Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: В Ташкенте прошла полулегальная премьера видео-фильма про уничтожение Сквера


Узбекистан: В Ташкенте прошла полулегальная премьера видео-фильма про уничтожение Сквера
2009-11-30 23:46 ИА Фергана.Ру

Подпишитесь на канал «Ферганы.Ру» на популярном видео-сервере YouTube, чтобы быть в курсе наших видео-новостей.

Фильм ташкентской студии «Тупратикон`S» «Лес» был показан в минувшее воскресенье в рамках 17-го фестиваля VideoArt.Uz, который на сей раз прошел почти подпольно (место его проведения по просьбе организаторов не разглашается). Всего на этой встрече был показан двадцать один фильм ташкентских видео-артистов, но самым примечательным и актуальным из них оказалась именно эта небольшая лента, посвященная недавней тотальной вырубке деревьев в центральном ташкентском сквере Амира Тимура.

В трехминутном видеоролике «Лес», сопровождающемся одноименной песней Сергея Бабкина (российская рок-группа «Пятница»), режиссером запечатлены щемящие сердце эпизоды расправы над вековыми ташкентскими деревьями, которая продолжалась на протяжении двух ноябрьских недель. Камера оператора выхватила растерянные лица палачей-дровосеков, решительные физиономии работников городского хокимията (администрации), отдающих безапелляционные приказы. Смелому оператору даже удалось зафиксировать падение на землю столетнего дерева, которое, рухнув, подняло облако пыли, и шарахающихся от него рабочих.

Кульминацией фильма стали кадры, запечатлевшие шествие со свечами во время флэшмоба и сооружение памятника погибшим деревьям в виде горящих свечей и цветов. Очень удачно на этот видеоряд легла песня Бабкина, будто специально написанная к этому фильму: «Вырублен лес - с земли сняли кожу, ходит по голому мясу Свинарь. Вырублен лес - бритвой по роже. Стрижка под ноль и на вышке фонарь…».

Поначалу семнадцатый фестиваль VideoArt.Uz должен был состояться в октябре в «Музее кино», где он проходил регулярно, раз в два месяца, начиная с апреля 2007 года. Однако, как уже сообщала «Фергана.Ру», в конце сентября по требованию Совета Обществ дружбы и культурно-просветительских связей с зарубежными странами, в здании которого размещался «Музей кино», этот уникальный проект прекратил свое существование.

Тем не менее Олег Карпов, бывший руководитель «Музея кино» и создатель фестиваля VideoArt.Uz, удостоенного в этом году премии имени Марка Вайля «Ильхом» в номинации «За новацию в искусстве», полностью отказываться от своего проекта не собирался и решил фестиваль проводить в другом помещении.

Вскоре договоренность о проведении фестиваля была достигнута с администрацией ташкентского театра «Ильхом». 17-й фестиваль, названный «Концепции без контрацепции», был запланирован на 30 ноября, и уже были напечатаны и развешаны афиши.

Плакат фестиваля видеоарта в Ташкенте
Плакат фестиваля видеоарта в Ташкенте

Как стало известно «Фергане.Ру», незадолго до проведения фестиваля в театр «Ильхом» пришли «люди в штатском», которые настойчиво попросили ознакомить их с программой будущего фестиваля. Ильхомовцев этот визит насторожил, однако, они не стали отказывать организаторам фестиваля в его проведении в стенах театра.

Решение не проводить фестиваль в «Ильхоме» было принято самим Карповым, по словам которого «театр и так переживает не лучшие времена, и не хотелось бы, чтобы у него возникли проблемы именно из-за фестиваля, в частности, из-за фильма «Лес»». Поэтому в итоге фестиваль прошел на нейтральной территории. А поскольку фильмы ташкентских видео-артистов раз от раза становятся все более злободневными и актуальными, отныне решено этот фестиваль проводить так же: исключительно в узком кругу авторов фильмов и их друзей...

Соб. инф.

Более половины жителей Швейцарии выступили за запрет на строительство минаретов. Остальная Европа возмутилась
2009-12-01 11:17 ИА Фергана.Ру

В Швейцарии разгорается скандал, вызванный итогами прошедшего 29 ноября референдума по поводу строительства в мечетях страны минаретов. 57,47 процентов жителей Конфедерации прислушались к Народной партии Швейцарии и проголосовали за запрет на строительство минаретов. Против запрета высказались лишь четыре кантона, в том числе Женева – 59,6 процента, самый высокий показатель в стране, сообщает Tribune de Geneve (перевод на сайте ИноСМИ).

Автор кампании, призывающей запретить минареты по всей Швейцарии, Ульрих Шлюер (Ulrich Schluer) воспринимает минареты как символы усиливающейся исламизации. «Это способ шаг за шагом привнести элементы шариатского права в Швейцарии», - считает он. – «Некоторые лидеры, имамы открыто заявляют, что их цель - ввести шариатский закон в Швейцарии, потому эти символы становятся политически опасными».

Швейцарская газета Le Temps (перевод на сайте Инопресса) отмечает, что одобренное референдумом решение о запрете строительства минаретов в Швейцарии прогремело как гром среди ясного неба: швейцарцы проигнорировали призывы властей, политических, экономических и религиозных элит страны, в один голос умолявших их отвергнуть это решение во имя доводов разума. Причины такого решения - страх, домыслы и невежество. По мнению автора статьи в Le Temps, «швейцарцы проголосовали против минаретов, но не против мечетей», а это значит, что «они не против ислама, а против того, что они считают засильем ислама в жизни общества».

Такое же мнение высказала министр юстиции Швейцарии Эвелин Видмер-Шлюмпф, подчеркнувшая, что итог голосования отражает не отказ от мусульманской общины, религии или культуры, а страх населения перед иным образом жизни, опасения, что исламские фундаменталистские идеи могут привести к созданию в стране параллельного общества, передает The New York Times.

«Нейтралитет, уважение прав человека и их защита на международной арене всегда были основополагающими принципами швейцарской внешней политики, - отмечает Le Temps. - Однако оскорбление, нанесенное мусульманам, грубо нарушает эти принципы. Так гордящаяся своими мультикультурными традициями Швейцария на собственной территории в это воскресенье подвергла дискриминации религию, находящуюся в меньшинстве». Обозреватель газеты подчеркивает серьезность последствий этого решения.

Итоги референдума в Швейцарии вызвали вал критики за рубежом. Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер заявил в интервью радио RTL, что он «удивлен таким решением» и назвал его «проявлением нетерпимости», выразив надежду, что швейцарцы изменят свою точку зрения по поводу минаретов.

Карл Бильдт, министр иностранных дел председательствующей в Евросоюзе Швеции, назвал голосование как «проявление [швейцарцами] наличия довольно большого количества предрассудков и, возможно, даже страха».

Генеральный секретарь Организации Исламской конференции (ОИК) Экмеледдин Ихсаноглу назвал запрет примером усиления в Европе антиисламских настроений, разжиганием экстремистских и антииммигрантских настроений, а также ксенофобии, расизма, поддержкой ультраправых политиков, которые стоят над здравым смыслом, мудростью и общечеловеческими ценностями, передает Аль-Джазира.

Аналогичная реакция последовала и от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), определившей итоги референдума как «потенциальную опасность создания напряженности и атмосферы нетерпимости в отношении мусульман».

ООН также предупреждает, что запрет на строительство минаретов ограничивает свободу вероисповедания, тем самым Швейцария нарушает свои международные обязательства. А генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд предложил запросить постановление Европейского суда по правам человека, осуждающее Швейцарию за нарушение свободы выражения мнения, свободу религии и дискриминацию.

Мусульманские общины в Швейцарии отреагировали на референдум с осторожностью. «Мы были несколько шокированы, мы не ожидали такого результата», - признал президент Швейцарской лиги мусульман Абдель Мажри, отметив, что «это еще один шаг к исламофобии в Швейцарии и Европе в целом».

По его словам, правительство страны и большинство политических партий Швейцарии выступают против запрета минаретов. «Мы ищем, как мы можем исправить положение», - добавил Мажри.

Ватикан также выразил тревогу итогами референдума, назвав их угнетением свободы вероисповедания, которая является краеугольным камнем Конституции Швейцарской Конфедерации. Правозащитники в странах Европы заявляют, что законопроект о запрете на строительство минаретов противоречит принципам европейской толерантности и нарушает права человека.

Мусульмане составляют примерно пять процентов от 7,5-миллионного населения Швейцарии и являются третьей по величине религиозной группой после доминирующей римско-католической и протестантской общин. В стране около двухсот мечетей и четыре минарета.

Двоих студентов из Узбекистана не пустили на семинар ОБСЕ в Алма-Ату
2009-12-01 17:10 ИА Фергана.Ру

Двоим из троих студентов вузов Узбекистана не удалось приехать в Алма-Ату на студенческий семинар ОБСЕ «Современные вызовы безопасности в Центральной Азии».

Семинар организован центром Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Алма-Ате совместно с Казахстанским институтом менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП). Он продлится с 1 по 4 декабря.

Конференция в Астане

Как сообщили корреспонденту «Ферганы.Ру» организаторы семинара, узбекистанским студентам запретили выезжать в Алма-Ату руководители высших учебных заведений, в которых они учатся.

Для участия в семинаре студентам из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана пришлось выдержать конкурс, от них требовалось написать эссе на следующие темы: «Насколько важны сегодня вооруженные силы для обеспечения национальной безопасности?», «Вода - это товар или достояние?», «Являются ли права человека универсальными?».

30 ноября конкурсанты, чьи эссе были признаны организаторами семинара качественными и которые прошли интервью-собеседование на знание английского и русского языков, прибыли в южную столицу Казахстана - в Алма-Ату. Тут-то и выяснилось отсутствие двоих потенциальных участников из Узбекистана. Смогла приехать лишь студентка магистратуры Университета мировой экономики и дипломатии Гульера Юсупова. На вопрос по поводу отсутствия других студентов она ответила: «В данный момент в вузах сдают промежуточные экзамены, они существенно влияют на дальнейшую учебу. Поэтому университеты решили, что их студентам лучше не отрываться от учебы и успешно завершить семестр».

Как отметил начальник военно-политического отдела Центра ОБСЕ в Астане Эндрю Оффенбахер, в Казахстане такой семинар для студентов проводится впервые. До этого региональные представительства проводили аналогичные мероприятия в 2004-2005 годах в Кыргызстане и Узбекистане. На семинаре представители молодого поколения из центральноазиатских стран будут обсуждать вопросы повышения осведомленности об угрозах безопасности и стабильности в регионе.

«Мы считаем важным данное мероприятие потому, что студенты региона должны между собой общаться, это необходимо для обеспечения взаимопонимания. Эти молодые люди - будущие лидеры, и контакты, которые они сегодня налаживают, будут способствовать взаимопониманию и миру в регионе», - отметил Эндрю Оффенбахер, рассказывая о целях мероприятия.

Говоря об отсутствии узбекских студентов, Оффенбахер сообщил, что у ребят еще будет возможность в будущем поучаствовать в аналогичном семинаре.

Зачем Узбекистану афганская железная дорога?
2009-12-01 23:17 Фергана.Ру

В конце октября 2009 года государственная железнодорожная компания Узбекистана выиграла тендер правительства Афганистана на строительство участка железной дороги Хайратон - Мазари-Шариф протяженностью 75 километров. А в конце ноября проект стоимостью 129 миллионов долларов утвердило узбекское правительство. Строительство начнется совсем скоро и завершится в 2011 году.

Протяженность будущей ветки довольно мала – всего 75 километров. Однако эта дорога имеет очень большое значение для Афганистана. Через речной порт Хайратон на реке Амударья проходит почти половина импорта этой страны и значительный объем гуманитарных грузов, поэтому ввод в строй новой железной дороги позволит существенно увеличить грузовые перевозки.

Идея строительства такой железнодорожной линии не нова. Презентация проекта строительства 80-километровой железной дороги из Термеза через Хайратон в Мазари-Шариф, включенного в план США по восстановлению и модернизации транспортных магистралей Афганистана, прошла в августе 2004 года во время визита в Ташкент министра иностранных дел Афганистана Абдулло Абдулло.

Американцы были заинтересованы в том, чтобы связать Афганистан с развитой транспортной инфраструктурой Узбекистана – тогда еще главного стратегического союзника США в Центральной Азии. В свою очередь, Узбекистан также высказывал заинтересованность в создании трансфаганского коридора для выхода через Мазари-Шариф, Шиберган, Герат и Кандагар к международным морским портам Ирана и Пакистана. Тогда же в сотрудничестве с американскими компаниями были подготовлены технико-экономические документы проекта. Но дальше дело не пошло. Но в мае 2005 года грянули печально известные «андижанские события», на несколько лет отдалившие вчерашних стратегических партнеров друг от друга.

Мост через Амударью
Узбекско-афганская граница. Мост «Дружба» через Амударью. Фото © Blog.Freerangeinternational.com

С тех пор прошло пять лет, но Узбекистан интереса к проекту не потерял. Более того, он не терял зря время и со своей стороны хорошо подготовился. В частности, с 2001 года узбекские компании вели строительство 223-километровой железнодорожной ветки Ташгузар-Байсун-Кумкурган в обход территории Туркменистана. Трасса общей проектной стоимостью 447,1 млн. долларов связала центральные области Узбекистана через Гузарский хребет с южной Сурхандарьинской областью и вывела железнодорожные магистрали страны на Термез. Линию ввели в строй в августе 2007 года. Таким образом Узбекистан подготовил свою железнодорожную инфраструктуру для будущей интеграции с будущей первой железной дорогой Афганистана.

На мосту через Амударью
Тепловоз российского производства ТЭМ2, принадлежащий «Узбекским железным дорогам», на мосту через Амударью близ Хайратона (Афганистан). Фото 2008 года

Узбекские власти оказались крайне терпеливыми. Почти 2,5 года, с лета 2007 года по январь 2010 года, они ждали решения вопроса по строительству участка Хайратон-Мазари-Шариф. При этом у узбекской стороны уже имелись наготове строительные мощности, задействованные на линии Ташгузар-Байсун-Кумкурган. Речь идет в первую очередь о путеукладчиках и другой строительной технике, закупленной Узбекистаном в 2001 году на льготный кредит Японского банка международного сотрудничества (JBIC) в размере 156 млн. долларов.

Интерес Узбекистана активно подогревался Пакистаном. В декабре 2003 года Исламабад заявил, что готов начать строительство 170-километровой ветки от пакистанского приграничного города Чаман до афганского Кандагара - самого крупного города на юге Афганистана. Однако политическая нестабильность в Пакистане стала главным тормозом осуществления инфраструктурной идеи.

Если Узбекистан отремонтирует двадцатикилометровый участок железной дороги между Термезом и Хайратоном (а контрактом по проекту Хайратон-Мазари-Шариф это предусмотрено), то оба участка железной дороги - Термез-Мазари-Шариф и Чаман-Кандагар - станут важнейшими этапами в создании Трансафганского международного транспортного коридора. А Узбекистан превратится в крупнейшую во всем регионе перевалочную базу транзитных грузов.

«Бизнес-сторона здесь нормальная», - считает эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. – «С одной стороны, чем больше путей сообщения между двумя соседними странами, тем лучше. Отказ от строительства коммуникаций выглядел бы для Узбекистана неразумно, ведь он еще и зарабатывает на этом деньги. Что касается Афганистана, то для него - чем больше денег будет вкладываться в инфраструктуру, тем лучше. Есть надежда, что по этой дороге будет осуществляться и торговая деятельность».

Но вот то, насколько эта торговля потребует именно железной дороги, а не автомобильной, - вызывает у эксперта большой вопрос. «Если, предположим, когда-нибудь в будущем наступит стабилизация, Афганистан неизбежно будет вынужден торговать с внешним миром. Но железная дорога предполагает торговлю в больших объемах. В этом плане для Афганистана более важен Китай, и то, насколько узбекское ответвление будет потом соединено с железными дорогами Китая».

Узбекский тепловоз в Афганистане
Узбекский тепловоз в Афганистане. Фото © Trainboard.com

По мнению посла США в Ташкенте Ричарда Б.Норланда, Узбекистан должен существенно выиграть от сотрудничества с Афганистаном в экономическом плане. Железная дорога от Хайратона до Мазари Шарифа в перспективе может стать «выходом для всех стран Центральной Азии к морю, к рынкам и к портам Южной Азии», - считает он.

Согласна с американским дипломатом эксперт РИА «Новости» и «Ферганы.Ру» Санобар Шерматова. «Здесь решаются две задачи: с одной стороны, осуществление военно-технических поставок, а с другой – цели чисто коммерческие. И я думаю, эта двуединая задача будет выполнена».

На севере Афганистана, считает эксперт, есть проекты, которые могут быть решены именно с участием Ташкента. «Север Афганистана изначально был зоной влияния Узбекистана, как во времена СССР, так и после обретения независимости. Северные районы Афганистана – Шиберган, Мазари-Шариф – были буферной зоной: генерал Дустум работал, скажем так, в тандеме и под контролем узбекских властей и старался оберегать эту часть Афганистана от военных действий, не допуская туда талибов. Эти северные территории, граничащие с Узбекистаном и Таджикистаном, были самыми спокойными в Афганистане, и афганцы там жили лучше, чем на юге, где все было разрушено войной».

Ташкент понимает, что экономическая помощь северу Афганистана поможет ему сохранить стабильность у своих границ. И это, по мнению Санобар Шерматовой, для Узбекистана сегодня - задача номер один.

По словам международного обозревателя московской газеты «Время новостей» Аркадия Дубнова, Узбекистан был главной опорной базой советской интервенции в Афганистан, особенно на первом ее этапе, и кажется вполне естественным, что и для США Узбекистан тоже становится одной из таких основных опорных баз. «Договоренность между Вашингтоном, Ташкентом и Кабулом о том, что Узбекистан получает контракт на строительство фактически первой в Афганистане железной дороги, кажется естественным продолжением планов, которые строились еще в советские времена. Именно тогда предполагалось продолжить в Афганистан железную дорогу из узбекского Термеза через мост Дружбы над Амударьей».

Узбекский тепловоз в Афганистане
Узбекский тепловоз в Хайратоне. Фото © Trainboard.com

Узбекистану очень выгодно быть главным подрядчиком этого проекта со всех точек зрения: и с экономической, и с политической. «Для Ташкента это хорошая возможность и заработать, и усилить свое влияние на северные регионы Афганистана», - считает известный эксперт по Центральной Азии. «Интересно, что Узбекистан имеет контракт не только на строительство железной дороги. Ташкент претендует на участие и в строительстве автомобильной дороги от Герата до Кандагара», - делится своими данными эксперт.

«Что касается преимуществ, которые получат США, то они тоже кажутся очевидными: во-первых, дешевая узбекская рабочая сила, во-вторых, строительные материалы и инфраструктура, которые будут обеспечиваться Узбекистаном. Американцам проще построить эту железную дорогу узбекскими руками, и дорога эта будет весьма эффективна для доставки американских грузов в центр Афганистана через перевал Саланг», - говорит А.Дубнов.

С другой стороны, после того как все постсоветские государства Центральной Азии дали свое «добро» на организацию сухопутного «коридора» НАТО по своей территории, многие специалисты заговорили о том, что боевая активность талибов может перекинуться на север Афганистана, чтобы ударить по новым транспортным маршрутам. Может быть, активное включение Узбекистана в партнерство с Западом по Афганистану только нарушит безопасность региона и поставит сам Узбекистан под угрозу проникновения террористов?

Как с сожалением отмечает посол США в Узбекистане Ричард Норланд в недавнем интервью ташкентскому журналу «Экономическое обозрение», северная сеть транзита, в самом деле, может оказаться целью для террористов.

Но Штаты не намерены бросать своих партнеров в беде. Надо полагать, узбекские рабочие, занятые на строительстве 75-километровой железнодорожной ветки Хайратон – Мазари-Шариф, будут находиться по надежной защитой войск НАТО.

«В НАТО, и не только в НАТО, ситуацию воспринимают очень серьезно», - говорит посол Норланд, подчеркивая, что страны Запада, воюющие в Афганистане, «занимаются решением этой проблемы».

Таким образом, очевидно, что реализация масштабных экономических и политических амбиций Ташкента зависит, в первую очередь, от ответа на вопрос, удастся ли партнерам по антитеррористической коалиции сохранить в северном Афганистане должную стабильность.


В избранное