Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ежедневные духовные чтения

[Dailyreading] книга

Выпуск 759

Ричард Вурмбрандт
Христос на еврейской улице
Продолжение

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ПЕРИОД ФАШИЗМА.

НАЧАЛО ГОНЕНИЙ.

Когда старый пастор Адени покинул нас, его место занял молодой человек
по имени Стивенс. Он и его жена, оба были настоящими христианами и
вели праведнейшую жизнь, стремясь нести свет людям. Вся их жизнь была
жизнью истинных христиан, каких немало в Англии, но не встретишь в
наших краях, где даже люди, исповедующие христианскую веру, позволяли
себе делать то, что на Западе сочли бы недостойным христианина. Их
чистота и искренность давали нам пищу для размышлений. Мы по сей день
благодарны им. Они уехали ненадолго отдохнуть, собираясь вскоре
вернуться. Но вернуться уже не смогли. Власть в Румынии захватила
банда фанатиков-антисемитов, чьи руки обагрились кровью множества
евреев. Они называли себя Легионерами. В это время во главе
Англиканской Миссии для Евреев стоял молодой священник по имени Роджер
Алисон, человек, запомнившийся нам своим великим смирением. Смиренный
человек силен Богом. Уничижая себя, смиренный человек сливается с
Богом в единое целое. За то время, что он был нашим пастырем, наша
община значительно выросла. Но нам все время грозила опасность. Если
мы отправлялись в город, мы не могли быть уверены, что вернемся
обратно. Легионеры охотились за евреями на улицах и арестовывали их по
разного рода сфабрикованным обвинениям. Много раз я был на волоске от
смерти. Позвольте мне рассказать только два случая. Однажды днем в
воскресенье я сидел у себя дома. В церкви в это время происходило
собрание молодежи. Вдруг запыхавшийся от бега молодой человек ворвался
ко мне в комнату с криком: "Скорее идите в церковь! Там ужас что
происходит!" Когда я вошел в церковь, особенно буйствовали там два
человека. Один из них, как я сразу понял, еврей, кричал Братья-евреи!
Нам надо бежать в Россию! Там нас ждет счастье и свобода! Мы вернемся
с победоносной Советской армией и свергнем фашистов!" Бессарабия, до
этого времени входившая в состав Румынии, была оккупирована русскими,
и очень много евреев бежало от антисемитских преследований в Россию.
Но румынское правительство в это время было фашистским, и такие
призывы в церкви могли послужить поводом для арестов и даже привести к
гибели большого числа людей. Я попытался остановить этих молодых
людей, но все было бесполезно. Они набросились на меня с криками: "Вы
предатель еврейского народа! Фашистский прихвостень!" Вызвать полицию,
чтобы прекратить этот шум, я, конечно, не мог, так как это значило бы
донести на юношей и, следовательно, обречь их на верную смерть.
Поэтому я объявил собрание оконченным и попросил всех расходиться по
домам, ни с кем по дороге не вступая в разговоры. Все присутствовавшие
вняли моему совету. В следующее воскресенье все повторилось в
точности. Я не знал, что делать, и стал думать, не лучше ли закрыть
церковь вообще. В эти дни в столице был убит легионер. Никто не знал,
кто это сделал, но евреи боялись, что обвинят их и начнутся
карательные операции. Однажды вечером, когда я сидел дома, ко мне
пришли те два молодых человека, которые шумели в церкви. "Мы хотели бы
исповедаться" - сказали они. "Я вас слушаю". Они сказали мне, что это
они убили легионера. Я невольно воскликнул: - Как вы могли такое
сделать? Вы не подумали, что у него есть мать и жена? - Он заслужил
смерть, потому что был фашистом, - отвечали они. На это я им возразил:
- Я мог бы понять вас, если бы вы пришли ко мне за советом, мучаясь
совестью за содеянное. Но если вы гордитесь совершённым вами
преступлением, я ничем не могу вам помочь. Однако теперь, когда вы
признались в том, что наделали, я повторю: "Да, вы совершили
преступление. Фашист тоже человек и как таковой заслуживает
сочувствия. Если он наш враг, мы должны ответить на его ненависть
любовью, а не убивать его. И они ушли. После того как легионеры были
свергнуты генералом Антонеску, один из этих молодых людей, тот, что
был евреем, снова пришел ко мне. - Я должен рассказать вам, как вы
избежали неминуемой смерти, - сказал он. - Я коммунист, и, когда я
распространял нелегальную литературу, меня поймала полиция легионеров.
Меня пытали и, чтобы избежать мучений, я согласился стать
агентом-провокатором легионеров. Мой напарник был их коммисаром. Он
тоже должен был выдавать себя за еврея, и мы вместе должны были ходить
по синагогам, где собирались евреи, и вести прокоммунистическую
агитацию, выступая против легионеров. Любой, кто поддался бы на эту
провокацию и поддержал меня, был бы схвачен и избит полицией. С этой
целью я пришел и к вам в церковь, а потом и домой, чтобы покаяться в
убийстве, которого на самом деле не совершал. Когда я вышел из вашего
дома, комиссар воскликнул: "Никогда не думал, что встречу еврея,
который скажет, что легионеров надо любить!" Так ответ, продиктованный
учением Иисуса о том, что следует любить своих врагов, спас меня от
верной смерти. И это случилось не единственный раз в моей жизни. Перед
нами стояла проблема легализации нашей общины при легионерах, которые
не признавали разрешений, выданных прежними властями. Но как этого
добиться? Еврею опасно было даже просто попытаться войти в какое-либо
государственное учреждение, не то что подать прошение. Наконец мы с
мистером Алисоном решили поговорить с одним священником, который стал
членом Легиона и был назначен инспектором Министерства Культов. Мы
отправились к нему на дом, но не застали его. В то время, пока мы
ждали, легионеры входили и выходили, и мы только и слышали: "Да
здравствует Легион и его Капитан!" Если бы они знали, кто мы такие,
они разорвали бы нас на части! Наконец явился и священник. Услышав мою
фамилию, которая звучит как немецкая, он стал очень любезен и
доброжелательно спросил, по какому вопросу мы пришли. Каково же было
его удивление, когда он услышал: "Я еврей, верующий в Иисуса, и
представляю конгрегацию евреев-христиан. Мы пришли с двумя просьбами.
Во-первых, мы не хотим, чтобы для нас делалось какое бы то ни было
исключение, когда начнутся преследования евреев - будь то конфискация
имущества, депортация или смерть. Я не хочу, чтобы наше
вероисповедание давало нам какое-либо преимущество. Во-вторых,
поскольку функционируют синагоги, мы тоже хотели бы иметь право
свободно исполнять обряды нашей веры". Священник, известный своим
буйным нравом, рассказывая, как однажды, во главе отряда фашистов, он
собственноручно бросился рушить топором баптистскую церковь,
захохотал, сотрясаясь всем телом. "Что это еще за евреи-христиане? -
вопросил он. - Старый митрополит Пимен однажды крестил одного еврея в
реке Бахлуй, зимой. Пришлось делать прорубь, а когда он окунул туда
еврея в третий раз (как принято в Греческой православной церкви), тот
выскользнул у него из рук, ушел под лед, да так и не всплыл.
Митрополит тогда воскликнул: "Это был единственный крещеный еврей,
умерший христианином!" Обычно евреи крестятся только для вида, а живут
не по-христиански. Я тоже не верю, что вы христиане". Я ответил: "Вы
вправе упрекать нас в этом. Надо быть очень самонадеянным, чтобы
утверждать, что ты христианин, ведь сказано: тот, кто говорит, что он
во Христе, должен и жить, как жил Иисус. Мы очень стараемся, но,
конечно, еще далеки от совершенства. Поэтому мы не обижаемся, когда
истинные христиане, действительно во всем подобные Иисусу, упрекают
нас за ошибки, которые мы совершаем в нашей жизни. Но мы просим вас
дать нам возможность попытаться стать такими и, уверяю вас, мы
сделаем, что только будет в наших силах, чтобы добиться этого!" Он еще
долго насмехался над нами и оскорблял нас, но мы принимали все это со
смирением и даже не пытались защищаться. На все его слова мы отвечали
одно: "Да, мы грешные, презренные лицемеры. Но мы веруем, и наша вера
убережет нас от греха. Мы лживы, но наша вера - вера истинная. Дайте
нам возможность доказать это!" Я вспоминаю удивительный случай, о
котором рассказано в Деяниях Святых Отцов. К Отцу Агафону приходило
очень много людей, так как о нем было известно, что он большой
праведник. Среди них нашлись такие, которые захотели рассердить его, и
они стали говорить ему: "Это ты - авва Агафон? Люди говорят, что ты
прелюбодей и гордец!" На что святой отвечал: "Это правда, так оно и
есть". Тогда они продолжали: "Ведь ты тот самый Агафон, который любит
осуждать ближнего?" И он отвечал: "Да". Тогда они добавили: "Ведь ты
еретик?" Но он ответил: "Нет, я не еретик". Тогда они спросили:
"Скажи, почему ты соглашался со всем, в чем мы тебя обвиняли, но
отказался признать, что ты еретик?" Святой Агафон ответил: "Я
согласился с вашими первыми обвинениями, потому что это только на
пользу моей душе. Но "еретик"- это отстутпник, а я не хочу быть
отступником". Услышав такой ответ, они преклонились пред его чистой
душой и ушли. Защищаться от обвинений недостойно христианина. Ни Иосиф
в Ветхом Завете, ни Дева Мария в Новом не защищались, когда их
обвиняли в том, чего они не совершали. Сохраняйте спокойствие, и
господь защитит вас! Само дальнейшее развитие событий докажет вашу
правоту. Священник продолжал изливать на нас потоки оскорблений. Мы
отвечали на его обвинения, направленные против евреев-христиан тем,
что признавали их справедливость; но мы защищали нашу веру. В
результате он вдруг сменил гнев на милость: "Я специально испытывал
вас и убедился, что вы более достойны называться христианами, чем мы.
Я буду ждать вас завтра с утра в Министерстве. Вы получите разрешение
продолжать свою работу". На следующий день он принял меня в своем
кабинете, как брата, и я получил разрешение, о котором даже и не
мечтал. Вскоре после этого нам пришлось пережить кровавые дни,
явившиеся следствием расхождений между легионерами и их другом
генералом Антонеску; в итоге за все расплачивались евреи. Многие
сомневаются в существовании Дьявола. Кровавые страницы истории
человечества являются лучшим доказательством его существования. Когда
врач констатирует слабость, повышенную температуру, кашель,
отхаркивание и шумы в легких, у него нет сомнений: эта болезнь
вызывается невидимым болезнетворным началом - палочкой Коха. Когда
горе поражает благословенный Господом мир, я не сомневаюсь, что виной
тому присутствие злого начала -Дьявола. Еврейская кровь потеряла
всякую цену. Евреев сгоняли отовсюду, где только могли их обнаружить,
отвозили в лес или на бойню и убивали. Но вот легионеры были
свергнуты, и настал их черед: теперь арестовывали и убивали их. Наша
маленькая община евреев-христиан оказалась в состоянии помогать семьям
арестованных ненавистников евреев. Члены одной такой семьи были в
таком отчаянии, что уже готовы были пойти на самоубийство. Мы пришли в
последнюю минуту , и нам удалось их спасти. Евреи часто упрекают нас
за то, что мы распространяем свою любовь и на врагов еврейского
народа. Мы можем ответить на их упреки одной историей из жизни евреев.
Когда раввин Сусия из Аниполя еще не стал известным человеком, к нему
часто приходил с дарами один деревенский еврей. И с каждым годом этот
еврей становился богаче. Однажды, когда он пришел в Аниполь, раввин
оказался в отъезде. На вопрос, где же он, ему сказали: "Он ушел в
Месерич повидать своего великого учителя". И еврей подумал: "А не
лучше ли мне навестить знаменитого учителя самому? Тогда я смогу
получить благословение от лица, более высокого, чем раввин Сусия".
Итак, он отправился в Месерич, принес дары учителю и получил его
благословение. Но начиная с этого дня удача отвернулась от него и от
его дома: его богатство стало оскудевать, дела пошли из рук вон плохо
и наконец он оказался на грани полной нищеты. В отчаянии он пошел к
раввину Сусии и все ему рассказал. Раввин сказал ему: "Наши мудрецы
говорят, что Господь вознаграждает по дарам. Пока ты не выбирал и
приносил свои дары бедному Сусии, Господь отвечал тебе тем же и
одаривал тебя богатством. Но как только ты оказал предпочтение
великому человеку и принес свои дары ему, Господь тоже стал выбирать и
одарил богатством другого, более достойного, чем ты". Добрые дела
нельзя делать выборочно. Поверженному врагу тоже должно оказывать
помощь. Но нельзя помогать врагу, находящемуся у власти, потому что в
этом случае мы становимся его сообщниками. Любовь христианская должна
распространяться на всех: будучи евреями-христианами, мы должны
научиться проявлять милосердие к страдающим и поверженным гонителям
евреев, причем мы должны проявлять милосердие к ним не на словах, а на
деле.

ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СПАСТИСЬ?


***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 759
на тему [Dailyreading] книга,
опубликованое в день 2006-09-07 и в час 05:05,
разошлось для 17
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

Ответить   Wed, 6 Sep 2006 19:15:47 +0400 (#587758)