Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Выхинский рынок скукожился

Кампания Юрия Лужкова по искоренению дешевых рынков дала результаты – уже не купишь разнообразную и дешевую еду у нас в Выхино. Ассортимент оскудел, две трети торговых площадей закрыты в разгар осенней торговли овощами и фруктами, места для местных фермеров – насмешка, азербайджанцев на квадратный метр стало намного больше, а цены сравнялись с магазинными или превысили их. В магазинах же (парадокс для осеннего изобилия!) цены на все ключевые продукты (хлеб, молоко, мясо) просто подскочили. Впрочем, российское сельское хозяйство умышленно завалили, поля заросли чертополохом, скот вырезали, откуда же дешевая продукция. За нефтедоллары можно закупить замороженное мясо в Аргентине или Новой Зеландии и всякие полухимические полуфабрикаты, но нет стратегии развития страны и нет заботы о сбережении народа.

Год назад на этом же рынке и выбор еды был широчайший, и цены дешевые, и отношения между продавцами и покупателями чрезвычайно благожелательные. Всё перекорежили и поломали, всё во вред!

Читаю пятничный выпуск газеты «Труд» (28 сентября 2007 года, № 176 /25347/) и на первой полосе вижу выделенный в рамке крупным шрифтом текст – «134 деревни, где никто не живет, выявлены в Свердловской области в результате паспортизации деревень в рамках программы «Уральская деревня». Всего в регионе насчитывается 1850 деревень, в 700 из них проживает менее 100 семей. Эти данные сообщил вчера губернатор Свердловский области Эдуард Россель».

А на первой полосе газеты «Московская правда» (28 сентября 2007 года, № 215 /25801/) тоже вижу материал о катастрофе русского сельского хозяйства – Галина Владимирова. Удойная тема: в некоторых регионах страны люди в панике скупают продукты питания» (http://www.mospravda.ru/issue/2007/09/28/article8590/):

«На днях было объявлено, что в октябре цены на молоко и всю молочную продукцию будут стремительно расти. Производители поднимут их на 5 - 10 процентов (с начала года цены на молочную продукцию уже взлетели на 20 процентов). А потом поднимут еще и еще.

Но самое страшное другое. Три крупнейших в России производителя молочной продукции («Вимм-Билль-Данн», группа «Юнимилк» и «Данон Индустрия» (представляет французскую Danone), собравшиеся на этой неделе обсудить проблемы отрасли, заявили, что возврата к прежним ценам не будет, в том числе и потому, что у них нет инструментов, способных остановить рост цен на их продукцию. Замедлить его под силу только государству. Но государство не торопится вмешиваться в ситуацию на рынке, а бизнесмены не признаются, с какими суммами мы должны прийти в магазин к началу 2008 года. Наверное, боятся за наш рассудок.

Вместо точных цифр и жестких мер потребителю пытаются объяснить причины, по которым пакет молока, например, «Домик в деревне» стоил в Москве 30 рублей, а теперь - 37. Между тем надои в стране постоянно растут. На днях глава Минсельхоза Алексей Гордеев бодро отчитался об успехах национального проекта «Развитие АПК», сообщил, что в этом году производство молока в стране вырастет на 4 - 4,5 процента. С какой стати ему дорожать?

Взоры молочников обращены на Запад. Ценовую ниточку потянул неожиданно бурный рост спроса на молоко во всех странах. Мировой рынок, «завязанный» на сухом молоке, начал испытывать колоссальный дефицит этого продукта и принялся «доить» нас. Отечественное сырое молоко, в котором мы в свою очередь стали испытывать дефицит (спрос на него в стране тоже велик), интенсивно уходит за океан, вместо того чтобы оказаться на прилавках магазинов. В результате производители готовой продукции вынуждены повышать цены, поскольку, как сообщил директор по корпоративным коммуникациям «Юнимилка» Павел Исаев, в себестоимости продукции 70 процентов приходится на долю именно сырого молока.

Исправить ситуацию могло бы введение экспортных пошлин. Но директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов считает, что «это мера спорная» и может быть введена только на краткое время. Дескать, в этом случае мы оторвемся от глобального рынка. А что до потребителей, так они, по словам Павла Исаева, должны понять: «Эпоха дешевого молока в России и во всем мире закончилась, и всем нам нужно привыкать жить в новых условиях». Иначе говоря, потребителям пора затягивать пояса потуже.

У специалистов есть только один рецепт - вовлечь в национальный проект по животноводству как можно больше хозяйств. Исправить ситуацию на рынке могла бы и большая материальная поддержка хозяйств за счет того же нацпроекта. Словом, налицо необходимость эффективного государственного вмешательства для устранения причин назревающего кризиса.

А кризис может грянуть. И начнется он скорее всего с паники наподобие той, что случилась на днях в Калининградской области. Там значительный рост цен на подсолнечное масло и сахар привел к ажиотажному спросу на эти продукты в регионе. Дело дошло до драк среди покупателей. Кулаками размахивали не зря. Цена на растительное масло в области выросла с 30 до 60 рублей за литр, а стоимость сахара повысилась с 15 до 18 рублей за килограмм. При этом в регионе циркулировали слухи, что масло будет стоить 90 рублей, а сахар - около 30 рублей, они-то и подогрели ажиотажный спрос на эти продукты питания.

Заметим, что Калининградская область - не единственный регион России, где зафиксировано заметное повышение цен на продукты питания.

По данным Росстата, в январе - июле 2007 года они подорожали в среднем по стране на 17 процентов. При этом рост продовольственных цен в нынешнем году опередил прошлогодние: к июлю 2006 года цены на продукты питания за шесть месяцев увеличились лишь на 14 процентов, а за весь год (после того как осенью значительно снизились цены на плодоовощную продукцию) - лишь на 9,2 процента. Вот и выходит, что в нынешнем году цены на продукты питания растут почти в два раза быстрее.

В какой регион на карте России сейчас ни ткни пальцем, везде обнаружим повышение цен на продовольственные товары. В северной столице молоко, молочные продукты, сливочное и подсолнечное масло, сыр и некоторые другие продукты в сентябре подорожали на 4 - 20 процентов, а в Тверской области буквально за неделю продукты питания стали стоить дороже на 40 - 60 процентов.

Эксперты «МП» смотрят в будущее без оптимизма.

- В октябре подорожание продуктов питания продолжится. На этот раз свое влияние может оказать грядущее с 1 октября повышение пенсий: в России, как правило, в случае подобных социальных акций, касающихся либо бюджетников, либо пожилых людей, инфляция выходит на очередной виток. В целом подорожание продуктов питания, хочет того правительство или нет, скажется на уровне годовой инфляции, которая наверняка превысит уровень в 8 процентов, запланированный чиновниками, - рассказал Игорь Усманов, ведущий специалист Международного центра финансово-экономического развития.

Любопытно, как в данной ситуации поведет себя правительство накануне парламентских и президентских выборов? Ведь радужные предвыборные перспективы могут омрачиться недовольством избирателей в случае дальнейшего повышения цен на продукты питания».

Не может нынешний режим обеспечить людей продуктами, жильем, достойными доходами – это ему неинтересно, а люди терпят, что о них ноги вытирают. Пусть дерутся друг с другом в очередях за мукой и маслом и сахаром, но на выборы придут как миленькие и покорно проголосуют за Путина и его партию «Единая Россия». Это надо ухитриться, это надо быть совсем шкурами и вредителями, чтобы допустить такой подскок цен на продукты в год неслыханно-благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры! А впереди – поднятие тарифов на электричество, газ, транспорт. Не мирюсь с тем, что творится – а отпор давать некому, вся оппозиция рассыпана, в головах химеры. Неужто наша болезнь зашла столь далеко, что она уже неизлечима, и мы продолжим деградировать и вымирать?


В избранное