Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Российский философский взлёт

После недавнего ухода великих французских философов второй половины прошлого века (Жиль Делёз, Жак Деррида, Жан Бодрийар) – кто переймет эстафету философского постижения? Хочется надеяться, что мы. Ведь мир - на переломе от одной эпохи к другой. Уже скрывается за горизонтом более или менее изученный индустриализм, и впереди и уже сейчас – глобализация, информатизация, постиндустриализация, субъектизация и т.п. И все разломы и надломы прошли и проходят через планетарный Heartland, через нашу Россию. Стимулирует нас наша беда – мы в катастрофе, в экзистенциальной пограничной ситуации. Мы больны, и никак не найдем свою идею и свой путь. Поэтому мы живем в духовном сверхнапряжении, и обретение истины для нас - буквально вопрос жизни и смерти. И истина в том или ином ракурсе открывается современным мыслителям России.

Олег Матвейчев правильно призывает к глобальной экспансии современной российской философии. Нам есть что сказать миру. По статьям наиболее авторитетных на сегодня философов из КНР, опубликованных в майском номере журнала «Вопросы философии» в рамках «года Китая» в РФ, видно, что авторитет отечественной марксистской и русской религиозной мысли непререкаем в глазах китайцев. Взгляд со стороны помогает увидеть нашу творческую самобытность, нашу философскую глубину. Должен признаться, что каждый выпуск журнала «Вопроса философии» прочитываю на одном дыхании, все без исключения материалы бьют в точку и весьма меня возбуждают, эти тексты интереснее детективов. Вот и сейчас прочел июльский номер, посвященный 60-летию этого воистину замечательного философского издания.

В частности, 16 философов отвечают здесь на два вопроса –
1. Каково, с Вашей точки зрения, место «Вопросов философии» в ряду других отечественных философских и не-философских журналов? Как Вы оцениваете роль нашего журнала в современной российской философии и российской культуре?
2. Что Вы хотите пожелать «Вопросам философии» в связи с юбилеем? (стр. 6).

Прекрасные и созвучные с моими ответы дал академик Российской Академии наук, директор родного для меня (был там аспирантом-очником в 1962-1965 годах) Института философии РАН Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов (стр. 7-8):

«1.

С моей точки зрения, "Вопросы философии" последних двадцати лет - лучший философский журнал. Не только в нашей стране. Но и в мире.

Существуют философские журналы, которые более академичны, специальны, тематически и исследовательски более строги, чем "Вопросы философии" (таким, например, является "Zeitschrift fur philosophische Forschung"). Существуют философские журналы, которые более популярны, чем "Вопросы философии" (как, например, "Philosophy now"). Существуют философские журналы, которые более гуманитарны, литературны, чем "Вопросы философии" (здесь на ум приходит "Логос"). Существуют философские журналы, которые более ведомственны, чем "Вопросы философии" (таков "Вестник Российского философского общества"). Существуют философские журналы, которые более политичны, злободневны, чем "Вопросы философии" (таким был в свое время "Праксис" - каков он сейчас, к сожалению, не знаю). Существуют философские журналы, которые более индивидуальны, чем "Вопросы философии" (как, например, "Синий диван"). Существуют философские журналы, которые более тесно связаны с философским образованием, чем "Вопросы философии" (таковы "Философские науки").

Но нет, я не знаю другого журнала, который представлял бы современную философию в гармоничной полноте различных ее аспектов (частей), функций, школ, в ее связях с другими формами культуры, представлял бы ее в такой форме и на таком уровне, которые равно интересны и специалистам, и широким слоям высокообразованных, гуманитарно-мыслящих людей, как это умеют делать и делают "Вопросы философии". Я бы сказал так: "Вопросы философии" - лицо сегодняшней философии.

Исключительно велика роль журнала в истории нашей отечественной философии, в особенности в ее замечательном возрождении на рубеже 50-60-х годов прошлого века и последующем развитии вплоть до настоящего времени. Все эти годы он наряду с Институтом философии РАН и философским факультетом МГУ им. Ломоносова был одним из самостоятельных и ведущих философских центров СССР и России. Созданный по решению ЦК КПСС для того, чтобы управлять философией, подчинить ее идеологическим целям, журнал воспользовался своим привилегированным положением и высоким прикрытием для профессионального возрождения философии.

Существенно важно подчеркнуть: новые пути развития отечественной философии, которые пролагались журналом, были в то же время новыми интеллектуальными и духовными горизонтами всего общества. Верные философскому призванию, но совершенно лишенные внутрицеховой ограниченности и академического педантизма, "Вопросы философии" имели общекультурное значение.

Вспоминая свою юность студента и аспиранта МГУ, могу сказать, что в нашем отношении к "Вопросам философии" было что-то трепетное. Человек, опубликовавшийся в "Вопросах философии", сразу становился в нашей среде «человеком, опубликовавшимся в "Вопросах философии"». Это воспринималось как настоящее событие.

Честно признаться: я достаточно отчетливо представляю и могу обоснованно судить о "Вопросах философии" в прошлом, но у меня нет такой же ясности относительно роли и места журнала в философской и общественной жизни страны сегодня. Философская жизнь наша сегодня децентрирована, в каком-то смысле даже размыта. Появилось много философских факультетов, журналов, других центров. Философская литература неохватно велика по количеству и всеядно разнообразна по идейным пристрастиям. Она очень разнообразна по качеству - можно на одной и той же полке книжного магазина встретить и солидную монографию, и шпаргалку "Гегель за шестьдесят минут". Существуют работы (и немало) с претензиями на новые философские учения и даже системы.

Трудно сказать, какова роль "Вопросов философии" во всем, почти хаотическом многообразии того, что можно назвать философской жизнью в современной России. Конечно, журнал, как и прежде, задает некий уровень - и в том, что касается тем, и в том, что касается техники философского анализа. Он сохраняет непредвзятую широту охвата и проблематики, и авторов. И тем не менее, все-таки остается какое-то чувство неудовлетворенности. Не от журнала. А от того, что его организующая роль в философских исследованиях и размышлениях могла бы быть больше - может быть, не такая акцентированная, как в 60-80-е годы XX века, но, тем не менее, больше, чем сейчас.

Возвращаясь к вопросу об известном хаосе философской жизни (и философского мышления) сегодня в стране, следует заметить: на самом деле он, возможно, на определенном этапе смены общественных идеалов был необходим и даже продуктивен, однако это не может быть нормальным состоянием. Сейчас, на мой взгляд, очень важно, чтобы хаос трансформировался в порядок, в "космос". "Вопросы философии" в такой трансформации могли бы стать решающим фактором. Я желаю "Вопросам философии" способствовать воссозданию нового "космоса" российской философии и надеюсь, что сами они вновь окажутся в его центре.

2.

Однажды, когда в начале 90-х годов наши журналы меняли внешний вид и названия, чтобы казаться обновленными, наш коллега В.И. Мудрагей, человек, тесно связанный с "Вопросами философии", тогда зам. главного редактора, сказал: «"Вопросы философии" трогать нельзя. Это - святое». Я с ним согласен. И журнал продолжает выходить в том же обличье, в каком он появился на свет в 1947 г. Желаю журналу оставаться верным традиции, ибо только оставаясь в традиции, продолжая традиции, вырастая из традиций, можно двигаться вперед, развиваться, быть современным».

Напомню, кто представляет журнал, кто ныне определяет его уровень и направленность:

Главный редактор - академик Владислав Александрович Лекторский.
В Редакционную коллегию входят также: Гайденко П.П., Гусейнов А.А., Зинченко В.П., Зотов А.Ф., Кантор В.К., Миронов В.В., Мотрошилова Н.В., Огурцов А.П., Ойзерман Т.И., Пружинин Б.И., Руткевич А.М., Садовский В.Н., Степин В.С., Трубникова Н.Н. (ответственный секретарь), Швырев В.С..
В Международный редакционный совет входят: Э. Агацци (Швейцария), Ш. Авинери (Израиль), Т. Имамичи (Япония), У. Ньютон-Смит (Великобритания), Ю. Хабермас (ФРГ), Р. Харре (Великобритания).


В избранное