Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ООН озабочена фактами пыток и изнасилований в тюрьмах Узбекистана


ООН озабочена фактами пыток и изнасилований в тюрьмах Узбекистана
2010-01-23 12:54 ИА Фергана.Ру

Организация объединенных наций (ООН) намерена проверить поступающие сведения о систематических изнасилованиях и пытках в тюрьмах Узбекистана, сообщает ВВС.

Специальный представитель ООН по проблеме пыток Манфред Новак (Manfred Nowak) сообщил, что у него есть сведения о применении узбекскими правоохранительными и правоприменительными органами пыток и изнасилований. По его словам, пытки стали в тюрьмах Узбекистана обыденным явлением.

Манфред Новак добивается от правительства Узбекистана приглашения прибыть в страну для расследования данного вопроса. «Я неоднократно сообщал правительству Узбекистана, что я готов выехать туда как для расследования конкретных случаев, так и для проверки других сообщений, потому что я получаю весьма противоречивую информацию», - сказал он. При этом М.Новак сообщил, что пока не получил приглашения.

Озабоченность проблемой пыток в Узбекистане со стороны международного сообщества выросла в начале декабря минувшего года, когда узбекское правозащитное общества «Эзгулик» распространило сообщение некоего Абдусамата Соатова. Он рассказал, что его сестра, Райхон Соатова, была во время следствия изнасилована двенадцатью милиционерами - работниками следственного изолятора ОВД Мирзо-Улугбекского района Ташкента. Молодая женщина также заявила, что ее изнасиловал сам следователь ГУВД Ташкента Азиз Умарханов.

Не выдержав избиений и издевательств, она пыталась покончить с жизнью, перерезав себе вены. Позже на основании показаний следователя Умарханова, этот факт был отражен в протоколе как «следствие случайного падения». Девушка, плача, повторяла, как следователь унижал ее, говоря: «Теперь ты обесчещена и даже твои близкие отрекутся от тебя», и как в больнице врачи успокаивали ее словами «в жизни может быть всякое».

По информации правозащитного общества «Эзгулик» («Милосердие»), 17 декабря 2009 года Райхон Соатова преждевременно родила ребенка в родильном отделении центральной больницы Зангиатинского района Ташкентской области. Роды состоялись после 29 недель беременности, с помощью хирургического вмешательства. Родильное отделение больницы во время этого охраняли сотрудники милиции Главного управления исполнения наказаний МВД Узбекистана.
Председатель общества «Эзгулик» Василя Иноятова подала официальное обращение в ташкентскую городскую прокуратуру с требованием создать комиссию по проведению медицинской экспертизы с участием представителей прокуратуры и с привлечением в состав комиссии независимых медицинских работников. Однако в этот же день в женскую тюрьму № 1 явились следователи ГУВД г. Ташкента и заявили Райхон Соатовой, что если она будет распространяться о произошедшем, то в тюрьме окажутся и ее мать вместе со старшим братом. После этого они заставили написать ее расписку, в которой говорилось, что у нее ни к кому нет претензий.

Общество прав человека «Эзгулик» призывает Комитеты по судебно-правовым вопросам Парламента Узбекистана, представителя по правам человека (Омбудсмен) и администрацию Национального центра Узбекистана по правам человека внимательно изучить обстоятельства этих дел и предпринять необходимые правовые действия.

Узбекские власти, как сообщает BBC, подтвердили ООН, что они расследуют этот случай, но не дали никаких комментариев.

По словам узбекских правозащитников, пытки и издевательства со стороны полиции и следственных органов совершаются при молчаливой поддержке правительственных лиц

Узбекистан: Журналист Хайрулло Хамидов обвинен в незаконном создании религиозной организации
2010-01-25 11:55 ИА Фергана.Ру

Хайрулло Хамидов
Хайрулло Хамидов. Фото с сайта VOF.Kg
Задержанному 21 января журналисту, заместителю главного редактора спортивной газеты «Чемпион» Хайрулле Хамидову предъявлено обвинение по статье 216 (Незаконная организация общественных объединений или религиозных организаций) Уголовного кодекса Узбекистана, сообщает Голос свободы.

По информации родных Х.Хамидова, в настоящее время журналист содержится в следственном изоляторе милиции Ташкентской области. Санкции на применение меры пресечения в виде взятия под арест еще нет.

По словам адвоката и коллег журналиста, он частично признал вменяемую ему вину, сообщив, что участвовал в двух традиционных мероприятиях, проходивших в связи с рождением ребенка в Чиназском районе Ташкентской области, во время которых обсуждалась, среди прочих, и тема религиозного течения салафия. Отметим, что журналист, основавший популярную просветительскую радиопрограмму и издававший религиозную газету, часто приглашался на подобные мероприятия в качестве уважаемого гостя. Согласно узбекским традициям, приглашенный на важное семейное мероприятие человек должен проявить свое уважение присутствием на нем.

Утром 21 января в дом известного журналиста пришли сразу несколько сотрудников силовых ведомств, среди которых были и сотрудники Службы национальной безопасности. Они сообщили, что у них есть ордер на проведение обыска, который продолжался около четырех часов. Из дома журналиста были изъяты для проведения экспертизы 250 CD и DVD-дисков, на которых, по словам членов семьи Хамидова, были записи мультфильмов, художественных фильмов и копии радиопрограмм журналиста, а также несколько религиозных книг, в том числе и Коран.

На момент задержания 35-летний Хайрулло Хамидов являлся заместителем главного редактора спортивной газеты

«Чемпион». Ранее журналист был автором и ведущим религиозно-просветительской программы «Холислик сари» («По пути к просвещению») на радио «Навруз» и основателем газеты «Одамлар орасида» («Среди людей»). И радиопрограмма, и газета долго не продержались, хотя и имели большую популярность среди населения страны.

В 2007 году Хайрулло Хамидов несколько раз приглашался на профилактические беседы в управление милиции Ташкента и, вероятно, в Службу национальной безопасности. Именно тогда журналисту было настоятельно рекомендовано не проявлять себя выступлениями на религиозные темы. После этого журналист занялся своей второй любимой работой: он известен среди населения и как футбольный комментатор. Газета «Чемпион» выпускала, в основном, материалы о футболе, хотя временами на ее страницах появлялись и статьи о других видах спорта.

По некоторым сведениям, на днях влиятельные религиозные деятели и ученые, среди которых шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, обратились к властям страны с просьбой отпустить журналиста. Реакция властей пока неизвестна.

Узбекистан: За свободу художественного творчества Умиду Ахмедову могут лишить свободы
2010-01-25 14:00 Фергана.Ру

23 января ташкентский фотограф-документалист и кинооператор Умида Ахмедова была официально извещена о том, что следствие по ее делу завершено. На суде, дата которого пока неизвестна (первое заседание может состояться, вероятно, через две-три недели) Умиде будет предъявлено обвинение по двум статьям Уголовного кодекса Республики Узбекистан: статье 139, часть. 3, п. «г» - «Клевета из корыстных или иных низменных побуждений», по которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы до трех лет, и статье 140, ч. 2 – «Оскорбление в печатном или иным способом размноженном тексте либо в средствах массовой информации», которое наказывается штрафом от 200 до 400 минимальных размеров заработной платы или исправительными работами от одного года до двух лет.

Напомним, что уголовное дело в отношении У.Ахмедовой было возбуждено по «фактам» клеветы и оскорбления узбекского народа с помощью документального фильма «Бремя девственности» и фотоальбома «Женщины и мужчины: от рассвета до заката», изданного при поддержке «Гендерной программы посольства Швейцарии» и состоящего из 110 фотографий, отражающих различные стороны жизни людей в Узбекистане. Фотографии У.Ахмедовой, вошедшие в этот альбом, доступны в Галерее «Ферганы.Ру». Фильм «Бремя девственности» - здесь.

По данным «Ферганы.Ру», суд над Умидой Ахмедовой может состояться не в Ташкенте, а в Ташкентской области. Власти Узбекистана практикуют проведение громких судов подальше от столицы – специально для того, чтобы на заседаниях присутствовало как можно меньше журналистов и представителей международных организаций.
В минувшую субботу следователь Мирабадского РОВД Ташкента Нодир Ахмаджанов передал Ахмедовой для ознакомления ее дело, состоящее из 646 страниц текста, около 20 процентов которого написано на русском языке, 80 процентов - на узбекском. Срок для ознакомления с делом был определен в три дня. Исходя из существующей в Узбекистане практики, судебный процесс обычно начинается через две-три недели после ознакомления обвиняемого с делом.

Во время встречи со следователем Умида Ахмедова, считая себя невиновной, написала отказ от подачи прошения об амнистии, а также подала ходатайство об определении объекта преступления (оскорбления и клеветы). Однако следователь Нодир Ахмаджанов тотчас же отклонил это ходатайство, текст которого приводим здесь полностью:

«ХОДАТАЙСТВО

(в порядке ст. 46 УПК РУз)

13 января с.г. мне предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч.2.ст.139, ч.2 ст.140 УК РУз. При этом в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого не указаны конкретный человек, лицо, личность, которые потерпели с моей стороны оскорбление, либо чье достоинство было унижено моей клеветой.

Из комментария к ст.139 (клевета) и 140 (оскорбление) Уголовного Кодекса Республики Узбекистан, подготовленного доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Республики Узбекистан М.Х.Рустамбаевым под общей редакцией министра юстиции Республики Узбекистан А.А.Палван-Заде, следует:

Страница 140 . «Объектом преступления (клеветы) является честь и достоинство личности». «Распространение правдивых сведений, хотя и позорящих лицо, состава клеветы не образует».

Страница 141. «Объект преступления (оскорбления) – честь и достоинство человека». «С объективной стороны преступление заключается в умышленном унижении чести и достоинства личности в неприличной форме». Из комментария следует, что оклеветанным и/или оскорбленным должен быть конкретный человек, личность. Ни в тексте постановления о привлечении в качестве обвиняемого, ни в тексте комплексной экспертизы не указан конкретный человек, потерпевший из-за моей клеветы на него и/или из-за моих оскорблений в его адрес.

Вообще потерпевший не определен. Как известно, потерпевшим может быть только физическое лицо. Юридическое лицо, чью деловую репутацию ущемили клеветой, может быть признано только гражданским истцом. Как следствие, клевета на юридическое лицо не образует составы преступлений, предусмотренных ст.ст.139,140 УК РУз.

Более того, в Постановлении Пленума Верховного Суда Республики Узбекистан от 19 июня 1992 года N 5 ПЛ-92 с изменениями и дополнениями, внесенными от 2 мая 1997 года, и от 11 сентября 1998 года N 24 «О практике применения судами законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций» определено, что:

«Гражданин, которому сообщены оскорбительные для него сведения, вправе обратиться в суд с просьбой возбудить дело о привлечении виновного к уголовной ответственности по ст.ст.139, 140 УК или к административной ответственности по ст.ст.40, 41 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности за оскорбление или клевету, если к этому есть основание.

9. Разъяснить судам, что порочащими сведениями считаются такие сведения, которые умаляют честь, достоинство и деловую репутацию в общественном мнении или мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения законов, моральных принципов общества…»

На основании вышеизложенного прошу установить и допросить тех физических лиц, чье достоинство я унизила, и о которых я распространила клевету, по мнению органов предварительного следствия, в фото и видеоматериалах.

21 января 2010 года. Ахмедова Умида Тухтамурадовна».

Умида Ахмедова
Умиду Ахмедову хорошо знают во всем мире и в России. Следует, в частности, отметить, что в 2004 году на 9-м ежегодном конкурсе «Пресс Фото России-2004» серия фотографий Умиды Ахмедовой «Церемония обрезания в Узбекистане» получила первый приз в категории «Современная фотография Средней Азии». Именно эти снимки, в том числе, фигурируют в данном уголовном деле.
Помимо ходатайства об определении объекта преступления Умида подала заявление об отводе группы «экспертов», выдавших заказное и откровенно абсурдное заключение относительно ее кино- и фоторабот.

«Я написала, что не согласна с этими экспертами, что их заключение необъективно, непрофессионально, и я хочу, чтобы была проведена объективная экспертиза моих кино- и видеоматериалов, но уже со специалистами, фамилии которых готова буду назвать позднее», - рассказала она.

Отметим, что на протяжении двух последних месяцев с инкриминируемыми Умиде Ахмедовой статьями УК, с ее статусом и ведущими ее дело следователями происходила непонятная путаница. Если поначалу следователь Мирабадского РОВД Нодир Ахмаджанов вызывал ее и допрашивал в качестве свидетеля (это указывается и в повестке), хотя на тот момент она уже была, согласно материалам уголовного дела, подозреваемой, то в его постановлении от 20 декабря она именовалась уже обвиняемой (в конце декабря следователь Ахмаджанов даже объявил ее в розыск в качестве обвиняемой). Зато в постановлении о привлечении Ахмедовой к участию в уголовном деле в качестве подозреваемой, написанном 13 января следователем ГУВД Ташкента Камилем Акбаровым, ее статус вновь претерпел изменение в сторону облегчения.

То же было и со следователями. Если вначале ее допрашивал следователь Мирабадского РУВД Ташкента Нодир Ахмаджанов, то 13 января - следователь ГУВД Ташкента Камиль Акбаров, а 23 января – вновь Нодир Ахмаджанов. Как пояснили Ахмедовой, в ее честь была создана целая следственная группа из этих двух следователей, так что дело вовсе не передавалось из РОВД в ГУВД, просто они оба ведут ее дело одновременно.

Аналогичная ситуация сложилась и с инкриминируемыми фотографу статьями. Если сначала Ахмедову уведомили, что в ее отношении заведено уголовное дело по фактам клеветы и оскорбления узбекского народа по статьям 139 («Клевета») и 140 («Оскорбление»), то 13 января следователь Камиль Акбаров вынес постановление о привлечении Умиды Ахмедовой к участию в уголовном деле в качестве подозреваемой в совершении преступления, предусмотренного 140-й статьей («Оскорбление»). Статья 139 («Клевета»), по неизвестным причинам, из этого постановления выпала. И вот сейчас вновь произведена рокировка, обвинение фотографу будет предъявлено уже не только по 140-й, но и по 139-й статье.

И, наконец, еще раз отметим, что заявление директора Национального центра Узбекистана по правам человека Акмаля Саидова, выступившего на слушаниях в ООН в Женеве, о том, что уголовное дело в отношении Умиды Ахмедовой приостановлено, как и предполагалось, оказалось чистейшей воды враньем, что и подтвердило завершение расследования и составленное обвинительное заключение.

Уголовное дело в отношении фотографа (и вообще деятеля искусства) за его творчество возбуждается в Узбекистане впервые. Это дело вызвало широкий резонанс в международной среде. В конце декабря прошлого года была сформирована группа в поддержку Умиды Ахмедовой. Под открытым письмом в адрес узбекского правительства только на нашем сайте подписалось более 1500 человек (см. эту статью и комментарии к ней).

Член международной ассоциации художественных критиков (AICA) Борис Чухович считает, что экспертная группа, на заключении которой базируется обвинение в адрес Умиды Ахмедовой, «продемонстрировала халтурный и некомпетентный характер своих изысканий. Дело, построенное на подобной «экспертизе», должно быть закрыто» (полный текст заключения Б.Чуховича читайте здесь).

Несколько авторитетных искусствоведов и критиков из Узбекистана и Казахстана (А.Улько, О.Шаталова, В.Мухамеджанова, Е.Куфтина, С.Назимов, Е.Усмонова) также провели свою оценку «экспертизы», фигурирующей в уголовном деле Умиды Ахмедовой. Они считают, что авторов этой «экспертизы» следует привлечь к моральной ответственности «за низкий профессионализм, некомпетентность, необоснованность и безграмотность их экспертной оценки как дискредитирующей стремление юстиции Узбекистана к объективной, профессиональной, грамотной и обоснованной правовой оценке рассматриваемых свидетельств». Полный текст данной «аналитической записки» можно прочитать на нашем сайте.

Не остался в стороне и «Международный Комитет защиты журналистов». Он распространил заявление, в котором призвал власти Узбекистана немедленно снять с Умиды Ахмедовой все обвинения и позволить ей продолжать свою работу, не опасаясь репрессий.

Весь мир с тревогой следит за травлей независимого художника, развернувшейся в Узбекистане.

Узбекистан: Суд выдал санкцию на арест журналиста Хамидова
2010-01-25 18:01 ИА Фергана.Ру

Ташкентский областной суд по уголовным делам санкционировал арест задержанного 21 января известного журналиста, заместителя главного редактора спортивной газеты "Чемпион" Хайруллы Хамидова.

Как сообщили источники "Ферганы.Ру", 23 января следователи областного управления милиции, где Хайрулло Хамидов находился с момента его задержания, обратились в областной суд за санкцией на арест на период проведения следственных мероприятий по инкримируемой журналисту статье Уголовного кодекса Узбекистана.

Коллеги и родные журналиста на протяжении суток не могли выяснить его местонахождение, в управлении милиции столицы, равно как и в РОВД Чиланзарского района Ташкента им отвечали, что журналист к ним не поступал и что на него нет никаких документов. Лишь позже выяснили, что обыск в доме журналиста проводили сотрудники управления милиции Ташкентской области, в следственном изоляторе которого он в настоящее время находится.

Напомним, что журналист обвинен в незаконном создании религиозной организации (статья 216 Уголовного кодекса Узбекистана). Журналист частично признал вменяемую ему вину, сообщив, что участвовал в двух традиционных мероприятиях, проходивших в связи с рождением ребенка в Чиназском районе Ташкентской области, во время которых обсуждалась, среди прочих, и тема религиозного течения салафия, которое властями страны воспринимается как религиозное направление радикального толка.

Как только стало известно о задержании журналиста и проведении в его доме обыска, в дело вмешались религиозные деятели Узбекистана. В частности, шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф обратился к силовикам с просьбой отпустить Хамидова и даже гарантировал выплату необходимой суммы для того, чтобы журналист был выпущен под залог до начала суда.

По информации независимых источников, шейх внес некоторые пояснения в связи с участием Хайруллы Хамидова в мероприятии, организованном последователями течения салафия. По его словам, задолго до начала мероприятия Хайрулло был приглашен в дом шейха, где он был частым гостем. В ходе беседы прозвучала просьба о том, чтобы Хайрулло провел с последователями салафия ряд разъяснительных бесед и постарался убедить их в неверности выбранного ими пути. Именно с этой целью журналист и поехал в Чиназ, но в результате оказался в поле зрения силовиков, которые скрытой камерой засняли его выступление на мероприятии. Отметим, что "Фергана.Ру" не может предоставить подтверждение или опровержение данного факта


В избранное