
Курс | Введение в теоретическую фольклористику 11 лекций фольклориста Сергея Неклюдова о принципах изучения
11 лекций фольклориста Сергея Неклюдова о принципах изучения устных текстов и традиций
Фольклор — это совокупность «текстов культуры», которые тяготеют к изложению относительно устойчивого набора смыслов относительно устойчивыми средствами. Это тексты, возникающие при каждом отдельном исполнении, поющиеся и рассказываемые, маленькие и большие, передаваемые преимущественно устным путем, связанные с обрядом и бытовыми обстоятельствами или независимые от них. Как правило, они являются скорее воспроизводимыми, чем производимыми заново, и никому специально не «принадлежат» — ни определенному автору, ни отдельному исполнителю.
Для изучения устных текстов и традиций (включая мифологические) теоретическая фольклористика выработала свои аналитические приемы, свой арсенал понятий и терминов, обозначила свои «предметные поля», свою проблематику и исследовательские перспективы. Именно о них пойдет речь в предлагаемых лекциях.
1
Фольклористика как область знания
Фольклорист Сергей Неклюдов о космополитичности фольклора, устной традиции и аспектах теоретической фольклористикиС одной стороны, национальный фольклор каждой нации – возьмем русский фольклор – он изучается, как часть культуры данного народа. На тех же правах, на которых изучаются другие, ныне во многом не актуальные области, как изучается древнерусская литература, например. С этой точки зрения, это составляет бэкграунд культурного человека. В данном случае русского, но вообще и любого другого. Часть национальной культуры. В этом смысле к фольклору очень часто апеллируют, как к предмету, подчеркивающему и выражающему национальную самобытность. Это пошло еще с эпохи романтизма, на самом деле даже раньше, но, в общем, так обстоит дело.http://postnauka.ru/video/5182
2
Коммуникативные функции фольклора
Фольклорист Сергей Неклюдов о возникновении письменности, компрессии событий и факторе пластичности устного текстаОдним из самых важных событий в истории человечества было изобретение письменности. Человеческая культура не состоялась бы, если бы не была изобретена письменность. Вопрос этот чрезвычайно важен для культурного антропогенеза. Появление письменности дало возможность сохранять фиксированный текст. Нетрудно понять, что до появления письменности, 5–6 тысяч лет назад, человеческая культура обслуживалась исключительно устными формами, формами устной коммуникации, то есть фольклором. Фольклор был тотален.http://postnauka.ru/video/16169
3
Фольклор и обряд
Фольклорист Сергей Неклюдов о соотношении слова и действия, текстах заговорной традиции и ритуальной деятельности животныхОбряды практически никогда не бывают молчаливыми. Они сопровождаются словами, которые определенным образом организованы, клишированы, устойчивы, эти слова повторяются и так далее. Часто это довольно большие партии, как, например, партия невесты в свадьбе, партия дружки невесты. Это разыгрывание определенных ритуальных ролей, при котором существуют ритуализованные диалоги. Конечно, в этих текстах присутствует большая доля импровизации, но импровизация происходит на материале, специально заданном традицией. Есть тексты, которые просто не живут вне фольклора. Например, это жнивные песни, тексты внутри сельскохозяйственных обрядов.http://postnauka.ru/video/31578
4
Мифология в культуре
Фольклорист Сергей Неклюдов о значении мифа, спонтанной и сознательной мифологии и мифах МонголииМифологическое мышление – это мышление, противоположное рационально-логическому. Это с одной стороны. С другой стороны, миф – это группа текстов, которая передаёт мифологическое содержание. Они могут быть прозаическими, поэтическими. Они могут быть очень разными. До поры до времени считалось, что мифология – это нечто, существовавшее в далёкую эпоху первобытности, архаики, и архаический этап удерживает мифологическое сознание, мифологические жанры. А потом приходит рационально-логическое знание и миф уходит. Вот это глубокая ошибка.http://postnauka.ru/video/5876
5
Мифологическая картина мира
Фольклорист Сергей Неклюдов о понятии хаоса, научной картине мира и антропогонических мифахОбстоятельства деталей, из которых исходит миф и которые являются исходными предпосылками рассказа, представляют собой мифологическую картину мира. Как легко догадаться, эта картина мира в нашем сознании противостоит научной. По этому признаку мы легко ее определяем. Но для современного человека мифологическая и научная картины миры взаимопроницаемы, и одно легко переходит в другое.http://postnauka.ru/video/31579
6
Мифология «живая» и книжная
Фольклорист Сергей Неклюдов об античной мифологии, концепции удалившегося бога и народной религиозностиМифологии «живые», с которыми связываются этнограф и фольклорист, — это мифологии неупорядоченные. Они живут по тем же законам, как и все фольклорные тексты. Они диалектны, то есть они различны в различных областях одной и той же этнической культуры. Они варьируемы. Они фрагментарны. Мифографы пытались все эти недостатки ликвидировать, выстроить каким-то образом.http://postnauka.ru/video/31580
7
Фольклор в поле и в кабинете
Фольклорист Сергей Неклюдов о включенности ученого в исследуемую культуру, проблеме описания обряда и интерпретации материалаТексты магической направленности трудно записывать. Бывают случаи, когда удается уговорить шамана покамлать под запись, но многие не согласятся это делать по очень многим причинам. Более того, запретят записывать, потому что это может не понравиться духам, помешать им. Возникает и очень много более скромных случаев — попробуйте записать похоронный плач. Надо попасть на похороны, иметь смелость включить камеру, когда людям не до тебя. С этой точки зрения знаменитый плач Федосовой под запись вызывает большие сомнения в своей аутентичности.http://postnauka.ru/video/31581
8
Эпос как фольклорный жанр
Фольклорист Сергей Неклюдов о живом эпосе, технике сказительства и образе богатыряhttp://postnauka.ru/video/12527
9
Структура волшебной сказки
Фольклорист Сергей Неклюдов об обреченном сыне фараона, волшебной сказке и сюжетных типахСуществует такой тест, один из древнейших тестов в истории мировой литературы. Это древнеегипетский папирус, возраст его больше 3ех тысяч лет. Он хорошо известен даже не только специалистам, и обычно называют его «Обреченный сын фараона» или «Обреченный царевич». На самом деле, текст не имеет никакого названия. Сохранился он неплохо в том смысле, что там есть связный сюжет, конечно, масса пропусков, лакуны, малопонятных моментов, которые приходится реконструировать, но самое главное, что этот текст оборван на самом интересном месте. Когда происходит некое событие одно в цепи приключений этого героя, а он обречен при рождении на смерть от 3ех причин: от собаки, крокодила и змеи.http://postnauka.ru/video/7065
10
Устные и книжные традиции
Фольклорист Сергей Неклюдов о зарождении письменной культуры, трансформации устной традиции и текстах в интернетеКогда появляется письменный текст, происходит революция в человеческой культуре. Потому что до этого 30–40 тысяч лет человек обслуживался исключительно фольклором и только им. Ничего другого не было. Не существовало фиксированного текста, и вот он появился. Текст, который выстроен определенным образом, и в нем ничего не меняется. Появился текст, который отделяется от живого голоса человека.http://postnauka.ru/video/31582
11
Постфольклор
Фольклорист Сергей Неклюдов о технологической революции, городской песне и интернетлореЧто действительно непонятно — то, что у нас на глазах сейчас рождается четвертая форма, которую я бы назвал «интернетлор», то есть когда интернет воспроизводит очень многие качества фольклора, причем, я бы сказал, дописьменного, архаического, где господствует пластичность форм, где любой присланный текст можно переписать, дописать, урезать, продлить и так далее. По сравнению с письменными текстами это уступка, культура возвращается примерно на то же самое место. Это в большом количестве случаев, как явление, — утрата авторства.http://postnauka.ru/video/9435
Сергей Неклюдов
доктор филологических наук, профессор, научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, заведующий лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГСВсе материалы автора
![]()
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: