Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Стереоскопично о российском ТВ

 

Понравилась подборка критических оценок о передачах российского ТВ в марте 2008 года. Я тоже смотрю немало ТВ-программ и имею свое мнение и особо ненавижу заказные угоднические сериалы про нынешних «хозяев жизни», олицетворенных в образах доблестных милиционеров и чекистов. Но критикам виднее. Полагаюсь на них. Если с чем-то не согласен – напишу Комментарий. Если что-то новое и интригующее – тоже отмечу. Итак, подборка Свой телекурс: Критики подводят итоги марта (Время новостей, Москва, 7 апреля 2008 г., № 58 /1940/, стр. 6):

«/От редакции:/ Март, переходное время - от зимы к весне, от одного президента к другому, на российском телевидении ничем не отличался от остальных месяцев, если судить по оценкам членов клуба телевизионных критиков. Все упреки - в пошлости развлекательных программ, отсутствии настоящей информационной журналистики, перегибы с насилием, сервильности по отношению к сильным мира сего - на своих местах. Как и похвалы редким артхаусным фильмам, программам о культуре и проявлениям свежести в новых передачах. Похоже, телевидение идет своим курсом, не обращая внимания на выражаемые критиками позиции культурного меньшинства.

Впрочем, единодушные в отрицательных оценках, в положительных критики теряют монолитность, и тут только малая численность качественных работ позволяет им не разойтись совсем. В этот раз наибольших похвал критики удостоили «Закрытый показ» Александра Гордона и фильм «Отрыв» Александра Миндадзе с последующим обсуждением. Впрочем, не очень ясно, фильм ли всем так угодил, градус или стиль последующего за показом спора, или сам факт демонстрации интересного и вызывающего дискуссии произведения уже радует...

И тем не менее черты телевизионной реальности становятся все более карикатурными и плакатными... В отраженном зеркале критики, имеется в виду.

Александр Мельман, «Московский комсомолец». Очень русское ТВ

Пьяный воздух свободы сыграл с Познером злую шутку. Ну нельзя надолго посылать наших людей в Америку, пусть даже одноэтажную. А то поедет отсюда уважаемый и благополучный человек, поколесит вокруг статуи Свободы, а потом вернется к нашим баранам и закручинится: кто я, простой телеведущий или право имею? А потом пойдет и заявит на всю страну - нет у нас свободы слова! Такие нынче времена.

Понравилось: «Первый» сделал всех по части качественных сериалов. "И все-таки я люблю" оказался не хуже, чем "Громовы". А что-то будет впереди.

Приятно, что на «Первом» и "России" возобновились знаковые репутационные программы "Закрытый показ" и "Исторические хроники с Николаем Сванидзе". Они не всегда ровные, но всегда становятся телесобытием. Особенно фильм "Отрыв" с обсуждением в "Показе" и передача о Твардовском в "Хрониках".

Программа "Только ночью" (ТВ Центр) постепенно становится лучшим ток-шоу на ТВ: неангажированным, яростным, смысловым.

Повтор блестящей передачи Владимира Оренова из цикла "Больше, чем любовь" об Анатолии Эфросе и Наталье Крымовой ("Культура").

"Линия жизни" с Валентином Гафтом ("Культура") и "Школа злословия" с Сергеем Юрским (НТВ). Пока эти люди, настоящие звезды, кометы с нами - мы живы. А "Школе злословия", даже при отсутствии злословия, спасибо за культ негламурных, нетусовочных людей.

"Футбольная ночь на НТВ". Несмотря ни присутствие резидента "Комеди клаба" и мисс России ведущий Георгий Черданцев за полчаса оперативно успевает показать все голы прошедшего тура чемпионата страны, разговорить гостя да продемонстрировать самые вкусные моменты зарубежных первенств.

При этом яркие соведущие становятся необходимым бантиком в программе.

"Футбол России" ("Спорт") - качественная аналитическая программа с компетентным ведущим Ильей Казаковым.

Не понравилось: Когда высокие официальные лица вдруг начинают бороться за моралитэ на нашем ТВ, чего следует ждать? Эти люди настолько чисты и непорочны, что решили уже все проблемы в стране, в самих себе, и для полного счастья им не хватает только комитета по нравственности на телевидении?

Когда религиозные деятели борются с мультяшками, это выглядело бы смешно, если бы не было так грустно. Они так балдеют от канала "2х2", что нет сил даже щелкнуть другую кнопку? Там ведь тоже есть от чего прийти в ужас.

Или они так подсели на телек, что не могут себя заставить выйти за порог собственного дома? Окститесь, братья, взгляните окрест, вокруг дикое поле для вашего праведного гнева. Ведь за ТВ убивают, и погибают люди, а не рисованные мишки и еноты.

Непонятно, зачем «Первый» в поздний прайм-тайм решил своей документалкой перехватить аудиторию НТВ. Безоценочное подглядывание, подмигивание, копирование стиля... Стоит ли ублажать всех без разбора? Так и надорваться можно.

Очень уважаю президента СТС Александра Роднянского. Он так зажигательно, в красках рассказывает об идеологии канала, его программах, что хочется, задрав штаты, тут же бежать к телевизору. Но включаешь, и часто не срабатывает. Ровно с таким блеском в глазах г-н Роднянский предвосхитил самопародийную программу "Очень русское ТВ". Сказать, что это пошло, слишком жирно для этого "юмора". Это вообще никак. Уверен, поставь президента СТС одного в кадр, он бы шутил в тысячу раз качественней, веселее и интереснее.

Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы». Режиссура как она есть

Март начинался, сами помните как. Реалити-шоу «Выборы президента» завершились праздничным концертом на Васильевском спуске. Выход двух президентов-победителей из кремлевских ворот, их проход в ногу по брусчатке Красной площади сквозь снег и дождь под песню настоящих мужиков «Давай за них, давай за нас, и за Сибирь, и за Кавказ» - это не забудется никогда. Тем более что у нас еще будет возможность этот выдающийся клип пересмотреть не раз - к инаугурации уж точно.

Похоже, что режиссерская профессия на телевидении снова входит в моду, режиссерская - в самом высоком, театрально-праздничном смысле этого слова. В советское время особым расположением власти пользовались мастера режиссуры «массовых представлений» - именно они заведовали торжественными открытиями и закрытиями съездов КПСС, кремлевскими концертами, праздниками и демонстрациями на Красной площади, открытиями и закрытиями международных спортивных состязаний (кто забудет плачущего олимпийского Мишку?)

В лучших традициях большой советской партийной режиссуры был выдержан и юбилейный вечер Большого Советского Поэта Героя Социалистического труда Сергея Михалкова в Большом театре.

Другой стиль советской режиссуры, ныне вновь востребованный на телевидении, - стиль «негромкой задушевности». Задушевность, поставленная на конвейер, превращается в липкую вязкую гадость. Ролики «Первого канала», посвященные Году семьи, затянули в свою тину приличных людей (например, Галину Волчек). Смотреть на эту безвкусицу невыносимо. Особенно между выпусками новостей, привычно повествующих о бесконечных бытовых кошмарах современных российских семей - от жилищных и финансовых до медицинских.

Жесткой режиссурой отличаются ночные молодежные ток-шоу канала ТВ Центр - «Решите за меня» и «Только ночью». Пожалуй, именно в этих программах поднимаются самые острые, самые важные, самые взрывоопасные для нашего общества темы. Робость и отсутствие профессионального опыта юных ведущих полностью компенсируется агрессивностью и нетерпимостью некоторых участников. Диспуты в передаче «Только ночью» нередко перерастают в личностные конфликты, грозящие в свою очередь превратиться в рукопашный бой. Такого накала достиг спор Антона Носика и Виктора Алксниса о правилах поведения в Живом Журнале.

Невероятный интерес вызвала столь же непримиримая дискуссия о преподавании истории в школе с участием Леонида Млечина, выступавшего за вариативность и плюрализм, и Леонида Полякова, продвигавшего идею единого государственного канонического учебника. Поляков восхищался успехами сталинизма и призывал разделить его восхищение аудиторию. Аудитория реагировала по-разному, что, видимо, не совсем вписывалось в государственную историческую доктрину. Надо бы еще поработать.

Настоящей, высокопрофессиональной режиссурой отличаются фильмы, показанные в рамках рубрики «Закрытый показ» на «Первом канале». Три мартовские телепремьеры - «Ничего личного» Садиловой, «Изгнание» Звягинцева и «Отрыв» Миндадзе - безусловные события месяца. Жаль, что обсуждение происходит не в прямом эфире и так поздно, что не все до него доживают. Но даже в таком глубоко ночном формате «Закрытый показ» является одной из лучших программ современного российского телевидения, поскольку выполняет главные его функции - информирует, просвещает и рождает споры.

Ольга Галицкая. Хочется высмеивать и пародировать

«Репортерские истории» на РЕН ТВ - пример честной тележурналистики, добросовестного и своевременного рассказа о событиях. Гораздо чаще телевидение хочет завлекать зрителей чудовищными происшествиями, запугивать страшными кадрами и дикими интонациями, не смущаясь временем выхода в эфир и тем, что все это непотребство могут увидеть дети. Примеры не привожу, их и так все знают.

Как заставить публику смотреть телевизор во что бы то ни стало? Может быть, нужно просто чаще давать команду «Смотри, Россия!»? Все быстро выстроились и делают все по указке: «Танцуй, Россия!», «Встречай, Россия», «Отмечай, Россия!» Можно и дальше продолжить: «Закуси, Россия!», «Отожмись, Россия», «Заплати, Россия!» и т.д. Такая самореклама способна окончательно отпугнуть даже самых терпеливых зрителей.

Дискуссионное ТВ на сегодняшний день лучше всего получается у ТВ Центра. Спор, каким должен быть школьный учебник Российской истории, вышел по-настоящему захватывающий. Однако тезис о том, что Сталин - самый успешный менеджер государства Российского, требовал более яростного отпора. Об этом очень точно и внятно высказалась Ксения Ларина, жаль, что только на радио, а не на телеэкране - ей браво!

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Между тем тезис интересный с точки зрения исторической науки. Давно пора остыть, не плакать и не смеяться и не проклинать, но понимать/

Думала вдохнуть аромат «Ветки сирени», то бишь прикоснуться к великому, к творчеству Сергея Рахманинова. И тут вышла незадача. Такой залепухи из серии ЖЗЛ давно уже не видела. Страдающие глаза исполнителя главной роли Евгения Цыганова свидетельствовали, что и ему было плохо в этом придуманном, картонном мире. Количество пошлости в изложении великой биографии столь велико, что фильм стоило бы назвать «Ветка махровой сирени».

Спорное, но настоящее кино представил «Закрытый показ». «Отрыв» Александра Миндадзе и последующее обсуждение смотрелись на одном дыхании, жаль, что, как всегда, происходит все это в глубокой ночи. Очень хорош, умен и органичен Александр Гордон в роли ведущего. Приятно было увидеть и услышать Ивана Охлобыстина, Александра Прошкина, Александра Велединского. Но такие программы большая редкость, чаще телевидение хочется высмеивать и пародировать.

За дело взялся Вадим Галыгин, и лучше бы он этого не делал. Состряпанное им «Очень русское ТВ» - образец унылого междусобойчика, полностью лишенного юмора, а также смысла и цели. Даже удивительно, что, кочуя по сетке, этот опус все-таки появился в эфире. Молодым не прикольно, тем, кто постарше, противно, и всем уж точно не смешно. Но тут всегда приходит на помощь соседний канал «Домашний». Там вечерами царит Фред Астер, с его гениальной музыкальностью и пластикой. Талант в сочетании с безукоризненным профессионализмом - что может быть лучше!

Отличный кинокапустник получился на этот раз у Аркадия Инина и его команды на церемонии вручения наград академии «Ника». Однако телезрителям не повезло: из трансляции его вырезали. Как говорится, «нужны такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Остается смотреть «Аншлаг». «Смейся, Россия!».

Анна Качкаева, радио «Свобода». Оправдание тем, кто ничего не хочет менять

Понравилось: Не фальшивость гостей программы «Сто вопросов к взрослому», градус полемики в набирающей силу передача «Только ночью» (ТВ Центр), включенная в жизнь, не гламурная журналистика программы «Репортерские истории» (РЕН ТВ), крепкая работа команды «Одноэтажной Америки» («Первый»).

Не понравилось: «Сталиниада» («Первый», НТВ, ТВ Центр), исполненная в стилистике документалок про «последние 24 часа» популяризирует вождя. В этот глянцевый поток легко вписываются и слова про «эффективного менеджера». Опасное развлечение. Ужасы всех и всяческих «ЧП». Добил выпуск «С.С.С.Р.» - опускаю материалы про голого гоблина на шесте, про валяющуюся пьяную женщину, снятые на мобильные добрыми согражданами и растиражированные телевизионщиками, но в репортерском сюжете про «взбесившиеся маршрутки» авторам показалось мало показать груду искореженного железа, залитые кровью лица пострадавших, в нем еще фигурировала и мостовая, по которой протекал кроваво-грязный ручеек. Все это показали в воскресенье днем.

Не только телевизионное: Телевизионный март стартовал со знаковых кадров выхода к поклонникам двух политических звезд - действующего и избранного президентов. Выход определил стилистику нового для страны периода «двоевластия». Непростой для телеканалов выбор - кто при освещении деятельности тандема все-таки главный - к концу марта сделан. Телевидение еще не полюбило Дмитрия Медведева так же страстно, как Владимира Путина. Но внимание неумолимо сдвигается в сторону третьего президента России, и сам Дмитрий Медведев все более умело осваивает телевизионное пространство.

История с предупреждением «Россвязьохранкультуры» по поводу мультфильмов на канале «2х2» не вызвала общественной дискуссии о насилии и пошлости на экране. Не заставила спорить по поводу сервильности общественно-политического вещания последних лет. Эта история стала «проблемой Познера». Познера, которого не случайно судят «по гамбургскому счету» - долгие годы коллеги отдавали должное его профессионализму и признавали его безусловный моральный авторитет.

Трудно обосновывать меру компромисса между свободой и ответственностью, возвышать голос за свободу слова, которую ограничивают те, на кого и с кем работаешь, и находить оправдание собственным делам все еще не наступившим пределом, за которым только уход из эфира. Результат печален. В искренность произносимых принципиально важных слов перестают верить и враги, и друзья. Особенно грустно, что слабость Познера - повод позлорадствовать для многих молчавших и молчащих и очень удобное оправдание для того, чтобы ничего не менять.

Вера Цветкова. Как приятно, когда показывают театр...

Март порадовал качественным российским кино: фильмами Звягинцева («Изгнание»), Миндадзе («Отрыв») и Садиловой («Ничего личного»), представленными в рамках передачи «Закрытый показ». Еще «Первый канал» показал славный и милый фильм Говорухина «Артистка» с замечательной актерской командой (Добровольская, Аронова, Абдулов, Степанов, Ефремов) и не менее славный и милый фильм «Ненормальная» с замечательной артисткой Прокофьевой. Как приятно, когда показывают театр, а не банк, актеров и «ненормальных», а не бандитов и путан!

Также по «Первому каналу» пустили пристойный сериал «И все-таки я люблю...», ставший лидером просмотра, думается, по причине жанра семейной саги и отсутствия стрельбы-бандитских разборок (и благодаря потрясающей работе актрисы Веры Алентовой). Но как только дело доходит до финальных серий - «нашего времени» и появляются мошенники, проститутки и прочие, а героиню Алентовой «умирают» - сериал становится неотличимым от других конвейерных поделок и резко перестает нравиться.

Из премьер порадовали «Репортерские истории» (РЕН ТВ, руководитель проекта - Марианна Максимовская, что само по себе как знак качества). После первого выпуска о происходящем в Ингушетии тамошний парламент потребовал прекратить вещание канала на их пенаты. Во второй передаче был показан репортаж из Израиля о молодых неонацистах - обошлось без израильской ноты.

Разочаровало долгожданное «Очень русское ТВ» (СТС) с Вадимом Галыгиным - скучно и пошло: бездарная пародия на отечественное телевидение, особенно после талантливой «Большой разницы» на «Первом». Вызвала недоумение новая ежедневная передача РЕН ТВ «В час пик», почему-то анонсировавшаяся как общественно-правовая. Начинается она со слов ведущего «Мы рассказываем об опасностях нашей жизни, чтобы с вами этого не случилось», далее идут спрессованные ужасы - откровения людоедов, младенцы, выброшенные на снег, родственники, плачущие на погостах... Похоже, РЕН не дают покоя лавры НТВ.

Но самые сильные мартовские впечатления (не считая исторического прохода по Красной площади двух президентов под «Любэ») - от новостных репортажей. Это выселение Исхаковых - поразил даже не факт, что на улицу выбрасывают семью с малыми детьми, поразило, что стеной встали соседи, которые в прямом смысле слова бились с органами правопорядка, воспрепятствовав выселению.

И репортаж с Белого моря. Семь часов вечера, итоговое «Сегодня» (НТВ) с Кириллом Поздняковым - я хочу знать, за каким чертом нужно было четыре раза повторить в одном репортаже, как человек с багром подходит к даже не уползающим от него белькам - детенышам тюленей и бьет одного - раздается крик, другого - раздается крик?! Мне в мои годы стало худо от этого ужаса, а ребенок 5, 10, 12 лет - что почувствует он и кем после подобного зрелища вырастет?..

А мы вовсю боремся с анимационным каналом для взрослых «2х2» - оказывается, это там приучают детей к насилию и жестокости! Не думаю, что у общества, где позволительно в уикенд на общедоступном федеральном канале вот так вот демонстрировать реальное убийство, есть будущее.

Юрий Богомолов, «Российская газета». Сталин и Мадонна

Телевизионный март прошел под знаком внимания мастеров ТВ к этим двум не последним ньюсмейкерам нашего времени.

1. Мертвому Сталину исполнилось 55. Практически все сколько-нибудь уважающие себя телеканалы отозвались на смерть бывшего вождя хроникально-документальными фильмами о его последних днях.

Чтобы телевизор так смаковал их, как это случилось 5 марта сего года, не было, пожалуй, ни разу за все 55 годовщин его смерти. Все, что мы увидели, было посильнее горьковской «Девушки», не говоря уж о гетевском «Фаусте».

В связи с этим фактом и с тем, сколь горячо иные из наших современников оплакивают душегуба из душегубов, стоит вспомнить несколько строчек из понравившейся товарищу Сталину поэмы «Девушка и Смерть».

«Беспощадною рукой // Люди ближнего убьют.// И хоронят. И поют: // «Со святыми упокой!» // Не пойму я ничего! - Деспот бьет людей и гонит, // А издохнет -- и его // С той же песенкой хоронят!».

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Снова слишком эмоционально о Сталине. Надо хотя бы немного остыть. Душегуб – нравственная, а не историческая характеристика. Был ли душегубом вождь еврейского народа Моисей, когда в наказание за преклонение перед Золотым Кольцом он приказал рубить всех евреев подряд. И Сталин наказывал народы очень строго с сегодняшней точки зрения, но английские, французские или немецкие властители тоже были очень жестокими с подданными, когда требовали от них послушания/

Кстати, о святых. 55 лет назад день в день умер величайший композитор ХХ века Сергей Прокофьев. О нем 55 лет спустя не вспомнил ни один телеканал. Включая телеканал «Культура».

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: А вот это – позор! Тем более, что только что вышли в свет считавшиеся утерянными дневники Сергея Сергеевича/

Разговоры о блокировании на государственных каналах неудобной политической информации стали общим местом в либеральных СМИ. Но с неполитической информацией дело обстоит немногим лучше.

Ни на первой, ни на второй кнопке не заметили приезда в Москву Анджея Вайды со своим фильмом «Катынь» и премьерных показов последнего, состоявшихся при большом стечении публики.

2. На «Первом канале» в рамках торжеств по случаю женского праздника показали шоу Мадонны. Оно смотрелось как неудержимый и победительный триумф того, что называется «масскультом». Но не эрзаца массовой культуры. Не контрафакта. А массовой культуры в подлиннике, с экспансией которой, хочешь не хочешь, надо считаться.

Нам бы осознать, что мы живем в сложно-пересеченном пространстве, где язычество, мифология, религия и искусство не просто соседи или враги, но и кровные родичи. Отсюда многие общественные коллизии.

Религия уж сколько веков старается размежеваться с язычеством, и чего только для этого не делала, а все не выходит. И потому Церковь злится на Масскульт, ревнует к Масскульту. В свою очередь массовая культура истово дразнит религиозные институты, чем набивает себе цены на рынке. Мадонна, по ходу шоу распявшая себя на прозрачном кресте, - самый выразительный тому пример.

Наталия Ростова, «Новая газета». Лучше бы выборы проходили каждый год

Из минусов: В последнее время очень разочаровывает СТС. Сначала - пошлым видением тридцатилетних авторами одноименного сериала, сейчас - Вадимом Галыгиным с его шутками. Хочется сказать банальность, что телевидение не пересмеешь больше, чем оно собой представляет, но опыт «Первого канала», к несчастью для программы «Очень русское ТВ», доказал обратное. Ну не эстээсный же это стиль!

Такая агрессивная реклама Веры Брежневой была, а на поверку оказалось, что девушка просто не умеет вести программу.

Вечер Михалковых и смотреть не стала.

А про «аналитику» говорить не будем, да?

Из плюсов: Зато на СТС есть «Папины дочки», на которые если попадаешь, хоть минут десять да посмотришь. То же самое - с удивительной притягательностью сериала «И все-таки я люблю». И чем они это нас удерживают, а? Не понимаю.

Прекрасный фильм о Нурееве показала «Культура» к его юбилею. Жаль, не наше производство, жаль, что так у нас не снимают. Невероятно интересная дискуссия о новом фильме Александра Миндадзе «Отрыв» в «Ночном показе». Крайне любопытна «Одноэтажная Америка». И не только тем, что From US with love. Редкую для нынешнего ТВ доброжелательность повествования продемонстрировали авторы, смогли найти любопытные факты и непринужденно, легко и стильно рассказать о том, какова простая жизнь. Эх, если бы о России снять в том же стиле, с той же любознательностью и попыткой найти интересных людей!

Мечтаю... Как было бы прекрасно, если бы выборы проходили каждый год! Каждый год менялась бы власть в Кремле! И тогда хотя бы благодаря этому мы бы узнавали не только от маститых телеведущих не только то, что телевидение наше несвободно и что администрация президента звонит на телеканалы с какими-то указаниями (Неужели?! Вот ужас-то!!!). Наверное, мы бы больше знали о механизмах функционирования российского ТВ.

А у нас выборы считай что раз в восемь лет... Спасибо Владимиру Владимировичу (Познеру), единственному, кто решился сделать невероятное открытие - про предвыборную кампанию, во время которой не пущали, не разрешали, не позволяли. Как тяжело жить!

И пока эксперты спорят о том, как бы начать возрождать нравственность на ТВ, я мечтаю, что предупреждения начнут выносить всем каналам поголовно, не ограничившись борьбой с пошлостью на мелком «2x2». Хуже уже не будет. Если бы еще предупреждения выносились за то, что зрителю врут и пропаганду выдают за новости!

Признаюсь честно. Не имею представления, как смотреть сегодня новости или итоговые программы. Я за восемь лет настолько прониклась гениальностью, вездесущностью и справедливостью самого человечного человека, что испытываю нравственные страдания от раздвоения сознания. Думала, что он такой один, мечтала о таком, как он, а тут мне, несчастной зрительнице, подсовывают еще одного, и тоже наичеловечнейшего.

И вот сижу я перед экраном, а мозг разрывается: а прямые линии-то проводить с кем будут? Неужели и их с новым? Единственное, что спасает, - мысль, что я не одинока. Некоторые такие же слабаки, как я, тоже страдают экзистенциальными вопросами и... бегут из эфира! И после этого вы будете утверждать, что ТВ - наркотик?».


В избранное