Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ежедневные духовные чтения

[Dailyreading] книга

Выпуск 738

Ричард Вурмбрандт
Христос на еврейской улице
Продолжение

МИХАИЛ ЧОПРАГА

Однажды Альба ехала куда-то на автобусе; напротив нее сидел, судя по
внешнему виду, ортодоксальный еврей. Она загорелась желанием
поговорить с ним об Иисусе. Мы никогда не упускали такого случая: в
автобусе ли, на рынке или на улице - где бы он ни представился. Мысль
о том, что все люди могут быть подобны Иисусу, но что они этого не
знают и умирают в неведении, мысль о том, что человек - второе после
Самого Бога создание (ангелы - это духи-хранители человека) - тем не
менее живет на земле, не познав истины, повергала нас в горе. Наши
молитвенные собрания были душераздирающими, и на них было пролито
много слез. Страдания мои стали невыносимыми: когда я шел по улице,
мне казалось, что мне в сердце вонзают нож всякий раз, когда, видя
какого-нибудь прохожего, я задавал себе вопрос: "Верует ли этот
человек?" Одна из наших сестер в вере, ныне покойная, не могла
сдержать слез при одной мысли о том, что ждет на том свете людей,
которых она встречает на улице. Я молил Бога избавить меня от этой
муки, ибо с нею я не мог больше жить, и Господь услышал мою молитву.
Альба никогда не плакала. Она лишь улыбалась своей обезоруживающей
улыбкой, имевшей тот же источник, что и мое страдание. Девушка
говорила: "Если дурные женщины завлекают мужчин улыбкой, почему бы и
мне не использовать улыбку, чтобы обращать мужчин к добру?" Но как же
вступить в разговор с ортодоксальным евреем? Обычно это серьезные
здравомыслящие люди, не имеющие привычки заговаривать с незнакомыми
женщинами. В Pirkeй Abot - "Поучениях родителей" из Вавилонского
Талмуда написано: "Не говори с женщиной". Раввины утверждают: "Это
относится к собственной жене, но еще более - к чужой!" Вот почему
мудрецы говорили: "Всякий раз, заговаривая с женщиной, мужчина
навлекает на себя несчастье". Поэтому Альба решила запеть в
переполненном автобусе! Она надеялась, что слова ее песни коснутся
сердца этого человека. К удивлению девушки, он в самом деле спросил
ее: "Что это за песня?" Она ответила на его вопрос, рассказав о
Спасителе, приявшем смерть на Кресте. Он выслушал ее со вниманием, а
потом изъявил желание узнать побольше о нашей вере. Девушка предложила
ему выйти вместе с ней из автобуса и зайти ко мне. Так случилось, что
они вместе вошли в двери моего дома. Когда еврей представился, вместо
ожидаемого еврейского, я услышал звучное румынское имя. И он рассказал
нам удивительную историю. Этот человек был талантливым художником.
Несмотря на свой явно еврейский вид, он был не евреем, а румыном,
принявшим иудаизм и, естественно, еврейскую манеру одеваться,
еврейские обычаи. Вот как это произошло. Еще в детстве он возмущался,
видя, как христианские дети бьют еврейских. Он вставал на их защиту, и
в результате его стали преследовать наравне с еврейскими детьми. Когда
началась война, он понял, что это вменяет ему в обязаннность не только
защищать родину, но и совершать преступления и святотатства, участвуя
в убиении сотен тысяч ни в чем не повинных евреев, их жен и детей. И
он, рискуя жизнью, дезертировал. Он был готов скорее умереть, чем
стать убийцей. Он любил людей, которые были жертвами этих страшных и
бессмысленных гонений, и спрашивал себя: Если бы Иисус оказался
сейчас в Румынии, на чьей стороне Он был бы: на стороне евреев или
убивающих их христиан?" Ответ на этот вопрос мог быть только один:
Конечно, на стороне жертв. Фарисеи, ненавидевшие Иисуса лютой
ненавистью, помнили Его горячую любовь к Израилю и Его слова:
"Спасение от Иудеев" (От Иоанна, 4:22). Это же явствует и из
фантастической и непривлекательной, но чрезвычайно важной истории из
Талмуда, священной книги евреев. В Gittime мы читаем об Онкелосе бар
Калиникосе, внуке римского императора Тита, разрушившего Иерусалим.
Этот молодой человек решился принять иудаизм. Но прежде чем совершить
этот шаг, он вызвал дух Тита и спросил его: "Какой народ больше всех
уважаем на том свете?" - "Израилев" - ответил Тит. "Советуешь ли ты
мне стать одним из них?" На это Тит ответил, что у евреев слишком
много правил и установлений, которые невозможно соблюсти. "Лучше было
бы, если бы ты стал преследовать их, потому что тогда бы ты
прославился. Ибо в книге Плач Иеремии сказано, что "дети его -Израиля
- пошли в плен впереди врага" (Плач Иеремии, 1:5). Когда же он спросил
Тита, в чем заключается его наказание, тот ответил, что сам навлек это
наказание на свою голову: каждый день прах его собирают, вдыхают в
него жизнь, осуждают его снова и сжигают, а пепел рассеивают над семью
морями. После этого Онкелос вызвал дух Валаама, лжепророка, и спросил
его: "Какой народ более всех уважаем на том свете?" "Израилев" -
ответил тот. "Советуешь ли ты мне стать одним из них?" И Валаам
ответил: Ты не должен искать их судьбы и богатства всю жизнь". Тогда
Онкелос спросил у него, как он наказан, и Валаам сказал, что его
обливают кипящей грязью (Так как Валаам не выполнил приказа Балака,
сына Моабитов, проклясть евреев, а научил Мидианитов, соседей
Моабитов, заслать своих дочерей в лагерь евреев, чтобы ввести тех в
грех и тем самым навлечь на них гнев Божий. Этим он и заслужил свое
наказание). Наконец Онкелос вызвал дух Иисуса (это имя упоминается
лишь в старых изданиях Талмуда, не подвергшихся цензуре Инквизиции. В
цензурированных изданиях вместо имени Иисус написано Poshe Israel, то
есть грешник Израиля) и спросил Его- "Какой народ - самый уважаемый на
том свете?" Иисус ответил: "Израилев" "Советуешь ли ты мне стать одним
из них?" Иисус сказал: Ты должен стремиться способствовать
благоденствию Израиля, не разрушать его. Погубить Израиль значит убить
свет глаз Божьих". Даже злейшие враги Иисуса подтверждают тот
неоспоримый факт, что Он любит Израиль. Чопрага любил Иисуса. По этой
причине для него естественно было принять сторону евреев против
антисемитски настроенных христиан. Только тот человек не может
придерживаться золотой середины и бросается в крайности, чья душа не
ощущает поддержки милости Божьей. Чопрага был прав, отвергнув
лжехристианство - христианство, проповедующее ненависть. Но, отвергая
его, мы в то же время должны понимать причину упадка Церкви, с которой
Иисус обещал быть до конца. В Евангелии от Матфея после описания
исцелений Иисусом многих больных и одержимых, сказано, что таким
образом Иисус "взял на Себя наши немощи и понес болезни" (От Матфея,
8:17; буквальный перевод: он принял на себя наши слабости). Когда
Христос принял образ человека, Он подверг Себя всем тяготам жизни. Он
мог проявлять Свою силу через Слово, но мог испытывать на себе и чужое
воздействие. Он очистил от грехов тысячи людей и еще тысячи других
освободил от пожиравшей их души ненависти. Но грехи и ненависть этих
людей обрушились на Него. Все слабости, которые люди несут с собой в
церковь, все грехи, совершенные христианами за две тысячи лет, стали
Его слабостями, Его бессилием. Отказ с Его стороны принять слабых
означал бы отсутствие любви, принять же их означает взять на Себя весь
позор их слабости и греховности, фактически это значит согласиться
принять на Себя все преступления христиан. В Книге Левит есть слова
"все эти мерзости" (Левит, 18.27). Слово "эти"на древнееврейском Eleh,
но в древнееврейском тексте есть и то, что не осмелился перевести ни
один переводчик, а именно: toevot ha-EI, что означает ни более ни
менее как - horribile dictu! "божьи мерзости". Самое страшное в
мерзостях, совершаемых верующим, заключается в том, что они
ассоциируются со Святым Именем и в глазах людей становятся и в самом
деле мерзостями Бога. И тогда получается, что люди судят о Боге
неверно, они судят по несправедливостям, которые совершают те, кого
считают верующими в Него. Латинская пословица гласит: Qui bene
distinguet, bene docet, что означает: "Кто хорошо ощущает различия,
тот хорошо и учит". Грехи лишь отражаются в Иисусе, они ассоциируются
с Его именем, Он несет их, но Сам Он безгрешен. Нельзя не принимать
Христа из-за преступлений, совершаемых христианами. Именно из-за этого
евреи и смогли смутить сердце нашего художника. Раввин-каббалист
завлек его в свои сети и уговорил отказаться от христианской веры и
принять Закон Моисея. Мы стараемся обратить евреев в христианство, он
же был обращен из христианства в иудаизм. Борьба оказалась нелегкой,
так как он был идеалистом, человеком с высокими моральными принципами.
Всегда трудно обратить человека, который убежден в своей порядочности.
Я разбирал с ним молитвы, читаемые в синагоге, и спрашивал его, может
ли он их принять -ведь, из-за его легковерия, его просто научили
произносить их, и он даже не сознавал, что, войдя в синагогу, он
порвал с Иисусом, Который научил его любить и быть добрым. Каждое утро
евреи говорят: "Благословен будь Ты, Иегова, Царь Мира, за то, что Ты
не сделал меня гоем (неевреем), рабом или женщиной". Я спрашивал его
"Неужели ты согласен с тем, что ты существо низшее, ниже любого еврея,
только потому, что родился румыном? Ведь это не что иное как расовый
предрассудок. В праздник еврейской Пасхи евреи встают и обращаются к
Богу с такими словами- Shfon hamotha al hagoim asher lo iediuha! -
"Излей гнев Свой на людей, которые не знают Тебя!" Неужели ты
принимаешь такую молитву? Разве Иисус не учил своих апостолов идти ко
всем народам и проповедовать им Евангелие с тем, чтобы научить их, как
избегнуть гнева Господня и начать новую жизнь в любви? Я также
указывал ему на противоречия в еврейском молитвеннике. В нем есть
молитвы, читаемые в великий праздник Дня Искупления, которые попали
туда стараниями евреев, тайно веривших в Иисуса. В них они просят Бога
принять их моления al-iad Yeshu Metatron -через Иисуса, предстоящего
Трону. Metatron в Каббале означает Мессия. В тот же день они возносят
еще одну молитву, которая до сих пор еще ни разу не приводилась в
переводе на язык страны, в которой молитвенник издан. Она начинается
словами- Az milifnei beresit. Раввины недаром оставляют эту молитву
непереведенной, так как в ней говорится: "Мессия, наш Искупитель,
оставил нас. Мы побеждены и нам не от кого ждать справедливости. Его
убили и пронзили копьем за наши грехи. Мы излечены Его ранами.
Близится время победы нового мира. Он вознесется ввысь на колеснице.
Он воссияет с Небес, и на горах Ливана Он услышит нас во второй раз".
Очевидно, что ОН - Которого пронзили за наши грехи для того, чтобы нам
было даровано прощение, - никто иной, как Иисус. Синагога поет Ему
гимны, хотя и отвергает Его; точно так же некоторые священнослужители,
призывающие к покаянию в каждой литургии, приходят в ярость, если
кто-либо осмелится хотя бы намекнуть на то, что им есть в чем
покаяться. Постепенно свет истины проник в сердце Чопраги. Он понял,
что вера Моисея не может не быть ложной, так как это религия
самоспасения, то есть религия, проповедующая спасение собственными
усилиями. Самоспасение (аутозотеризм) есть отсутствие смирения: ни
грех, ни спасение не исходят от нас. Судьбы людские предопределены
давно и издалека, а вечная жизнь - дар Божий, так же точно и грехи
идут от Сатаны и совершаются не по воле человека. В один
рождественский вечер, когда зажгли свечи, Чопрага тихим голосом
произнес: "Сегодня во мне родился Христос". Чопрага - личность
уникальная. Он чистокровный румын и в то же время еврей-христианин,
поскольку пришел в христианство из иудаизма. Потом он стал даже
председателем Совета попечителей нашей церкви. Он остался нашим верным
братом и преданным другом и женился на еврейке-христианке. Однажды я
готовился в парке к проповеди: я читал Библию, а рядом со мной сидела
молодая девушка и тоже читала книгу. Я посмотрел, что это была за
книга. Это был роман румынского писателя. Я обратился к ней: "Вашу
книгу я читал, а вот читали ли вы мою?" Так начался наш разговор,
окончившийся сначала ее обращением, а позднее - и обращением ее
матери. Я крестил мать в самый разгар воздушной атаки. Эта девушка
сейчас замужем за Чопрагой, и они счастливы. Шперген говорит, что,
когда Бог закрыл врата Рая, Он закрыл их не до конца. Он оставил
маленький уголок в нем открытым для истинно христианского брака. Их
дом и есть такой уголок Рая.

СВЯТОЙ МОЙШЕ


***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 738
на тему [Dailyreading] книга,
опубликованое в день 2006-09-02 и в час 07:10:10,
разошлось для 17
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

Ответить   Sat, 2 Sep 2006 05:26:33 +0400 (#586204)