Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Крым – снова слово пиара вместо дела лидера

 

Аннексия Крыма – козырный туз в нормализации отношений между РФ и Украиной. Наличие ядовитого «крымского шипа» в теле Украины отравляет российско-украинские отношения и постоянно вызывает их обострения, что недопустимо для обеих стран с родственным населением, взаимодополняющими экономиками и протяженнейшей общей полупрозрачной границей. Чем скорее будет разрублен этот крымский «гордиев узел» - тем лучше для украинцев и россиян и тем меньше риск вооруженной конфронтации между РФ и Украиной (типа «проблемы Тузлы» и ситуации с Черноморским флотом в Севастополе). Но решать эту непростую проблему надо не громогласными словами, а решительным делом, о котором я сказал два-три дня назад в одной из заметок. Ведь когда решаешь задачу с человеком, то не предупреждаешь его, а ставишь перед фактом.

А российское руководство, наоборот, решило, как обычно, ограничиться словесным поносом-пиаром. Вот что сообщается сегодня в СМИ -Отсель грозить мы будем Крымом: Россия обещает поднять вопрос о принадлежности полуострова, если Украина вступит в НАТО (Газета, Москва, 10 апреля 2008 года, № 65 /1572/, стр. 1):

«Россия может поднять вопрос о принадлежности Крыма в случае форсированного вступления Украины в НАТО, заявил председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский. "В случае форсированного вступления Украины в НАТО, Россия может поднять вопрос о принадлежности Крыма. Российская Федерация имеет правовые основания вернуться к пересмотру тех соглашений, которые были достигнуты при Хрущеве", - сказал депутат.

При этом парламентарий выразил уверенность, что в ближайшей перспективе Украине и Грузии не удастся вступить в НАТО. В частности, препятствием к этому может послужить наличие в Грузии территориальных конфликтов. Что касается Украины, то в этой стране, отметил Островский, в альянс хотят вступить только президент, премьер-министр и спикер Верховной Рады. "Отсутствует мнение народа, тогда как, согласно Конституции, вступлению в альянс должно предшествовать проведение референдума", - говорит Островский. "С другой стороны, все будет зависеть от позиции России, какую работу мы будем проводить с этими государствами и странами Запада", - отметил он.

Накануне министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Россия будет "делать все, чтобы не допустить принятия Украины и Грузии в НАТО и не допустить неизбежно связанного с возможным таким принятием резкого ухудшения наших отношений и с альянсом, и с ведущими его членами, и с нашими соседями". По словам министра, вступление в НАТО Грузии и Украины - "главный раздражитель, грозящий превратиться в сильную проблему в отношениях с теми странами НАТО, которые буквально продавливают соответствующее решение". Он напомнил, что до саммита НАТО в Бухаресте ведущие члены альянса в один голос заявляли, что в конечном итоге никто не имеет права вето на присоединение Украины и Грузии к НАТО и "что эти страны сами решат, хотят они туда вступать или нет".

"На Украине больше половины населения, примерно 70%, выступает против присоединения к НАТО. Если взять Грузию, то Абхазия и Южная Осетия и слышать не хотят о том, чтобы Грузия стала членом НАТО, чтобы под натовским зонтиком силой загонять их обратно", - сказал Лавров. Он напомнил, что натовские страны сначала объявляли о том, что решать вопрос о членстве в альянсе будут народы Украины и Грузии, а потом на саммите в Бухаресте заявили, что эти страны будут членами НАТО. "Это - отказ от собственной логики и вмешательство во внутренние дела этих стран", - считает Лавров.

НАТО, в свою очередь, ожидает разъяснений в отношении того, какие меры власти России намерены принять, чтобы не допустить вступления в альянс Украины и Грузии. "Российское правительство не дало пояснений относительно того, что имел в виду господин Лавров под фразой "все меры", - сказал официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай журналистам в Брюсселе, отвечая на вопрос об отношении альянса к высказываниями главы МИД РФ на эту тему. Он напомнил, что решение участников Совета НАТО на высшем уровне 2-4 апреля в Бухаресте в отношении Украины и Грузии было очень ясным: они будут приняты в альянс. По словам Аппатурая, двери НАТО остаются открытыми для новых членов, и именно союзники будут решать, кого они намерены принять в альянс.

Украина и Грузия связывали надежды на подключение к Программе действий по членству в НАТО (ПДЧ) с саммитом НАТО, состоявшемся на прошлой неделе в Бухаресте, однако руководители стран Североатлантического альянса решили отложить решение вопроса присоединения этих стран к ПДЧ до декабря текущего года.

Известный американский сенатор-республиканец, заместитель председателя сенатского комитета по иностранным делам Ричард Лугар выступил с предупреждением о том, что Россия может влиять на решения НАТО и что она воспользовалась такой возможностью при рассмотрении альянсом вопроса о Украине и Грузии. "Я пришел к выводу, что возражения Германии против подключения Украины и Грузии к Плану действий по членству в НАТО во многом были связаны с Россией и энергетикой", - заявил Лугар во вторник на слушаниях в сенате США.

Подчеркнув, что "ряд членов НАТО в настоящее время зависят от России в своей энергетике", заместитель главы сенатского комитета поднял вопрос о том, не получила ли, тем самым, Россия возможность блокировать решения НАТО. "Не предоставляют ли России ее энергетические запасы фактическое право вето на действия НАТО?", - спросил Лугар. При этом он также поднял вопрос о том, было ли правильным со стороны НАТО решение пригласить на саммит в Бухаресте президента РФ Владимира Путина, так как российский лидер использовал этот саммит для критики НАТО и отказался подписать совместное коммюнике между НАТО и РФ.

"Было ли мудрым решением приглашать на саммит президента Путина? Он обвинил альянс в том, что он демонизирует Россию. Представьте, что он сказал бы, если бы альянс поддержал подключение Украины и Грузии к Плану действий по членству в НАТО", - сказал американский сенатор. "В ряде публикаций прессы я прочитал, что президент Путин отказался подписывать совместное коммюнике между НАТО и Россией, и что этот отказ был связан с обещанием НАТО о том, что Украина и Грузия однажды вступят в НАТО", - сообщил заместитель председателя сенатского комитета, который призвал учесть "уроки" саммита в Бухаресте при подготовке следующего саммита НАТО, который будет очень важным, так как будет "юбилейным" и пройдет в год 60-летия альянса.

Председательствовавший на слушаниях в сенате кандидат в президенты США сенатор-демократ Барак Обама сказал, что его тоже интересует вопрос возможности России влиять на решения НАТО. "Я хотел бы, чтобы вы прокомментировали текущее или, по меньшей мере, потенциальное влияние, которое оказала Россия на внесение паузы в подключении двух важных игроков в регионе к Плану действий по членству в НАТО", - заявил Обама, обращаясь на слушаниях к заместителю помощника госсекретаря США по странам Европы и Евразии Курту Волкеру, кандидатура которого сейчас утверждается сенатом на пост нового постоянного представителя США в НАТО.

В своем ответе Волкер отметил, что на саммите в Бухаресте США действительно не удалось добиться консенсуса среди членов альянса по вопросу о подключении Украины и Грузии к Плану действий по членству и что администрация Джорджа Буша встревожена возможностью влияния России на решения НАТО. "Мы встревожены именно этим вопросом, который вы и сенатор Лугар подняли, а именно, что Россия каким-то образом или пользуется правом вето или, по меньшей мере, запугивает НАТО против принятия решений", - заявил Волкер. При этом он заверил сенаторов, что на саммите в Бухаресте страны НАТО ясно заявили, что они "отвергают идею о вето со стороны России". "Для того, чтобы ясно дать понять, что Россия не оказывает такое влияние, альянс принял решение очень прямолинейно заявить, что Украина и Грузия станут членами (НАТО)", - заявил американский дипломат.

Как видим, жизненно-важный для существования нашей государственности вопрос о долгосрочном взаимовыгодном союзе с Украиной, чего невозможно добиться без как можно более безболезненной и потому как можно более неожиданной аннексии Крыма, - привычно переводится в плоскость пошлого и пустого забалтывания. Снова слова и слова, однако дел точно не будет, а почему - сами сделайте выводы.


В избранное