2006 году.

С 1 августа 2009 года российская сторона прекратила инвестировать в «ВБД Ташкент», а уже 13 августа по инициативе налоговых и бюджетных органов республики на предприятии была назначена координационная проверка, которая должна была завершиться 5 января 2010 года. Как предполагалось, ее организаторы должны были сформулировать развернутые претензии узбекских властей к ВБД.

25 ноября 2009 года «ВБД» посетили сотрудники узбекского республиканского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (РЦ ГСЭН) для проверки качества выпускаемой продукции. Проанализировав образцы молочно-творожной массы, комиссия ГСЭН обнаружила в пробах завышенное количество дрожжей и наличие кишечной палочки.

Судебное разбирательство между ООО «ВБД Ташкент» и РЦ ГСЭН по этому поводу началось 29 декабря 2009 в Ташкентском городском хозяйственном суде. Представители компании ВБД заявили тогда, что считают претензии санэпиднадзора необоснованными. «Был нарушен технический регламент проведения анализа продукции. В частности, проверка осуществлялась без присутствия сотрудников завода, выемка продукции, ее дальнейшая транспортировка и хранение осуществлялись с нарушением соответствующего температурного режима, что противоречит законодательству Узбекистана», - сообщали они.

Тем не менее, деятельность «ВБД Ташкент» по иску Узбекского республиканского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (РЦ ГСЭН) все же была приостановлена Ташкентским хозяйственным судом на неопределенное время.

Весной 2010 года в ходе судебных разбирательств вина в ряде нарушений налогового и таможенного законодательства, правил торговли, в выпуске недоброкачественной продукции, а также в хищениях, умышленном неисполнении инвестиционных обязательств, экономических и технических нарушениях была перенесена на конкретных лиц, а именно - на топ-менеджеров компании «Вимм-Биль-Данн», многие из которых являются гражданами Российской Федерации. Суд в отношении этих лиц начался более трех месяцев назад, и вчера уголовное дело в их отношении было прекращено, к ним была применена амнистия, а активы «ВБД Ташкент» были переданы в собственность Узбекистана.

«По сути, у нас просто отобрали бизнес», — прокомментировала решение суда газете Коммерсантъ член правления ВБД Марина Каган. - «Мы намерены обжаловать это решение в высшей судебной инстанции Узбекистана».

«С точки зрения материальности данного актива «Вимм-Билль-Данн» приобрел его очень дешево, однако с точки зрения потенциального развития региона он имеет для компании большое значение, — цитирует Каган РБК. — Таким образом, то, что произошло в Узбекистане, из ряда вон выходящий случай».

Между тем, как отмечают юристы, Узбекистан не является членом Европейской конвенции о защите прав человека, поэтому ВБД не может обжаловать решения узбекских судов в Страсбургском суде, ему придется отстаивать свои интересы только в национальных судах республики.

По информации Коммерсанта, ситуация с российскими инвесторами обсуждалась во время одного из телефонных переговоров Дмитрия Медведева и президента Узбекистана Ислама Каримова. Позиция последнего была чрезвычайно жесткая — российские инвесторы, дескать, преднамеренно и грубо нарушили законы его страны, а также не выполнили ряд инвестиционных обязательств и должны нести наказание. «Учитывая геополитические интересы России в регионе, ссориться из-за молочного завода со своим стратегическим союзником никто не будет», — пояснили газете в МИДе России.

Таджикистан: В мятежном Раштском районе неофициально введен комендантский час
2010-09-21 11:50 ИА Фергана.Ру

Власти Таджикистана неофициально ввели ограничения на передвижения граждан в Раштском районе на востоке страны. Об этом «Фергане.Ру» сообщили местные источники.

По информации жителей района, со вчерашнего вечера им запретили появляться на улицах с 8 вечера до 6 утра. По их словам, такая мера предпринята с целью обнаружения и задержания виновных в нападении на колонну Министерства обороны Таджикистана, которое произошло 19 сентября. По данным военных, в результате обстрела погибли 25 военных, еще около 25 числятся без вести пропавшими.

В хукумате (администрации) Раштского района воздержались от комментариев по поводу введения ограничения на передвижение жителей. В штабе МВД Таджикистана заверили, что эта информация не соответствует действительности, так как комендантский час может быть введен только указом президента, который сейчас находится в США.

Между тем, источник в спецслужбах Таджикистана сообщил, что ограничения для передвижения жителей в Раштском районе введены военными, но они носят неофициальный характер. Он подтвердил, что такая мера предпринята с целью установления и задержания обстрелявших колонну военных преступников.

Один из бывших полевых командиров Объединенной таджикской оппозиции, проживающий в Раште Олим Одилов также подтвердил, что со вчерашнего дня введен комендантский час. Он также сообщил, что ограничения касаются и движения личного транспорта. По его словам, военные для своих целей используют транспортные средства некоторых жителей Раштского района, мотивируя это служебной необходимостью.

Кыргызстан: В Бишкеке совершено нападение на политолога Нура Омарова
2010-09-21 12:07 ИА Фергана.Ру

Нур Омаров
Нур Омаров
Поздним вечером 20 сентября 2010 года в Бишкеке (Кыргызстан) совершено нападение на известного политолога Нура Омарова, сообщает 24.kg. На Н.Омарова напали в подъезде его дома в микрорайоне «Тунгуч». Нападавшие заявили, что он не похож на этнического киргиза и и высказывает жесткие оценки о ситуации в стране. Преступники избили эксперта, а после ограбили, отняв сотовый телефон и деньги. Нур Омаров полагает, что инцидент связан с его профессиональной деятельностью, а телефон и деньги отняли, чтобы имитировать нападение с целью грабежа.

Нур Омаров несколько раз публично высказывался о возможных рисках введения парламентского правления в Кыргызстане. Так, в опубликованной в середине августа 2010 года статье, опубликованной во многих киргизских СМИ, он писал: «Есть опасение того, что партия или партии, пришедшие к власти, формируя большинство в парламенте, будут использовать его в своекорыстных интересах. Можно сколько угодно сохранять/переизбирать своего спикера или премьера, можно обладая необходимым административным ресурсом и поддержкой местных олигархов, сколько угодно набирать большинство в парламенте etc. Что же касается прокламируемых сегодня гарантий для оппозиции, то как говорится, пока мы слабы, можно их дать, а когда мы укрепимся, можно забрать их обратно. Да собственно в этом и нет особой нужды – ведь в стране накоплен такой опыт открытого и скрытого преследования своих политических противников. То есть, в конце концов, все может банально свестись к тому, что в стране в очередной раз сформируется единый центр принятия и реализации решений, и ситуация вновь вернется на авторитарные круги своя. <…> Известный писатель Джек Линдсей, описывая Рим эпохи императора Нерона, написал гениальную фразу: «Нельзя делать выбор между императором и Сенатом. Борьба между ними - это призрачная ссора грабителей над добычей». <…> Так стоит ли…, в таком случае, менять власть одного тирана на тиранию сотни?»

Нур Омаров, возглавляющий Ассоциацию политологов Кыргызстана, считается одним из авторитетных экспертов по Кыргызстану и Центральной Азии на постсоветском пространстве.

Омурбек Суваналиев: «Нужно вернуть сильную президентскую власть и двухпалатный парламент»
2010-09-21 12:18 Илья Лукашов, Мария Яновская

«Фергана.Ру» продолжает знакомить читателей с партиями, идущими на парламентские выборы в Кыргызстане 10 октября 2010 года. Сегодня мы представляем партию «Содружество» и ее лидера – Омурбека Суваналиева. Киргизский «комиссар Каттани» уверен, что необходимо вернуть сильное президентское правление и больше доверять народу. Для Суваналиева безопасность страны напрямую зависит от способности власти соблюдать закон, и потому у него есть претензии и к вице-премьеру Бекназарову, и к бывшему вице-премьеру Атамбаеву. Однако Суваналиев уверен, что в парламенте все политики сумеют договориться.

– Омурбек Исакович, вы едва ли не дольше всех сомневались, с какой партией идти на выборы. Вначале вступили в «Ата-Журт», потом еще в какую-то мелкую партию, и уже потом выбрали «Содружество». С чем связаны столь долгие колебания?

– Колебаний никаких не было. Когда я принял предложение лидеров партии «Ата-Журт», предвыборная кампания еще не начиналась. Мы хотели объединить Север и Юг в одной партии. Мне было важно доказать, что «Ата-Журт» – не региональная партия, и хотелось привлечь туда людей из самых разных уголков страны. Кроме того, нам было важно, чтобы партия делала ставку на сближение с Россией и странами СНГ. Поэтому предложение «Содружества» оказалось весьма кстати, и колебаний дальше никаких не было.

Омурбек Суваналиев родился в 1960 году в Таласе, Кыргызстан. В 1981 году окончил Карагандинскую высшую школу МВД СССР (юрист-правовед). Работал в правоохранительных органах Кыргызстана. Известен стал в 1990 году во время работы в ОВД Пржевальска, когда лично вырвал из рук террориста-одиночки самодельную бомбу. В 1992 году Суваналиев арестовал за наркоторговлю сына председателя Иссык-Кульского облисполкома, после чего был арестован сам по обвинению в превышении власти. Был полностью оправдан в 1993 году. После этого случая Суваналиева стали за глаза называть «комиссаром Каттани» (по имени неподкупного полицейского, борца с мафией, главного героя итальянского телесериала «Спрут»). Среди других «шумных» дел Суваналиева – расследование незаконных поставок «мерседесов» в кабмин в 1994-95 годах, задержание в Оше эшелона с оружием и боеприпасами, который направлялся из Ирана в Афганистан в 1997 году.

В 1995 стал депутатом парламента. После марта 2005 года был начальником УВД Бишкека, главой МВД. В феврале 2007 года возглавил штаб оппозиционного Объединенного фронта «За достойное будущее Кыргызстана». После разгона митинга Объединенного фронта вернулся в администрацию К.Бакиева. В 2008-09 годах – губернатор Нарынской области. В июне 2010 года назначен начальником Ошского ГУВД и военным комендантом города Ош.

Генерал-майор милиции.
- Не очень понятно: ваш уход из «Ата-Журта» связан с региональными симпатиями партии или нет?

– Я очень уважаю ребят из этой партии, мы вместе идем в один парламент. Но общая установка была ясна: собирают партию «южан». Это было даже больше давление общественного мнения. Когда же я начал лоббировать в партию своих сторонников, «северян» или лиц другой национальности, их встречали не так уж и тепло. Росло какое-то внутреннее напряжение. Поэтому, обсудив все аргументы, мы поняли, что на выборы надо идти под знаменами другой партии.

- Вы упомянули о лицах другой национальности. Скажите, первый узбек в вашей партии идет под каким номером?

– Заслуженный врач Кыргызстана Эрнаст Акрамов идет по номером 14 (он заведует хирургическим отделением в Чуйской областной объединенной больнице). Семикратный чемпион мира по боксу Орзубек Назаров – под номером 47. Назаров, кстати, уже работал в парламенте.

- Но Назаров был членом партии «Ак жол». Прием такого человека в партию не нарушил никаких принципов?

– Нет. Я считаю, что в «Ак жоле» было много толковых людей, которые хорошо разбираются и в бизнесе, и в политике. И работали они нормально. Просто ситуация была такая, что они были вынуждены в добровольно-принудительном порядке участвовать в партийных делах.

- В вашей партии всего два узбека?

- Я назвал только тех, чьи имена широко известны в Кыргызстане. Но у нас есть еще представители этого этноса. Я не помню, сколько именно узбеков, но из 120 человек списка 54 процента – представители других национальностей.

- А почему, когда с «Ата-Журтом» у вас возникло напряжение, вы не пошли к Кулову, в «Ар-Намыс»? (Омурбек Суваналиев до 2007 года считался «человеком Кулова»: в разное время, начиная с 1981 года, Суваналиев входил в команду «железного Феликса», время от времени работая под его началом и в структурах МВД, и в политике – ред.)

- (пауза) Многим политикам нужна была новая площадка, на которой они могли бы объединиться. Мы выбрали партию «Содружество», потому что мы хотим стабильности и очень заинтересованы в российском присутствии.

- Сотрудничество с Россией – это опорный пункт вашей партийной программы?

– Да, мы открыто говорим о максимально тесном сотрудничестве Кыргызстана с Россией. Присутствие России в Кыргызстане надо обеспечивать в экономическом, социальном и оборонном плане. Без помощи Росси из нынешней ситуации республике не выбраться. Наша ментальность, сформированная еще при Союзе, не позволяет нам эффективно развиваться без тесного сотрудничества с Россией и ближайшими соседями. Я был на Юге в дни межэтнических столкновений, там обе стороны просили ввода именно российских миротворцев.

- И что, дождались? Россия вообще ничем не помогла во время конфликта, даже обещанную технику не дала. Почему вы уверены, что сотрудничество с Россией - такой беспроигрышный ход в предвыборной гонке? Россия – не самый надежный партнер, как выясняется…

- Во-первых, надо повышать эффективность работы тех структур, в которых происходит политическое и экономическое взаимодействие стран: это и ШОС, и объединения стран СНГ. А во-вторых, в те дни, когда мы просили помощи, Россия заявила, что готова помочь. Но наше правительство сказало, что мы своими силами восстановим стабильность. У меня была совершенно иная позиция – мы выступали за введение российских миротворцев. Напряженность на юге сохраняется, надо было изымать оружие у противоборствующих сторон, а это не было сделано.

Первая пятерка партии «Содружество»: 1. Нифадьев Владимир Иванович, 1947 года рождения. Ректор КРСУ; 2. Суваналиев Омурбек Исакович, 1960 года рождения. Временно не работает; 3. Мамашов Турусбек Чукуевич, 1956 года рождения. Временно не работает; 4. Тугушева Олеся Равильевна, 1973 года рождения. Председатель ОО «Возрождение и Рассвет»; 5. Медетбеков Шамшибек Осмонкулович, 1963 года рождения. Президент ОО «Общество Геронтологов».

Председатель партии Владимир Нифадьев неоднократно заявлял, что не пойдет работать в Жогорку Кенеш, и если партия «Содружество» пройдет в парламент, Нифадьев уступит свой мандат другим депутатам. ».

Официальный сайт партии «Содружество»
- Но это ведь вы не сделали – вы же тогда были начальником ошского УВД…

- Я не успел. Я всего семь дней был начальником Ошского областного УВД. В свое время я возглавлял областное управление национальной безопасности, курировал Юг в должности замминистра (В 1997-98 гг.; министром внутренних дел тогда был Феликс Кулов – ред.). Я поехал в Ош только по одной причине: нужно было во что бы то ни стало остановить войну, остановить применение огнестрельного оружия. И этой цели мы достигли за три дня. Однако власти вдруг объявили, что напряженность спала, - им нужно было провести референдум. И я выступил резко против. Я не хотел быть участником этого шоу, когда вокруг столько жертв и беженцев, на руках столько оружия, а люди живут в страхе. Как можно было в такой обстановке проводить референдум? Поэтому я и подал в отставку.

- Печально известную зачистку в Наримане, которую вы назвали в прессе «ювелирной» и во время которой погибло два человека, Вы возглавляли?

– Мы провели в Наримане не зачистку, а спецмероприятие по задержанию убийц начальника ошской милиции Султанова и его водителя. Во время этой операции не пострадал и не погиб ни один человек, мы относительно спокойно увезли всех подозреваемых. Это было 15-16 июня. Масштабную зачистку в Наримане, во время которой погибли люди, проводили уже после моей отставки. Я к ней никакого отношения не имел.

- На чем Вы намерены сосредоточить свою работу, если попадете в Жогорку Кенеш?

- На обеспечении стабильности и возвращении в Кыргызстан президентской формы правления. Мы намерены тесно сотрудничать с «Единой Россией», российской партией власти. Наше государственное устройство и конституция должны соответствовать российской модели.

- Вы снова собираетесь переделывать Конституцию?!

– Мы хотим сильной президентской власти. Мы все прекрасно знаем, как фальсифицировали референдум, как манипулировали общественным мнением. Людям было предложено три вопроса: про конституцию, про упразднение Конституционного суда и про президентские полномочия Розы Отунбаевой, - и на все три вопроса предполагался лишь один ответ. Выбора не было, и нельзя было на один вопрос ответить согласием, а на другие ответить «нет».

Люди голосовали не за конкретный проект конституции – они голосовали за стабильность, парламентская форма правления была нам навязана. Но многие кыргызстанцы хотят вернуться к Конституции 1994-95 годов, когда у нас была сильная президентская власть и двухпалатный парламент.

Мы не доросли до парламентской формы правления. Российская модель управления страной более предпочтительна для Кыргызстана.

- Откуда вы знаете, чего хотят многие кыргызстанцы?

- Об этом говорят многие партии. Посмотрите на страны с парламентской формой правления! Ни в одной и них нет политической стабильности!

- Парламентская форма правления нормально работает в Великобритании, Германии, Италии, Греции, Израиле…

- Парламентская форма правления, скажем так, не отвечает требованиям нашего времени. В Кыргызстане такая нестабильная обстановка, а парламентская форма правления… Это коллективное принятие решений, коллективная безответственность, вы сами это прекрасно понимаете. Мы хотим, чтобы у нас была сильная президентская власть, сильный парламент и независимый суд.

- Но в Кыргызстане уже была сильная президентская власть, и при Акаеве, и при Бакиеве… Это не спасло страну…

- Так получилось… Нам не повезло. Не нужно подводить под личность, надо двигаться вперед. Да, у нас были проблемы с обоими президентами, но новое поколение уже слишком хорошо знает, что ожидает руководителя, который будет вести политику против народа. Лидера должен избрать народ. Уровень самосознания народа после двух революций вырос, семейственность и клановость теперь не пройдут. Нужно провести прямые и честные выборы.

А для стабильности в стране надо сформировать двухпалатный парламент. При двухпалатном парламенте не было никаких политических потрясений. В России эта система работает очень даже хорошо: Госдума и Совет Федерации. Нижнюю палату – собрание народных представителей – нужно избирать прямым голосованием на местах. А по партийным спискам избирается законодательный орган – Жогорку Кенеш. Вот тогда разделения на регионы или нации не будет. Представительство всех кругов общества будет сохраняться при любых обстоятельствах.

Кроме того, только прямыми выборами с мест можно открыть дорогу молодым лидерам, которые будут отвечать только перед своими избирателями. Губернаторов, мэров и акимов районов должен выбирать народ. Практика показывает, что как только местных властей начинают назначать «сверху», народ приходит и свергает их. Ставят человека, которому все доверяют, - и ситуация стабилизируется. Почему центральная власть боится таких выборов?

- Как после июньских событий можно говорить, что уровень самосознания народа вырос? Что, эту резню устроил народ, у которого так повысилось самосознание? Разве можно народу, который доказал, что у него до такой степени нет тормозов, доверять выбирать себе начальников? Они же точно таких же выберут, и это будет полная анархия. Я не права?

- По июньским событиям. Конфликтная ситуация на юге республики была спровоцирована определенными экстремистами. Поэтому все так получилось так. Это знают все.

- Вы сейчас о ком? О Батырове?

- Да-да-да. Об определенных людях, которые спровоцировали ситуацию. И поэтому, когда было кровопролитие, оно и закончилось так быстро – народ все быстро осознал, и провокации остановились.

- Так это народ осознал? Я думала, что это вы остановили, когда были главой Ошского УВД…

- Я был в очаге напряженности. Но когда мы провели разъяснительную работу, народ сразу осознал.

Сейчас главное – обеспечить безопасность граждан, а потом уже все остальное. Из-за отсутствия стабильности в страну не идут инвестиции. Надо возвращать верховенство закона и стабильность. Мы не хотим, чтобы Кыргызстан рассматривали как не состоявшееся государство.

Я далек от мысли, что для обеспечения безопасности надо наращивать карательные органы. Я был советником президента по вопросам национальной безопасности. Зная эту систему изнутри, я уверен, что безопасность – это верховенство закона. Порядок на штыке не принесешь. Если мы хотим жить стабильном обществе, нужно всего лишь строго исполнять законы, а все структуры власти должны выполнять свои функции. Если же власть будет делать все против закона, но при этом наращивать армию и карательные органы – получится то, что мы видели и в 2005-ом, и в 2010-ом годах.

- О власти и законе. Вы заявляли ранее, что национализация предприятий и снятие судей декретами – неприемлемая практика. За всеми этими действиями стоит Азимбек Бекназаров. После обнажившегося раскола в рядах подчиненных Розы Отунбаевой, что, на Ваш взгляд, должна предпринять президент, чтобы разрешить конфликт?

– После избрания Отунбаевой на полтора года президентом переходного периода на нее ложится вся тяжесть ответственности. И именно она должна принимать порой жесткие решения. То, что говорят другие, – это их личное мнение. Они – ее подчиненные, если не согласны с ее политикой – должны уйти в отставку. Это касается, в первую очередь, Бекназарова, который работает в структуре, которую создала и контролирует лично Роза Исаковна. Именно она единолично должна решать вопросы, которые согласно новой Конституции входят в ее компетенцию.

- И вы считаете, что Отунбаева способна принимать такие решения?

– Если судить по словам Бекназарова, у них есть определенные обязательства друг перед другом, о которых мы не знаем. Все эти закулисные договоренности их, конечно, не красят. И тут оказывается, что в команде не принимают решения президента, которого они сами и назначили. Фактически, мы не голосовали за Отунбаеву, мы просто приняли схему, которую они нам предложили. Ведь тогда все политические силы были едины в том, чтобы провести президентские выборы на основе старой конституции. А уже этот президент и должен был проводить все реформы! Они же избрали свой путь. Став президентом без бюллетеня и прямых выборов, Отунбаевой тяжело принимать ответственные решения. Однако до 2012 года она приняла на себя всю ответственность за страну, и ей придется это делать.

- Как вы расцениваете действия Бекназарова на посту зампреда временного правительства?

– Был бы я министром внутренних дел, то какому-то вице-премьер-министру я бы не подчинялся. Был бы генеральным прокурором – тоже. По одной простой причине: вице-премьер Бекназаров максимум может играть роль куратора: где-то что-то посоветовать, где-то проконтролировать определенные действия. Но решать кадровые вопросы и министр, и генпрокурор обязаны сами. Что касается лично Беканазарова, я свое мнение о нем сложил давно, еще во время публичных дебатов на телевидении несколько лет назад. Как тогда, так сейчас я считаю, что он не может управлять прокуратурой, не имея ни нормального опыта работы, ни опыта управления чем-то серьезным. Посмотрите его биографию! Был судьей, потом на волне революции стал прокурором. Если человек просто окончил юридический факультет и считает себя готовым к подобной работе – это вообще можно не комментировать.

- Несмотря на это, Бекназаров пытается набрать популярность, в том числе и за счет поддержки мэра Оша Мелиса Мырзакматова?

- Насколько я знаю из неофициальных источников, Отунбаева отправила Бекназарова в Ош с указом об отставке Мырзакматова.

- А вместо этого он приехал и заявил о поддержке мэра?

- Да! Это же вообще анекдотичный случай! Как администрация президента могла допустить такую ситуацию? Если указ президента вышел, его должны опубликовать в СМИ, а не передавать курьером чуть ли не тайно. Я думаю, вся эта история – результат какой-то подковерной интриги окружения Отунбаевой, и она сама должна в этом разобраться.

- Вы негативно относитесь к Бекназарову, об Атамбаеве отзывались как о «не вполне адекватном политике», вообще скептически относитесь к тем, кто был во временном правительстве, и к их решениям. Но теперь вы все идете на выборы. Как вы будете договариваться, если окажетесь в парламенте?

- В интересах Кыргызстана для достижения стабильности мы как политики должны договариваться, а не расшатывать страну. Поэтому в парламенте мы будем соблюдать интересы всего Кыргызстана, и в интересах стабильности мы сможем пойти на какие-то уступки.

- Смотрите, что получается. С одной стороны, вы говорите, что политики сумеют договориться друг с другом и принимать решения в интересах Кыргызстана. С другой стороны, вы утверждаете, что парламентское правление – это коллективная безответственность. Вы противоречия не видите?

- Я бы сказал, что это не противоречие, а именно реалии дня. Еще раз подчеркну: референдумом нам навязали парламентскую форму правления, и мы ради стабильности не стали оспаривать результаты референдума.

- А будете оспаривать? После выборов?

- Нет. Мы в стенах парламента создадим парламентскую комиссию, которая изучит реалии сегодняшнего дня и выяснит, даст парламентская форма правления желанный результат или не даст. И решения комиссии мы озвучим в парламенте. И потом будет принято решение, которое восстановит баланс исполнительной, законодательной и судебной власти. Чтобы крена не было ни в какую сторону.

- Можно напоследок несколько личных вопросов? Вы считаете себя состоятельным человеком?

– Нет. Я всю жизнь проработал в структуре власти и жил на зарплату. Считаю себя человеком среднего достатка. У меня в Бишкеке одна стандартная трехкомнатная квартира, в которой я живу с женой и двумя детьми. Я ведь с 17 лет ношу погоны. В 21 год я пришел в МВД лейтенантом и в 47 лет стал министром. Потом уже меня назначали и губернатором Ошской, и губернатором Нарынской области.

- Вас так часто увольняли?

– Ни разу. Я везде уходил по собственному желанию, когда понимал, что выполнил определенную задачу. И практически везде меня звали обратно. У меня нет ни одного места бывшей работы, где бы остались с кем-то негативные отношения. Человеческие отношения, дружба остались для меня самым ценным приобретением политической карьеры.

- А почему не слышно вашей избирательной кампании?

- Мы работаем на местах. Но мы шоу-программы не делаем. У нас были трагические события. И мы не хотим злоупотреблять доверием избирателей…

Илья Лукашов (Бишкек), Мария Яновская (Москва)


В избранное