Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ежедневные духовные чтения

За 2006-09-05

[Dailyreading] книга

Выпуск 753

Ричард Вурмбрандт
Христос на еврейской улице
Продолжение

МУЧЕНИКИ ХРИСТОВЫ, КОТОРЫХ ДАЛ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД

Я уже рассказывал здесь о Файнштейне, который смертью
засвидетельствовал свою веру. Я убежден, что и уйдя в лучший мир, он
по-прежнему думает обо мне и начатом им здесь деле. Чем еще можно
объяснить такое удивительное совпадение, что оба раза перед моим
арестом и длительным заключением я проповедовал именно в Яссах, с той
самой кафедры, с которой когда-то читал свои проповеди он, и даже жил
в том доме, в котором еще витал его дух, вселяя в меня силу и
уверенность? Я должен также упомянуть и других евреев, пожертвовавших
жизнью во имя любви к Иисусу. Это, во-первых, Владимир Давидман, сын
раввина из Бэлыд. Ему предстояло продолжить дело своего отца и стать
учителем в Израиле Но он пошел другой дорогой. Как и большинство
евреев-христиан, он относился индифферентно к разногласиям между
различными христианскими конфессиями, возникшими в те времена, когда
евреи еще не принадлежали к Церкви, и вызывающим у них лишь желание
найти наконец путь к их разрешению И он принял православие - просто
потому, что Греческая православная церковь была в то время в Румынии
преобладающей. По складу своей души он мог бы стать и протестантом, и
баптистом, поскольку его притягивала самая суть христианства, а не
исторически обусловленные пути его развития. Он считал, что
разделяющие различные конфессии принципы служат лишь для прикрытия
гордыни, материальных и политических интересов и личного честолюбия,
которые порождают ересь. С ранних лет мальчика учили ежедневно читать
вслух длинные еврейские молитвы, провозглашающие все тринадцать
догматов веры Моисея. Один из них гласил: Я безусловно верю в
истинность каждого слова пророков". Но он заметил, что некоторые из
этих правдивых, согласно приведенному выше утверждению, слов от него
скрывают - как, например, пятьдесят третью главу Книги Исайи. Учитель
Владимира пропустил ее, но Владимир прочел эту главу и понял, что в ее
пророчествах заключена тайна. Однажды, движимый любопытством, он вошел
в греческий православный собор. Величественная служба произвела на
него глубокое впечатление, и вскоре его опять потянуло в собор. Он
много размышлял над увиденным и услышанным и понял, что между службой,
на которой он присутствовал, и тем фактом, что евреи замалчивают
некоторые места в Писании, существует определенная связь. И все это
убедило его, что обещанный Мессия существовал, и что Иисус и был этим
Мессией. Не удивительно, что вскоре по городу поползли слухи о том,
что некий юный еврей с пейсами и в лапсердаке зачастил в Греческую
православную церковь. Когда он отказался подчиниться требованию отца
отказаться от своего "заблуждения", его заперли в доме на шесть
месяцев. Как только его выпустили, юноша обратился к священникам и в
чем был отправился в монастырь в Добровице. Там его крестили. В день,
назначенный для крещения, он лежал в постели с воспалением легких. Тем
не менее он прошел обряд крещения - и вышел из купели совершенно
здоровым. Родители, потратившие много сил на его поиски, наконец
открыли его убежище. Они насильно увезли Владимира домой. В доме
собрались правоверные раввины, которые пришли к решению наказать
"изменника" смертью. Но в эту ночь в дом раввина Давидмана, его отца,
забрались воры. В последовавшей в результате этого суете Владимиру
удалось сбежать. Он направил свои стопы в молдавский монастырь Нямцул.
Однажды, когда он шел куда-то неподалеку от монастыря, его фанатически
настроенный брат напал на Владимира и ранил его. Выздоровев, он
отправился в Бухарест, надеясь, что семья не найдет его там. В
Бухаресте он поступил в школу, где ему предстояло учиться церковной
музыке, затем же он намеревался продолжать учиться в Черновцах. В 1937
году он как раз ехал в этот город на свой выпускной экзамен. В поезде
он читал молитвенник, а его попутчики обсуждали мирские дела. Заметив,
что он читает молитвенник и время от времени осеняет себя крестом, они
начали дразнить его. И тогда Владимир опустился на колени и начал,
теперь уже во весь голос, читать молитвенник - с самой первой
страницы. Насмешники замолкли. Когда он кончил читать, они извинились
перед ним и попросили его, в знак прощения, прочесть хотя бы одну
молитву еще раз. В ночь по прибытии в Черновцы он увидел во сне очень
мрачную пустыню, населенную отвратительными животными. Сам он ехал
верхом на одном из этих животных. А в другом он узнал своего дядю, и
это чудовище, кинувшись к нему, укусило его. И вдруг перед ним возник
святой в слепящем сиянии своего нимба, спускающийся по светящейся
лестнице. В нем он узнал Святого Серафима, икону с ликом которого он
видел в монастыре. В руке у святого был потир, на котором было
написано на идиш. "Огнь пожирающий". Пламя вырывалось из потира,
освещая все вокруг. Вдруг видение исчезло и перед Владимиром открылся
чудесный зелёный луг. Проснувшись, он написал письмо одному своему
знакомому в Бухарест, описав приключения пути в Черновцы и свой сон.
На следующий же день его смертельно ранил выстреливший в него в порыве
религиозного фанатизма его собственный дядя. Он прожил всего несколько
часов. Газеты подняли было шум. Но в те дни в Румынии "взятки за
молчание" были обычным явлением: власти и пресса были подкуплены, и
преступление осталось безнаказанным. Но смерть Владимира Давидмана не
была бесплодной: когда он умирал, за ним ухаживала его
семнадцатилетняя сестра. Потрясенная непоколебимостью в вере своего
умирающего смертью мученика брата, она приняла христианство и тоже
крестилась в Греческой православной церкви. С этой девушкой
приключилась история, также заслуживающая упоминания в этой книге.
Когда в 1941 году немецко-румынские войска заняли Черновцы, эта
девушка вместе с тысячами других евреев была отправлена в
Каменец-Подольск на Украине. Неожиданно прибывшие в лагерь эсесовцы
приступили к массовому уничтожению заключенных. Но убить десять тысяч
человек не так-то легко: рыть могилы и хоронить тела убитых должны
были ждавшие своей очереди быть убитыми евреи. На это требовалось
два-три дня, и Мария Давидман, как и все остальные, ждала своей
участи. Совершенно неожиданно к ней подошел немецкий офицер и без
долгих слов спросил ее Ты христианка?" Удивленная, она сказала, что
да. Тогда офицер заявил: Ты не умрешь. Иди за мной". Рискуя
собственной жизнью, он отвез ее назад в Черновцы и таким образом спас
от неминуемой смерти. Вполне вероятно, что какой-нибудь немецкий
солдат, охранявший заключенных, услышал, как она говорит о Христе
другим евреям, ждавшим смерти. А поскольку она говорила на идиш,
языке, похожем на немецкий и понятном немцам, он и понял, что она
христианка и, должно быть, тайно сообщил об этом своему командиру, про
которого знал, что он тоже христианин (мне довелось дважды встретить
офицера Гестапо, который был верным христианином), и этот человек
решился спасти ее, рискуя собственной жизнью. Из Черновцов Марию
увезли в Бухарест, где она оказалась в безопасности, так как город
находился вдалеке от театра военных действий. Я много беседовал с нею.
Она была простой христианкой, не отличавшейся никаким особым даром или
добродетелью. Большинство священнослужителей назвали бы ее существом
слабым ("немощнейшим сосудом"). Я часто удивлялся, почему Господь
совершил для нее это чудо. Может быть, ради ее брата? Апостол Павел
пишет, что в его времена, когда евреи не были не только - пусть и
слабыми - христианами, но были просто врагами Евангелия, Господь любил
их ради их праотцев, Авраама, Исаака, Иакова, живших две тысячи лет
тому назад. Разве это невозможно, чтобы и в наши дни существовали
такие люди, которых Господь любит и которым дает особое предназначение
в жизни ради их сильного в вере родственника или близкого друга? В
Евангелии мы читаем, что Иисус исцелил разбитого параличем не ради
него самого, а ради веры его друзей, принесших его, лежащего в
постели, к Спасителю. Не учит ли это и нас верить и любить за тех, кто
не может быть сильным в любви и вере? Ведь для них это будет
благословением Божиим. Файнштейн и Давидман - не единственные мученики
среди евреев-христиан. Так, в Кишиневе была еврейская христианская
община. Руководители ее - инженер Тарлев, Трахтман и Шмил Орденский -
были сосланы в Сибирь за свою религиозную деятельность, когда в 1940
году Бессарабия была захвачена русскими. В надежде, что это послужит
уроком другим, я отмечу, что эта группа евреев-христиан жестоко
враждовала с Кишиневской Баптисткой церковью, причем исходила эта
вражда из соображений сугубо личных. Страсти накалились настолько, что
враждующие стороны, при встрече на улице, кидались друг на друга с
ножами. Оказавшись в Сибири, руководители еврейской христианской
общины и пастор баптистской конгрегации из Кишинева Бушила вместе
отдали жизнь за свою веру. Почему только общие враги могут заставить
нас стать разумными и примириться? Я вспоминаю юного Фридмана,
еврея-христианина из города Яссы. Он был убит во время погрома. Евреев
погрузили в вагон для перевозки скота, набив его до отказа. Фридман
высунул голову в крошечное оконце, и человек, оказавшийся в тот момент
на платформе и увидевший его лицо, рассказывал нам позднее, что лицо
его светилось ангельской чистотой. Стоявший неподалеку немецкий офицер
выстрелил в него и смертельно ранил юношу. Во время войны евреям было
запрещено ездить по стране. И только после войны я смог приехать в
Яссы, чтобы восстановить и преобразовать христианскую общину этого
города, в которой, в результате погромов, остались одни только
женщины. В связи с этим я посетил мать Фридмана. Пытаясь утешить ее, я
стал рассказывать ей об Иисусе. Но это оказалось тщетным. Ее муж и
четверо сыновей были в один день убиты людьми, которые называли себя
христианами. Сердце женщины окаменело. Господь, водивший рукою автора
Исхода, написавшего "Моисей пересказал это сыновьям Израилевым; но они
не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ" (Исход, 6:9) и
вдохновивший Иова, воскликнувшего: "О, если бы верно взвешены были
вопли мои и вместе с ними положили на весы мое страдание! Оно верно
перетянуло бы песок морей! оттого слова мои неистовы" (Иов, 6:2-3) -
нашел бы оправдание этой женщине, чье сердце ожесточилось бесконечно.
У нее был на все один ответ "Если бы Бог существовал, он вернул бы
мне хотя бы одного из пятерых погибших, столь дорогих мне людей". Мне
ничего не оставалось, как уйти, склонив голову перед этим не выразимым
никакими словами горем. Вспоминается мне также и история Марики. Когда
правительство Каллаи объявило о депортации венгерских евреев в лагеря
смерти - Аушвиц, Треблинку и другие - исключение было сделано лишь для
евреев-христиан, рожденных крещеными родителями. Марика, изучавшая
теологию на Реформатском факультете, была как раз одной из таковых. Но
она скрыла историю своего рождения, которая дала бы ей возможность
воспользоваться этой привилегией, и добровольно явилась на сборный
пункт, откуда увозили евреев. Она хотела вместе со всеми последовать в
лагерь смерти, чтобы до последней их минуты свидетельствовать жертвам
антисемитских преследований свою веру и умереть вместе со своими
братьями по крови. Но Марика оказалась одной из немногих уцелевших
жертв Аушвица. Вместе с другими женщинами, с которыми она делила
заключение, она проезжала через Бухарест по пути в Израиль. Они
называли ее "Святой Марикой". Но в Израиле у нее наступила неизбежная
после такого героического испытания психологическая реакция. В Библии
рассказывается, что случилось с тремя юношами, прошедшими через
огненную печь. И все это понятно. Но Бог справедлив, и Он не забыл ее
жертву. Простое понимание законов психологии спасло бы ее от глубокой
депрессии. Крестьяне из-под города Четатя Алба, которых заставили
стоять рядом и смотреть, задыхаясь от собственной беспомощности и
слез, как эсесовцы расстреливают евреев из этого города, рассказывали,
как одна молодая еврейка, которую они раньше не знали, взывала к
евреям, стоявшим перед солдатами, приготовившимися к расстрелу: "Мы
искупаем грех непризнания Иисуса, истинного Мессии нашего народа.
Уверуйте в Него - и вы проснетесь радостно у Него в Раю!" Немало
евреев-христиан пострадали за свои религиозные убеждения. Пастор Милан
Хаймович провел в заключении много лет. Это случилось уже при
коммунистах, и те, кто знал его по тюрьме, в том числе и антисемиты,
отзывались о нем очень тепло и называли настоящим героем. Но когда он
вышел из тюрьмы, его с равнодушием и даже с ненавистью встретили его
собственные собратья, против которых он не дал показаний, хотя его
пытали, прижигая ноги раскаленными угольями. Те, которые сами
предпочли не страдать за Иисуса, не желали признавать его
мученичества. Но это ничуть не умаляет его страданий и его заслуг. Я,
конечно, не в состоянии упомянуть в этой книге всех, пострадавших за
свою веру. Но вот еще один случай: семнадцатилетняя Сусанна Гольдер
была арестована за то, что стала проповедовать Слово Господне группе
фашистов, которые тут же отвели ее в свою штаб-квартиру. Старший
офицер начал допрос с того, что ударил ее по лицу. Она тут же
повернулась и, подставляя ему другую щеку, сказала: "Ударьте меня еще
раз, пожалуйста!" "В чем дело?" - спросил офицер. Тогда она объяснила:
"Иисус, в которого, как вы уверяете, вы тоже веруете, повелел нам,
если нас ударят по правой щеке, подставить и левую". Офицер был
настолько поражен ответом девушки, что приказал немедленно освободить
ее. И это не единственный случай такого рода. Другая
еврейка-христианка по имени Бьянка подверглась жестоким испытаниям за
то, что распространяла Евангелие среди русских солдат. Кроме того,
было бы несправедливо забыть о наших румынских братьях и сестрах, чьи
имена, по вполне понятным причинам, сегодня нельзя назвать; они
провели в тюрьмах годы только за то, что верно и преданно помогали
Христианской Миссии для евреев. И, наконец, бесчисленное множество
юных евреев-христиан, немало претерпевших от своих родителей, не
желавших мириться с их религиозными убеждениями. Евреям-христианам
вобще приходится выносить немало страданий. Они терпят от своих
братьев по крови, которые их не понимают; они терпят от антисемитов,
называющих себя "христианами", в чьих глазах они всегда были и будут
"грязными евреями"; и они терпят от атеистов. Евреев-христиан очень
часто унижают евреи же, но это не удивительно, если принять во
внимание те чувства, которые называющие себя христианами антисемиты
будят в душах евреев. Самые крупные антисемитские организации в
Румынии назывались: Легион Архангела Михаила (несмотря на то, что в
Библии, в 12 главе Книги Даниила об этом Архангеле говорится как о
защитнике сынов народа Израилева) и Национальная Лига Защиты Христиан.
Я спросил одного из лидеров такого толка, какой смысл они вкладывают в
слово "христианин". Он ответил мне: "Быть христианином значит быть
против грязных евреев". И этот человек выступал против евреев не
только на словах, но и на деле, с палкой в руках. Поэтому не
удивительно, что на противоположном полюсе возникла мысль, что быть
евреем значит быть противником христианства. Человеческому разуму
свойственны разные губительные заблуждения, а мы - евреи-христиане -
стоим на том перекрестке, где бушуют самые бурные страсти и, таким
образом, оказываемся под ударом со всех сторон. Но разве наши
страдания ничего нам не приносят? Святой Григорий Богослов писал о
Христианской церкви четвертого века, получившей право на существование
при Константине Великом: "Мы потеряли величие и силу, которыми
обладали во времена преследований и невзгод". О том же пишет и
Иероним: "Со времени прихода Спасителя и по сей день, то есть со
времен Апостолов до настоящего времени христианская конгрегация после
своего возникновения множилась в числе, а в годы гонений христианство
достигло истинного величия и увенчалось мученическим венцом. Но с тех
пор, как христианская церковь обрела власть, она растет численно лишь
в силу традиции и своего богатства, духовное же величие ее
преуменьшается". Я убежден, что унижения, претерпеваемые
евреями-христианами, предопределены Богом. Ниспосланные им Богом
страдания готовят их к тому, чтобы не только войти в Царство Божие, но
и сыграть ведущую роль в деле его созидания. Апостол Павел пишет о
принятии евреями христианства: "...что будет принятие, как не жизнь из
мертвых?" (К Римлянам, 11:15). Если бы крест, который мы несем
сегодня, не означал приготовления к будущей славе, милосердный Господь
не заставил бы нас претерпевать столько страданий. Может быть,
христиане Запада в большинстве своем не подвергаются больше
преследованиям, потому что не представляют угрозы Дьяволу, не будучи
верны Иисусу? Евреи-христиане должны быть благодарны Богу за свои
страдания, за то, что они позволили им дать мучеников во всех концах
земли. Один еврей-христианин, известный профессор теологии по имени
Неандер, пишет: "О, как слабы, как немощны в вере, как хладнокровны
мы, тем не менее все еще называющие себя христианами! Мы должны
сгорать от стыда, вспоминая времена Игнатия и Поликарпа (христианских
мучеников второго века, отданных на съедение львам) и других
мучеников. Мы должны мечтать тысячу раз умереть за Христа! Большинство
из нас, даже самые выдающиеся богословы, не имеют ничего общего с
мучениками. Мы не любим, когда на нас смотрят косо, мы уходим от
трудностей, возникающих на пути к истине, и тем не менее мы считаемся
великими богословами, но это верно только на словах, а не на деле" Дай
Бог, чтобы христиане, как евреи, так и неевреи, прислушались к этим
упрекам и открыто осудили пороки и преступления нашего времени, не
боясь принять мученическую смерть! Мы гордимся тем, что среди евреев
есть мученики во имя Христа. Пусть их благородный пример научит и нас
нести свой крест и нести его с радостью!


***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 753
на тему [Dailyreading] книга,
опубликованое в день 2006-09-05 и в час 06:34:11,
разошлось для 17
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

   2006-09-05 06:34:11 (#587027)

[Dailyreading] хлеб жизни

Выпуск 752

Статья из книги "Хлеб наш насущный"

5 сентября
Он знает, что говорит

Текст: Римлянам 8:18-30
"Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует
ко благу" (Римлянам 8:28).

Что "все содействует ко благу", мы помним прекрасно. Но кому
оно содействует? Вся фраза звучит так: "Притом знаем, что любящим
Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим.
8:28). Знание у нас от веры - мы верим, что Бог нас никогда не
подведет. Я как-то читала о кораблекрушении. Когда единственный
оставшийся в живых матрос добрался до необитаемого острова, он
взмолился к Богу, чтобы Тот его спас. Но ничего не случилось. И тогда
матрос построил из обломков корабля себе хижину, чтобы укрываться от
непогоды. Однажды, вернувшись к хижине после поисков пропитания на
острове, он увидел, что его "дом" охватили языки пламени. В сердцах он
воскликнул: "Боже, как Ты мог со мной так поступить?" На следующее
утро его разбудили спасатели. "А откуда вы узнали, что я здесь?" -
спросил матрос. "Дым увидели", - ответили они. Иногда Божья любовь нам
кажется похожей чуть ли не на ненависть - уж слишком суровые испытания
она нам подбрасывает. Но когда эти испытания оказываются позади, мы
все-таки видим: любовь это была, любовь. Так что в следующий раз,
когда покажется, что все надежды пошли прахом, вспомните о "знании от
веры" (Рим. 8:28). Бог говорит, что любящим Его все содействует ко
благу, а Он знает, что говорит! (JEY)

Можно, конечно, ныть и ворчать,
Можно стонать, сокрушаться, кричать
Только бы лучше взять и понять:
Бог нам не может плохого желать. (Спер)

Бог может испытывать нашу веру, чтобы мы испытали Его верность.


***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 752
на тему [Dailyreading] хлеб жизни,
опубликованое в день 2006-09-05 и в час 06:34:04,
разошлось для 17
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

   2006-09-05 06:34:04 (#587026)