Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Субъектность и суверенность

Субъектность выше суверенности, потому что субъект способен выходить за пределы своей особи, особости, монады. Какой-нибудь доминирующий самец суверенен в своем стаде, но в субъектном обществе, где волей-неволей приходится считаться с интересами других субъектов, можно и нужно поступаться своим «суверенитетом» и делегировать часть суверенитета тем или иным надындивидуальным инстанциям. Человечность – это в том числе и размыкание своего животного эгоизма и самоограничение своих прихотей. Отсюда – социум, брак, семья, род, народ и «общественный договор». А суверенитет – способствует войне всех против всех, праву сильного в межсубъектных отношениях и аномии в социальной жизни. Можно довести суверенитет до абсурда – интересно под этим углом перечитать книгу классика анархизма Макса Штирнера «Единственный и его собственность». Впрочем, наш Пётр Кропоткин преодолевал суверенитет единственного через альтруизм единого. Суверенитет присущ феодализму, а субъектность – модерну.

Суверенность на каждой стадии развития человечества имеет то или иное содержание, и борьба за суверенность служит средством субъектизации. Однако после прорыва низовой субъектности в начале Нового Времени стал лозунг суверенитета часто служить рычагом завихрения десубъектизации и обоснования неофеодализма. Так что суверенность в эру модерна, модернизации и сопутствующей глобализации иногда предстает палкой о двух концах и может противостоять субъектизации. Напротив, самоограничение субъекта и делегирование части своего суверенитета Европейскому Союзу в ходе европейской интеграции и схожих процессов во всем мире идет на пользу субъектам международного права. В то же время выдвинутая при Брежневе концепция «ограниченного суверенитета» использовалась для оправдания подавления субъектности стран Варшавского Договора, а модный в РФ тезис «суверенной демократии» тоже прикрывает десубъектизацию при переходе от простого авторитаризма к культу личности Путина.

Не раз приводил рассуждение Мартина Хайдеггера о принципиальном различии между субъектностью и эгоизмом-индивидуализмом. Снова открываю его гениальный доклад «Время мирообраза (Die Zeit des Weltbildes, 09.06.1938)» - «Только когда человек уже стал в своем существе субъектом, возникает возможность скатиться к уродству субъективизма в смысле индивидуализма. Но и опять же только там, где человек остается субъектом, имеет смысл усиленная борьба против индивидуализма и за общество как желанный предел всех усилий и всяческой полезности» (http://heidegger.philosophystorm.org/node/22).

Думается, лозунг суверенности ныне все же чаще используется в демагогических целях, а вот лозунг субъектизации – на острие борьбы за права не только человека, но и государств и общественных организаций, включая международные. Чем больше субъектов в мире и в обществе и чем больше субъектности в межсубъектных отношениях – тем лучше каждому и всем.


В избранное