Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ежедневные духовные чтения

[Dailyreading] книга

Выпуск 742

Ричард Вурмбрандт
Христос на еврейской улице
Продолжение

СВЯТОЙ МОЙШЕ

Пусть другие превозносят великих умников, я хочу вознести хвалу
глупцу, которого Господь избрал, чтобы посрамить мудрых. Наш брат
Мойше носил гробы на похоронах - такова была его работа. Он страдал
легкой формой безумия, не опасной для окружающих. На наших собраниях
он всегда громко и шумно плакал, когда проповедник рассказывал о
страданиях Спасителя, и восторженно хохотал, когда говорилось о Его
торжестве. Другие верующие конгрегации считали, что Мойше им очень
мешает. Один из них даже пообещал ему - Мойше был очень беден, - что
если он будет вести себя тихо во время службы, то сможет каждое
воскресенье приходить к нему на обед, где подавались жаркое, пироги,
фрукты. Всю следующую субботу Мойше продержался: его почти не было
слышно; но когда через неделю проповедник заговорил о Воскресении, он
вскочил и закричал, прерывая проповедь: "Не видать мне жаркого, но -
Аллилуйя!" В 1939 году какой-то антисемит выстрелил в Главного раввина
Нимеровера. Он не был даже ранен, так как пуля прошла через пальто, но
заболел от пережитого испуга и слег в постель. Толпы евреев ходили к
нему с поздравлениями по поводу счастливого избавления от смерти.
Среди них был и Мойше. Он сказал раввину: "Вот видите, Ваше
Преосвященство, Господь не хочет, чтобы грешники умирали в грехе. Он
хочет, чтобы они обратились в истинную веру и спаслись". Как-то, придя
к нам на обед, он сказал моей жене, когда мы все усаживались за стол:
"Сестра, пожалуйста, заберите у меня нож. Я знаю, что я
душевнобольной, и я дал обет Богу никогда даже не касаться ножа, чтобы
в минуту безумия не причинить кому-нибудь вреда. В конце концов
обходились же Адам и Ева без ножа!" Я подумал тогда, что многие умные
люди могли бы взять пример с этого сумасшедшего. В январе 1940 года в
Бухаресте вспыхнуло восстание фашистской организации, называвшейся
Легионом Архангела Михаила. Было убито очень много евреев; с некоторых
из них сдирали кожу, а трупы подвешивали на крючьях с бойни - под
надписью: "Кошерное мясо". Мойше сидел в дешевой чайной, когда туда
ворвалась банда фашистов. Их главарь закричал: "Все евреи вон
отсюда!" Евреи вышли, и на улице их начали распихивать по грузовикам,
чтобы отвезти в лес и там расстрелять. Мойше, у которого была типично
еврейская внешность, продолжал сидеть и спокойно пить чай. Главарь
зеленорубашечников крикнул ему: "Эй, грязный еврей, ты что, не слышал?
Я же сказал: вон отсюда!" Мойше спокойно ответил: "Дорогой брат,
грязные евреи - это те, кто делают то же, что сделал Иуда: продают
Иисуса. Я же израильтянин, любящий Спасителя" "Заткнись и выметайся!".
Мойше вышел. На улице раздался новый приказ: "В грузовик, грязный
еврей!" Мойше повторил свои слова: "Грязные евреи - те, кто делают,
как Иуда, и продают Иисуса. Я же израильтянин и люблю Его". Тогда один
из главарей банды распорядился: "Оставьте его! Вы что, не видите, он
же проповедник!" И Мойше отпустили. Но вместо того, чтобы тут же уйти,
Мойше успел сказать тому человеку: "Я вижу, что вы человек добрый и
милосердный. Господь воздаст вам за это. Но не останавливайтесь на
половине пути: отпустите и всех остальных из грузовика". Сумасшедшие
иногда обладают невероятной силой внушения. Я думаю, что у Мойше была
такая сила, хотя у него она объяснялась не сумасшествием. Во всяком
случае, произошло невероятное: зеленорубашечники приказали евреям
сойти с грузовика и отпустили их по домам. И вот тут-то Мойше вдруг
здорово испугался. Он кинулся домой и не выходил из своего укрытия ,
пока не кончились погромы. Спасенные им евреи рассказывали эту историю
всем и каждому, и, поскольку он исчез, все решили, что его больше нет
в живых, и стали называть его Святым Мойше. Погиб он трагически,
заболев желтухой в концентрационном лагере.

БЕРТА

Христианские миссии нередко обвиняют в том, что, помогая бедным евреям материально,
они тем самым покупают их души.
Вопрос этот сложный.
Многие евреи жили тогда в нищете, и наша работа была направлена на то, чтобы
помогать именно нуждающимся. Как было обойтись без оказания материальной помощи?
Как можно было не помочь евреям, бежавшим из гитлеровской Германии? В Писании
говорится, что Иисус сострадал всякому. Его истинным последователям тоже свойственно
такое сострадание. Иисус сострадал людям просто потому, что они были голодны,
а не только потому, что их не ждало спасение. Он заботился о том, чтобы накормить
их. Если мы помогаем человеку и в то же время проповедуем ему Евангелие, естественно,
в глазах стороннего наблюдателя, как впрочем и в глазах приемлющего эту помощь,
одно будет ассоциироваться с другим. С этой же трудностью приходилось сталкиваться
и Иисусу. Он проповедовал новое учение, но в то же самое время Он давал хлеб
бедным и голодным. В результате многие приходили к Нему только для того, чтобы
получить хлебы и рыбу.
Существует очень древняя еврейская легенда об Аврааме. Однажды он пригласил к
себе в шатер нищего. Он хотел оказать ему гостеприимство и приготовил для него
еду. Но когда он начал читать молитву, нищий стал проклинать Бога, говоря, что
не может слышать даже имени Его. Благочестивый Авраам вытолкал нищего вон, не
в силах вынести, чтобы в его собственном доме проклинали его Небесного Друга.
Но Бог явился ему и сказал "Этот человек проклинает и поносит Меня уже пятьдесят
лет, и все же я каждый день даю ему пищу. Неужели ты не мог оказать ему гостеприимство
всего один раз? Мог бы выгнать его хотя бы после того, как он поел".
Если наш долг - накормить того, кто проклинает Бога, то тем более наш долг -
накормить тех, кто, хотя бы и
притворно, верует в Него! Я уж не говорю о том, что очень трудно отличить, притворяется
человек или действительно верует
В известной притче Иисуса блудный сын возвращается к отцу по соображениям чисто
материальным, и тем не менее его принимают с любовью.
Истина слаба, она никогда не восторжетсвует, если не сумеет предложить какие-либо
материальные блага или не будет облачена в красивые одежды, или, наконец, не
будет взывать к чувствам.
Старый Симеон сказал об Иисусе: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих
в Израиле1" (От Луки, 2 34) - иными словами, Иисус пришел не только поднять,
но и заставить пасть.
Некоторые евреи, которым была оказана христианская благотворительность в виде
материальной помощи, именно благодаря этому поднялись затем до неожиданных высот.
Среди них была и Берта.
О Берте можно было бы сказать словами Дизраэли, произнесенными им в ответ на
упрек в том, что он женился ради денег: "Да, когда я женился, я так мало знал
свою жену, что без денег никогда бы не взял ее. Но теперь, когда я ее знаю, я
с радостью женился бы на ней, даже если у нее не было бы ни гроша".
Другие евреи, напротив, падали несказанно низко: материальная помощь развращала
их души настолько, что они уже никогда не могли подняться.
Один скульптор был так потрясен рассказами о первых христианских мучениках, что
решил создать произведение, которое увековечило бы христиан, брошенных на съедение
диким зверям. Он сделал фигуры молодого человека с крестом в руке и молодой женщины,
а потом принялся за фигуру льва, приготовившегося к прыжку. Между тем он пригласил
к себе в студию друзей, чтобы показать им свою работу. Лев был еще не начат и
представлял собой глыбу глины.
Один из друзей сказал: Ты человек бедный, такую работу тебе будет не продать.
Художников, делающих такие скульптуры, много, но ни один еврей не купит скульптуру
с крестом. Убери крест, замени его ключом. Ключ - священный символ многих религий.
Он может напомнить о ключах Святого Петра, но это также священный символ спиритуалистов
и других оккультистов. Так тебе будет легче найти покупателя".
И скульптор заменил крест ключом.
Потом один богатый американец зашел в его студию и воскликнул: "Какое чудесное
произведение! Оно символизирует бережливость! А эта глыба глины вполне могла
бы сойти за сейф. Молодой человек с ключом учит людей быть бережливыми и не тратить
денег попусту. Я дам вам за эту работу тысячу долларов".
Таким образом скульптура, задуманая как памятник мученикам, превратилась в памятник
деньгам.
Некоторые люди сначала вдохновляются любовью к Иисусу, но потом, поскольку они
бедны и получают от нас материальную помощь, образ Господа постепенно тускнеет
в их сердцах и отходит на второй план. И на самом деле их начинает волновать
лишь вопрос, сколько они могут получить и где. И, самое главное, не получил ли
кто-нибудь больше, чем они.
Но такое случается лишь с немногими.
Берта открыто призналась, что сначала она пришла к нам, привлеченная слухами
о том, что мы помогаем бедным евреям. Но после того, как она всем сердцем уверовала
в Христа, она больше не обращалась к нам за помощью, хотя и была очень бедна.
Она была замужем за полуевреем, подданым Германии. Он не был христианином. У
них было трое сыновей. В 1943 году Германская дипломатическая миссия в Румынии
опубликовала постановление, обязывающее всех граждан Германии вернуться на родину.
Берта осталась в Румынии, а ее муж и трое их детей, которые, согласно тогдашней
расовой теории, на три четверти были евреями, отправились в Германию. Там нашелся
доносчик, сообщивший куда следует, что мало того, что мужчина этот наполовину
еврей, так он еще и женат на еврейке, и таким образом у их детей почти чисто
еврейская кровь и лишь капля крови Зигфрида. Все четверо были арестованы Гестапо,
и над ними нависла угроза смерти. Чтобы спастись, этот человек солгал, сказав,
что его жена - румынка. Немецкая полиция предоставила ему возможность написать
домой и попросить выслать в Германию документы, подтверждающие арийское происхождение
его жены. Если бы такие документы пришли, то было бы доказано, что дети на три
четверти арийцы, и они были бы спасены.
В те дни в Румынии за деньги можно было сделать все. Родственники Берты достали
бумаги, подтверждающие ее чисто арийское происхождение - более арийское, чем
у самого Гитлера, чья родословная была весьма сомнительной.
Я находился у нее в доме, когда родственники принесли ей фальшивые документы,
которые могли спасти ее мужа и троих детей от газовых камер Аушвица, и стал свидетелем
сцены, которую не забуду до конца своих дней. Женщина разорвала фальшивые документы
в клочки и объявила: "Авраам готов был пожертвовать ради Господа одним своим
сыном, я же пожертвую тремя детьми и мужем, но не стану лгать!"
Больше вестей о муже и детях она не получала.
Майстер Экхардт писал, что тот, кто оставляет после себя что бы то ни было -
в той форме, пустой и случайной, в которой оно существует на земле,- получит
его обратно в чистой, вечной сути. Тот, кто оставляет что бы то ни было в его
низшей смертной форме, получит это от Бога, в форме истинной. Берте Господь вернет
ее семью во славе. Берта никогда не поймет, как величествен был ее поступок:
она полна смирения. Братья в вере не знают о ее жертве, потому что она никому
ни словом о ней не обмолвилась. Более того, когда ей пришлось однажды говорить
с братьями в вере об одном человеке, доставшем фальшивые документы для того,
чтобы спастись от преследований, она сказала: "Не будем судить его! Каждый поступает
так, как ему велит совесть".
Правильно ли поступила Берта или нет, но она никого не осуждает, и таким образом
стоит выше людского суда.
В связи с этим встает вопрос, всегда ли должно говорить правду.
В трудах христианских авторов начиная с четвертого века описываются жизнь и размышления
первого поколения монахов. Эти монахи жили в пустыне Фиваидской, куда они бежали
от коррупции, проникшей в Церковь вместе с признанием христианства официальной
религией. Так, мы узнаем, что однажды Отец Агафон спросил Отца Алония: "Как мне
умудриться сделать так, чтобы мой язык никогда не лгал?" Последовавший ответ
гласил: "Если ты не будешь лгать, ты совершишь много грехов". Тогда Отец Агафон
спросил снова: "Как же это возможно?" Алоний ответил: "Подумай: вот два человека
совершают убийство на твоих глазах, и один из них прячется в твоей келье. Приходит
судья, ищущий его, и спрашивает тебя: Видел ли ты, как было совершено убийство?
Если ты не солжешь, ты обречешь человека на смерть. Не лучше ли предоставить
судить его Богу, которому ведомо все?"
Лютер говорит, что ложь во спасение ближнего или в шутку - это не ложь. Лично
я считаю, что следует различать ложь и неправду. "Фауст" и "Парсифаль" не являются
ни правдой, ни ложью, это произведения искусства. Сказки, которые мы рассказываем
детям, или анекдоты, которые рассказываем взрослым, чтобы рассмешить их, тоже
нельзя назвать ложью. Они относятся к совершенно иной области, к миру фантазии
и игры. Будет ли ложью неправда, сказанная для спасения жизни, чести или имущества
невинного человека, гонимого палачом, преследующим правду и чистоту? Можно ли
назвать столь неприглядным словом поступок, продиктованный любовью?
Ложь - это неправда, сказанная с целью навредить ближнему. "Люби и делай, что
хочешь" - говорит Святой Августин. Лучше ли добро, чем правда, а неправда во
спасение жизни - лучше ли правды, несущей смерть? В нехристианских тоталитарных
государствах верующие каждый день сталкиваются с этой проблемой.
А что же сказать о принесении Исаака в жертву Авраамом? Существует такая область
святого, в которой наши практические суждения теряют всякую силу.
Нe знаю, сохранилось ли бы понятие правда в нашей столь тяжкой земной жизни,
если бы изредка то тут, то там не появлялись безымянные герои, подобные Берте,
способные пожертвовать всем, что у них есть дорогого, ради истины? Мне часто
приходилось слышать очень поверхностные проповеди, обращавшие к слушателям такой
вопрос: "Что вы потеряете, став христианами? Только свою бутылку цуйки, имя и
репутацию, больную совесть и домашний ад!" Нет, есть люди, которые ради своей
веры готовы потерять больше: состояние, здоровье, свободу и даже самое дорогое
на свете - жизнь своих близких!

СВИДЕТЕЛЬ В НАШЕЙ СЕМЬЕ


***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 742
на тему [Dailyreading] книга,
опубликованое в день 2006-09-03 и в час 07:00:18,
разошлось для 17
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

Ответить   Sat, 2 Sep 2006 22:20:26 +0400 (#586457)