Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан: <<В Джалал-Абадской области командует мафия>>


Кыргызстан: «В Джалал-Абадской области командует мафия»
2010-07-05 17:51 Фергана.Ру

Мухаммадкадыр Карабаев. Июнь 2010 г. Фото © «Фергана.Ру»

Мухаммадкадыр Карабаев – один из лидеров узбекской общины Базар-Коргона, райцентра в Джалал-Абадской области Кыргызстана, большинство населения которого составляют узбеки. В течение нескольких лет возглавлял Узбекский культурный центр имени Абдулхамида Чулпона. После начала погромов в Оше активно участвовал в эвакуации женщин, детей и стариков из Базар-Коргона в Узбекистан. Сегодня он рассказывает «Фергане.Ру» о том, как, на его взгляд, всё происходило.

* * *

- С чего начались эти события?

- Когда седьмого апреля произошел переворот, убрали бакиевскую семейку, и управлять Кыргызской республикой стало временное правительство, то мы, узбеки, как и другие киргизстанцы, стали поддерживать именно новую власть. Тогда бакиевцы во главе с Усеном Сыдыковым попытались разделить Киргизскую республику на две части – южную и северную. Усен Сыдыков работал руководителем администрации Курманбека Бакиева, потом советником, потом ушел в отставку; его сын возглавлял аэропорт Манас. Так вот, во главе с Усеном Сыдыковым они хотели разделить республику на южный и северный регионы, захватили Джалал-Абадскую обладминистрацию и организовали беспорядки в Оше. Но когда Сыдыков поехал в Баткенскую область, то по дороге спецслужбы его задержали и арестовали. Их (бакиевцев) план не сработал, а в Джалал-Абадской области народ 14-го мая поднялся, и выгнал их людей из обладминистрации. После этого, полтора месяца назад по первому каналу киргизского телевидения показывали, как Максим Бакиев с Жанышем Бакиевым по телефону разговаривают, что, мол, в Кыргызстане будет неспокойно. Максим Бакиев пообещал обеспечить деньгами, а Жаныш Бакиев должен был руководить разгромом. В конце концов, этот их план тоже не удался, и тогда они организовали межнациональный конфликт.

- То есть, вы считаете, что это все-таки организовали бакиевцы?

- Они, только они. Нашли этих бандитов, снайперов, автоматчиков, на их стороне и какая-то часть киргизов, которые поддерживают Бакиева. Когда они (бакиевцы) уехали из республики, по телевизору передавали – Жаныш Бакиев находится в Таджикистане и собирает себе команду, чтобы так всё организовать, чтобы развалить республику Кыргызстан. Это у них четко организованный план, это всё они организовали… Ну, и десятого июня в Оше начался разгром, стрельба, стреляли в мирных людей, в основном в узбеков, насиловали женщин, убивали детей... Нам каждые пять минут, каждые три минуты звонили из Оша: «Джалалабадцы, базаркоргонцы, спрячьте своих жен, детей… (Мухаммадкадыр надолго прерывается, вытирает подступившие слезы, затем продолжает.) Двенадцатого июня рано утром мы собрали народ и образовали группу аксакалов, чтобы организовать эвакуацию женщин и детей, и чтобы просить коридор для их вывода в Узбекистан. Мы организованно работали, и нам удалось 75-80 процентов стариков, женщин и детей вывезти из Базар-Коргона к границе с Узбекистаном. Процентов 20-25, тех, которые не услышали, остались в Базар-Коргоне.

Четырнадцатого июня, утром, бандиты напали на Базар-Коргон. Впереди автоматчики в масках, с гранатами, в военно-полевой форме, снайперы с оптическими винтовками, специально организованные люди. Мы вытащили из домов оставшихся женщин и детей, и пешим ходом пошли через огороды на поле, а через поле в сторону Узбекистана, на границу. Спасибо узбекскому народу и президенту, они очень хорошо, организованно приняли нас, обеспечили всем необходимым, горячим питанием. А мужчины, где-то восемь-десять тысяч человек остались прямо у границы, около села Чек и (название второго села произносит неразборчиво). Спасибо пахтаабадцам, они этих восемь-десять тысяч мужчин тоже несколько дней обеспечивали продуктами питания, кормили их… Узбекская сторона нас хорошо приняла. Я думаю, Пахтаабадский район (Андижанской области Узбекистана) принял от двенадцати до пятнадцати тысяч женщин, детей, стариков из Базар-Коргона. Несколько дней мы жили здесь, потом приехал губернатор Джалал-Абадской области (Бектур Асанов), рассказал людям, что «в Джалал-Абадской области всё спокойно, бандиты ушли». Ну, это не гарантия, что там ничего не будет: несколько дней назад приехал депутат районного Кенеша Мурод Саттаров, бандиты его сильно избили, требовали десять тысяч долларов. В Базар-Коргоне всё еще неспокойно, потому что эти… У кого есть магазин, или машина, состояние нормальное - они это всё отбирают, бандиты, - именно киргизские бандиты.

- Они местные, из Базар-Коргона?

- Со всего Киргизстана собрались. Из Бишкека тоже есть, говорят. Своими глазами я их не видел, но мне всё время рассказывают об этом.

- Ваши дома жгли ваши непосредственные соседи, с которыми вы бок о бок жили десятки лет, или все-таки люди, прибывшие из других городов, спустившиеся с гор?

- Некоторые соседи тоже приняли в этом участие, жившие в соседнем кишлаке, но в основном, это были прибывшие из других сёл, с гор.

- Среди ваших соседей-киргизов были такие, которые вам чем-то помогали, например, прятали кого-то?

- Да. Лично мой сосед, его зовут Бакыт, собрал узбеков, вместе с которыми мы живем по улице, и они несколько дней отсиживались в его доме, пока погромщики не ушли. А пока они у него сидели, все их дома сожгли, всё разгромили, всё вытащили – баранов, коров, - ничего не осталось. Их дома сожгли, а его дом не сожгли: киргизские дома они не трогали.

- В Интернете многие киргизы возмущаются: почему вы все время рассказываете только о зверствах со стороны киргизов, ведь узбеки тоже жгли наши дома и убивали нас…

- Я вам отвечу так. В Базар-Коргоне, точнее, в базаркоргонской сельской управе живут 36 тысяч человек, из них - около 30 тысяч узбеков. То есть 75-80 процентов населения Базар-Коргона – это узбеки. Базар-Коргон – это районный центр (и одноименный район). Не мы же на них нападали - они же на нас напали, как фашисты в 1941 году… Вот, скажем, рядом есть село Ахмал, есть село Бешикжон, есть село Бешбадам (перечисляет киргизские села)… Ну, они же на нас напали… Мы бок о бок с соседями живем по улице Усманова, там и киргизы живут – мы же на них не напали, это на нас напали...

- Вы говорите, что благодарны президенту Узбекистана, но получается так, что он сделал доброе дело, принял беженцев, а потом отправил всех обратно...

- Да, сперва Узбекистан принял нас, и во всем мире его рейтинг поднялся, а в конце концов обратно их отправил. Это, я думаю, не должен был решать один только Узбекистан, это должны были решать международные организации, например, ООН, Красный крест, Россия, Америка, и другие. Они же помощь дают, всё дают… Почему их обратно отправили – это большая политика, наверно, я не знаю, кто так решал, я тоже задаюсь вопросом, кто их назад отправил. Возможно, Роза Отунбаева договорилась с Медведевым, - я так думаю, это моя точка зрения, - и с Исламом Абдуганиевичем они, наверно, какие-то переговоры вели. Я не националист, но я знаю, что Ислам Абдуганиевич тоже узбек, Ислам Абдуганиевич, он… не будет же он столько узбеков оставлять в беде… Наверно этот вопрос на высоком уровне решался.

- В общем, для Вас это необъяснимо.

- Да, я не знаю, кто так решил… Почему Роза Отунбаева, которая полтора месяца назад знала, что будут такие нехорошие дела в Киргизии, не обратилась, скажем, в ШОС, в ОДКБ, чтобы ввести миротворцев? Столько народа погибло, сколько домов сожгли эти звери… Узбеки в Оше, Джалал-Абаде и Базар-Коргоне - ну, ничего не осталось в домах, даже если где-то оставался мешок картошки – это тоже забрали. Не говорю, холодильник, или, скажем, машину, - все полностью... Мы остались почти ни с чем. Вот, например я нормально жил, у меня был дом – сожгли полностью, а все имущество, которое там было, забрали. Не знаю, что это за люди... Так это нельзя оставлять. Это надо до конца… Хоть наша жизнь в опасности, мы пойдем до конца.

- Скажите, вот в Оше дома жгли, в Джалал-Абаде очень много сожгли, в Базар-Коргоне… Это три основных места, где происходили погромы и убийства?

- Ну, они так планировали. С Оша нам люди звонили, плакали. Мы им очень благодарны – они были в беде, но все равно предупредили нас. Они были в такой беде, но все равно звонили: «Спрячьте, защитите женщин и детей, стариков, потому что на вас скоро нападут – едут из Аксыйского района, едут из Бишкека, едут из Нарына, едут из Таласа, едут из Токтогула - они вооруженные, они в автобусах, в КАМАЗах…». Такая информация у нас была же. (Подразумевается, что благодаря предупреждению из Бозор-Коргона удалось эвакуировать большинство женщин и детей) Я не знаю, как их можно наказать, ну, Бог знает… Они не люди, они звери…

- Как, по-вашему, что конкретно побудило их собраться в отряды и громить узбеков? У вас есть какое-нибудь объяснение?

- В первую очередь, потому что мы за Временное правительство… Мы с ними хорошо жили, но все равно у них и раньше было внутри какое-то нехорошее чувство: «Почему узбеки живут на равнинном месте, а мы в горах?» Когда 14 мая это началось, их старики приехали с одного села, была пятница, они подъехали прямо к мечети, и наши ребята получили от них по две тысячи сомов, но не стали выступать против ВП, теперь бакиевцы предлагают по пять тысяч сомов, ну, наши ребята не будут брать, не будут хулиганить. Но все равно, деньги есть деньги - киргизским ребятам, юношам, предлагали деньги, чтобы ограбить, уничтожать узбекские села, узбекские города. Они ведь даже приехали в Ош с дальнего Алая, в горах, с Советского района, ну, к нам приехали с Аксы, с Кызыл-Ункюра даже пустили, чтобы ограбить всех узбеков и сжечь их дома.

- Можно ли предполагать, что они хотят выжить из Киргизии узбекское население?

- Такого разговора я не слышал, но знаю, что они хотят отобрать все равнинные места, на которых мы, узбеки, в данное время живем. Но то, что узбеки на равнине живут – это же не мы виноваты. Наши предки там жили, когда Кыргызстан еще не существовал. Мы же не виноваты, что мы живем на равнине, а не в горах. Они должны как-то учитывать историю…

- Какой смысл в этих погромах, кроме того, как выместить свою злость за поддержку ВП? Например, выгнать узбеков, чтобы в перспективе они не смогли создать автономию, которая в будущем может потребовать отделения? Или, помните, Кадыржан Батыров говорил, что узбекский язык необходимо тоже сделать официальным языком, обеспечить присутствие узбеков во властных структурах? Может, это их больше всего разозлило?

- Узбекский язык, автономия – об этом мы забыли. Насчет автономии у нас вообще разговора не было. В 2006 году, когда Топчубек Тургуналиев (известный политический деятель, ныне и.о. директора Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства КР, лидер партии «Эркиндик», ярый киргизский националист – прим. ред.) в Джалал-Абаде в парке сказал, что узбекские и русские школы закроют, только киргизские будут, тогда мы поднялись, митинговали, чтобы оставить узбекские школы и добиться статуса узбекского языка (за участие в этих выступлениях Мухаммадкадыр Карабаев тогда отсидел 41 день). Но в данное время мы за то, чтобы поддержать Временное правительство.

- Какова роль киргизских военных и милиции в погромах на юге Киргизии? Сообщалось, что они участвовали в этих событиях на стороне погромщиков.

- Потому что они до сих пор подчиняются Бакиевым - в данное время всё военное и милицейское руководство - это их кадры. Они до сих пор находятся на руководящих постах.

- Как вам сейчас там придется жить - хоть кто-то людей там охраняет?

- В данное время не то, чтобы была какая-то охрана, там милиционеры работают с бандитами. Я несколько раз разговаривал с губернатором Джалал-Абадской области Бектуром Асановым, недавно был у него в кабинете, говорил ему о том, что киргизам и узбекам нечего делить, что мы должны жить спокойно и мирно. Но он сейчас там не командует, сейчас в Джалал-Абадской области командует мафия. Говорю же – несколько дней назад к границе привезли этого депутата районного Кенеша Мурода Саттарова - весь побитый, в синяках, его избили монтировкой. Он приехал к себе на работу, его посадили в «Мерседес» без номера, отвезли куда-то, избили, и требовали десять тысяч долларов. Вот что у нас творится.

- Где живут беженцы, которых отправили обратно в Кыргызстан?

- Они все, женщины и дети, сидят по домам. Они боятся выходить. Те, у кого дом сожгли, - мой дом тоже сожгли, - живут у родственников.

- Хотите что-то добавить, о чем я вас не спросил?

- Ну, это вопрос, который… Это - геноцид… Киргизов надо остановить. Это надо решать всему мировому сообществу. На безоружных узбеков напали вооруженные люди, заранее подготовленные… Я обращаюсь ко всем международным организациям, и ООН, и ШОС, и ОДКБ – я думаю, что надо туда послать миротворцев, иначе всё это не прекратится.

Записал А.Волосевич


В избранное