Выпуск 744
Ричард Вурмбрандт
Христос на еврейской улице
Продолжение
СВИДЕТЕЛЬ В НАШЕЙ СЕМЬЕ
Моя жена происходит из семьи ортодоксальных евреев. После принятия
христианства она не могла спать ночами, мучаясь мыслью о своих
родителях, благочестивых евреях. Мы поехали в Черновцы, чтобы
поговорить с ними, и прибыли туда в пятницу, в начале еврейского
шабата. Стол был накрыт по-субботнему, свечи зажжены. Три ее младшие
сестры и мой маленький восьмилетний шурин смотрели на нас с почтением.
Радость родителей была безгранична: ведь их старшая дочь явилась к ним
со своим любимым мужем! Мой тесть встал и прочитал Кидуш -
благословение вину. Он очень удивился, увидев, что я, которого он
считал атеистом, стал петь вместе со всеми старую молитву из Бытия
(2:1-3): Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог
к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от
всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день и
освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и
созидал. Благословен будь Ты, Иегова, Царь Мира, создавший плод,
который дает вино". После этого было произнесено благословение хлебу,
и все сели за стол. После ужина, когда на столе остались лишь свечи,
бросавшие тень на стены, я заговорил: "В Писании сказано, что Бог
завершил Свою работу на седьмой день, и сказано также, что на седьмой
день он почил от трудов Своих. Что же совершил Бог в седьмой день? Как
он мог совершить что-либо, предаваясь отдыху? То, что Он совершил в
течение шести дней, не было завершено. Человеку нужно было еще одно:
покой. Бог создал его на седьмой день и таким образом наполнил мир
Своим покоем. Закон Моисея можно сравнить с первыми шестью днями
Творения. Закон содержит шестьсот тринадцать заповедей, которые не
дают нам покоя, а постоянно терзают нашу совесть. Мы то и дело
нарушаем Закон. Кто может сказать о себе, что он неуклонно исполняет
хотя бы две заповеди: возлюби Господа Бога своего всем сердцем и душой
и со всей силой, на какую ты способен, и -возлюби ближнего своего, как
самого себя? Закон соблюсти невозможно. Он - лишь зеркало, которое
позволяет нам увидеть собственную греховность и понять, что невозможно
жить без Бога, Чьи законы справедливы и святы, но стали грузом,
который мы, грешные, нести уже не в силах. В старые времена для того,
чтобы получить спасение, евреи должны были соблюдать Закон; однако все
великие люди в Библии рассказывают, как часто они сами его преступали
- и получали отпущение грехов, принеся в Храме искупительную жертву.
Не было прощения грехов без пролития крови. Грех перекладывался
наложением рук на невинное животное, символизировавшее жертву, которую
совершит будущий Мессия, отдав Свою жизнь за грехи человека. Убиением
животного евреи успокаивали свою совесть; животное приносилось в
жертву за их вину - преступление Закона. Но сейчас у нас нет ни Храма,
ни жертзоприношений. Как же тогда мы можем спастись? Мой тесть
отвечал: "Раввины учат, что если мы будем ежедневно читать главу из
Закона Моисеева, в которой рассказывается о жертвоприношении, то Бог
зачтет нам это, как если бы мы совершили это жертвоприношение сами".
На что я сказал: "Это я знаю. Однажды один христианин пришел в лавку
очень правоверного еврея и стал говорить с ним о том, что мы с вами
только что обсуждали; он спрашивал о жертвоприношении и получил тот же
ответ, какой мне дали вы. Христианин не стал спорить. Он сказал:
"Пусть каждый придерживается своих убеждений. Я ведь пришел сюда не
спорить о религиозных вопросах, а за покупками". Он попросил три
рубашки, шесть пар носков, дюжину носовых платков и многое другое.
Потом он попросил лавочника выписать ему счет с указанием всех
приобретенных им вещей. Лавочник, довольный такой большой закупкой,
выписал счет и завернул купленные товары. Христианин прочел счет
вслух, взял сверток и вышел из лавки. Лавочник окликнул его: "Вы
забыли заплатить!" Покупатель ответил: "Но разве я не зачитал вам
счет?" "Да, но вы его не оплатили". На что покупатель возразил: "А
разве прочесть что-либо - не то же самое, что сделать это? Прочитав
счет, я его оплатил". Из всего этого вытекает, что лавочник не
удовлетворился практическим применением в жизни той теории, которой он
придерживался в вопросах религии. Жертву надо принести, прочесть о ней
- недостаточно! Я говорил со своим тестем о мессианских пророчествах,
нашедших свое воплощение в Иисусе. Но факты убедительнее, чем стихи из
Библии. Евреи - Богом избранный народ - должны принести Божий свет в
мир. Миллионы людей, в древние времена поклонявшиеся Зевсу, Юпитеру,
Вотану и другим идолам, сегодня поклоняются истинному Богу и считают
книги, написанные нашими великими пророками, святыми. Кто поднял
народы мира из бездны многобожия и привел их к Единому, справедливому
и доброму Богу, Который требует, чтобы человек жил по совести? Иисус
Христос! Через Него осуществилось миссионерское призвание, возложенное
на наш народ. Своими страданиями, смертью и воскресением на третий
день, Своей жизнью и смертью слуги Божьего, Своей жизнью мученика -
Он, Иисус, заставил, как это предсказал Исайя, человечество отдать
свои сердца нашему Богу и явил тем, кто верил в умирающего и
воскресающего Спасителя, - будь то Адонис, Дионис или Геракл -
претворение в жизнь этих древних мифов. Иисус - Царь Иудейский. Я
рассказал детям еще много разных историй, и они слушали меня с
глубочайшим вниманием. Мой тесть задумался. Моя теща в тот же вечер
преклонила колена в совместной молитве с нами. Дети стали регулярно
посещать христианские собрания и вскоре приняли христианство. Старик
стеснялся ходить на собрания, но всякий раз, как приближалось время
идти туда, начинал кричать голосом, который как эхо разносился по
всему дому: "Скорей! Скорей! Все приходят вовремя, одни только мои
дочери все время опаздывают!" Мой маленький шурин, получавший
религиозное образование у выдающегося раввина, сопротивлялся упорнее
всех. Я часто удивлялся независимости мысли и действий еврейских
детей, пока они еще малы. Они - как живые подтверждения высказывания
Блэза Паскаля: "Человек рождается оригиналом, а умирает копией".
ОБРАЩЕНИЕ АНТИСЕМИТОВ
Конгрегация евреев-христиан оказалась тем местом, где в годы
нацистского режима нашли Христа многие бывшие антисемиты. Один из них,
направляясь однажды на молитвенное собрание в нашу церковь,
присоединился к людям, глумившимся над евреями. Человек, пригласивший
его к нам, не сказал, что проповедовать будет еврей. Но услышав
проповедь, он тут же обратился к Христу. И с тех пор не ударил ни
одного еврея. Однажды, когда сестра-румынка привела на наше собрание
еще одного антисемита, я читал проповедь, основанную на словах Христа:
"Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" (От Матфея, 15:24).
Целью этой проповеди было призвать евреев к обращению в христианство.
Поэтому я обильно цитировал Библейские тексты, доказывающие, что
Евангелие прежде всего обращено к евреям: "На путь к язычникам не
ходите и в город Самаритянский не входите; а идите наипаче к погибшим
овцам дома Израилева" (От Матфея, 10:5-6). "И проповедану быть во имя
Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима"
(От Луки, 24:47). "Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому
что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, вопервых Иудею,
потом и Еллину" (К Римлянам, 1:16). Когда собрание закончилось, сестра
сурово упрекнула меня: Ты же прекрасно знаешь, что мы часто приводим
на наши собрания неевреев, которые обычно нас ненавидят. Зачем же ты
читаешь такие проповеди? Румыны могут оскорбиться твоими слишком
проеврейскими чувствами". Как он потом рассказывал нам, наш друг
антисемит по пути домой с нашего собрания спорил сам с собой: "Слыхал,
что сказано в Библии? Сначала евреи, а потом другие народы. Но где же
тогда место ненавистнику евреев? Нигде!" Он перестал быть антисемитом,
перестал совершать многие другие грехи и в конце концов обратился. И
стал ревностным ловцом душ, истинным другом евреев и евреев-христиан.
Евреи часто бывали обижены тем, с какой теплотой и любовью мы
относились к ненавистникам еврейства; это их возмущало, и они часто
покидали наши собрания, когда мы начинали открыто молиться за
антисемитски настроенных представителей власти. Они возмущались и тем,
что мы поддерживаем добрые отношения с антисемитски настроенными
священниками и мирянами. Папа Григорий Седьмой однажды сказал: "Как
духовность можно увидеть лишь в земном ее проявлении, как душа не
может быть без тела, так и религия не может существовать без Церкви.
Но если у Церкви есть тело, то есть у нее и грехи, и слабости".
Антисемитизм и есть одна из многих слабостей, которыми страдает тело
Церкви, но это явление не существует само по себе: его диаметральной
противоположностью является еврейский шовинизм и презрение евреев к
христианам вообще и к евреям-христианам в частности. Q1 Мы должны
терпимо относиться к слабостям слабых и стараться исправить их своей
любовью. Иногда нам это удается. Мы верим, что любовь может
восторжествовать над ненавистью. Конфуций писал: "Я видел человека,
пытавшегося потушить пожар чашкой воды. Это ему не удалось, и он
сделал вывод, что водой огонь не потушишь. Глупец! Чашка воды не может
потушить пожар, но большое количество воды может!" Капля нашей любви
не может уничтожить все зло этого мира, но море любви может. В любом
случае мы считаем, что бессмысленно злиться на палку, которой тебя
бьют. Гнев надо направить на человека, который эту палку держит. Твой
враг одержим ненавистью; надо ненавидеть ненависть, а не этого
человека Нелюбовь к евреям имеет свои основания: одно из них
заключается в том, что евреи, как и все народы, не безгрешны. Но
несомненно, гораздо чаще источник этой нелюбви - в сердце самого
антисемита. Нам нужно понимание, и мы должны по мере сил бороться с
причинами зла и не позволять себе ненавидеть антисемитов. Очень часто
я сталкивался с антисемитами, которые, познакомившись с
евреями-христианами и узнав их поближе, навсегда излечивались от своей
ненависти к евреям. Многие ли из нас согласятся со старой поговоркой,
гласящей, что враг - это сокровище, ниспосланное нам небом? Мы должны
лелеять наших врагов, потому что этим мы открываем себе путь к
духовному самоусовершенствованию. Если бы не было антисемитизма,
государство Израиль никогда не возникло бы. Теодор Герцль,
основоположник сионизма, прекрасно понимал это. Если бы не было
антисемитизма, евреи-христиане никогда не смогли бы проявить такие
добродетели, как терпение и любовь к врагу своему. Наши враги - это
наши благодетели. На самом деле они враги только самим себе, так как
прокладывают себе путь в ад. Мы, как и все другие евреи, скорбим о
наших убитых и замученных фашистами братьях, но в нашей скорби есть
утешение: это надежда на воскресение и надежда на то, что в Царстве
Божием им воздастся за все то, что они претерпели здесь, в своей
земной жизни.
МУЧЕНИКИ ХРИСТОВЫ, КОТОРЫХ ДАЛ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД
***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 744
на тему [Dailyreading] книга,
опубликованое в день 2006-09-04 и в час 06:26:57,
разошлось для 17
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения