Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Операция <<Медресе>>. В Северном Таджикистане запрещают домашнее обучение детей основам ислама


Операция «Медресе». В Северном Таджикистане запрещают домашнее обучение детей основам ислама
2010-07-13 12:05 Тилав Расул-заде

Сотрудниками правоохранительных структур Северного Таджикистана с начала мая проводится спецоперация «Медресе», в рамках которой закрываются нелегальные частные домашние школы. В эти «школы» исламской направленности ходят дети «до шестнадцати», их обучают педагоги со знанием арабского языка, пользующиеся в народе авторитетом и уважением.

Двадцать шестого мая 2010-го года в ходе проведения операции «Медресе» было установлено, что житель Сурх Исфаринского района 34-летний Маруф Розиков в своем доме незаконно организовал обучение основам ислама, и школу посещают 20 несовершеннолетних детей от 8-летнего до 16-летнего возраста. В качестве доказательств были конфискованы несколько книг религиозного характера. Об этом редакции нашего издания сообщили в Штабе УВД Согдийской области. По информации источника «Ферганы.Ру», в отношении Маруфа Розикова было заведено административное дело по статье 474 Кодекса административных правонарушений Республики Таджикистан. Дело отправлено в суд города Исфара.

За четыре дня до этого сотрудниками правоохранительных структур в рамках операции «Медресе» было приостановлено обучение, которое организовала у себя дома жительница Истаравшанского района 39-летняя Ю.Р. Было установлено, что для получения исламского образования ее регулярно посещали 15-летняя Фатима, 10-летняя Махина, 16-летняя Мадина, 14-летняя Тахмина. У учительницы была конфискована учебная литература. В отношении Ю.Р. заведено административное дело по статье 474 Кодекса административных правонарушений Республики Таджикистан.

За организацию надомного обучения основ ислама к административному наказанию привлечены и другие учителя из Бободжонгафуровского, Исфаринского, Матчинского районов.

Кроме того, прокуратурами Матчинского, Истравшанского, Исфаринского районов возбуждены уголовные дела по статье 164 («Воспрепятствование получению основного обязательного общего (девятиклассного) образования») Уголовного кодекса Республики Таджикистан в отношении родителей, которые воспрепятствовали посещению своими детьми общеобразовательных школ. В случае подтверждения вины в суде этим родителям угрожает наказание в виде штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров заработной платы либо ограничение свободы на срок до двух лет.

По словам директора медресе имени Шайх Маслихатдин города Худжанда Орифджона Байзоева, в настоящее время в Согдийской области функционируют 8 медресе. В медресе города Худжанда обучаются 90 девушек, 35 из них в нынешнем году отметили свой выпуск, а также 65 юношей, 9 из которых закончили учебное учреждение.

– Мы обучаем своих студентов строго в рамках законов и правовых актов, существующих в стране, – говорит Байзоев. – Если кто-то желает организовать курсы по основам ислама, он должен предоставить свою учебную программу в управление по делам религии при правительстве Республики Таджикистан. Лишь после сдачи экзаменов и соответствующих документов человек получает право на обучение детей.

Однако для того, чтобы эти дети после запрета обучения на дому не были завербованы представителями радикально-экстремистских организаций, – продолжает Орифджон, – на первых порах их надо привлекать в соборные мечети и создавать условия, при которых они могли бы продолжать уже начатое дело – познавать азы ислама. Преподаватели медресе или сотрудники мечети могут наставлять желающих приобрести необходимые знания. Изданы необходимые книги, которые позволяют начинающим изучение ислама без наставника. Лишь бы были желание и талант. А если это девушки, они могут обращаться к нашим мудариссам (учительницам – прим. ред.). У нас их насчитывается тринадцать.

По мнению экспертов, сейчас в домашнее обучение вовлечен не столь уж широкий круг молодых людей, желающих получить исламское образование. Но число девушек и юношей, окончивших медресе и исламские ВУЗы как внутри страны, так и за ее пределами, год от года увеличивается. При этом те, кто обучает своих детей и родных дома, безусловно, имеют на это право.

Как отметил молодой политолог Илхом Якубов, с 1-го сентября 2009-го года во всех общеобразовательных школах ввели преподавание нового предмета «марифати ислом» (исламского образования – прим. ред.). Но 34-х часов, которые выделены для изучения ислама, конечно, недостаточно. Необходимо увеличивать количество часов, вводить предмет не с восьмого класса, как сейчас, а хотя бы с третьего вплоть до окончания общеобразовательной школы.

– Прежде всего, надо думать о подготовке преподавателей, – говорит Якубов. – Не каждый филолог, историк, востоковед сможет преподавать «марифати ислом». – Знания знаниями, но учитель еще должен быть верующим, духовно богатым и развитым человеком.

По мнению начальника управления образования Согдийской области Саидмухтора Джалолова, сегодня как никогда у населения, в том числе детей, появился интерес к изучению ислама. Поэтому, учитывая высокую мотивацию, в программу восьмого класса вместо предмета «история религии» и ввели «марифати ислом». Согласно инструкции, разработанной министерством образования, право его преподавать имеют только учителя таджикского языка, истории, права, то есть люди с педагогическим образованием. Кроме того, перед началом занятий ученики не обязаны совершить ритуал тахорат (омовение тела – прим. ред.).

– То, что родители после завершения уроков в общеобразовательных школах предпочитают отдавать своих детей частным лицам – прерогатива родителей, – считает Джалолов. – Пока у нас нет никаких данных о том, сколько детей школьного возраста посещают частные уроки. Наоборот, насколько я знаю, многие родители хотят, чтобы их дети помимо религиозного образования получали и образование в светских школах. Но есть и факты, когда родители препятствуют получению обязательного образования своими детьми. В случаях, когда такого рода факты фиксируются, мы сами обращаемся в органы прокуратуры, чтобы были приняты меры по их предотвращению. У нас в прошлом году таких родителей было 229 человек, а сейчас осталось 69. Речь о детях 7-15-летнего возраста, которые по вине родителей не охвачены учебой. Есть проблема и с привлечением девочек после получения ими девятилетнего образования.

– Если посещения уроков, организуемых частными лицами, идет не в ущерб ребенку, если эти преподаватели не находятся под влиянием каких-либо радикальных, экстремистки настроенных людей, преподают умеренный ислам, тогда им это разрешается. В таких случаях учителя обязаны получать лицензию на преподавание, чтобы их курсы не вызвали хаос и неразбериху, – заключает Джалолов.

Как полагают независимые эксперты, у того, что многие родители препятствуют получению своими детьми общего образования, есть реальные предпосылки. Школа не выполняет свою основную миссию, ее суть: воспитание и передача необходимых знаний. В школах все чаще фиксируется беременность девушек, дети школьного возраста совершают преступления самого разного характера. В последнее время из-за падения престижа профессии педагога в стране сотни опытных учителей с ней навсегда попрощались. Их места заняли выпускники общеобразовательных школ, которые, безусловно, никак не удовлетворяют требованиям учеников и их родителей по своим знаниям и педагогическим навыкам.

Однако с этим мнением начальник управления образования области категорически не согласен. Он убежден, что за «падение нравов» должно нести ответственность всё общество.

– Школьник всего шесть часов находится в школе, – говорит Джалолов. – В остальное время он под контролем родителей и окружающих.

Запрет ведения частных уроков возник потому, что министерство образования Республики Таджикистан намерено довести обязательную общую программу по образованию до десяти лет. Внедрение ее начинается с сентября 2011-го. А с 2014-го года страна планирует перейти на 12-летнее обучение. Возникает парадоксальный вопрос: будут ли изменены санкции в отношении тех родителей, которые не хотят, чтобы их дети ходили в школу? Ведь продление срока обязательного обучения многих не обрадует. И есть вероятность, что число таких родителей будет резко расти.

Более того, возникает другой не менее важный вопрос: есть ли желание у родителей, чтобы их дети получали исламское образование дома у частных преподавателей? Закон этого не позволяет. Словом, кто придет на помощь тем подросткам, которые остались заблудившимся на перекрестке раздумий: куда идти и с кем идти?

Тилав Расул-заде


В избранное