Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Эксперты: Президент Таджикистана не контролирует ситуацию в стране
2008-05-28 09:33 ИА Фергана.Ру

Во вторник, 27 мая, таджикском городе Кулябе, расположенном в двухстах километрах к юго-востоку от Душанбе, весь день шли бои между подразделениями МВД и родственниками одного из лидеров Народного фронта республики Лангари Лангариева, погибшего в гражданскую войну.

Как сообщает Коммерсант, в ночь на вторник власти отдали приказ войскам МВД взять штурмом дом семьи Лангариевых, известной тем, что ее члены в прошлом были активистами Народного фронта и вместе с нынешним президентом Эмомали Рахмоном в середине 1990-х боролись с исламской оппозицией. Причем старший из братьев Лангариевых, Лангари, погиб в гражданскую войну. Но это не уберегло его семью от конфликта с властями.

Вчерашний штурм был представлен официальными СМИ Таджикистана как давно спланированная спецоперация против якобы торговавшего наркотиками младшего из братьев Лангариевых 29-летнего Сухроба. МВД Таджикистана вчера сообщило, что, по оперативным данным, в доме хранится больше центнера героина.

Чтобы проверить эту информацию милиция попыталась обыскать здание, а когда хозяин отказался впускать к себе оперативников, те решились на штурм, предварительно оцепив дом в радиусе километра и подтянув к нему бронетехнику. Однако в распоряжении обитателей дома оказался внушительный арсенал, и по атаковавшим милиционерам был открыт шквальный огонь. В перестрелке были убиты пятеро человек, в том числе сотрудник службы госбезопасности, двое зевак и один ребенок.

Столкнувшись с ожесточенным сопротивлением, власти попытались договориться с осажденными. В переговорах принял участие отец Сухроба Лангариева, который попробовал убедить сына сдаться. Однако последний наотрез отказался.

«Отец, по просьбе своего сына, лишь вывел из штурмуемого дома всех детей и женщин»,— рассказал журналистам один из сотрудников таджикских спецслужб. Он также уточнил, что до сих пор неизвестно, сколько человек засели в доме и каким количеством боеприпасов они располагают.

После переговоров перестрелка продолжилась с новой силой, причем в ней приняли участие подоспевшие в Куляб из Душанбе бойцы спецподразделения «Альфа». Бой продолжался весь день, и лишь поздно вечером спецназу удалось взять верх.

Коммерсант отмечает, что после гражданской войны 1992-1997 годов братья Лангариевы долгое время пользовались влиянием далеко за пределами своего региона. Один из них, Бахтиер Лангариев, руководил региональным подразделением СОБРа, но потом, выступив с рядом критических заявлений в адрес властей, впал в немилость и бежал из страны, по некоторым данным, в Москву. Еще один брат, генерал-майор Файзали Лангариев, в настоящее время возглавляет управление боевой подготовки министерства обороны Таджикистана.

Наблюдатели уже связали нынешний «наезд» на Сухроба Лангариева с желанием властей потеснить его влиятельного брата. «Клан Лангариевых и впрямь внес существенный вклад в то, чтобы Рахмон пришел к власти и возглавил страну. Однако теперь наверху возникает конфликт интересов. Поэтому под разными предлогами власти стараются отстранить от участия в политическом процессе потенциальных конкурентов из числа бывших союзников»,— цитирует Коммерсант заместителя председателя оппозиционной Социал-демократической партии Таджикистана Шокирджона Рахимова.

За последние несколько лет Эмомали Рахмону удалось зачистить правящие круги от авторитетных единомышленников. За решеткой оказались такие влиятельные кулябцы, как бывший командир президентской гвардии Гафор Мирзоев и экс-глава МВД Якуб Салимов. Одновременно власть сводила счеты с бывшими руководителями Объединенной таджикской оппозиции (ОТО). За решеткой один за другим оказались экс-глава таможенного комитета Мирзоходжи Низомов, экс-директор «Таджикгаза» и лидер Демократической партии страны Махмадрузи Искандаров.

Однако с недавних пор противники Эмомали Рахмона перестали безропотно подчиняться его воле. Так произошло в прошлом году, когда по приказу из Душанбе в Горном Бадахшане был арестован еще один выходец из ОТО — командир погранотряда майор Тохир Чоршанбиев. В ответ сторонники майора взяли в заложники главу местного отдела госбезопасности, и власти были вынуждены отпустить господина Чоршанбиева.

В феврале этого года в городе Гарме, считающемся оплотом оппозиции, случилась перестрелка, в которой погиб командир ОМОНа МВД Таджикистана полковник Олег Захарченко. Он приехал в Гарм, чтобы арестовать начальника райотдела по борьбе с организованной преступностью полковника Мирзоходжу Ахмадова, который в гражданскую войну воевал против Эмомали Рахмона. Однако на требование сдаться господин Ахмадов и его сторонники ответили огнем из табельного оружия. Полковник Захарченко был убит, а четверо его коллег ранены. После этого инцидента господин Ахмадов как ни в чем не бывало продолжает исполнять свои обязанности: власть больше не рискнула посягнуть на свободу влиятельного полковника.

Судя по инциденту в Кулябе, пример Мирзоходжи Ахмадова оказался заразительным. И это плохая новость для президента Рахмона, в окружении которого все и так неспокойно. В последнее время в Душанбе ходят слухи о разладе в семье президента — между сыном господина Рахмона Рустамом и шурином главы государства, влиятельным бизнесменом Хасаном Садуллаевым.

Конфликт между ними произошел 1 мая, когда оба родственника вместе с Эмомали Рахмоном ездили с инспекционной поездкой в город Яван. По слухам, там между дядей и племянником вспыхнула ссора, в ходе которой Рустам Рахмон выстрелил в дядю. Хасан Садуллаев получил ранение в шею. Его срочно отправили в одну из клиник Германии, но, несмотря на усилия врачей, 8 мая шурин президента Таджикистана скончался. О достоверности этой информации в Душанбе гадают до сих пор, поскольку официально о смерти господина Садуллаева нигде не сообщалось.

Участившиеся случаи вооруженного противостояния между центральными властями и региональными лидерами говорят о том, что президент Рахмон не контролирует ситуацию в собственной стране. «Ситуация становится неуправляемой на фоне экономических проблем. Все очевиднее неэффективность политики властей,— считает Шокирджон Рахимов.— И в случае нового конфликта еще неизвестно, с кем будут вчерашние командиры, которые привели к власти этого президента».

Напомним, что минувшей зимой Таджикистан пережил серьезный энергетический и продовольственный кризис. По подсчетам МВФ, 63 процента населения страны живут меньше чем на $2 в день. Около одного миллиона граждан Таджикистана постоянно находятся на заработках за границей, преимущественно в России. Ежегодно, по оценке ЕБРР, они пересылают на родину около $1 млрд., что составляет примерно 50 процентов ВВП Таджикистана. Экспорт алюминия, который обеспечивает половину экспортных поступлений, приносит Таджикистану лишь около $550 млн. в год.

«Экономический кризис [в Таджикистане] медленно, но верно трансформируется в кризис политический, - считает эксперт Московского центра Карнеги А.Малашенко. - Президент Эмомали Рахмон утратил некогда присущую ему харизму. Оставаясь ключевой политической фигурой, он, однако, уже не в состоянии играть роль безусловного медиатора в отношениях между различными региональными кланами». По мнению эксперта, «события в Кулябе воспринимаются не столько как усиление борьбы против наркобизнеса, сколько именно как крайнее обострение межклановой борьбы».


В избранное