Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Краткий отчет о собрании у Виктора Милитарева

Обсуждали тему «Консерватизм и национализм», но разговор вышел за её рамки, и я выделю несколько моментов, достойных более обстоятельного анализа.

Ввиду умышленного подавления национального капитала (национальной буржуазии) и соответственно отбрасывания нашего общества в неофеодализм у нас пока отсутствует социальная база для национализма, который подменяется этнозоологизмом, и разрушены и не имеют перспективы системы ценностей православной Российской Империи и коммунистического Советского Союза, так что консервировать нечего, и консерватизм как идеология не обладает мобилизационным потенциалом. Нужно вырабатывать новую систему ценностей, в которую, естественно, наряду с обновленными высшими духовными смыслами войдут компоненты прежних систем.

Нет феодальных или социалистических наций, сказал я, а возможны лишь буржуазные нации, предполагающие взращивание «критической массы» экономически-самодостаточных и тем самым политически-субъектных хозяев-собственников или граждан (гражданин - от корня «город, град», а "город" по-европейски "бург", отсюда «буржуа», и гражданское общество = буржуазное общество). В СССР или ГДР и в других социалистических странах не сложилось наций, ибо граждане не были укоренены в базисе общества через собственность, и поэтому эти государственные образования легко рассыпались. В Китае же целенаправленно строится новая китайская нация благодаря государственным программам "средней зажиточности" и "трех представительств", обеспечивающих базис и надстройку китайского "среднего класса" (национального капитала).

Этнос, - продолжил я, – это природно-культурная общность, а нация – это такая же форма самоорганизации низовой субъектности, как компания-фирма, политическая партия, профессиональный союз. В ареале расселения того или иного этноса может возникнуть сколько угодно наций (пример - германский этнос и немецкая, австрийская, лихтенштейнская, люксембургская, швейцарская нации), а в любую нацию могут входить граждане любого этнического происхождения (пример - американская, швейцарская, индийская, малайзийская, австралийская, бразильская и почти все остальные нации). Папуасы – не нация, а этнос, а чем советские русские отличались от папуасов, которые за жвачку и джинсы отдали чужим земли и богатства своего народа. Возможно, когда-нибудь папуасы в государстве Папуа-Новая Гвинея станут нацией, как и русские в РФ, но у папуасов не произошло духовной катастрофы, постигшей нас. Немало имеется переходных вариантов продолжающегося становления нации типа моноэтнического албанского Косово или трехэтнической Приднестровской Молдавской Республики или апартеидных Эстонии и Латвии. Но главный стержень нации – национальная буржуазия, которая есть и у нас в РФ, но, как сказал Валерий Соловей, ей не дают подняться, умышленно стараются придушить. Нам ещё предстоит возвыситься до нации в ходе буржуазно-демократической революции, если только у нашего ошкурившегося и потому рассыпавшегося народа хватит на это сил.

Я отметил также, что по своему нынешнему социально-экономическому базису мы в РФ схожи с периферийными обществами Латинской Америки позапрошлого и прошлого веков и поэтому в надстройке повторяем те формы политической и социальной жизни, которые типичны для них. Обычно они, оставаясь полуфеодально-рабовладельческими в базисе, обезьянски копируют надстройки продвинутых буржуазных обществ. Как в полуфеодально-компрадорской Латинской Америке, так и в «северной Бразилии» (РФ) есть тенденция к появлению двух соперничающих верхушечных «партий власти» - консерваторов, выражающих интересы земельно-сырьевого олигархата и чиновничества, и либералов, выражающих интересы финансово-торгового капитала и интеллигенции. Эти две партии десятилетиями с переменным успехом держали власть и предавались распрям и коррупции до тех пор, пока в утомленном обществе не вызревал социальный запрос на «сильную руку», и появлялся очередной мачо, который провозглашал лозунг «мы один народ» и устанавливал однопартийный авторитарный режим и самодержавно правил часто до конца своих дней. Таких мачо, сказал я, очень много, каждый второй в этом зале может им быть и оказаться к тому же дзюдоистом-хоккеистом-фигуристом, и нищие бабульки и прочие досубъектники будут боготворить их, и найдутся вумные идеологи, которые провозгласят, что наконец-то стране повезло, и она своим «особым путем» уже пришла к порогу земного рая. Всё это уже было миллион раз, и результат предсказуем. А в идеологии правящей единой партии власти найдутся надстроечные формулировки и либерализма, и консерватизма. Как пример я привел партию «Колорадо» (аналог нашей «Единой России») в Парагвае при диктаторе Стресснере и Националистическую либеральную партию в Никарагуа при диктаторах Сомосах. Нет ничего нового под Луной, и если сейчас у нас в РФ в надстройке проступила двухпартийная матрица («Единая Россия» как вроде бы консерваторы, «Справедливая» - как вроде бы либералы), то после выборов возможно их слияние под демагогию «одна Россия, один народ, один лидер». Вспомним, как после выборов 1999 года слились под Путина две соперничающие ранее группировки – ельцинско-путинское Единство и лужковско-примаковское Отечество.

Затрагивался также вопрос об онтологическом и даже антропологическом разрыве между правящей в РФ группировкой и остальными обитателями. Валерий Соловей увидел наверху в Кремле немилосердных неонеандертальцев, которые нещадно мучают низовых людей разумных, гомо сапиенсов. Я как историк вступился за неандертальцев, поскольку эти увальни отличались известным добродушием и даже сентиментальностью, но вслед за Виктором Пелевиным и другими писателями и опираясь на свидетельства очевидцев обратил внимание на оборотничество нынешних правителей РФ, на их вампиризм. Вся эта инфернальность, не свойственная неандертальцам, проступает в творящемся социальном геноциде, в мародерском разграблении страны и высасывании из неё ресурсов, и т.д. На самом деле мы живем в социальном аду, как сказал Валерий Соловей, но уже привыкли к этому.

Наконец, очень серьезный разговор возник вокруг моего давнего предложения о создании антропофабрик для ускоренного воспроизводства коренных народов России и заселения наших пустеющих просторов. Технически это возможно, и медики научились выращивать полуторамесячные зародыши, и мы решили приступить к консультациям с учеными, чтобы хотя бы предварительно оценить, сколько потребуется усилий и исходных инвестиций для доведения установки до ума. Но для собравшихся важно было осмыслить предложение с точки зрения Православия, и я прежде всего напомнил о непорочном зачатии как высшей форме зарождения богоподобного человека. Непорочно зачать – значит не естественным животным путем, а более человечным-богочеловечным, как и предвидел Константин Эдуардович Циолковский в своих работах об антропофабрике. Кроме того, я напомнил, что первое размножение человека Адама, то есть происхождение из Адама его Евы, тоже происходило не сексуально-зоологически, а на уровне творчества генной инженерии и под наркозом, ни в коем случае не в сексуальной возне – «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Бытие 2:21-23). И я напомнил, что изначально Христианская Церковь билась с сексом, вводила всякие обеты воздержания и безбрачия и видела в «естественном» акте зачатия неизбежное зло, хотя освящала брак, чтобы подавить животность полового сношения.

Я сослался также на учение Мартина Хайдеггера о Entwurf (намет) и на основании его сделал вывод, что "программа" уникальной человеческой души нисходит с Неба и запускается в акте оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом, а женская утроба служит всего лишь инкубатором, и искусственную матку можно создать не только столь же совершенной, как и естественная, но и понадежнее и технологичнее. Мне поручили связаться с Институтом педиатрии Академии медицинских наук РФ (напротив Черемушкинского рынка) насчет «искусственной утробы» и с моим братом-биохимиком, который много занимался искусственной кровью и созданием физиологических смесей для питания тканей и органов человеческого организма, но тема этого проекта на самом деле ещё шире и глубже, чем просто избавление женщин от тягот и рисков беременности и быстрое восполнение населения, и не сводится к коммерческому и политическому эффекту, а носит прежде всего эсхатологический характер. Подробнее – в следующих заметках.

Констатировали, что русский национализм ныне находится в разброде и кризисе, и было доложено о ходе подготовки к Русскому Маршу 4 ноября 2007 года. Некоторые намерены участвовать в работе разношерстного Оргкомитета, который возглавил весьма уважаемый всеми нами Виктор Имантович Алкснис.


В избранное