Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ежедневные духовные чтения

[Dailyreading] книга

Выпуск 766

Ричард Вурмбрандт
Христос на еврейской улице
Продолжение

ПАСТОР МАГНЕ ЗОЛЬХЕЙМ И ЕГО ЖЕНА

Пастору Зольхейму, главе Норвежской Миссии Израиля в Галаце, власти
постоянно досаждали: они то и дело являлись к нему ночью с обыском. Он
был неутомим в своей деятельности: посещая евреев в лавках, в домах,
во временных лагерях, он не только проповедовал Евангелие, но и
утешал, и помогал, чем мог. В итоге власти закрыли его церковь. Он был
образованным миссионером, ревностным, но никогда не падавшим духом -
даже если встречал холодный прием со стороны евреев и непонимание со
стороны христиан. Его жена Сильгия, шведская учительница, была ему
верной помощницей. Как-то один армейский капитан заявил ему: "Какой
смысл проповедовать Евангелие евреям? Они же только смеются над вами".
Зольхейм ответил: "Что вы делаете, когда получаете приказ - обсуждаете
его или выполняете?" - "Выполняю" - "Вот и я тоже. Командующий
Христианской армией Иисус приказал нам проповедовать Евангелие всему
человечеству. Я выполняю его приказ. Не мне рассуждать о том, имеет ли
это смысл: Он все знает" Его беззаветная преданность делу приносила
плоды там, где меньше всего можно было этого ожидать. Его пример может
служить подтверждением слов христианского мученика Игнатия: "Сила
христианства не в убеждении, а в величии". Сквозь бренную оболочку
истинно верующего человека сияет заключённое в ней сокровище, и это
сокровище влечет к себе людей. Когда арестовали Файнштейна (в то время
мы еще не знали, что он погиб), мы пытались придумать, как его
вызволить. Наконец мы пришли к решению пойти к этим убийцам и умолять
их сжалиться над своей невинной жертвой. Мы решили обратиться прямо в
Дипломатическую Миссию Германии. В Румынии правила тогда банда
гитлеровцев, постоянно подстрекавших народ убивать евреев. И вот в
этой-то обстановке мы -христианский миссионер и еврей - отправились в
Германское Посольство просить за другого еврея. Нас принял некий Герр
Дитрих. Выслушав Зольхейма.он очень удивился и сказал: "Нужно быть
большим идеалистом, чтобы покинуть такую прекрасную страну, как
Норвегия, и приехать в Румынию для того, чтобы обращать
лавочников-евреев, которые ничем кроме денег и удовольствий, не
интересуются".Было очевидно, что он искренне восхищен просьбой
Зольхейма. И произошло чудо: гитлеровский приспешник пообещал сделать
все возможное, чтобы спасти Файнштейну жизнь Позднее мы узнали в
Ясском полицейском участке, что из Германского посольства им,
действительно, много раз звонили по поводу Файнштейна. Но было уже
поздно: Файнштейна не было в живых. Ноша, которую взваливает на свои
плечи миссионер, сам не являющийся евреем, действительно очень тяжела.
Евреи, как правило, относятся к ним с равнодушием и даже с ненавистью,
антисемиты смеются над ними; духовенство ими пренебрегает. Ко всему
этому нужно еще добавить то глубокое разочарование, которое нередко
вызывает общение с некоторыми из евреев-христиан. Были нередки случаи,
когда евреи крестились, надеясь таким образом избежать преследований;
эти люди были прекрасными актерами, но истинной верой не обладали.
Помню, как один румын из нашей конгрегации пригласил меня пойти с ним
и познакомиться с группой новообращенных евреев, которых я не знал.
Нас приняли очень хорошо, и мы целый час оживленно беседовали. Затем
все вместе преклонили колена и молились. Я был просто счастлив. Потом
румын, у которого были какие-то срочные дела, ушел, а я остался. Как
только он вышел, они начали смеяться: Той, дурак, он думает, что мы и
в самом деле стали христианами". Они были уверены, что я тоже только
притворяюсь, и не скрывали своих истинных чувств. Столкнувшись с
такими людьми, можно упасть духом, даже понимая тех, кто видит в
крещении пустую формальность и способ защитить себя от антисемитизма.
Миссионеры, работающие среди евреев, постоянно сталкиваются с людьми,
которые крестились либо из страха, либо для того, чтобы вступить в
брак с христианкой, либо наконец, для того, чтобы изгнать из
собственного сознания память о том, что они евреи. Мы всегда
стремились воспрепятствовать этой тенденции и поддерживали еврейский
характер нашей общины, не позволяя ее членам изменять свои имена. Но
немало трудностей и с искренне новобращенными евреями. В Библии
говорится, что наш народ особенный, и, действительно, в евреях есть
что-то особенное, что даже мешает им вжиться в окружающую среду. Они и
в свое отношение к церкви привносят эту свою особенность. Учение
Иисуса универсально и ценность его непреходяща. Апостол Павел говорит,
что для того, чтобы обратить в свою веру еврея, он станет евреем, а
чтобы обратить язычника, сам станет язычником. Но он только "станет"
тем или другим. По сути, он уже перешел в ту сферу чистой истины, где
нет ни еврея, ни эллина. Как математика одна для всех, так и истинная
вера существует вне национальных различий. Если и есть какая-то
разница, то только языковая и методическая. Невозможно наставлять
детей бушменов так же, как детей скандинавских народов. Только потому,
что Иисус родился евреем, некоторые евреи-христиане считают, что они
стоят ближе к Нему, чем их братья неевреи, и склонны смотреть на них
свысока. Их вера в еврея Иисуса становится своего рода формой
еврейского шовинизма, нетерпимого, как всякий шовинизм. Это часто
приводит к скрытым или явным конфликтам между миссионерами-неевреями и
такими вот обращенными евреями. Плотник не стоит ближе к Иисусу, чем
портной, только потому, что Иисус был плотником, так же как мужчина
ничуть не ближе к нему, чем женщина, потому что сам Он был мужчиной.
Так и еврей-христианин не имеет никакого превосходства над неевреем,
хотя нередко и претендует на него. Миссионерская деятельность среди
евреев не приносит большого духовного удовлетворения и быстро изнуряет
миссионеров. Но Зольхейм, поддерживаемый женой и единомышленниками,
отдал этой работе тридцать лет своей жизни. Во время войны, в Яссах,
преодолевая огромные трудности, работала скромная диаконисса из
Норвегии, Ольга Олуссен. Ее отец, рыбак, оказался в море, когда
начался шторм, и его лодку перевернуло. Много часов он боролся с
волнами - и вот тогда-то и дал обет Богу, что если спасется, то
привьет всем своим детям стремление к миссионерской деятельности, что
он и сделал. "Schwester Olga" всю свою жизнь посвятила евреям,
бескорыстно помогая больным и воспитывая осиротевших детей. После
гибели Файнштейна она работала одна с группой новообращенных девушек,
так как все мужчины из ее конгрегации были убиты. Она воспитала их в
духе истинной веры. Только один единственный раз за все время войны
мне было дано разрешение участвовать на воскресном собрании ее
конгрегации. Там собирались люди, жаждавшие услышать Слово Божие.
Зная, что в моем распоряжении всего один день, я говорил одиннадцать
часов, с восьми утра и до восьми вечера - с часовым перерывом на обед.
В течение всех этих одиннадцати часов все присутствовавшие не отрывали
от проповедника глаз и слушали с величайшим вниманием. Но раз уж я
упомянул пастора Зольхейма и сестру Ольгу, принадлежавших к Норвежской
Миссии Израиля, мне кажется уместным рассказать здесь, как эта Миссия
возникла. В течение всей первой половины девятнадцатого века
Норвежская Протестантская церковь не жалела сил, распространяя Слово
Божие среди нехристиан. Как-то раз одна дама, христианка, спросила
пастора: "Не кажется ли вам, что настало время начать проповедовать
Евангелие среди самих евреев?" Пастор ответил: "Нет, согласно Библии,
сейчас время обращать язычников. Израилю в этом отказано". Этот ответ
едва не заставил даму расплакаться, но она сдержалась и стала ждать
более благоприятного случая. Спустя несколько месяцев она снова
обратилась к пастору: "Я хотела бы получить от вас совет. У одного
моего родственника был единственный сын. Но он вел себя так плохо, что
его родителям ничего не оставалось, как выгнать его, наконец, из дому.
Чтобы иметь утешение в старости, они усыновили мальчика и дали ему все
то, что давали своему сыну, и в конце концов сделали его своим
наследником. Однако известно, что кровь людская не водица и своя
рубашка ближе к телу. Они без конца смотрели на портрет своего сына,
вспоминали его и ночами, тоскуя о нем, проливали слезы. Приемный сын
стал со временем дерзким и позволял себе грубить своим приемным
родителям: "Я не хочу, чтобы портрет этого чужака висел здесь, на
стене. Как вы смеете упоминать его имя? Я слышать не хочу, как вы о
нем горюете!" На этом месте возмущенный пастор прервал рассказ нашей
дамы: "Наглый мальчишка, он недостоин жить в их доме! Они должны
выгнать его!" И тогда дама сказала: "Разве Израиль не истинный сын
Отца Небесного? Он был изгнан из дома за то, что ослушался, и мы,
другие народы, были усыновлены вместо него. Но он остался в сердце
Господа. Небеса тоскуют по нему. Имеем ли мы, ветви дерева, право
считать себя важнее ствола и отказывать евреям в спасении? Пастор
признал свой грех и стал основателем Норвежской Миссии Израиля. И вот
уже несколько десятилетий эта Миссия не прекращает своей Богом
благословенной деятельности во множестве городов Румынии.

ТРУДНОСТИ НАШЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

Во время войны на долю евреев выпали такие тяжкие страдания, что, если бы мы
следовали лишь велениям своего сердца, мы только и делали бы, что обнимали и
утешали бы их. Но Господь даровал нам возможность хоть чем-то помочь соблюдающим
Закон Моисея евреям, которых депортировали в Транснистрию. С помощью наших братьев
румын нам иногда удавалось даже выкрасть из гетто нескольких еврейских детей
и вернуть их родителям. Но мы не могли удовлетворяться столь малым. Пророк Иеремия
жил во времена, когда Еврейское государство страдало от жестоких набегов вавилонян,
положивших начало его крушению, - и вот в такое время он обличал евреев за их
грехи! Иисус, Которого иногда называли новым Иеремией, делал то же самое во времена,
когда евреи страдали под гнетом римской власти. Обоих их современники считали
предателями своего народа.
В Писании, известном под названием Baba Metzia, Вавилонский Талмуд обвиняет пророков
в том, что они впадают в грех, обличая Израиль. В Shir Raba говорится, что Моисей,
Исайя и Илия были наказаны Богом за то, что пред лицом Господа стали порочить
Израиль. Христиане считают, что пророки были правы.
Мы оказались в положении пророков древности. Отчаяние, рабская бесправность и
жестокие страдания обратили сердца евреев в камень и вырвали из их уст вопль:
"Господи, избери другой народ! Мы устали быть твоим избранником". С другой стороны,
горстка евреев-христиан верила в истинность слов Иисуса о том, что спасение должно
прийти в мир от евреев, что перед евреями стоит большая задача, которую они обязаны
выполнить.
Евреи-христиане не могли понять, почему мы заставляем их, страдающих от фашизма,
быть соответчиками за все зло мира и, таким образом, присоединяемся к их врагам
и преследователям.
Мы рассуждали просто. Четыре тысячи лет назад евреи получили Десять Заповедей,
ставших основой нравственности. Им было дано узнать, что Бог един и что Он хочет,
чтобы все человечество являло собой братство свободных людей, для которых главное
- любовь и истина. Он также обещал им приход Мессии, который создаст такое царство
на земле. Евреи были избраны Богом, чтобы через них дать это откровение всем
народам. Бог наделил их качествами, необходимыми для выполнения этой великой
миссии.
Прошло две тысячи лет после Моисея, а мир так и не узнал этого откровения. Юлий
Цезарь писал в своей De Bello Galico, что галлы, предки современных французов,
по-прежнему пьют вино из черепов своих поверженных
врагов. Тевтоны и славяне тоже еще были в то время варварами.
В наши дни евреи составляют всего 0,33% населения мира и тем не менее занимают
ведущие позиции в области экономики, политики, науки и культуры в очень многих
странах. Занимаемое ими положение в этих сферах деятельности не соответствует
их числу.
Это накладывает на евреев большую ответственность.
Если учитель не справляется со своими обязанностями, и его ученики бесчинствуют,
доходя до того, что оскорбляют самого учителя, то кто повинен в этом: ученики
или учитель? Бесчисленное количество раз наблюдал я, как раскрывались сердца
румын и немцев, внимавших евреям, говорившим о Божественной любви. Часто они
этим совершенно обезоруживали даже антисемитов. Когда еврей берет на себя святое
дело, порученное ему Богом, - задачу быть светочем и нести свет другим народам
- он обычно добивается удивительных результатов.
Но евреи не признают своего предназначения: напротив, я знаю и видел, как часто
бывает, что евреи гасят в других христианскую веру. Когда человек, потерявший
веру в Христа и в Его Учение, бьет еврея, мы испытываем жалость к пострадавшему,
но не можем простить ему его собственную вину.
Нам удалось обратить в веру одного шофера по профессии и фашиста и антисемита
по убеждению. Преисполненный радости от сознания того, какое сокровище нашел
он в Иисусе, он пошел к крупному промышленнику, еврею Гольденбергу, у которого
работал, и поделился с ним своими переживаниями. Он стал рассказывать тому о
Спасителе и убеждать уверовать в Него. Гольденберг высмеял шофера: Ты просто
глуп, Августин! Все это чистая ерунда. В жизни главное - жить, иметь деньги,
пить и любить женщин, потому что на том свете ничего этого не будет".
Гольденберг был практичный человек, преуспевший в жизни. Августин же - простой
деревенский парень. В результате слова Гольденберга задавили нежный росток веры
в душе Августина. Таких гольденбергов много. Они выступают со статьями в газетах
и журналах, пишут книги, читают лекции Они оказывают большое влияние на политическую
и экономическую жизнь многих стран.
Так стоит ли удивляться, если люди, подобные Августину, вдохновленные примером
Гольденберга, вернутся потом в свой кабачок и начнут думать, как им разбогатеть?
А как им разбогатеть? - Только если ограбить того же Гольденберга.
А когда сам Гольденберг оказался в положении пострадавшего, он, как и всякий
человек в большом горе, не был расположен выслушивать упреки. И все же мы были
вынуждены объяснить ему его вину.
Тот факт, что среди пострадавших от антисемитизма и находившихся в большом горе
нашлись люди, уверовавшие в Христа, можно объяснить только чудом. Жалкие, униженные,
доведенные до нищеты и убожества, эти люди тем не менее открыли для себя великое
предназначение евреев. Они признали Иисуса царем иудеев, царем людей, чье назначение
в жизни - нести Свет Божий всему миру. Эти евреи сожалели о годах, потраченных
впустую, когда они не следовали своему призванию, и теперь радостно свидетельствовали
свою веру вместе со своими братьями - румынами, венграми и немцами, которые вместе
с ними стали олицетворением духовного Израиля.
Евреи - не единственный избранный народ. Господь многим народам дал особое призвание.
Индийцы дали миру высочайшую метафизику, влияние которой ощутимо даже в Библии.
Римляне дали миру понятие законности -даже сегодня выдающиеся умы в вопросах
права, такие как Ломброзо, Энрико Ферри и Пенди - итальянцы; во всех странах
мира, где существует законность, главным является Римское право, и там, где оно
не признается, царит несправедливость. Грекам было предначертано дать миру философию;
многие даже считают, что после великих философов Древней Греции новых идей в
области философии не появилось, и с тех пор философы только развивают идеи древних
греков. Немцы и итальянцы дали миру великую музыку; немцы и англосаксы - современную
технику. Швейцарцы были избраны Богом, чтобы явить людям пример того, как могут
мирно сосуществовать разные нации, враждующие между собой за пределами Швейцарии.
Британцы были избраны, чтобы начать миссионерскую деятельность в мировом масштабе
и дать Библию всем народам.
Долг каждого народа заключается в том, чтобы найти это свое особое предназначение.
Но евреи изменили своему призванию. Они отвергли и до сих пор отвергают своего
Мессию, Который, как доказала история, был человеком, безупречно исполнившим
предназначение, возложенное на еврейский народ: быть факелом, несущим свет миру.
Поскольку евреи не сумели исполнить возложенную на них миссию, дело, которое
должны были бы сделать они, было предоставлено другим. Как предсказал Иисус,
виноградник перешел в руки к другому народу. Представители всех наций, ставшие
последователями Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, пророков и Иисуса, и являют
собой духовный Израиль. Они приняли от нас заброшенное нами наше наследие и теперь
несут свет всему миру. Среди этого рода избранных, этого царственного священства,
этого братства любви есть и последователи учения Иисуса из числа евреев.
В тяжкие годы войны мы немногих могли обратить. Да и не удивительно, что евреи,
притесняемые, гонимые, голодные и преследуемые на каждом шагу, не могли с открытым
сердцем внимать Слову Божию, как не удивительно, что хромой не может танцевать,
а мертвый -шевелиться. Мы молча благодарили Бога, если Он сотворял чудо - и какой-нибудь
еврей, преодолевая внутренние и внешние препятствия, принимал веру.
Мы не требовали многого от новообращенных: мы не требовали, чтобы они полностью
меняли свой образ жизни и отказывались от всего, во что верили раньше. В конце
концов, в иудаизме есть ценности, которых нельзя отрицать; и мы не ждали, что
они превратятся в идеальных христиан в одно мгновение. Для того, чтобы озерные
рыбы из морских превратились в пресноводных, понадобились тысячи лет. Так и человек
не может измениться в несколько недель и даже лет. Новообращенные требовали от
нас большого терпения. Мы не
боялись, если в душе у некоторых из них зерно веры было очень мало, ведь это
была вера в Великого Спасителя, и мы знали, что Он, заронивший в их душу это
зерно, заставит его расти - вплоть до Своего прихода.
Наши новообращенные были не из числа известных иудаистов, но ведь и Иисус нашел
своих апостолов не среди высокопоставленных людей. Мария Магдалина была проституткой.
У нас тоже были такие женщины. Матфей и Захария были растратчиками и предателями
своего народа. Савл Тарсянин совершил убийство. Большинство же апостолов были
неграмотными ремесленниками.
Мы не считали, что прошлое человека, каким бы дурным оно ни было, имеет хоть
какое-нибудь значение. Бог судит о человеке по тому, каков он сегодня. Для нас
было важно лишь одно: верит ли человек в страдания и пролитую кровь Иисуса, любит
ли Его, хочет ли быть спасенным через Него и намерен ли следовать впредь Его
учению.
Иисусу пронзили не только правую руку, которую Он протягивал к добрым и чистым
людям, но и левую, которую он подавал всем павшим и отверженным.
Мне вспомнилось одно из высказываний Майстера Экхардта: "Все стараются избавиться
от того, что вызывает у них отвращение. Чем больше и отвратительнее грехи, тем
скорее и с тем большей любовью Господь прощает их, потому что они ему отвратительны".
Мы принесли утешение многим людям, на совести которых были тяжкие преступления,
и направили их на путь истинный, приводя в пример подобные рассуждения.
Обычно мы не вели с людьми долгих бесед. Мы просто объясняли им, что есть истина,
и не обсуждали ее. Мы открывали им истину, которая заложена в душе каждого из
нас (о чем мы можем и не знать), ибо душа человеческая по природе своей - христианка.
Мы обращались к совести человека, а не к его разуму. К нам приходили те, кому
предопределено было найти спасение. Было очевидно, что из всех евреев эти люди
были избраны Богом и помазаны им на радость.
Я помню день, когда было опубликовано постановление о конфискации домов, принадлежавших
евреям. В семьях, соблюдавших Закон Моисея, царила скорбь. Наши же братья в вере
пели и радовались, так как знали, что на Небесах их ждет сокровище, которого
у них никто не отнимет.

ДВА СТАРИКА

Однажды мы с женой вышли на прогулку. Не успели мы сделать и двух
шагов, как моя жена заметила на другой стороне улицы какого-то старого
человека. По виду ортодоксальный еврей, он едва шел, шаркая ногами.
Жена сказала мне: "Этому человеку недолго осталось жить. Пойди
поговори с ним о Спасителе! А я вернусь домой -прогуляться мы сможем и
позже". Я перешел на другую сторону улицы и, подойдя к старику,
спросил его: "Не скажете ли вы мне, какую часть из Закона Моисея будут
читать в синагоге в следующую субботу?" Он ответил на мой вопрос, а
затем в свою очередь спросил: "Вы верите в Иисуса?" Немного
удивившись, я ответил: "Да. Почему вы об этом спросили?" "Потому что я
понимаю, что вы искали повода заговорить со мной. Обычные молодые
евреи не останавливают людей на улице, чтобы задать такой вопрос.
Сколько вам лет?" "Около тридцати"- сказал я. "Вы молоды. Я верую в
Иисуса уже сорок лет и столько же лет нахожусь в плену у дьявола". Я
онемел, услышав такой ответ. Мы обменялись адресами, и я пообещал
навестить его. Какую удивительную историю довелось мне от него
услышать! Сорок лет тому назад этот человек, жестянщик по профессии,
прослушав проповедь в Англиканской Миссии, уверовал в Иисуса. С того
дня он изучал Библию и знал ее лучше меня, молился ежедневно. Но он
никому не сказал о своем обращении и не был крещен, так как боялся,
что в таком случае потеряет клиентов, которые в большинстве своем были
евреи. Шли годы, а он упрямо отказывался внять совету тех, кто убеждал
его открыто заявить о своей вере в Иисуса. Дьявол вознаградил его за
это так, как только он один умеет: чтобы сохранить источник
существования, наш жестянщик отказался креститься - и вот на старости
лет он впал в нищету. И теперь снова не решался признаться в своей
вере, чтобы ему не запретили просить милостыню у евреев возле
синагоги. В это время я с ним и познакомился. Много месяцев спорил я с
этим человеком, верившим, что Библия - это Священное Слово Божие, и
просил его внять написанному в Послании Римлянам: "Ибо если устами
твоими будешь исповедовать Иисуса Господом...то спасешься" (Послание к
Римлянам, 10:9). Он преклонял со мной колена , и мы молились вместе,
но у него всегда был один ответ: "Кто даст мне на пропитание, если
евреи узнают, что я верую в Иисуса?" Вокруг было много
евреев-христиан, открыто исповедовавших свою веру, и он понимал, что
мы как-то находим себе на пропитание, но Дьявол внушил ему, что если
он крестится, то умрет голодной смертью. Я не переставал убеждать его,
что ему необходимо креститься. Наконец он пришел ко мне и сказал: "Я
решился. На следующей неделе начинаются большие осенние праздники -
Новый год и Празднование Искупления. В синагогу придет очень много
богатых людей, которые обычно и близко к ней не подходят. Я насобираю
много денег, и потом смогу креститься. Я спросил его, сколько денег он
надеется собрать, и он ответил, что около пятисот лей; в самом деле,
для такого бедняка, как он, деньги были немалые. Я продолжал задавать
ему вопросы: Ты веришь, что Господь создал небо и землю?" - "Да". Ты
веришь, что Господь послал евреям в пустыне манну небесную и заставил
воду бить из скалы?" - "Да". Ты веришь, что Иисус накормил тысячи
людей несколькими хлебами и рыбами?" - "Да". Ты веришь, что Иисус
может дать тебе пятьсот лей, чтобы ты больше не откладывал исполнение
завета?" Но как Иисус может дать мне деньги? Нет, я должен отложить
крещение до окончания праздников". И тут с моих уст непроизвольно
сорвались такие слова: Господь не примет тебя после праздников. Ты
уже сорок лет торгуешься с Ним и теперь хочешь заставить Его ждать еще
из-за каких-то пятисот лей. Бог велик и не допустит, чтобы над ним
смеялись. Он примет тебя или сегодня, или никогда". Старик ушел от
меня рассерженный, так как считал, что я был с ним слишком суров.
Назавтра после Дня Искупления ко мне пришла дочь старика и попросила
немедленно придти к нему домой. Он весь день простоял у синагоги под
холодным осенним дождем и заболел двусторонним воспалением легких. Я
помчался что было сил, но опоздал: когда я пришел, он был уже при
смерти. Я побежал за врачом и умолял его привести старика в сознание
хоть на несколько секунд, чтобы он мог сказать, что хочет принять
крещение. Но тщетно. Он умер, так и не получив искупления. И в этом
была и моя вина. Тогда я еще не знал, что в таком случае умирающего
можно было крестить уже на том основании, что он был верующим.
Достаточно было того, что в свой последний час он послал за мной. Я
знал еще одного еврея, который в молодости услышал Слово Божие в
Иерусалиме и тут же уверовал. Потом он оказался в Румынии. Каждый раз,
как вставал вопрос о его крещении, он отказывался от этого на том
основании, что хочет креститься в Иордане. Прошел еще не один десяток
лет, прежде чем он смог отправиться в путешествие. На старости лет он,
наконец, решил совершить паломничество в Святую землю. Он умер на пути
туда, в Истамбуле, так и не успев исполнить свое желание. Его дочь,
тоже верующая, рассказала мне об этом со слезами на глазах, но сама
вела себя в этом отношении точно так же, как и ее отец. Она была
верующей уже тридцать лет, но так до сих пор и не крестилась. Молодые
ничему не учатся на примере стариков. Хоршани был полной
противоположностью старику, о котором я рассказывал. Всю свою жизнь он
прослужил при синагоге. Теперь ему исполнился девяносто один год, он
уже не работал и получал небольшое пособие от членов своей
конгрегации, которых навещал обычно раз в месяц. Однажды он пошел
навестить одного человека, дочь которого была ревностной христианкой.
Она дала ему Новый Завет. Радости старика не было предела. Несмотря на
свой преклонный возраст, он сохранил ясность ума. Он узнал в Иисусе
Мессию, о Котором читал в Ветхом Завете и о Котором молился всю жизнь.
Когда я пришел к нему, выяснилось, что мне нечего ему сказать: он
уверовал всем сердцем, как только прочитал эту книгу. Вскоре после
этого ему стал из ночи в ночь сниться один и тот же сон: два человека
в белом, советующие ему поторопиться, так как дни его сочтены. Однажды
в жестокую зимнюю стужу 1941 года, он с трудом добрался до моего дома.
Увидев его, я очень удивился. "Что привело вас сюда, дедушка?" - "Я
пришел креститься". Ни девушка, давшая ему Новый Завет, ни я никогда
не заговаривали с ним о крещении. Он пришел к этому решению совершенно
самостоятельно. В его возрасте не могло быть и речи о полном обряде
крещения. Тем не менее мне захотелось узнать, что происходит у него в
душе, и я спросил: "Почему вы хотите креститься?" - "Потому что так
заповедал Христос" - ответил он, не задумываясь. Чтобы проверить его,
я спросил снова: "А почему вы думаете, что вы должны исполнить
заповедь Иисуса?" Он даже возмутился: "Какие глупости вы спрашиваете!
Иисус -Сын Божий, и мы должны его слушаться!". Я продолжал спрашивать
его: "Вы сказали своим близким, что собираетесь креститься?" (Его дети
уже умерли, и о нем заботилась внучка). "Да" - ответил он. "И что
сказала ваша внучка?" - "Она сказала, что выгонит меня из дому" - Что
же вы будете делать, в вашем-то возрасте - ведь если она действительно
сделает это, о вас некому будет позаботиться". - "Пусть я буду стоять
в снегу, на улице, но я буду с Иисусом и выполню Его заповедь". Старик
прошел испытание с блеском. Я немедленно приготовил все для совершения
обряда. В то же самое время в нашем доме случайно оказалось одна
молодая еврейка-христианка, которая все еще колебалась, креститься ей
или нет. Услышав ответ Хоршани, она тоже решилась, и я окрестил их
обоих. Благодаря вмешательству соседей внучка не выгнала старика в ту
же ночь, но на следующий день ему пришлось покинуть ее дом. Но ни
одной ночи он не провел на улице. Господь, пославший евреям манну
небесную в пустыне, позаботился и о нем. Я нашел для него Библию с
крупным шрифтом, чтобы он мог продолжать читать ее. Когда бы я ни
пришел к нему, я всегда заставал его за чтением либо Библии либо
Молитвенника. Поскольку далеко ходить он был не в состоянии, он не мог
посещать наши службы и не знал мелодии псалмов. Но это его не смущало.
Он пел их, как поют в синагоге. Хоршани был ревностен в своей вере и
постоянно говорил о ней с другими. Он прожил еще два года. В конце
концов внучка забрала его назад, правда, исключительно по настоянию
соседей, да и обращалась она с ним дурно. Но ему было все равно. Он
часто рассказывал нам, что видит во сне Царствие Небесное. Однажды
вечером к нам пришла его соседка и сказала, что старик умирает. Мы с
сестрой Ольгой поспешили к нему. В углу комнаты, где лежал умирающий,
стоял кантор, приглашенный семьей, и пел Vidui - особую форму покаяния
для евреев-христиан. Последними словами Хоршани было: "Господь Бог
наш, Иисус, добр, и я иду к Господу Богу нашему, Иисусу".
Правительство Антонеску издало декрет, согласно которому всех евреев,
даже христиан, следовало хоронить на еврейских кладбищах - видимо, с
целью предотвратить дурное влияние умерших евреев на покойных
христиан. А на еврейском кладбище не полагалось совершать христианских
обрядов, чтобы не задеть религиозных чувств покойных евреев,
исповедовавших Закон Моисея. Так что в то время мы не могли похоронить
по-христиански ни Хоршани, ни кого бы то ни было другого из
евреев-христиан. На их могилах пели канторы, но их души уже были со
Спасителем, Которого канторы не знали.


***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 766
на тему [Dailyreading] книга,
опубликованое в день 2006-09-09 и в час 07:19,
разошлось для 18
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

Ответить   Fri, 8 Sep 2006 20:01:07 +0400 (#588437)