Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан: Власти Ошской области обвинили ООН в распространении недостоверной информации


Кыргызстан: Власти Ошской области обвинили ООН в распространении недостоверной информации
2010-07-22 19:12 ИА Фергана.Ру

22 июля, в Оше, в пресс-центре Временного правительства (ВП) Кыргызской Республики состоялась пресс-конференция, посвященная вопросу опровержения слухов, будоражащих население региона. В пресс-конференции приняли участие начальник объединенного оперативного штаба полковник Э.Нурматов, прокурор города Ош Л.Жумабаев и заведующий отделом обороны и правопорядка мэрии города Т.Айтматова.

Как сообщает пресс-служба ВП Кыргызстана, ошские чиновники заявили, что за последнее время по городу, а также в интернет-изданиях появляются «безосновательные, чудовищных по своей изобретательности слухи. Этот вопрос становится очень актуальным во время проведения примирения двух сторон после случившихся трагических событий».

Выступившие на пресс-конференции отметили, что «за последнее время органами исполнительной власти, местного самоуправления и силовых структур проводится огромная работа по стабилизации ситуации в городе, примирению сторон и обеспечению нормальной жизнедеятельности». Но именно слухи и домыслы «отдельных заинтересованных лиц» мешают чиновникам нормально работать: «подрывают налаживаемый хрупкий мир и создают дополнительные препятствия».

В частности, должностные лица, призванные следить за правопорядком на юге Кыргызстана, дали опровержение заявлению Верховного комиссара ООН по правам человека, утверждавшего, что в Оше имеет место применение пыток со стороны работников силовых структур по отношению к задержанным лицам. «Для сотрудников правопорядка не существует национальности. Для нас есть только лица, подозреваемые в совершении тех или иных преступлений»,- заявил прокурор города Ош Л.Жумабаев.

Вероятно, именно в адрес Верховного комиссара ООН по правам человека заведующая отделом обороны и правопорядка мэрии города Ош Т.Айтматова заявила: «Было бы целесообразно и полезно проверять достоверность информации и только после этого давать ее на суд общественности. Чтобы не навредить общему полезному делу по установлению мира и стабильности в городе и в области».

По мнению экспертов «Ферганы.Ру», прозвучавшие сегодня заявления киргизских чиновников – в одном ряду с категорическим нежеланием ошского мэра Мелисбека Мырзакматова допускать к работе на юге Киргизии полицейскую консультативную группу. Очевидно, органы власти южных регионов Кыргызстана внутренне чувствуют ответственность за трагические события 11-15 июня, однако не хотят раскрывать подробности своего в них участия. Тем временем, пока они цинично заявляют о «стабилизации» обстановки в Оше, жители города предоставляют журналистам всем больше и больше свидетельств произвола милиции, преследований по этническому принципу, пыток в следственных органах и открытого нежелания властей заниматься защитой прав граждан.

Следите за нашими новыми публикациями. Буквально через несколько часов мы предложим читателям очередной подробный рассказ о том, как живет Ош сегодня, спустя сорок дней после трагедии.

Ошские хроники. Мертвый город
2010-07-22 22:41 Мария Яновская

Фото © «Фергана.Ру

В Оше в командировке побывала наша коллега, представитель одной международной организации. К сожалению, мы не можем назвать имя журналистки, поскольку внутренним распоряжением ей и ее коллегам запрещено выступать где-либо, кроме как под «шапкой» и на сайте своей организации. Однако «Фергана.Ру» решила напечатать ее впечатления о сегодняшнем Оше анонимно, тем более что в официальных киргизских СМИ такая картина вряд ли появится. Ведь, согласно сводкам Ошской комендатуры и пресс-релизам Временного правительства, в городе «все стабильно и все под контролем».

* * *

- Я была в Оше с 15 по 19 июля. Жила у знакомых в центре города.

В городе на каждом шагу происходят стычки на межнациональной почве, постоянно, по любому поводу. Например, в пятницу мы поймали такси возле дома. Я села рядом с водителем-узбеком. И вдруг к машине подбежали трое мужчин-киргизов, начали орать матом, пинать машину, разбили фары, ударили водителя в челюсть через окно – стекло было опущено. Мы быстро отъехали, я была в шоке, стала расспрашивать, что да как… Но водитель скупо ответил, что, наверное, это конкуренты-киргизы…

Накануне я зашла в магазин, и там продавщица-узбечка – а может, и не узбечка, но явно не киргизка – что-то буркнула покупателю. Это очень не понравилось толпе в магазине, поднялся страшный крик, шум. И тоже – в основном, на межнациональную тему. Охранник даже попросил не поднимать этот вопрос… Но было очень неприятно.

Мы зашли в городское Управление внутренних дел, в коридоре сидело много людей: кому-то надо было восстанавливать документы на сгоревшие дома, или писать заявления на угнанные машины… И я видела, что люди очень возбуждены и одновременно очень боятся друг друга: в очереди сидели и узбеки, и киргизы. И в коридоре постоянно возникали стычки, люди друг друга оскорбляли – и тема тоже была одна, межнациональная… Милиционеры пытались разнять людей, но все были на взводе.

И то же было в банке: сидела большая очередь, но зашел молодой человек, вел себя довольно нагло, пошел без очереди и говорил, что это его земля и он тут должен быть хозяином.

Сейчас все очень обострилось, раньше такого не было. Я думаю, что виной всему – безнаказанность. Ведь мы не знаем, кого из ответственных лиц посадили, кого сняли с должностей за это время – и это породило всеобщий оголтелый национализм и хамство.

Сегодня Ош жестко разделен на киргизскую и узбекскую части, не географически, а виртуально. Даже если волей судьбы люди живут рядом – они обособлены, они боятся друг друга, боятся смотреть друг на друга. Раньше такого не было.

Авиакасса и кафе Согдиана на улице Кыргызстана
Авиакасса и кафе «Согдиана» на улице Кыргызстана

- Эти вспышки агрессии, когда нервы сдают, вы наблюдали и у узбеков, и у киргизов?

- Узбеки на улицы не выходят. Раньше в Оше таксовали (работали таксистами), в основном, узбеки, и теперь остались единицы, которые пытаются так же зарабатывать. Но они молчат, с их стороны нет агрессии, они уходят от столкновений.

Ош стоит пустой. Мертвый. Рынок работает только с 10 утра до часу дня, нет клиентов. На центральной улице Курманжан Датки, где раньше были пробки, сейчас пусто. Уже с трех часов дня в центре города слышно, как поют птицы, и это производит удручающее, страшное впечатление. В воскресенье в центре вообще стоит мертвая тишина. Говорят, большинство людей сидят по домам и боятся выходить. Некоторые сидят даже без света.

В городе нет людей, идет массовая миграция. Наземным транспортом ехать и сложно, и опасно, и люди улетают самолетами. Мне говорили, что все рейсы из Оша выполняются регулярно, но билетов не достать. Мои знакомые хотели улететь – и выяснилось, что ближайшие билеты на Санкт-Петербург есть только на 10 августа. Остальные раскуплены. В аэропорту очень много людей – и все с большим количеством вещей, видно, что люди уезжают навсегда, берут все, что можно увезти.

Напротив дома, где мы жили, стоит четырехэтажный дом, сорокаквартирный. И судя по окнам, в которых вечером загорался свет, там осталось только 9 квартир, в которых живут. Остальные брошены.

И такая же картина в других микрорайонах, в многоквартирных домах остаются по две-три семьи. Это, кстати, не дает полноценно подключить газ в некоторые дома – во время событий газ был отключен, и может, люди, убегая, оставили открытыми газовые краны…

Из Оша уезжают и киргизы, и узбеки – кто-то опасается повторения событий, кто-то говорит о мести… А люди других национальностей, например, русские, вообще не знают, что делать…

Оскорбительные надписи до сих пор не стерты
Оскорбительные надписи до сих пор не стерты

- Цены сильно выросли в магазинах?

- Выросли, да. Но при этом все товары есть. Самый ходовой товар – куриные окорочка – раньше стоили 86 сомов, а сейчас 100 сомов. Для людей это ощутимо. И так же выросли цены на другие продукты. Показательно, что фрукты и овощи подорожали, но при этом хороших фруктов и овощей нет. Может быть, те, кто их выращивает, перестали привозить свой товар в Ош на продажу.

Магазины открыты, а вот кафе я нашла только одно, которое работало. Это кафе «Акордо» на улице Курманжан Датки, недалеко от библиотеки. Там было можно поесть – но посетителей не было. На весь город работало одно интернет-кафе, тоже на улице Курманжан Датки. Там было полно народу, но когда я захотела пойти в другое место, мне объяснили, что больше ничто не работает.

Дома в городе стоят разбитые, надписи «кыргыз», «узбек», SOS – не стерты. Милиции мало, я не видела. Военных больше чем милиции, ходят в камуфляже и с автоматами. А ночью, когда темно, ходят наряды милиции в касках и в темной форме, светят по окнам большими фонарями. Проверяют.

Оскорбительные надписи до сих пор не стерты
Оскорбительные надписи до сих пор не стерты

На улице Навои, где раньше компактно проживали узбеки, стоят разрушенные дома, а через каждые три метра вдоль улицы – груды строительного мусора.

Местным журналистам запрещено писать и говорить о том, что происходит на юге. Я в воскресенье (18 июля – ред.) посмотрела по государственным телеканалам новости на киргизском языке – там не было ни одного сюжета, посвященного югу. И газеты пишут только то, что дает ошская комендатура: что все стабильно и все под контролем. Журналисты предпочитают молчать из соображений безопасности, оттуда многие уехали. Кого-то из журналистов персонально попросили замолчать.

И люди получают информацию по слухам.

Подготовила Мария Яновская

Кыргызстан: Восстанавливать полуразрушенные города Ош и Джалал-Абад будут в течение тридцати месяцев
2010-07-23 00:22 ИА Фергана.Ру

В киргизских городах Ош и Джалал-Абад в результате июньских беспорядков, по предварительным данным, пострадало около двух тысяч жилых домов и более пятисот объектов соцкультбыта. На их восстановление вице-премьер-министр, генеральный директор Госдирекции по восстановлению этих городов Жанторо Сатыбалдиев отводит примерно 30 месяцев. Об этом он сообщил 22 июля 2010 года на встрече с ошскими журналистами и пообещал позже ознакомить их с переработанным генеральным планом реконструкции Оша.

На фото: Жанторо Сатыбалдиев
На фото: Жанторо Сатыбалдиев. Фото автора

- Наша позиция такая: насильно никого переселять не будем. К каждому будем подходить индивидуально. Но – учитывая интересы развития города. Если пострадавшие дома окажутся в «красной зоне», значит, будем предлагать хозяевам строиться в другом микрорайоне. Для погорельцев разрабатываются отдельные программы, и в ближайшее время они начнут работать. Им будет предложено на выбор три варианта: переселение в многоэтажный дом; строительство нового дома на другом участке; компенсация.

70 процентов ошан проживает в одноэтажных домах индивидуальной застройки. Во многих районах – узкие улицы, проблемы с коммуникациями, снабжением чистой питьевой водой. Такие кварталы и входят в «красную зону» и подлежат капитальной перестройке.

В Оше предполагается строить соцжилье – 10 типовых многоэтажных домов. И уже 1 августа запланировано начать строительство первого из них. Право на получение квартиры в этих домах имеют те, кто пострадал в результате апрельских, майских и июньских массовых беспорядков этого года – медики, преподаватели и учителя, сотрудники правоохранительных органов. Объявлен тендер для строительных организаций. Условие – строители должны уложиться не более чем в 330 долларов за 1 квадратный метр (без отделки).

Госдирекция будет заниматься и восстановлением пострадавших школ. Однако не обещает, что они будут готовы к началу учебного года. В ближайших планах – обсуждение с представителями Азиатского Банка Развития полной реконструкции городской инфраструктуры, прежде всего, водопроводной и канализационной системы.

- Что касается центрального ошского базара, то этот вопрос – в компетенции городской мэрии. Но я бы, как ошанин, как бывший мэр города и бывший губернатор Ошской области, хотел, чтобы сохранилась историческая часть базара – та, где издавна работали ремесленники. А вообще, конечно, базар не соответствует санитарным нормам. Сюда даже пожарные машины не могут заехать. Торговую его часть нужно вынести за пределы центра, но оставить в черте города.

Всего для восстановления жилья, причем, не только в южном регионе, на счету Госдирекции имеется 100 миллионов долларов, выделенных Временным правительством. Порядка 37 миллионов из них предназначены для оказания помощи жертвам различных стихийных бедствий. Остальные – на восстановление жилья и компенсацию пострадавшим в результате апрельских, майских и июньских беспорядков.

Алла Пятибратова, Ош


В избранное