Открытая группа
5194 участника
Администратор Ladybee
Администратор Тина_Хеллвиг
Администратор sablon

Важные темы:

Модератор Olechka53
Модератор moBstr
Модератор Savra

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Русский дадаист, выходец из Бугуруслана Сергей Шаршун










User: schwarzze

 

 



Как много моряков, как много капитанов, 1949.



 



Зеленый пейзаж.

Сергей Шаршун (Serge Charchoune, 1888–1975) родился в большой купеческой семье; в возрасте 13 лет потерял мать. В 1905 Шаршун поступил в Казанское художественное училище, где, по собственному признанию, открыл для себя живопись как «область восторга». Начал писать «лирические пейзажи», которые позже, в зрелом возрасте, называл «мистическими». 
От отца-купца, который категорически противился увлечению сына, Шаршун сбежал в армию, а в 1909 переехал в Москву, где попал в среду столичной художественной богемы, познакомился с новейшими течениями живописи — французским фовизмом, немецким экспрессионизмом — и стал их последователем. Некоторое время учился в московской мастерской И. И. Машкова, под влиянием которого написал свои ранние картины. Уехав из России в 1911, художник обосновался в Париже, на Монпарнасе, посещал академии Марии Васильевой и La Palette. Одновременно Шаршун интенсивно занимался художественным самообразованием, посещал Лувр и современные галереи искусства. 


 



Игра в точку. Движение пленки, 1916.

Знакомство с Ле Фоконье привело художника к французскому кубизму, в котором его творческим устремлениям импонировала строгая система анализа объемов, четкость форм и глубокий пантеизм символического толка. С началом Первой мировой войны Шаршун переехал в Барселону — центр европейского авангардного искусства в 1914–1917. Под влиянием испано-мавританского орнимента художник разработал основанный на орнаменте и симметрии творческого метод, внешне витиеватого, но полного скрытой простоты. Так начался очень важный для живописи Шаршуна период «орнаментального кубизма», соединяющий принципы витража и симметрии с непрерывным волнообразным рисунком.

Под влиянием Озанфана Шаршун увлекся еще и пуризмом, писал натюрморты и пейзажи («Эластичный пейзаж»).

 



Эластичнй пейзаж.


По возвращении в 1919 в Париж Шаршун познакомился с Ф. Пикабиа, Т. Тцара и А. Бретоном и, став апологетом дадаизма, активно участвовал в групповых акциях дадаистов.



1916-1920.


 



Стоят Пол Шадорне, Тристан Тцара, Филипп Супо, Сергей Шаршун.
Слева на фотографии - Мэн Рэй. Сидят Пол Элюар, Жак Риго, Мик Супо, Георг Рибемон-Дессанж, 1920. 
(Paul Chadourne, T. Tzara, Philippe Soupault, Serge Charchoune, Man Ray (picture) Paul Eluard, Jacques Rigaut, Mick Soupault, Georges Ribemond-Dessaignes)




Известен портрет Шаршуна работы Мана Рэя (между 1922 и 1925).
Экземпляр брошюры С. Шаршуна «Даdаизм (компиляция). <Берлин>: Изд. «Европа Гомеопат», <1922>. 

В 1922-1923 художник переехал в Берлин, где начал издавать собственный журнал «Перевоз-дада», который с интервалами и под разными названиями выходил вплоть до 1973. Шаршун проявил себя не только как художник, но и как публицист, поэт, писатель; он выпускал самиздатовские листовки-композиции с серийными названиями: «Перевоз», «Памятник», «Клапан», «Вьюшка». «Крабится человечество бульдогами вокруг рынков» («Danse-Contre», 1924). 

«Охарактеризовать содержание листовок несколькими словами невозможно — общей линии нет. Листовки Шаршуна более всего похожи на записную книжку — которую он без большого отбора преподносит читателю — пусть читатель сам во всем разбирается. Если что остается неясным — тем лучше. Читатель прежде всего должен быть удивлен новизною формы и содержания» Андреенко М. О «Перевозе ДаDa» и «летучих листовках» Шаршуна. 

В Берлине Шаршун общался с Андреем Белым, постоянно посещая русский «Дом искусств» и «Клуб поэтов». Он вошел в круг, близкий галерее «Штурм», где общался с русскими художниками М. Андреенко, К. Богуславской, И. Пуни и Е. Лисснер. В том же году галерея устроила совместную выставку Шаршуна и польской художницы Е. Грюнгофф под общим названием «Демонстрация орнаментального кубизма». В достаточно однородной серии натюрмортов, показанных на выставке, художник создал образы единства многообразия, гармонических сочетаний. Параллельно Шаршун сделал следующий шаг от «орнаментального кубизма» к «орнаментальному импрессионизму» — новому жанровому сплаву.

В 1930-е в творчестве художника начался кризис, во многом связанный с экономическим кризисом во Франции. Вплоть до 1942 Шаршун мало занимался живописью, зато развил бурную литературную деятельность. Он сотрудничал с журналом «Числа», сблизился с парижской русской интеллигенцией на литературных вечерах кружков «Зеленая лампа» Мережковского и «Кочевье» Слонима. В«Долголиков» шуршун проявил себя, как "умеренный экспериментатор, монтирующий единое, хотя и довольно сбивчивое повествование из мемуарных фрагментов привычно-эмигрантского рисунка, почти обязательных для межвоенной французской прозы этюдов на тему «Одиночка во враждебном ему городе», смутных и изящных притч." Дмитрий Кузьмин, «После чего дышится легче»: Сергей Шаршун 
http://textonly.ru/case/?issue=15&article=5684

В 1943 начался достаточно спокойный и очень плодотворный период в творчестве художника. С помощью коллекционера Р. Дютийеля Шаршун арендовал мастерскую и работал в ней вплоть до 1960. Затем художник познакомился с Р. Крезом, который в течение двадцати лет выставлял и продавал картины Шаршуна в своей галерее. Последние двадцать лет основными темами Шаршуна были музыка и вода. По его словам, «музыка течет слева направо, будто читаешь книгу или как течет река, когда смотришь на неё с правого берега». Используя эти мотивы, художник создал «Морской цикл», серии «Дань музыке», «Музыкальные композиции». 

Шаршун провел множество персональных выставок — в Европе, США, Канаде. Венцом карьеры художника стала ретроспектива его работ, проведенная Национальным музеем Франции, Центром Помпиду в 1971. 
Государственной Третьяковской галерее художник завещал 31 свое произведение. 


 



Композиция, 1922.


 



Красный натюрморт N2, 1926





Натюрморт с грушей N°1, circa 1926





Стиральная доска, 1926





Маленькие черные дыры, 1927.





Увеличение, 1927.





Синяя радость, 1927





Эластичная композиция, 1929.





Féérie fantastique. Космическая опера в 30 магических квадратов, 1929.





Сердце, 1933. 





Без названия, акварель, 1925. Без названия, масло, холст, 1937.





Композиция, 1944.





Самоцветы в короне, 1944.





Отражение скрипки, 1945.





Натюрморт, 1945.




Без названия. Шахеризада.





"Le Bateau ivre" (Пьяный корабль), 1948.






Море, 1950.





Бушующее море, 1950.





Зал, 1951.





Сведенборг, 1951.




Эллипсы 3, 1952. Симфония Бетховена № 2, 1954.







Торжественная месса Бетховена, 1954.





Седьмая симфония Бетховена, 1955.






Композиция, вдохновленная сюитой Баха, 1958.





Сиренада.





Я потерял Эвридику, 1964.






Композиция, 1960. Литография.





Без названия, 1965. Литография.





Закат на Галапагоссах, 1973.

Это интересно
+3
 

04.11.2012 , обновлено  04.11.2012
Пожаловаться Просмотров: 3688  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 19

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
Vita - это жизнь 05.11.2012

С. Шаршун закончил Казанское художественное училище. Это училище многие известные художники заканчивали. С ходу и не вспомню. Тему надо создать. Я часто к друзьям в Казань наезжаю, общаемся по скайпу, по телефону. Ходим в худ. галерею в Кремле, в музей ИЗО. Постоянно там новинки появляются. Голова уже кругом идет, нужно отдохнуть.

Очень интересно!Удивительно!Куда я не ткнусь,всё твоё родное!

прив уч 05.11.2012

Дадаизм интересное направление в культуре.

Даже само название "дадаизм" сами отцы-основатели дадаизма объясняют по-разному.

Я,наверное,тупая,ничего не смыслю в подобном творчестве.Не понимаю!!!

И тему специально поставила,чтобы умные люди порассуждали,объяснили ценность подобных картин.

 

прив уч 05.11.2012

Эти картины на любителя.

Точнее,на "понимателя"!

прив уч 05.11.2012

Нет, ты не права. Это также как лирики и физики.

Да и вообще, кто-то любит мясо, а кто-то рыбу. На любителя.Smile

Я ничего не вижу,кроме пятен и мазков,ничего!

прив уч 05.11.2012

Да, да.

Одно из объяснений названия дадаизм - от русского "да,да". Smile

Смешно!

прив уч 05.11.2012

Дадаизм - это не окно во внешний мир. Не взгляд на лес, улицу, людей. Это окно во внутренний мир художника. Это отображение его мыслей и чувств.

Значит,я не умею читать чужие мысли,понимать чужие чувства.

прив уч 05.11.2012

А этого никому не дано.Smile

Просто попробуй посмотреть и подумать - какие ассоциации у тебя при этом возникают.

Пташечка увлеклась дадаизмом. На оереди кубизм?Smile

Кубизм полегче для восприятия.

Я вообще интересуюсь модернизмом. Как-нибудь сделаю тему о сюрреализме.

Сделаешь!

ОК!Smile

Wink