Открытая группа
2662 участника
Администратор Лиса- Алисa
Администратор Lola Cherry Cola
Администратор Savra

Важные темы:

Модератор Волшебник НЮ
Модератор Кицу-кицу
Модератор Серый_волk

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20190921055644

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Лиса - Алисa пишет:

Символика Дали

 

Страхи и фетиш гения — символика Дали

Создав свой собственный, сюрреалистичный мир, Дали наполнил его фантасмагоричными существами и мистическими символами. Эти символы, отражающие навязчивые идеи, страхи и объекты фетиша мастера, «переезжают» из одной его работы в другую на протяжении всей творческой жизни.

Символика Дали не случайна (как не случайно все в жизни, по мнению маэстро): интересуясь идеями Фрейда, сюрреалист придумал и использовал символы для того, чтобы подчеркнуть скрытый смысл своих работ. Чаще всего — для обозначения конфликта между «твердой» телесной оболочкой человека и его мягким «текучим» эмоционально-ментальным наполнением.

Ангел и улитка Яйцо и расплавленные часы Слон Ангел Символизм Сальвадора Дали в скульптуре
Ангелы

Способность этих созданий общаться с Богом волновала Дали. Ангелы для него — символ мистического, возвышенного союза. Чаще всего на картинах мастера они появляются рядом с Гала, которая была для Дали воплощением благородства, чистоты и связи, дарованной небесами.

АНГЕЛ
 
Сальвадор Дали. Ангел (Знаменитости)
 единственная в мире картина, в которой есть неподвижное присутствие, долгожданная встреча двух существ на фоне пустынного, мрачного, мертвого пейзажа

Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли (Ральф Эмерсон)

Сальвадор Дали "Падший ангел" 1951

 

МУРАВЬИ

Страх перед тленностью жизни возник у Дали еще в детстве, когда он со смесью ужаса и отвращения наблюдал, как муравьи пожирают останки умерших мелких животных. С тех пор и на всю жизнь муравьи стали для художника символом разложения и гнили. Хотя некоторые исследователи связывают муравьев в работах Дали с сильным выражением сексуального желания.

Муравьи 1936 Сальвадор Дали

Муравьи 1936 Сальвадор Дали

Сальвадор Дали «на языке аллюзий и символов обозначил сознательную и активную память в виде механических часов и суетящихся в них муравьев, а бессознательную - в виде мягких часов, которые показывают неопределенное время. ПОСТОЯНСТВО ПАМЯТИ изображает, таким образом, колебания между взлетами и падениями в состоянии бодрствования и сна». Его утверждение, что « мягкие часы становятся метафорой гибкости времени» насыщено неопределенностью и отсутствием интриги.Время может двигаться по-разному: либо плавно течь, либо разъедаться коррупцией, которая, по мнению Дали, означала разложение, символизируемое здесь суетой ненасытных муравьев».

 

 

 

ХЛЕБ

 

Возможно, тот факт, что Сальвадор Дали изображал хлеб на многих работах и использовал для создания сюрреалистических предметов, свидетельствовал о его страхе нищеты и голода.

Дали всегда был большим «поклонником» хлеба. Не случайно он использовал булочки для украшения стен театра-музея в Фигерасе. Хлеб объединил в себе сразу несколько символов. Облик батона напоминает Сальвадору твердый фаллический объект, противопоставляемый «мягкому» времени и уму.

«Ретроспективный бюст женщины»
 (422x450, 28Kb)
В 1933 г. С. Дали создал бронзовый бюст с батоном хлеба на голове, муравьями на лице и початками кукурузы в качестве ожерелья. Продан он был за 300 000 евро.

Корзина с хлебом. Корзина с хлебом


1926-м году Дали пишет "Хлебную корзинку" - скромный натюрморт, исполненный трепетного почтения к малым голландцам, Вермееру и Веласкесу. На черном фоне белая скомканная салфетка, плетеная соломенная корзинка, пара кусков хлеба. Прописано тонкой кисточкой, никаких новаций, лютая школьная премудрость с примесью маниакальной старательности.

 

КОСТЫЛИ


Однажды маленький Сальвадор нашел на чердаке старые костыли, и их предназначение произвело на юного гения сильное впечатление. Надолго костыли стали для него воплощением уверенности и невиданного до сих пор высокомерия. Участвуя в создании «Краткого словаря сюрреализма» в 1938 году, Сальвадор Дали писал, что костыли — символ поддержки, без которой некие мягкие структуры не в состоянии держать форму или вертикальное положение.

Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».
 

 

 

 

 

ВЫДВИЖНЫЕ ЯЩИКИ

 

Человеческие тела на многих картинах и объектах Сальвадора Дали имеют открывающиеся ящики, символизирующие память, а также мысли, которые часто хочется спрятать. «Тайники мысли» — понятие, позаимствованное у Фрейда и означающее тайну скрытых желаний.

  САЛЬВАДОР ДАЛИ
ВЕНЕРА Де МИЛО С ВЫДВИЖНЫМИ ЯЩИКАМИ

Venus de Milo with Drawers (1936).jpg   Венера Милосская с ящиками,1936 Venus de Milo with Drawers Гипс. Высота: 98 см Частная коллекция

 

ЯЙЦО


Этот символ Дали «нашел» у христиан и немного «доработал». В понимании Дали, яйцо не столько символизирует чистоту и совершенство (как учит христианство), сколько дает намек на прежнюю жизнь и возрождение, символизирует внутриматочное развитие.

Поломанная телефонная трубка возле тарелки с яйцами

image

 

 

“Рождение нового человека” (“Geopoliticus Child Watching the Birth of the New Man”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сальвадор Дали в яйце. Фото Филиппа Холсмана 1942г

Сальвадор Дали в яйце. Фото Филиппа Холсмана 1942г

Метаморфозы Нарцисса 1937

Знаешь, Гала (а впрочем, конечно знаешь) это — я. Да, Нарцисс - это я.
Суть метаморфозы —в превращении фигуры нарцисса в огромную каменную руку, а головы — в яйцо (или луковицу). Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначала навязчивые идеи и комплексы. Самовлюблённость юноши — и есть подобный комплекс. Золотистая кожа Нарцисса — отсылка из изречению Овидия (чьей поэмой «Метаморфозы», рассказывавшей в том числе о Нарциссе, и была навеяна идея картины): «золотой воск медленно тает и утекает от огня… так тает и утекает любовь».

 

 

 

СЛОНЫ

Огромные и величественные слоны, символизирующие доминирование и власть, у Дали всегда опираются на длинные тонкие ноги с большим количеством коленных чашечек. Так художник показывает неустойчивость и ненадежность того, что кажется незыблемым.

 

В «Искушении святого Антония» (1946) Дали поместил святого в нижний угол. Над ним плывет цепочка слонов, возглавляемая лошадью. Слоны несут на спинах храмы с обнаженными телами. Художник хочет сказать, что искушения находятся между небом и землей. Для Дали секс был сродни мистике.
Еще один ключ к пониманию картины лежит в благочинном появлении на облаке испанского Эль Эскориаля, здания, которое для Дали символизировало закон и порядок, достигаемый через слияние духовного и светского.

http://sschool8.narod.ru/Masters/Dali/11.jpg

http://sschool8.narod.ru/Masters/Dali/51.jpg

 

Лебеди, отражающиеся в виде слонов

 

 

ПЕЙЗАЖИ

Чаще всего пейзажи Дали выполнены в реалистичной манере, а их сюжеты напоминают картины эпохи Возрождения. Художник использует пейзажи в качестве фона для своих сюрреалистических коллажей. Это одна из «фирменных» черт Дали — умение совмещать на одном холсте реальные и сюрреальные объекты.

Ландшафт с бабочками. Ландшафт с бабочками.

 

Сальвадор Дали. Пейзаж. Порт Льигате

 

 

 

МЯГКИЕ РАСПЛАВЛЕННЫЕ ЧАСЫ

Дали говорил, что жидкость — это материальное отражение неделимости пространства и гибкости времени. Однажды после еды, рассматривая кусочек мягкого сыра камамбер, художник нашел идеальный способ выразить изменчивое восприятие человеком времени — мягкие часы. Этот символ сочетает в себе психологический аспект с необыкновенной смысловой выразительностью.

Постоянство памяти (мягкие часы) 1931

Одна из самых известных картин художника. Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра.

 

 

МОРСКОЙ ЕЖ


По мнению Дали, морской еж символизирует контраст, который можно наблюдать в человеческом общении и поведении, когда после первого неприятного контакта (подобному контакту с колючей поверхностью ежа) люди начинают узнавать друг в друге приятные черты. В морском еже этому соответствует мягкое тело с нежным мясом, которым так любил лакомиться Дали.

 

 

Улитка

Подобно морскому ежу, улитка символизирует контраст между внешней суровостью и жесткостью и мягким внутренним содержимым. Но в дополнение к этому Дали был восхищен очертаниями улитки, изысканной геометрией ее раковины. Во время одной из велосипедных вылазок из дома, Дали увидел на багажнике своего велосипеда улитку и надолго запомнил очарование этого зрелища. Будучи уверенным, что улитка оказалась на велосипеде не случайно, художник сделал ее одним из ключевых символов своего творчества.

Это интересно
+4

Лиса - Алисa 11.03.2013 , обновлено  11.03.2013
Пожаловаться Просмотров: 57181  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 47

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
CЕРЫЙ ВОЛК 11.03.2013

Какой уж тут фильм.Embarassed

Про муравьев можно было и больше сказать. Очень Дали их не уважал.

Барбарелла 11.03.2013

а кузнечиков?

CЕРЫЙ ВОЛК 11.03.2013

И кузнечиков тоже. Вот только не помню почему.

Барбарелла 12.03.2013

Десять эпатажных выходок Дали  
Он боялся кузнечиков и бумажных комочков, он мог своей возлюбленной подарить и замок, и прыжок с башни. Позвольте представить: Сальвадор Дали. Сюрреалист, признанный гений и провокатор.
1911В семь лет Сальвадор восхищался Наполеоном. Дали не хотел быть похожим на французского императора, он хотел стать им. Но, помечтав о славе Наполеона, будущий гений решил остаться самим собой. Позднее он скажет: «Я благодарен богу за то, что я испанец, и за то, что я Сальвадор Дали!».
1913В 11 лет Сальвадор придумал собственную игру. Он покупал у сверстников монеты достоинством пять сантимов, отдавая за каждую по десять. При этом Дали вел себя так, будто он получает двойную выгоду. На вопросы о смысле игры Сальвадор ничего не отвечал и издевательски посмеивался над недоумевающими приятелями.
1918Кузнечики приводили четырнадцатилетнего Дали в неописуемый ужас. Сокурсники пользовались этой фобией для шуток. Часто Сальвадор находил «страшных» насекомых в своих книгах, тетрадях и даже в одежде. Тогда Дали начинал громко плакать. Чтобы избавиться от страха перед кузнечиками, он придумал себе новую фобию. Теперь Сальвадор боялся... белых бумажных комочков. Будущий гений предпочел имитировать панику, чем нервничать по-настоящему.
Однажды преподаватель увидел, как сокурсники подкидывают Дали бумажные свертки. Вместо объяснений Сальвадор облил комочек чернилами и отдал его учителю: «Он больше не белый, и я не боюсь его!». Итогом этой выходки стало отчисление из колледжа.
1926В 22 года Сальвадора Дали исключили из Мадридской академии изящных искусств. На экзамене по истории молодой художник отказался отвечать на вопросы. Дали объяснил это тем, что он лучше преподавателей разбирается в теме. Указ об отчислении был подписан королем Испании.
1929В 25 лет Дали познакомился со своей будущей женой и вечной музой Галой. Как-то она призналась Сальвадору, что хотела бы умереть быстро, не испытав долгих мучений и страха. Некоторое время художник раздумывал, как ему исполнить желание возлюбленной. Сальвадор даже предлагал ей выпить яд или прыгнуть вдвоем с высокой башни. Впоследствии Дали отказался от этих идей и переубедил Галу.

1939Дали много путешествовал, долгое время жил за границей. В Соединенных Штатах художник устроил бал-маскарад, участники которого были одеты как трупы и инвалиды. Сальвадор организовал хоровод вокруг огромной туши быка, начиненной пластинками. На следующий день в американском обществе разразился большой скандал, но Дали был уже на полпути к дому.
1954В пятьдесят лет Сальвадор вместе со своим другом выпускает скандальную книгу «Усы Дали: Фотоинтервью». В ней описывались знаменитые стоячие усы, которые сам Сальвадор называл «антеннами для восприятия искусства». «Я сошел с ума? Да я гораздо нормальнее любого, кто купил эту книгу», — отзывался гений о своих почитателях.

1968Сальвадор Дали подарил Гале настоящий замок неподалеку от дома своего детства в Фигерасе. При этом художник обязан был посещать свою музу только с ее письменного разрешения.
1989Последние годы жизни Сальвадор провел в Испании. По эксцентричной просьбе самого Дали, он был похоронен... в полу собственного музея. Под плитой без всяких опознавательных знаков.http://planetashkol.ru/uchenik/Blogs/Posle-shkoly/BlogEntryInfo.aspx?Id=AE0274C0-23A3-476D-8C28-1D3EFD50DC1F

 


http://lubludali.blogspot.be/2011/10/blog-post_7717.html

CЕРЫЙ ВОЛК 12.03.2013

Лена, Дали часто на картинах изображал муравьев, как символ зла. Но - кузнечиков? Не помню.

CЕРЫЙ ВОЛК 12.03.2013

И еще - про монеты.

Есть такой еврейский анекдот.

Еврейский мальчик покупает яйца по центу за дюжину. Варит их и продает. По центу за дюжину. У его отца спрашивают: "ну и что твой сын с этого имеет?"

- А навар!

АЛИК 12.03.2013

В детстве сюрреалисты играли моими фантазиями, а сейчас скучно и символы их так себе.

Барбарелла 12.03.2013

нужны ли они, символы?

АЛИК 12.03.2013

Вот,- это кусок из недавнего письма когда-то любимой женщины. Я это все раскритиковал, разумеется, но как вариант ответа сгодится.

"а! забыла вот опять )) про озарение ж хотела поделиться. ну, оно уже было такое, но как-то не того уровня. болтали с Денчиком про символы. и я по родному русскому недомыслию вместо pure сказала clean. а говорили о том, что незнакомые символы (впервые увиденные, но при условии, что ты понимаешь их значение) имеют очень повышенное значение и влияние - потому что они как бы без примеси ассоциаций.
И мысль задержалась на значениях pure и clean и, видимо, перебирая дефиниции, вдруг вспомнила, какое это прекрасное состояние - когда что-то кажется тебе впервые прекрасным. А оно всегда кажется тем прекрасней, чем чище его история (history, background) в твоей голове. Несравнимая красота отсутствия ассоциаций. Чистый.
И я помедитировала немножко на эту тему и открылось - отсутствие знания должно быть очень похоже на изначальное состояние, к которому стремятся все культуры, "возвращение".
понимаешь? если дальше поразмышлять, то получится, что изначальное состояние, по которому скучаем, - незнание.
а я рассказывала тебе глюк о том, как ужасно и мучительно знание?

я, кстати, в пиратской партии России состою. ты нет?
а! еще! кино: Самоубийцы: история любви. Прикольный. Не то чтобы сильно вау, на трассу 60 смахивает, но хотя бы фантастика, и с шутками ) Русские там вполне себе такие отличные люди. Сценарий, вроде, каких-то славян. Так что и с абсурдом малость. Про ад )) Видал?"

Барбарелла 12.03.2013

нет ничего прекраснее символа, выраженного словом Hole или Holes для усиления эффекта.. Слово бешеной многозначности при одной всепоглощающей однозначности.

АЛИК 12.03.2013

Ага, я набрал его вконтакте, надеясь отыскать твой фильм, и почти ничего кроме порно не обнаружил. Вот он прекрасный символ.

У китайцев их хотя бы пять, а тут только до 2 считать умеют.

Барбарелла 12.03.2013

это прекрасное состояние - когда что-то кажется тебе впервые прекрасным. А оно всегда кажется тем прекрасней, чем чище его история (history, background) в твоей голове. Несравнимая красота отсутствия ассоциаций

Два значения - это почти такой уровень.

АЛИК 12.03.2013

Это правильно только в том случае, если ты обращаешь внимание на внешние стороны малозначимого объекта (первое мороженное, кино, сломанная нога, поцелуй). Если же начинаешь изучать что-либо значимое, то всякое последующее узнавание значительней предыдущего.

Вот у ребенка в телефоне записан massive attack (жирный наезд), так он мне нравится ничуть не меньше, чем в первый раз.

http://www.youtube.com/watch?v=Vi76bxT7K6U

Барбарелла 12.03.2013
АЛИК 12.03.2013

Ну да, куча символов, но ни одного "впервые прекрасного" или "впоследствии непревзойденного".

"Отсутствие знаний" просто предполагает возможность повторения того, что уже имеешь, получения того, на что точно способен. Это неинтересно.

 

Барбарелла 12.03.2013

а зачем на символах зацикливаться? ну пусть Дали жил в мире списка символов, который ему даже уже составили, но у всех свой способ вдохновиться...

АЛИК 12.03.2013

Так и я о том же.

Барбарелла 12.03.2013

вообще я думаю, что хорошо, когда вдохновляешься не внешними какими-то предметами- улитками, костылями, рогатками и слонами. Вдохновение хорошо, когда идет изнутри, как бешеный мотор.

АЛИК 12.03.2013

А какая разница, что изнутри, а что снаружи, если ты одно с тем, Шветакету?

Барбарелла 12.03.2013

какая разница, чем обманывать себя, лишь бы обманывать

АЛИК 12.03.2013

Самое дурацкое занятие,- обманывать. Производная гуны невежества.

Барбарелла 12.03.2013

или все обман, или все правда

АЛИК 12.03.2013

Ага, напиши это в стихах, нарисуй иероглифами и вышей крестиком на Млечном пути.

Лиса - Алисa 13.03.2013

Стихи могу писать, только когда злюсь, шить и вышивать -терпения не хватает, только на млечный путь могу смотреть не моргая

https://www.youtube.com/watch?v=Y9_7e1rQU_U

АЛИК 13.03.2013

Ну вот, и при всем при этом хочешь, чтоб я тебе поверил?

Если между обманом и правдой нет разницы, то и на Солнце можно смотреть не моргая.

https://www.youtube.com/watch?v=yNmi1hmBp9k

 

Барбарелла 13.03.2013

конечно, потому что должно быть и невидимое солнце, на которое необязательно вообще смотреть

https://www.youtube.com/watch?v=1VuDjJ9KIxM

АЛИК 13.03.2013

Ну вот, и при всем при этом хочешь, чтоб я тебе поверил?

Как можно смотреть на невидимое, если его не видно  и почему обязательства перед видимым больше, чем перед невидимым?

https://www.youtube.com/watch?v=5qRJIBtbc2c

 

Барбарелла 13.03.2013

просто невидимого хочется больше, оно манит и зовет, оно сводит с ума

https://www.youtube.com/watch?v=545ih5ygngs

 

АЛИК 13.03.2013

Похоже ты предпочитаешь получать зарплату на банковскую карту, а не наличными

http://www.youtube.com/watch?v=8nTFjVm9sTQ

Барбарелла 13.03.2013

все-таки наличными в больших мешках

http://www.youtube.com/watch?v=ShhCT-rebtY

АЛИК 13.03.2013

Ужас, целые мешки символов.

http://www.youtube.com/watch?v=oPdZeHoomYw

Барбарелла 13.03.2013
АЛИК 13.03.2013
Барбарелла 13.03.2013

http://www.youtube.com/watch?v=erbd9cZpxps

And we dance dance dance like the children dance
Imply thought are we taking the chance?
With the light still on, and will we ever reach the tower

АЛИК 13.03.2013
Лиса - Алисa 13.03.2013
АЛИК 13.03.2013
Лиса - Алисa 13.03.2013
АЛИК 13.03.2013
Барбарелла 12.03.2013

тут еще все-таки интересно: значимое и незначимое,

как идет отсев подсознательный или посев сознательный

ведь в жизни - не как на рыбалке. Маленькую рыбку не следует всегда возвращать обратно в воду.

АЛИК 12.03.2013

Есть всякие варианты.

Мне вот нравится вопрос "Что такое Будда?"

С этим вопросом связано несколько чаньских (китайский буддизм) анекдотов. Вопрос о весьма важном символе, будде, но при этом чаньская традиция основана на такой простой штуке, как возможность мгновенного, спонтанного просветления. То есть здесь есть место и большому и малому.

 

"1. «Принеси сюда плод ньягродхи».—«Вот он, почтенный».— «Разломи его». —«Он разломан, почтенный».— «Что ты видишь в нем?» — «Эти маленькие семена, почтенный».—«Разломай же одно из них».—«Оно разломлено, почтенный».—«Что ты видишь в нем?»— «Ничего, почтенный».

2. И он сказал ему: «Поистине, дорогой, вот — тонкая сущность, которую ты не воспринимаешь; поистине, дорогой, благодаря этой тонкой сущности существует эта большая ньягродха. Верь этому, дорогой.

3. И эта тонкая сущность — основа всего существующего, То — действительное, То — Атман. Ты — одно с Тем, Шветакету!»"

Барбарелла 12.03.2013

тут место и большому, и малому, и, конечно, опять же тому, что невозможно увидеть, невозможно потрогать, только почувствовать и быть с ним одним. Красиво.

АЛИК 12.03.2013

Могли индусы, когда хотели.

Барбарелла 13.03.2013

В автобиографии Дали , написанной им самим, которую я прочла еще лет 20 назад, мне запомнился эпизод, что Дали ходил по улицам вприпрыжку. Я никогда в жизни не встречала мужчин, передвигающихся таким образом. Всегда присматриваюсь , может еще встречуLaughing

12.05.2013

Спасибо.

Напомнили Лето

Детство...