М. Шагал (Мойша Сегал), один из самых интересных художников XX века, в энциклопедиях и справочниках значится как французский художник русского происхождения, однако основа его мировосприятия и стиля сформировались отнюдь не во Франции. И даже если не отрицать французского влияния, оно только присоединилось к тому, что уже в художнике было сформировано.
Русский период М.Шагала длился, с перерывом на короткие четыре года обучения в Париже, 35 лет: эмигрировал он в 1922 году уже вполне сложившимся мастером. Самобытный стиль М.Шагала вряд ли можно отнести в полном смысле слова к русскому авангарду, хотя художник активно участвовал в авангардных выставках, воспринимая их поиски и впитывая новаторский дух авангарда.
Художник всегда оставался сам по себе, не присоединяясь ни к одному из авангардных течений, ни в России, ни в Париже. Приверженец фигуративного искусства, Шагал оставался, по сути, традиционалистом, в том смысле, что всегда опирался в своем творчестве на национальные традиции: еврейские, белорусские, русские, оставаясь им верным до конца жизни. Эта фольклорная основа не была вытеснена французскими влияниями, а только обогатила ее.
Русский период в долгой творческой жизни мастера был самым плодотворным, тогда были созданы лучшие его работы: «Над городом», «Белла в белом воротнике», «Прогулка», «Синий дом», «День рождения», «Вид из окна. Витебск», «Сон», «Синие любовники», «Ворота еврейского кладбища», «Красный еврей», «Окно в сад» и другие.
Именно в революционные 1917-1920 годы М.Шагал достигает пика своего мастерства и в самый разгар революции активно принимает в ней участие, занимая пост народного комиссара по искусству. Когда в 1973 году, после пятидесятилетнего перерыва, Шагал приезжает в Россию, он не скрывает, что всё это время ни на минуту не забывал о родине своих предков, с которой его связывает не только биография, но и понятия любви, красоты и устремленности в Небо.
Не случайно в картинах мастера тех лет так много парящих над землёй людей, так много поэтического в земных пейзажах родного Витебска, так сильны порывы к мировой гармонии и безграничному счастью. И даже в трагических событиях смерти, войны и революции, когда рушатся все привычные основы жизни, всё сдвигается со своих мест, в романтических картинах молодого Шагала проявляется тяга к свету, праздничности и сказке. Читать далее
Последние откомментированные темы: