Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
2779 участников
Администратор Лиса- Алисa
Администратор Lola Cherry Cola
Администратор Savra

Важные темы:

Модератор Sezane
Модератор Любoчка
Модератор Кицу-кицу
Модератор Серый_волk

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

ШЕСТЬ КУЛЬТОВЫХ ЕВРЕЙСКИХ ЗДАНИЙ В КРЫМУ

ШЕСТЬ КУЛЬТОВЫХ ЕВРЕЙСКИХ ЗДАНИЙ В КРЫМУ 21.08.2017     

 

Синагоги Крыма имеют интереснейшую вековую историю. Они служат местом богослужения и центром религиозного бытия еврейских общин. Изначально синагоги в Крыму строили в качестве молитвенного дома, а лишь потом они стали местом паломничества и центром общины для евреев. Синагога в жизни еврейских общин занимает главное место, поэтому неудивительно, что ежегодно к ним съезжаются огромные потоки туристов не только с крымского полуострова, но и всего мира. Крым является уникальным местом и синагоги здесь имеют различный внешний вид, но устройство их очень похоже: внутри помещения имеют прямоугольный вид, место для молитв раздельно для мужчин и женщин и стену со шкафом, в котором хранятся святые свитки. Все синагоги Крыму возведены строго на восток, согласно еврейским канонам.

СЕВАСТОПОЛЬ

Синагога «Хабад»

Как найти: пл. Восставших, 26, Севастополь

На площади Восставших в Севастополе завершилось строительство новой синагоги. Оно началось еще в 2012 году, но сроки сдачи объекта переносились несколько раз в связи со сложностями в оформлении необходимых документов.

После перехода Крыма в Россию еврейская община увидела полное понимание и помощь правительства Севастополя при строительстве и отделке синагоги, о чем говорил главный раввин Крыма Биньямин Вольф. По словам главного раввина, новое здание полностью соответствует иудейским традициям. До этого иудейская община Крыма не имела собственного помещения и была вынуждена арендовать помещения для проведения религиозных мероприятий.

САКСКИЙ РАЙОН

Еврейская ремесленная синагога Егия-Копай

Как найти: улица Караимская | улица Просмушкиных | Малый Иерусалим |

Ближайший населенный пункт: Евпатория

По нечётной стороне Караимской улицы, в районе домов №№ 47-49, обращает на себя внимание старинное здание, виднеющееся из-за высокого каменного забора. Первое, что бросается в глаза – круглое окно с витражом в виде большой шестиконечной звезды. Это синагога Егия-Капай. Она также известна как Ремесленная, поскольку её построили в 1912 году на деньги ремесленников, проживавших в близлежащих кварталах.

Над шестиконечной звездой, если внимательно присмотреться, можно увидеть библейские символы: стилизованное изображение Ковчега со скрижалями, на которых высечены Десять Заповедей, жертвенный треножник, который Моисей поставил в святилище у горы Синай.

Около двух десятилетий здание выполняло свойственные ему функции. Но в 1930 году советская власть закрыла синагогу – так же, как и храмы других религий. Долгое время помещение использовалось не по назначению (например, как складское). А во время Второй мировой войны фашисты и вовсе устроили здесь конюшню.

Наконец, 16 августа 2003 года синагога Егия-Капай была вновь торжественно освящена (первое освящение состоялось в 1912 году при открытии). Её двери распахнулись для верующих. А заодно и для экскурсантов.

ЕВПАТОРИЯ

Купеческая синагога.

Как найти: г. Евпатория, ул. Караимская, 7

Главная еврейская синагога города Евпатории, или как её ещё иногда называют Купеческая (Торговая), согласно одним источникам, была построена в первой половине ХIХ в., а по другим сведениям — её возвели в середине 90-х гг. ХIХ в.  Была частично разрушена во время Великой Отечественной Войны. В 2009г. проведена реконструкция фасада.

 

Весьма примечательным было расположение главной синагоги относительно храмов иных конфессий. Синагогу выстроили на углу двух старинных евпаторийских улиц — Караимской и Раздельной (ныне ул. Тучина), недалеко от средневековых крепостных ворот. Ближайшими соседями являлись храмы четырёх наиболее значительных для Евпатории религий: православный Свято-Николаевский собор, сооружённый греками в 1805 г. (позже, в 1896 г., рядом с ним был возведён русский православный собор с таким же названием); мечеть Джума-Джами (Хан-Джами), построенная в 1552 г. по проекту выдающегося турецкого зодчего Ходжи Синана; армянская церковь Сурб-Никогайос, заложенная в 1817 г. на месте сгоревшей прежней деревянной церкви; а также возведённый в начале ХIХ в. архитекторами братьями Бобович комплекс караимских кенас.

После гражданской войны главная еврейская синагога некоторое время была действующим храмом и использовалась верующими.
В 1924 г. в южной стене храма появились первые серьёзные признаки разрушения здания. Силами общины под разрушающуюся стену были поставлены деревянные упоры из брёвен. Добавило отметин постройке и землетрясение 1927 г. В октябре 1928 г. по заданию Евпаторийского райисполкома был произведён осмотр здания синагоги для определения прочности и устойчивости её стен. Комиссия пришла к выводу, что «пребывание в нём не безопасно, и должно быть изъято из пользования».
В 1929 г. главную еврейскую синагогу города Евпатории закрыли, удалив из неё все культовые признаки. Само здание, согласно акту, 22 октября 1929 г. было передано клубу кустарей и крымчаков.

В начале 30-х гг. собственником здания становится Евпаторийский пиво-безалкогольный завод, который до начала 90-х гг. прошлого века использовал его в качестве складского помещения. В этот период бывший храм полностью перестраивается и окончательно теряет свой первоначальный облик.
Довоенные и послевоенные перестройки, а также частичное разрушение здания во время Великой Отечественной войны дали повод некоторым историкам и краеведам считать, что главная еврейская синагога города «не сохранилась до наших дней».
Сегодня здание главной еврейской синагоги представляет собой печальное зрелище. В неоднократно осквернённой, изувеченной, лишь частично сохранившей второй этаж постройке сейчас трудно узнать некогда прекрасный Храм Божий. Северо-восточный угол здания в настоящее время используется как трансформаторная подстанция, вход в которую находится на том самом месте, где когда-то располагался вход для женщин.

  КЕРЧЬ

Синагога прогрессивного иудаизма.

Как найти: Керчь, ул. Циолковского, 6

Изначально строилась в 1869 году как молитвенный дом ремесленников. Это единственное еврейское здание, уцелевшее до наших дней.

История керченской еврейской общины

Керченская еврейская община имеет древнюю историю. В бурно развивающейся Керчи, согласно переписи 1897 года, проживало 10 % евреев. Всего в городе было 6 синагог и молитвенных домов и одна крымчацкая кинаса.

Самая древняя из еврейских синагог называлась Старой или Главной, располагалась она в Митридатском переулке, 1. От нее уцелела лишь часть фасада. Одноэтажное здание Главной еврейской синагоги было построено в классическом стиле в 1837 году. Оно представляло собой симметричную композицию с пятью окнами. Здание было украшено полуколоннами и колоннами дорического ордера. Фасад завершался декоративным фронтоном в виде ступенчатых поясов. Фронтон, кроме того, был оформлен скульптурным декором. К синагоге вела лестница, насчитывавшая почти сто ступеней. Старая еврейская синагога считалась маловместительной, хотя и была рассчитана на двести человек. Сохранился список прихожан, в котором значатся 143 фамилии мужчин.

Был также молитвенный дом для нижних чинов (на двести человек), который назывался иначе Солдатской синагогой. Построили его в 1869 году.

В 1869 году был построен молитвенный дом ремесленников на улице Николаевской (ныне Циолковского), это единственное еврейское здание, уцелевшее до наших дней (Именно в этом здании теперь находится синагога, община Хабад «Гешер» БОЕЦ «Хесед-Малка»). В его подвальном помещении были установлены машины по выделке мацы. В государственном архиве АР Крым сохранилось описание здания молитвенного дома, датированное 7-14 сентября 1928 года. На первом этаже размещались передняя комната, комната «под библиотекой», просто «комната синагоги», женское отделение. На втором — библиотека, бывшая молельня, коридор при молельне.

24 октября 2000 года общине было возвращено здание Молитвенного дома ремесленников, которое стало архитектурным украшением города.

  ФЕОДОСИЯ Дом офицеров флота

Как найти: г. Феодосия, ул. Куйбышева, 21

Дом офицеров флота расположен в городе Феодосия на пересечении улиц Галерейная и Куйбышева. Дом офицеров флота — это своеобразный дом культуры, в котором проводят большинство событий культурной жизни города.

Здание феодосийского Дома офицеров флота имеет богатую историю. С 1904 по 1929 год в здании ДОФа была хоральная синагога – еврейский молитвенный дом.

К началу XX века старая феодосийская синагога, которая находилась в старой караимской слободке (ныне Фонтанная площадь), уже не могла вместить всех верующих иудеев. Еврейская община обратилась с письмом в городскую думу с просьбой выделить участок для строительства новой просторной синагоги. По одним сведениям, город бесплатно выделил общине землю под строительство, по другим, когда возникли трудности с решением вопроса, евреи собрали деньги и выкупили участок земли, как под строительство дачи, а затем переоформили документы под строительство синагоги. Строительство закончили в 1904 году.

Здание было четырехугольным, оригинальной архитектуры с огромными окнами на втором этаже. По рассказам очевидцев, многих впечатляло внутреннее пространство, где отсутствовало междуэтажное перекрытие.

В 1909 году рядом с синагогой было построено еврейское начальное училище «Талмуд-Тора», образовав, таким образом, единый религиозно-учебный комплекс. Сейчас в бывшем здании «Талмуд-Тора» размещается школа №19.

 

После революции и Гражданской войны советская власть объявила атеизм государственной политикой. Начались гонения на священнослужителей всех религий и конфессий.

3 ноября 1941 года гитлеровские войска ворвались в Феодосию. Сначала оккупанты устроили в помещении Дома физкультурника конюшню, затем – в ночь с 29 на 30 декабря 1941 года – здание сильно пострадало от авианалета и артобстрела во время высадки Керченско-Феодосийского десанта, который ненадолго вернул в город советскую власть.

После освобождения город представлял собой печальное зрелище: 60% всех зданий были разрушены. Здание бывшей синагоги было разрушено настолько, что долго думали: восстанавливать ли его вообще, или на его месте строить что-то другое. В конце 1940-х годов решили восстанавливать.

В 1952 году реставрация закончилась. Здание изменилось до неузнаваемости: вход сделали со стороны улицы Галерейной (раньше был с Куйбышева), было пристроено большое фойе, а фасад со стороны улицы Галерейной украсили колоннадой. По краям входной лестницы были установлены скульптурные изображения солдата и матроса. С тех пор здесь начал свою деятельность Дом офицеров флота.

День сегодняшний.

В настоящий момент в Крыму проживает около 4,5 тысяч евреев, 600 караимов и 200 крымчаков, т. е. меньше одного процента от общего населения Крымской Республики. Казалось бы, немного по сравнению с многотысячной еврейской общиной конца XIX века, и уж точно совсем немного по сравнению с 2,5-миллионным населением современного Крыма. Тем не менее, влияние евреев на жизнь современного Крыма и их вклад в науку, искусство, медицину, бизнес, технику и политическую составляющую полуострова сложно переоценить.

 

СИМФЕРОПОЛЬ

 

Здесь торгуют бытовой техникой, химией и прочим. И только старожилы помнят, что было раньше на этом участке проспекта Кирова (ранее назывался улицей Салгирной, Гостиной).

В 1881 году здесь возвели Хоральную синагогу, ведь 9 % (2709 человек) тогдашних симферопольцев были евреи. Большой двусветный зал с балконом для молящихся женщин.


— Она была, если так можно сказать, популярна у симферопольских евреев, — рассказывает жительница Симферополя Валентина Самохина. — Мы жили в старом городе, в Тёмном переулке (сейчас Телевизионный. — Прим.), так бабушка, всю жизнь прожившая в тех местах, рассказывала, что до революции их соседями по двору были евреи, хорошая верующая семья. И, хотя в районе было ещё несколько синагог, предпочитали молиться в этой. Любили её и родные моего одноклассника Гершона, или попросту Гриши. Правда, к тому времени, как мы пошли в школу, синагогу закрыли, но его бабушки часто вспоминали о ней, сожалея, что лишены возможности приходить туда в шаббат (субботу).

Синагогу закрыли 90 лет назад. Сохранилась докладная записка в Совет народных комиссаров СССР, датированная 20 июля 1923 года. «В апреле 1923 года закрыта в Симферополе главная Хоральная синагога. Вместительность трёх небольших молитвенных домов, оставшихся незакрытыми, ничтожна, так что для симферопольских евреев отправление культа стало невозможным. Синагога закрыта и ни для каких целей не используется». Записке вняли и здание открыли… как клуб работников промышленной кооперации.

#acjc #crimeajewishcongress #jewishcrimea #Jewish #crimea #Крым #Simferopol #Симферополь #Sevastopol #Севастополь

АВТОР:  Маргарита БАЛАКУНЕЦ

источник

Это интересно
+1

28.08.2019
Пожаловаться Просмотров: 1432  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены