Эмили Джейн Бронте умерла в тридцать лет, оставив всего несколько десятков стихотворений и роман «Грозовой перевал». Потрясающий, жестокий, трагический, притягательный. От него невозможно оторваться.
Потрясающий образ гения Зла Хитклиффа, которого почему-то любишь и жалеешь больше других. Хитклифф - воплощение зла, каким оно бывает только в детстве, когда мечтаешь отомстить обидчику любой ценой.
Зло ребенка противостоит Добру взрослого мира, но это Добро замешено на лжи и лицемерии. И ребенок в неравной борьбе побеждает.
Пусть ценой собственной смерти, ценой смерти любимой, но побеждает. «Грозовой перевал» по накалу страстей не уступает ни греческим трагедиям, ни трагедиям Шекспира.
Здесь и Библия, и Потерянный рай, и Король Лир, и Ромео и Джульетта, и поэзия средневековой готики, и Байрон. Описать такую страсть, сильную, мощную, яркую, с зарядом энергии, которая крушит все, не щадя ни героев, ни тех, кто рядом с ними, удавалось единицам.
И непонятно, чего в этой страсти больше - добра или зла, боли или радости, отчаяния или надежды, потому что там, в долине взрослых, где нет ужасов «Грозового перевала», люди чахнут и мрут, а здесь, в этом аду, закаляются и становятся сильными. Хитклифф - источник счастья и несчастья, зло, несущее добро.
И непонятно, как эта хрупкая изящная женщина, Эмили Бронте, воспитанная в религиозных традициях добра, пусть и очень своеобразных, никогда не любившая и не выходившая замуж, почти всю жизнь безвыездно прожившая в деревне, могла так понять и передать сущность человеческой страсти?!
«Грозовой перевал» несколько раз экранизировался, по его мотивам создана опера, мюзикл, радиопостановки, драмы, песни, но лучше чем сама книга не создано ничего. Ее стихи ставят в один ряд со стихами Байрона и Шекспира. Вот одно из лучших:
Сестры Бронте (слева направо): Энн, Эмили, Шарлотта. В центре (замазанный) их брат Брэнвелл, написавший это портрет
Узница
Скажи моим врагам — я не умру от муки:
От тесной темноты и каменной разлуки.
Ночами вестник мне является украдкой,
Чтоб духу возглашать безмерность жизни краткой.Он с ветрами высот приходит, с ясной мглою,
С летучею звездой и медленной звездою.
Задумчивы ветра, спокойно звезд дыханье.
Видения летят, подняв во мне желанье.Такого жизнь моя пока еще не знала
(В ней лишь беда цвела, а радость погибала.
И если свет мелькал перед потухшим взглядом —
То был всего лишь знак, что буря ходит рядом.)Вначале слабый звук — покой неслышный сходит,
Смятенье, и тоску, и тяжесть сна отводит.
И к музыке немой льнет удивленный слух.
И под собой земли не чует робкий дух.Незримое идет, невиданное зреет.
Рассудок отступил, и дух во мне смелеет.
Вот крылья напряглись — и жив его Эдем.
Вот в бездну он летит — вот взвился надо всем. Читать далее
Последние откомментированные темы: