Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


История философии в фактографическом ракурсе

 

На книжном лотке возле метро «Кузьминки» купил за 150 рублей трехтомную «Историю философии» авторитетного английского историка философии и католика-иезуита Фредерика Коплстона (Frederick Charles Copleston: April 10, 1907, Taunton, Somerset, England – February 3, 1994, London, England). По фактуре – добротно, хотя в его же английском девятитомнике солидный аппарат и бездна эрудиции, а в данном русском издании (Москва: Центрполиграф, 2003) том по средневековой философии вообще без аппарата, а в двух томах по античной философии сведен аппарат к минимуму. Тем не менее иметь под рукой эти три тома полезно, да и читать их поучительно.

Но сразу бросается в глаза – нет концептуального стержня! Хотя бы взял за стержень томистское различение между «in fieri» и «in esse». Я уж не говорю о Мартине Хайдеггере с его самоочевидным, казалось бы, различением между бытием Sein, человеческим Dasein и сущим Seiende. И, конечно, ни намека на высший смысл и высшую цель человеческого существования и истории – Богосаможертвоприношение, вне которого не понять ни одну мировую религию и соответственно ни одну богословскую систему, даже Фому Аквината.

И в результате получается более-менее добротная фактография, в которой невозможно ориентироваться, ибо нет исходной концептуальной системы координат. Даже у Бертрана Рассела была попытка наметить некий наивный эволюционизм в истории философии, а у Коплстона – нацеленность на энциклопедизм. Тоже неплохо и даже необходимо, но недостаточно.

Все же с точки зрения целостности и историчности остается недосягаемым, на мой взгляд, многотомник Куно Фишера по истории европейской философии Нового Времени. Дело в том, что Куно Фишер, будучи неогегельянецем и в то же время неокантианецем, ощущал как примат субъектности, так и ступени восхождения к субъектности. И получился эволюционизм в сопряжении с систематизмом, откуда тот один шаг до эсхатологизма, который свершили его современники Карл Маркс с одной стороны и Фридрих Ницше с другой, не говоря об Эдуарде фон Гартмане и многих других мыслителях позапрошлого и прошлого веков. Поэтому Куно Фишера читать интересно, ибо проспективно, а Фредерика Коплстона – скучновато, ибо ретроспективно.


В избранное