Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Тибет и Кондопога

 

В воскресенье 6 апреля 2008 года впечатляющую антикитайскую акцию провели тибетцы в Лондоне, когда по улицам английской столицы несли факел с олимпийским огнем. 37 человек арестовано! А всего тибетцев в мире – несколько больше 5 миллионов (в самом Тибете – около 2,5 миллионов). Большая численность зарубежных тибетцев говорит о выдавливании коренного населения из громадного региона. Политика центральных властей Китая очевидна – закрепить Тибет за счет заселения ханьцами. Однако и в КНР, как ранее в СССР, этого прямолинейного рецепта «разбавления» аборигенов за счет «государствообразующего» этноса оказалось недостаточным. Корни национального единства – не в общей идеологии-вере и не в механическом перемешивании этносов, а в базисном взращивании низовой субъектности, которая бы воспринимало государство как «своё», как единую нацию. Примеры – многоэтнические США, Швейцария, Бразилия, а на наших глазах – Сингапур и Малайзия. Впрочем, при всей вроде бы универсальности базисного противоядия естественной (этнозоологической) межэтнической конкуренции, до сих пор даже в странах с развитой низовой субъектностью (демократией) типа Испании (баски) или Бельгии (фламандцы) или даже Канады (франкофоны Квебека) тлеют угли межобщинных конфликтов. Законы национального строительства (nation-building) везде одинаковы, как и законы инженерии или лечения, но не все руководители инженерного проекта или медицинского целительства знают их, хотят или умеют ими пользоваться.

Прежде всего необходимо особое внимание уделять не всеобщей социализации, о которой применительно к Тибету фанфарит китайская пропаганда, а низовой субъектизации. Надо не нищеты бояться (она не восстает), а недовольства активных низовиков, стремящихся к субъектности. Вот эти неудовлетворенные низовые субъектники есть взрывной материал любого бунта. Профилактика известна – высвободить их предприимчивость, направить её на обретение экономической самодостаточности, то есть в бизнес, в высокооплачиваемую профессионализацию.

А что имеем в Тибете? Все побывавшие там единодушно отмечают, что малый бизнес, включая уличную торговлю и закусочные, монополизирован китайцами. Для тибетцев не осталось низовой предпринимательской ниши. Некуда податься активному тибетскому молодняку, не пробиться. Ведь приезжие китайцы сплоченнее и квалифицированнее в бизнесе и даже без особой целенаправленной поддержки властей быстро захватывают самые насущные рынки. Отсюда – ярость молодых тибетцев против китайских лавок и ресторанов, мы это видели в видеороликах из взорвавшейся Лхассы. И сразу на ум приходят схожие сценки из возмутившейся в начале сентября 2006 года Кондопоги.

Многие давно эмигрировавшие тибетцы сумели под давлением внешней необходимости и борьбы за место под чужим солнцем реализовать своё стремление к субъектности и ныне предстают пассионарными и мобилизованными. От Индии до Европы они встают поперек китайско-ханьским интересам. Что же можно и нужно предпринять китайским властям, чтобы снять остроту конфликта, вылечить загнанную глубоко китайско-тибетскую рознь.

Образец решения подобного конфликта дал мудрейший этнический китаец Ли Куан Ю, когда модернизировал Сингапур. Коренные малайцы Сингапура, как и коренные тибетцы Тибета, уступали пришлым китайцам в экономике и в политике. В соседней Малайзии – тоже. Но и в Малайзии нашелся мудрый лидер этнический малаец мусульманин Махатхир бин Мухамад, который понимал проблему и решал её примерно так же, как и Ли Куан Ю.

Итак, основная проблема – неудовлетворенная низовая малайская субъектность. Кстати, русские в России – аналог малайцев в Малайзии, а в национальных республиках – тех же малайцев в Сингапуре или тибетцев в Тибете. И какая бы ненависть на меня не рушилась со стороны русских этнозоологистов за такие сравнения – против правды не попрешь. Ибо законы болезни и излечения, как и законы математики и строительства, одни и те же в любой стране, в любом этносе, если только не отрицать за русским человеком и русским народом само устремление к субъектности, к свободе. И мою правоту доказывает тот факт, что оказавшиеся в эмиграции русские люди отнюдь не становятся какими-то изгоями, которых «умом не понять» и которые только и делают, что пьют водку и пляшут гопак, а обычно включаются в субъектную жизнь и часто добиваются в ней успеха.

Ли Куан Ю и Махатхир бин Мохамад, как они подробно описывают в своих имеющихся в русских Интернет-переводах книгах «Сингапурская история: из третьего мира в первый» и «Малайзия: Путь вперед», для преодоления то и дело вспыхивающих между малайцами и китайцами местных «кондопог» опережающими темпами стимулировали и поощряли малайский малый бизнес и осуществляли разнообразные программы «социальных лифтов» для самых активных и способных низовых молодых малайцев. Вот и весь секрет, почему в Сингапуре и Малайзии прекратились межэтнические стычки. Всем есть место!

Воспользуются ли в КНР ценнейшим опытом того же Ли Куан Ю в Сингапуре? Или продолжат порочную политику «всеобщей социализации», то есть вливания денег в дальнейшее выстраивание инфраструктуры и создания рабочих мест в ТАР вместо того, чтобы создать режим наибольшего благоприятствования для форсированного адресного взращивания низовой тибетской субъектности через льготное кредитование тибетского малого бизнеса, через «социальные лифты» для самых активных молодых тибетцев. Разумеется, эти базисные меры желательно также сопровождать надстроечными преобразованиями типа свободы общественных объединений, монастырей и печати и квотирования мест для низовой активности в верхушке власти. Лучше всего здесь брать за образец уже достаточно продвинутые в этом плане Сингапур и Малайзию, а также опыт общенациональной «программы аффирмативных действий» в США, где, в отличие от «ленинской национальной политики» в СССР с её акцентом на всеобщую социализацию, больше внимания уделялось низовой субъектизации в цветных общинах. Мне кажется, все шансы для такого подхода к лечению ханьско-тибетского конфликта в КНР имеются.

Сложнее с решением «русского вопроса» в нынешней РФ. Дело в том, что власть в стране захватила узкая компрадорско-хунтоистская группировка, которая по определению не может пойти на высвобождение низовой русской субъектности, то есть русского малого и среднего бизнеса, национального капитала. Ибо в РФ, в отличие от КНР, Малайзии, США или Сингапура, полностью доминирует компрадорский капитал, неразрывно связанный с транснациональным, и высвобождение национального капитала означает смерть режима. Ведь если высвободить низовую русскую субъектность, то с ней придется делиться не только ресурсами, но и властью, что по понятным причинам абсолютно исключено. Вот с пришлыми предпринимателями и торговцами иметь дело проще, а с транснационалами – вообще в кайф. Так что не надо русским питать особых надежд на прорыв национального капитала и соответственно на модернизацию страны и на триумф русской субъектности. И если китайские власти без особого ущерба для себя могут пойти на поддержку низовой тибетской субъектности и тем самым на базисное решение «тибетского вопроса», то для нынешнего режима в РФ подобный путь решения «русского вопроса» почти невероятен.


В избранное