Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Минсоцразвития Киргизии решило улучшить обслуживание <<ползучих больных>>



Минсоцразвития Киргизии решило улучшить обслуживание «ползучих больных»
2018-08-07 17:22 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Пациенты психоневрологического учреждения в Киргизии. Фото с сайта For.kg
Министерство труда и социального развития Киргизии подготовило проект реформирования социальных интернатов, в котором больные делятся на три категории – ходячие, ползучие и лежачие. Об этом сообщило издание For.Kg.

В Минсоцразвития пришли к выводу, что для улучшения условий жизни пациентов стационарных социальных учреждений (ССУ) необходимо внести изменения в ряд постановлений правительства. Обосновывая необходимость перемен, авторы проекта описывают крайне неблагоприятные условия, сложившиеся в таких заведениях.

«В настоящее время в ССУ находятся получатели услуг, имеющие разные состояния (ходячие, ползучие, лежачие) и диагнозы с хроническими и затяжными формами психических заболеваний. Часть указанного контингента поступили в ССУ в советский период», – говорится в документе. Также в Минсоцразвития указывают, что из республиканского бюджета не выделяются средства на мебель, одежду, постельные принадлежности, моющие средства, памперсы. Фактически все, что есть в интернатах, получено в виде гуманитарной помощи. В министерстве подчеркивают, что в учреждениях приходится стирать в среднем 100 килограммов одежды и постельного белья в день. Многие пациенты страдают энурезом, а памперсов катастрофически не хватает.

Также отмечается, что действующие правила не обязывают родственников, помещающих пациента в интернат, предоставить решение суда о его недееспособности. Между тем, в правозащитных организациях считают, что дееспособных людей нельзя помещать в такие учреждения. Администрация интернатов иногда самостоятельно обращается в суд, чтобы получить документы о недееспособности пациента. Но такое заявление нельзя отнести в ближайший суд, его принимают только в суде по месту жительства родственников больного. Из-за участия в судах сотрудники испытывают лишнюю нагрузку и тратят деньги, не предусмотренные бюджетом учреждения.

Наконец, в министерстве считают необходимым расширить список продуктов питания, которые имеют право закупать интернаты. Сейчас больные питаются однообразно и не получают всех необходимых веществ. В министерстве подчеркивают, что для улучшения питания не надо даже повышать финансирование – достаточно просто разрешить закупать больше видов продуктов.

СМИ регулярно сообщают о том, что киргизские психоневрологические интернаты переполнены, а медики не хотят там работать из-за низких зарплат. В 2013 году было возбуждено уголовное дело в отношении директора Токмакского психоневрологического дома-интерната № 2 Курманкула Жумалиева. Его обвиняли в продаже в рабство за $500 двух пациентов. Впоследствии покупатели вывезли пациентов в Москву и использовали для попрошайничества. В документах учреждения записали, что больных якобы забрала дальняя родственница. В 2014 году Жумалиева и двух его соучастников приговорили к штрафам.



Узбекистанцам разрешат вставать на консульский учет без листка убытия
2018-08-07 17:42 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Консульство Узбекистана в Берлине. Фото с сайта Diligence.uz
Узбекистанцам, выехавшим за границу на постоянное жительство или на срок больше шести месяцев, для постановки на консульский учет не нужно будет предъявлять адресный листок убытия. Такая норма содержится в проекте президентского постановления о совершенствовании паспортной системы в республике. Документ опубликован на портале обсуждения законопроектов Узбекистана, его разработчиком является министерство внутренних дел.

Согласно проекту, для постановки на консульский учет от граждан потребуется заявление, биометрический паспорт (внутренний или для выезда за границу), копия свидетельства о рождении, копия военного или приписного удостоверения и квитанция об уплате консульских сборов. Также потребуется нотариально удостоверенные согласия родителей и супруга, а также бывших супругов, если у них имеются совместные несовершеннолетние дети.

По действующим сейчас требованиям, для постановки на учет требуется листок убытия, а также справка с места жительства или регистрация на территории страны пребывания. Листок убытия требуется только для граждан, выехавших на ПМЖ в страны СНГ.

Отметим, что листок убытия является одним из документов, с которым возникают трудности у многих узбекистанцев, получивших гражданство в России или других странах и желающих оформить выход из гражданства Узбекистана. Люди часто теряют этот документ или сдают его при получении паспорта или прописке в новой стране. Листок убытия можно получить в консульстве, но для этого необходимо встать на учет, для которого - опять же - надо предъявить этот листок убытия. В этом случае гражданам остается ехать на родину для получения этого документа. Однако такая поездка может быть достаточно дорогой, и к тому же у многих могут возникнуть проблемы при прохождении границы: пересекать границу Узбекистана граждане республики могут только по узбекскому паспорту, а он у многих или потерян, или просрочен. Чтобы получить новый паспорт в диппредставительстве, опять же нужен листок убытия. Подробнее об этих трудностях и о том, почему следует отменить требование предоставлять листок убытия, можно узнать из материала «Конвертация зеленого паспорта. Как упрощение выхода из гражданства принесет Узбекистану миллионы долларов».



Для поимки убийцы Тена казахстанской полиции пришлось провести армейскую операцию
2018-08-07 18:14 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Калмуханбет Касымов. Фото с сайта Kapital.kz
Министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет Касымов впервые появился перед журналистами после убийства фигуриста Дениса Тена. Он рассказал подробности задержания убийц известного спортсмена, в частности, то, что для поимки одного из преступников пришлось привлекать силы Национальной гвардии, сообщает InformБЮРО.

Отвечая на вопросы, задаваемые в соцсетях, министр объяснил, что одно только наличие средств наблюдения не дает возможности сразу выявить преступников. «Конечно, у нас есть камеры, конечно, у нас есть свидетели, но никто не мог сказать фамилию и имя хотя бы одного из тех преступников, которые совершили это нападение. В 23.30 мы задержали первого преступника. Через него мы установили сообщницу. Она в первые часы допроса не все нам сказала, а когда мы вычислили третьего преступника, с ним было чуть-чуть тяжелее. Первую ночь он провел в логу, потом менял адреса, один микрорайон, второй микрорайон, было тяжело его задержать. Пришлось по сути дела в микрорайоне Аксай, где мы его задержали, провести армейскую операцию, подключили Национальную гвардию. Третий преступник был задержан, когда с одного адреса переходил на другой. Все они допрошены, проводятся соответствующие экспертизы, суд санкционировал их арест», - пояснил Касымов.

Глава МВД также кратко рассказал о подозреваемых. «Они приезжие. Один из Жамбылской области, другой из Кызылординской. Третий фигурант – женщина, она приехала тоже из Жамбылской области, работает в Жамбылской области. Приехала летом сюда на заработки, поработать официанткой. Они встретились и, по сути дела, эти двое и занимались кражей боковых автостекол», – отметил Касымов.

Министр высказался о том, что победить кражи невозможно, не сломав сбыт. «Ломбарды стали местом сбыта краденого имущества. Это невозможно во многих странах. Мы изучили опыт Российской Федерации, Узбекистана, Германии, и приняли закон», – сказал министр.

По его словам, суть закона - в том, что всех, кто сдаёт вещи в ломбард, будут обязаны фотографировать и вести учёт. «Легализуем и приведём в соответствие», – заверил министр.

Отдельно глава МВД коснулся такого вида преступлений, как кражи автозапчастей. «С санкции прокуратуры провели проверки в Алматы, Караганде, Павлодаре и других областях. Что мы видим? По сути дела, огромное количество реализаторов запасных частей. Из 452 краж зеркал, которые зарегистрированы в Казахстане, 90% совершили в Алматы. У нас только здесь совершаются такие преступления, потому что спрос порождает предложения. Даже скупщики на базарах уже этими преступниками командуют и спрашивают, какие зеркала нужно приехать и продать. Полиция не может проверять каждый день этих реализаторов. Это бизнес. Он защищён», – рассказал Касымов.

Напомним, что Денис Тен скончался вечером 19 июля в центральной клинической больнице Алма-Аты. Спортсмена привезли туда на «Скорой» с обильной кровопотерей — его ударили ножом застигнутые врасплох автомобильные воры. Тен увидел, как злоумышленники пытались снять зеркала с его автомобиля, и попытался им помешать. Один из преступников ударил спортсмена ножом. Удар ножа пришелся в бедро. Сообщалось, что Тен потерял три литра крови. «Скорую» ему вызвали случайные прохожие, увидевшие молодого человека без сознания на улице.

Свой первый казахстанский чемпионат Тен выиграл в 2006 году, когда ему было 12 лет. Спустя три года фигурист стал четвертым на чемпионате мира среди юниоров и заработал путевку на Олимпиаду-2010 (по итогам взрослого ЧМ), заняв на ней 11 место и став самым молодым участником в мужском первенстве. В 2011 году он взял «золото» Азиады, спустя два года — сенсационное «серебро» на Чемпионате мира в Лондоне. В 2014 году на Олимпиаде в Сочи Тен стал бронзовым призером.

Международное информационное агентство «Фергана»



Аэропорт Ургенча возобновит прием рейсов из России 10 августа
2018-08-07 18:41 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Международный аэропорт Ургенча. Фото с сайта Ugcuzb.com
Международный аэропорт Ургенча открывается 8 августа и начнет прием рейсов из России с 10 августа. Об этом сообщает официальный сайт национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари».

«С 8 августа 2018 года международный аэропорт «Ургенч» начнет принимать рейсы по внутренним направлениям и будет работать в штатном режиме. Рейсы из аэропорта «Ургенч» в города Москва и Санкт-Петербург будут возобновлены с 10 августа 2018 года», - говорится в сообщении.

Аэропорт Ургенча был закрыт 16 июля текущего года по техническим причинам, а так же из-за жаркой погоды. Рейсы были перенесены в аэропорты Бухары и Нукуса. По информации Gismeteo, в те дни жара в Ургенче достигала +45 градусов по Цельсию. Сейчас температура в городе держится в пределах +39 градусов.

Аэропорт «Ургенч» имеет статус международного, пропускная способность - около 300 пассажиров в час. В июне 2018 года порт стал лауреатом конкурса «Лучший аэропорт года стран-участниц СНГ» в номинации «За большой вклад в развитие аэропорта». В конкурсе, ежегодно проводимом Ассоциацией «Аэропорт», «Ургенч» принимает участие с 2012 года. Он становился победителем в различных номинациях: с 2012 по 2014 годы – «За большой вклад в развитие производства», в 2015 году – «Лучший аэропорт года стран-участниц СНГ», в 2016 году получил награды сразу в двух номинациях – «Динамично развивающийся аэропорт» и «За большой вклад в развитие туризма».



МВД Узбекистана предложило наделить граждан двумя паспортами и ID-картой
2018-08-07 19:16 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото с сайта Darakchi.uz
Министерство внутренних дел Узбекистана разработало законопроект, согласно которому граждане республики с 1 января 2019 году смогут иметь три вида документов удостоверения личности – биометрический паспорт, биометрический паспорт для выезда за границу (загранпаспорт) и идентификационную электронную карту (ID-карту). Данный проект постановления президента страны Шавката Мирзиёева вынесен на всеобщее обсуждение до 22 августа этого года.

В документе прописаны все виды удостоверений личности. Биометрический паспорт граждане смогут использовать только на территории Узбекистана. Загранпаспорт нужно будет оформлять в случае выезда за границу, также он будет необходим узбекистанцам, уже проживающим за рубежом. ID-карта, содержащая единый номер идентификации каждого гражданина и его персональные данные, используется внутри страны при получении государственных услуг. То есть, частично этот документ дублирует функции обычного биометрического паспорта.

Так как используемые сейчас выездные стикеры, выдаваемые на два года, с 1 января 2019 года полностью отменяются, в Узбекистане намерены ввести загранпаспорта для выезда за пределы страны. Получить такой документ можно будет либо в отделении миграции и оформления гражданства органов внутренних дел, либо в консульских учреждениях при зарубежных представительствах МИДа. Пакет необходимых для начала процедуры документов разнится – например, если вы оформляете загранпаспорт в республике, то можно предоставлять вместо обычного биометрического паспорта ID-карту, консульства будут принимать только паспорта, так как идентификационные карты за границей недействительны.

При оформлении загранпаспорта через ОВД по месту прописки, срок рассмотрения и предоставления запрашиваемого документа составит десять дней с момента подачи пакета документов. Если процесс проходит через консульский отдел, то сроки зависят от графика дипломатической почты.

Если вы выезжаете за границу на постоянное место жительства, то в числе прочих справок, в органы внутренних дел необходимо предоставить нотариально заверенное согласие родителей или супруга (если это не совместная поездка) на выезд из страны. Граждане, находящиеся в разводе и имеющие несовершеннолетних детей, не получат загранпаспорт без наличия разрешения на выезд от бывшего мужа или жены.

Срок действия загранпаспортов зависит от возраста получателя документа. Малышам до одного года паспорт выдается на два года, от года до 16 лет – на пять лет, лицам старше 16 лет, то есть, всем совершеннолетним узбекистанцам – на десять лет.

При этом, согласно президентскому указу от 16 августа 2017 года, граждане Узбекистана смогут выезжать страны, с которыми у республики установлен безвизовый режим, по внутренним биометрическим паспортам до 1 января 2021 года. Эти документы будут действовать на территории другого государства на срок действия паспорта.

В начале года появилась информация, что власти Узбекистана решили признать национальный паспорт заграничным и внедрить ID-карты в качестве удостоверения личности на территории страны. Однако позднее от этой идеи отказались.

Министерство финансов республики параллельно ведет разработку отдельных ID-карт для пенсионеров, целью создания которых является подтверждение личности гражданина, а также автоматизация процессов выдачи пенсий наличными.

Международное информационное агентство «Фергана»



Родовое гнездо позора. Как уят стал оправданием семейного насилия в Киргизии
2018-08-07 19:31 ferghana@ferghana.ru (Татьяна Зверинцева)

Фото с сайта Projectsafespace.org

В начале августа Коалиция за демократию и гражданское общество распространила результаты телефонного опроса, согласно которым 96% граждан Кыргызстана считают домашнее насилие проблемой страны. Любопытно, что только 17,5% респондентов признались, что сталкивались с этой проблемой лично. О том, что стали жертвами насилия, заявили лишь 4,7% опрошенных. Еще 10,6% сказали, что знакомы с жертвами, а 2,2% рассказали о знакомстве с семейными насильниками. 10,5% опрошенных сказали, что считают домашнее насилие допустимым.

Впрочем, относиться к результатам опроса следует с осторожностью. Киргизский менталитет не располагает к открытому обсуждению подобных вещей. Сокрытие проблем в собственной семье считается не только нормой, но даже обязанностью каждого приличного человека.

Основными жертвами семейного насилия участники опроса почти единодушно признали женщин и детей. За женщин голоса отдали 47,6%, за детей – 39,8%. На долю всех остальных категорий населения (пожилых людей, инвалидов, мужчин) в совокупности пришлось лишь 12,6% голосов. Возникает вопрос – как быть тем, кто одновременно входит в две наиболее рискованные категории, то есть является одновременно и женщиной, и ребенком? Молодая девушка, с одной стороны, уже вызывает интерес у мужчин, может быть жертвой домогательств и раннего брака. С другой стороны – она еще не обладает статусом «матери семейства», который во всех традиционных культурах довольно высок и в большой степени компенсирует второстепенное положение женщины.

Характерный пример нарушения прав юных девушек – обряд ала качуу (похищение невесты), который обрел в годы независимости популярность, не характерную даже для дореволюционных времен. В 2007 году талантливый режиссер Эрнест Абдыжапаров помог распространению этой моды, романтизировав ала качуу в фильме «Боз салкын» («Светлая прохлада»). Там похищение рыдающей девушки, насильное повязывание белого «платка невесты», навязчивость родственниц жениха в конечном счете приводят к созданию счастливой семьи. Весной 2018 года, когда жертва похищения Бурулай Турдалиева была убита «женихом», киргизские СМИ выступили с яростной критикой ала качуу. Ненадолго обрел популярность другой фильм – «Ала качуу» Азима Азимова, где счастливый финал выражается в освобождении похищенной девушки. Но вряд ли 14-минутная короткометражка надолго перевесит в сознании молодежи «Боз салкын», на котором уже успело вырасти целое поколение.


Кадр из фильма «Светлая прохлада»

А иногда для того, чтобы подвергнуться насилию, необязательно становиться жертвой похитителя. Об этом свидетельствует история 22-летней жительницы Ноокатского района Ошской области, которая в июне 2018 года была убита собственными матерью и братом за рождение ребенка вне брака. 7 августа издание Turmush опубликовало результаты подробного исследования среды, в которой жила и умерла девушка. Журналисты называют ее Шахзода (до конца неясно, изменено или нет имя героини публикации). Семья девушки проживает в селе Жаны-Ноокат, 80% населения которого составляют этнические узбеки, а 20% – киргизы. Судя по имени девушки, вероятнее всего, ее семья относилась к большинству. Шахзода – это узбекское и таджикское, но не киргизское имя. Кстати, оно переводится как «принцесса».

Родственники и соседи дают противоречивую информацию о ситуации в семье – кто-то заявляет, что девушка страдала психическим заболеванием, кто-то – что никогда об этом не слышал; кто-то говорит, что отец девушки невероятно ее любил, кто-то упрекает его в том, что он стоял на похоронах в стороне. Уже эта неоднозначность демонстрирует главное – закрытость семей, нежелание «выносить сор из избы», страх перед общественным мнением.

В целом из всех бесед вырисовывается следующая история. Мать Шахзоды работает учительницей младших классов и считается среди односельчан хорошим педагогом. Отец окончил вуз в Фергане с красным дипломом, сейчас трудится на заводе по производству кирпича. Отношения между супругами оставляют желать лучшего. По словам отца, он живет на заводе, а дома появляется раз в месяц. Мужчина посетовал, что жена отбирает у него абсолютно всю зарплату. В свою очередь, сестра матери заявила, что женщина тянула на себе всю семью, а мужу не было дела до детей. 24-летний сын супругов до недавних пор работал в России и лишь незадолго до убийства вернулся на родину. Ну а Шахзода являлась единственной отрадой матери – женщина надеялась дать дочери высшее образование и прилагала для этого массу усилий.


Отец Шахзоды. Фото с сайта Turmush.kg

Сначала все шло по плану. Шахзода хорошо училась в лицее, потом поступила на бюджетное отделение педагогического колледжа в городе Кызыл-Кия. Именно во время учебы в колледже наступил перелом. Отучившись пять-шесть месяцев на первом курсе, девушка решила бросить учебу. 77-летний дедушка по отцовской линии вспомнил, как однажды приехал в Кызыл-Кию и зашел в общежитие проведать внучку. Но соседки рассказали, что Шахзода оставила им записку «не хочу жить» и ушла. Она пыталась вернуться домой, но там ее не ждало ничего хорошего. Мать настаивала на том, чтобы девушка продолжила учебу. Шахзода старалась не появляться дома, скиталась по улицам, пряталась в заброшенных домах. Односельчане, встретив ее, насильно приводили ее домой.

«Мать, естественно, не могла терпеть всего этого позора и временами била ее», – рассказала тетя погибшей. Когда побои не помогли, мать и тетя отвели девушку к молдо (мусульманскому священнослужителю), чтобы «изгнать демонов». А когда и это не сработало, девушку поместили в Ошскую психиатрическую больницу. С тех пор ее госпитализировали туда регулярно на протяжении четырех лет.

Наконец, Шахзоду обнаружили без сознания в Ноокатском парке и доставили в больницу. Там выяснилось, что девушка находится на шестом месяце беременности. Судьба рожденного через три месяца ребенка остается неизвестной. Согласно основной версии, его отдали на воспитание чужим людям. Шахзода первое время после родов не жила дома, но потом вернулась и стала требовать найти ее ребенка. Выполнять это требование мать не стала, зато о случившемся узнал вернувшийся из России брат. «Скорее всего, из-за гордости и такого позора он ее избивал», – отметил один из односельчан.

Наконец Шахзода нашла себе временное пристанище в доме знакомой в Кызыл-Кие. Но в июне 2018 года эта знакомая позвонила ее матери и попросила приехать. Шахзода в ответ устроила скандал и попыталась убежать. Хозяйка дома догнала ее, на ссору обратили внимание сотрудники милиции. Женщин отвели в дом для разбирательства. Вскоре приехали мать и брат Шахзоды, которым ее и передали. Родственники на машине повезли девушку домой, но по пути остановились у канала, впадающего в Найманское водохранилище. Они сбросили девушку, связанную по рукам и ногам, в воду. Мать утверждает, что не собиралась убивать дочь. По ее словам, она просто хотела окунуть девушку в воду, чтобы та пришла в себя. Но по неосторожности Шахзоду уронили, и из-за сильного течения спасти ее было невозможно.

Даже если эта версия верна, дальнейшее поведение матери и брата все равно выглядит не очень красиво. Они не бросились за помощью, не обратились в МЧС и милицию. Лишь через десять дней тело девушки нашли в 30 километрах ниже по течению от места расправы. Именно тогда и было возбуждено уголовное дело, мать и брата погибшей вскоре задержали.

Объективно во всей этой истории просматриваются признаки далеко не одного преступления, из которых побои – самое легкое. Во-первых, уже совершеннолетнюю девушку систематически незаконно лишали свободы (почему она не имела права гулять по улице и в заброшенных домах?). Во-вторых – вполне возможно, что помещение в психиатрическую больницу также происходило без достаточных оснований. В-третьих – у женщины отобрали новорожденного ребенка и отказывались его возвращать. Неясно и происхождение ребенка. Не подверглась ли девушка изнасилованию? Ну а финальная история – это не только убийство, но еще и похищение человека. Взрослая дочь – не собственность родителей, насильно доставить ее домой так же незаконно, как и увезти связанной в любое другое место.

Однако и односельчане, и родственники не склонны рассматривать произошедшее как серию тяжких преступлений. Бабушка по материнской линии лишь посетовала, что внучка «скончалась с таким позором». Отец, несмотря на негативное отношение к жене, выразил надежду на то, что ее и сына не лишат свободы. «В таком случае дом будет пустовать. А ведь нужно ухаживать за скотом и сельхозугодиями», – пояснил мужчина. Некоторое сочувствие к погибшей проявил лишь 77-летний дедушка. Он заявил, что внучка измучилась из-за тяжелой учебы и постоянной экономии, и попросил не называть ее сумасшедшей. По словам дедушки, сейчас он разыскивает ребенка Шахзоды, чтобы завещать ему дом.

Красной нитью через все рассказы о произошедшем проходит слово «позор». Не учиться там, куда отправила мать, – позор. Гулять по ночам и посещать безлюдные места – позор. Родить ребенка вне брака – просто хрестоматийный позор. Ну и наконец, быть утопленной собственными матерью и братом, – тоже, оказывается, «позорная смерть».

В Киргизии, Узбекистане, Казахстане слово «позор» звучит одинаково – «уят». Этим словом обозначается все, что противоречит принципам традиционного общества, которые, несмотря на декларированный «национальный» оттенок и «заветы предков», в целом одинаковы не только в странах Центральной Азии, но и практически во всех государствах мира. В первую очередь, речь идет о жестких сексуальных ограничениях. Вторая составляющая «традиционного» поведения – безусловное уважение к старшим, особенно к родственникам. Сливаясь, два этих принципа дают правило: «сексуальная жизнь должна регулироваться старшими родственниками». Иными словами, сексуальность (особенно женская) может демонстрироваться только супругу, выбранному родителями и подобающим образом представленному всей семье на свадьбе.

Такая схема в целом неплохо регулировала жизнь общества в те времена, когда семья и род были основными единицами социума, секс в большинстве случаев приводил к деторождению (а вот выживание новорожденного ребенка вовсе не было гарантировано), старшие представители родов играли роль местных властителей, а заключение браков и рождение новых детей являлось методом налаживания связей между разными родами. Со временем в развитых странах появились верховные правители, однако родоплеменные традиции еще не один век сохраняли свою актуальность. Правитель являлся в первую очередь представителем «самой главной семьи в государстве», а его личность играла второстепенную роль. Приближенными к правителю тоже становились лишь представители влиятельных семей, одна из которых вполне могла в будущем дать начало новой династии. И среди простого народа идеи «удачно выдать дочку замуж» или «породниться с богатым семейством» долгое время не теряли актуальности.

Но в последние сто лет мир изменился. На первый план выдвинулась отдельная человеческая личность, ее свобода распоряжаться своей жизнью, гуманные и разумные отношения между всеми людьми, пресловутые права человека. Естественное в прошлом решение окружить себя на высоком посту родственниками перешло в категорию уголовных преступлений. Родители вдруг потеряли право избивать детей, держать под замком, принуждать их к бракам и иными методами жестко определять их будущее. Мужья также потеряли аналогичные права в отношении жен. Некоторые страны и слои населения, полностью дозревшие до уважения к личности и индивидуальности, приняли эти перемены легко. А у других возникли определенные проблемы.

Формально несложно подписать несколько конвенций ООН и вложить в уста чиновников словосочетание «права человека». Но это не значит, что огромные массы людей не будут кричать «уят!», увидев целующуюся на улице пару или незамужнюю молодую маму. Казахский художник Мурат Дильманов в 2016 году даже придумал сатирического героя «Уятмена», который борется со всеми проявлениями «постыдного», прикрывая их платочком (реальные активисты порой прикрывают платками слишком «откровенные» детали музейных скульптур). Однако когда СМИ сообщают об историях, подобных убийству Шахзоды, становится не до смеха. Потому что вместо платков многие «уятмены» предпочитают пользоваться кулаками и веревками.


Казахстанский «Уятмен». Иллюстрация с сайта Tengrinews.kz

Мы расспросили о роли и происхождении уята двух экспертов – доктора исторических наук, профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге, антрополога, специалиста по миграции и Средней Азии Сергея Абашина и научного сотрудника Института социальной антропологии Макса Планка Аксану Исмаилбекову.

«Фергана»: Корни «позора» – в первую очередь в народных традициях? Или он имеет отношение к исламскому понятию «харам»?

С. Абашин: Корни позора – в социальных нормах, которых придерживаются локальные патриархальные сообщества, в «народной традиции», как вы выразились. Такое сообщество обычно предъявляет своим членам жесткий набор требований и следит за их выполнением, используя «общественное мнение». Это не связано напрямую с какой-то определенной религией, никакая религия строго не формулирует категорию позора. Но конечно, люди, следуя патриархальным нормам, всегда находят в любой религиозной системе те или иные оправдания и ссылаются на них. Харам – это запрещенные исламом поступки. В принципе, нарушение этих запретов тоже можно при желании интерпретировать как позор. Другое дело, что в самом исламе есть множество способов обходить запреты, и «признание виновным» происходит в судебном порядке. Это уже другой уровень регулирования социального поведения.

А. Исмаилбекова: Поведение киргизов регулируют два культурных понятия: «уят» и «намыс» (честь, доброе имя). Они имеют смысл для людей, потому что связаны с их личной и общественной идентификацией. Киргизы воспринимают родство как основной элемент в структуре общества, и поведение каждого члена рода отражается на репутации всего рода. Это влияет на то, как сами люди воспринимают себя, а также на отношение со стороны других родов. Чтобы быть принятым, испытывать чувство принадлежности, необходимо оправдывать ожидания членов своей семьи. Конечно, это идеальный вариант, существует немало исключений из правил.

«Фергана»: Является ли уят преимущественно женской проблемой? Может ли мужчина быть опозорен из-за собственных действий, а не из-за поведения жены или сестры? СМИ сообщали, например, о мужчине, который стал имамом колонии, хотя отбывал срок за педофилию. Неужели его не сочли недостойным такого поста?

С. Абашин: В патриархальном обществе, конечно, особенно тщательно наблюдают за поведением женщины, которая символизирует честь семьи, мужчины, матери. По поведению женщины, особенно молодой, судят о порядочности всех ее близких. Но определенные требования предъявляются и к мужчине: правильно вести себя в обществе, соблюдать этикет, особенно в отношении старших, проявлять свою мужественность. Также мужчина должен быть способен обеспечивать своих близких. Что касается конкретного случая с имамом, то здесь налицо нарушение норм. Возможно, в колонии поверили рассказу мужчины о том, что его подставили и на самом деле он не является педофилом. А может быть, мы имеем дело с разрушением коллективных норм, с силовым воздействием отдельных людей на общественное мнение.

Аксана Исмаилбекова. Фото с личной страницы в Facebook
А. Исмаилбекова: «Опозориться» могут и мужчина, и женщина, все балансируют между «честью» и «позором». Главы семейств регулярно напоминают близким, что «мы родственники и не должны предавать друг друга», «мы родственники и должны вместе скрывать наши плохие стороны и подчеркивать хорошие». В случае нарушения существующих норм человек как бы исключается из общества. Это может затронуть не только его самого, но и его отца, детей и даже дальних родственников. В целом считается, что для сохранения репутации семьи ее члены должны честно работать, хорошо себя контролировать, держать слово. Каждому члену семьи регулярно напоминают, что честь – это не его личное дело, она влияет на положение всех родственников. Поэтому молодым людям запрещается, в частности, злоупотреблять алкоголем и принимать наркотики.

«Фергана»: Существует ли корреляция между степенью религиозности и приверженностью к такого рода традициям? Насколько важное значение уят имеет в светских семьях?

С. Абашин: Как я уже говорил, сама по себе категория позора не связана напрямую со степенью религиозности. Скорее специфическое понимание религии может приводить к нестандартному толкованию действий, которые могут считаться позорными или не позорными. Например, не платить калым в обычном понимании – это позор, а религиозные пуритане могут настаивать, что это нормально, так как калыма нет в исламе.

А. Исмаилбекова: Во время моих социальных исследований я не раз слышала, как муллы призывают прихожан не навлекать на себя уят – не распивать спиртные напитки, не говорить о неподобающих вещах. Муллы указывают, что таким образом сохраняется уважение общества к религиозным людям. Прихожане должны демонстрировать себя в лучшем виде, скрывать свои дурные стороны, быть образцом для других в вопросах чести и достоинства.

«Фергана»: насколько сильно зависит восприятие уята от возрастной группы? Складывается впечатление, что в Киргизии, в отличие от многих других стран мира, молодежь вовлечена в эту тематику едва ли не больше, чем пожилые люди. Об этом свидетельствует, например, мода на ала качуу.

Сергей Абашин. Фото с сайта Eu.spb.ru
С. Абашин: В патриархальном сообществе за взрослыми и пожилыми людьми обычно закреплено символическое право толковать, что такое позор, создавать общественное мнение и даже определять санкции в отношении провинившихся. Однако сегодня во многих обществах, не только в Кыргызстане, молодежь исповедует более традиционалистские взгляды, чем люди старшего возраста. Однако я думаю, что в этом случае речь идет о новых интерпретациях норм, а не о соблюдении прежних. Тот же ала качуу в прошлом был исключением из правил, нарушением обычного порядка, по поводу которого даже предпринимались санкции. Распространение ала качуу сегодня свидетельствует о дестабилизации патриархальных сообществ, о торжестве своеобразной атомизации и беспредельного насилия.

А. Исмалбекова: Безусловно, уят имеет значение для всех – и для пожилых, и для молодых. Это очень сильный фактор, каждый обязан вести себя так, чтобы не опозорить свой род. Члены семьи должны соблюдать все правила, иначе они могут быть исключены из общества, как произошло с семьей бывшего президента Курманбека Бакиева. Многие заявляли, что Бакиев и его сын опозорили не только свою семью, но и все племя Тейит с юга Кыргызстана.

«Фергана»: А можно сказать, в каких странах Центральной Азии подобным вещам уделяется больше внимания, в каких – меньше?

С. Абашин: Вряд ли такой рейтинг можно составить. Во всех странах региона сохраняются местные патриархальные нормы. Конечно, в городской и культурно-смешанной среде эти нормы теряют свою роль, возникает другой тип повседневного социального взаимодействия и контроля. В городах уят в очень выборочном толковании становится символической или идеологической категорией, «национальной ценностью». Роль местных патриархальных норм снижается также в случае активной интервенции государства, которое начинает внимательнее контролировать поведение граждан.

А. Исмалбекова: Во всей Центральной Азии ситуация в этом плане примерно одинакова.

Порой высказывается мнение, что устранить перегибы традиционного общества можно, опираясь на его же внутреннюю структуру и инструменты воздействия. «Должно быть уят, стыдно пойти на свадьбу, если невесту своровали. Должно быть стыдно не вызвать полицию, если слышишь, как сосед бьет жену. Должно быть стыдно здороваться за руку с домашним тираном, даже если он хороший знакомый. Руководителю должно быть стыдно иметь сотрудника, избивающего дома жену», – рассуждает казахская правозащитница Сауле Мектепбаева. А киргизский журналист Элери Битикчи указывает на неправильную трактовку термина «ала качуу». Так в старину назывался добровольный побег невесты с женихом, который не мог заплатить калым или по иным причинам не рассчитывал на успех сватовства. А то, что происходит на улицах Киргизии сейчас, именовалось термином «зордук» – похищение против воли, изнасилование. По мнению Битикчи, если называть похищения «зордук», то молодые люди с меньшей охотой будут их совершать.

Возможно, доля правды в этих рассуждениях есть. Однако все же представляется маловероятным, что одни только словесные манипуляции заставят кого-то стыдиться знакомства с домашним тираном, а не короткой юбки собственной дочери. Потому что «домашние тираны» несколько веков были признанными лидерами общества, а о допустимости коротких юбок лишь несколько десятилетий назад заговорили в СМИ. К тому же, если вспомнить историю убийства Шахзоды – изначально причиной преследований со стороны матери стала не сексуальная «распущенность», а недостаточное внимание к учебе. Ценность образования – это уже новый шаблон, появившийся в советские годы. И как мы видим, за нежелание соответствовать новым ценностям девушку могут преследовать с той же жестокостью, что и за несоблюдение самых древних заветов предков.

Так будет продолжаться, пока общество не усвоит самую главную ценность – самостоятельность каждого человека, свободу выбора жизненного пути, приоритет личности над семьей и любым другим сообществом. А одновременно должна быть впитана принципиально новая культура поведения, новые правила взаимодействия с другими людьми. Чтобы личность, освобожденная от устаревших норм, не бросалась немедленно похищать невест или разворовывать бюджет.

Татьяна Зверинцева

Международное информационное агентство «Фергана»



В узбекской армии появятся военные психологи
2018-08-07 19:56 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото с сайта Mudofaa.uz
В войсках Министерства обороны Узбекистана появятся должности военного психолога и ведущего социолога. Об этом сообщает официальный сайт Министерства обороны республики.

Появление новых должностей и духовного просветительства в армии обсуждались на видеоселекторном совещании в Академии вооруженных сил Узбекистана, посвященному разъяснению постановления президента Узбекистана «О коренном совершенствовании системы повышения духовно-просветительского уровня военнослужащих Вооруженных сил Республики Узбекистан». «Постановлением предусмотрены ввод в бригады и отдельные батальоны должностей психолога и военного психолога (действующего офицера), а воинские части - ведущего социолога и советника командира по духовности и просветительству», - говорится в сообщении.

В конце июля текущего года делегация из Узбекистана, включающая в себя командиров бригад, рот и батальонов, а также начальников штабов посетили Тоцкий полигон в Оренбургской области РФ. Там военные ознакомились с новыми способами психологической подготовки войск. Офицерам была предоставлена возможность преодолеть 500-метровую полосу препятствий, которая была специально разработана для повышения устойчивости к морально-психологическому прессингу в бою. Полоса представляет собой участок местности, оборудованный различными препятствиями в виде полуразрушенных стен, проволочных заграждений, рвов и ловушек. Прохождение сопровождается звуковыми эффектами (взрывами, криками раненых, призывами сдаться), огнем, дымом, провокациями в радиосети. Во время испытаний за узбекистанскими военнослужащими наблюдали российские военные психологи, которые определяли уровень моральной подготовки бойцов. Как сообщает телеканал «Звезда», новые способы психологической подготовки получили высокую оценку от узбекистанских офицеров.

В конце мая этого года министр обороны России Сергей Шойгу предложил поделиться с Узбекистаном опытом войны в Сирии. Также министр отметил, что военные специалисты Узбекистана приобретают в России хорошие, добротные, глубокие знания, рассказал о необходимости увеличения числа обучающихся в России военных специалистов из Узбекистана «в разы» и, в свою очередь, предложил прислать в республику военных преподавателей из РФ.



В Туркмении отметили сезонный рост коррупции в гостиницах и аэропортах
2018-08-08 07:31 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Отель «Мердана». Фото с сайта Turkmenportal.com
В Туркменистане в период отпусков отмечено сезонное увеличение коррупции в аэропорту Ашхабада и гостиницах в туристической зоне «Аваза» на Каспийском море, сотрудники которых регулярно «теряют» клиентов в системах регистрации и возвращают их туда за взятки. Издание «Хроника Туркменистана» отметило рост цен на авиабилеты, связанный с сезоном отдыха. Так, билеты на самолет до Москвы в марте продавали по 2400 манатов ($126 при курсе черного рынка в 19 манатов за доллар), в апреле — по 2500 ($132 соответственно), а в августе — по 3100-3500 манатов ($163-184).

Авиабилетов по всем зарубежным направлениям нет в продаже до октября. Купить их можно за взятку кассиру в 100 и более долларов или при наличии связей. При этом у сотрудников аэропорта Ашхабада есть и другой бизнес. «Туркменские авиалинии» продают билеты, которые потом не обнаруживаются в электронной системе регистрации — в итоге пассажиры не попадают на рейсы. Добиться появления в этой системе или обменять билеты удается только за взятки.

Семья, заказавшая билеты за полгода, когда ажиотажа не было, столкнулась с тем, что в системе не зарегистрирована мать детей. За полтора часа до вылета сотрудник на стойке регистрации предложил вылетающим либо доплатить 600 манатов, либо решить вопрос в кассах аэропорта. Съездить домой за деньгами оказалось быстрее, чем отстоять очередь в кассах. «Как только деньги были получены, женщина появилась в системе и успешно прошла регистрацию. Никаких квитанций или отметок в билете не было. О повышении авиатарифов официально не сообщалось», — рассказывает издание.

Сайт «Альтернативные новости Туркменистан» писал, что на туркменском морском курорте «Аваза», где отели заполнены примерно на 65-70%, их руководство создает дефицит номеров искусственно, чтобы вымогать взятки «за содействие в размещении».

По данным издания, ситуация с коррупцией, когда в отеле невозможно разместиться даже при наличии путевки или брони, повторяется летом ежегодно, однако в 2018 году это выглядит странно, потому что из-за кризиса отдыхающих намного меньше, чем в предыдущие сезоны. Кроме того, туристы выбирают жилье подешевле в частном секторе в Куули-Маяке (ныне Гувлымаяк, находится в 40 км севернее Авазы) или в домах отдыха Хазара (бывший Челекен, в трех часах езды от Туркменбаши).

Несмотря на это, на стойке регистрации в пятизвездочном отеле «Мердана», открывшемся в 2015 году, каждый день ожидают по 25-30 человек, многие имеют бронь заказчика строительства этого отеля — Министерства обороны Туркменистана. Сотрудники на стойках регистрации объявляют, что «брони нет» и обещают решить проблему за 250 манатов (по курсу рынка около $15) в течение часа. «Народу много, все ругаются, у всех путевки или бронь, но мест, якобы, нет <...> При мне работники отеля дважды вызывали полицию, чтобы утихомирить гостей», — сообщил источник.

Дополнительные проблемы с транспортом создает подготовка к международному авторалли «Амуль-Хазар 2018». Приостановка движения на трассе Дашогуз — Ашхабад привела к спекуляции билетами на самолеты и поезда и удорожанию их у перекупщиков в 5-10 раз.

Взятки стали естественной частью жизни из-за большого количества запретов, особенно в системе МВД. Уровень коррупции в Туркменистане оценивается международными экспертами как один из самых высоких в мире.

Международное информационное агентство «Фергана»



Генпрокурор Кыргызстана устроил чистку в ведомстве
2018-08-08 07:45 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Откурбек Джамшитов. Фото с сайта Akipress.org
Генеральный прокурор Кыргызстана Откурбек Джамшитов провел ряд перестановок в надзорном ведомстве, освободив от занимаемых должностей пятерых сотрудников. Еще 12 работников понижены в должности, девять предупреждены о неполном служебном соответствии, девятерым объявлены строгие выговоры, восьми — выговоры и 11 — замечания. Всего к ответственности привлечены 49 сотрудников, говорится на сайте Генпрокуратуры республики.

Приказ об увольнении подписан 7 августа после проведенной коллегии, на которой рассматривались итоги работы прокуратуры за первое полугодие. Дисциплинарная ответственность, говорится в сообщении, наложена «за серьезные недостатки и упущения в работе по основным направлениям прокурорской деятельности, а также ненадлежащее исполнение решения Совета безопасности». Совет безопасности в феврале объявил об усилении борьбы с коррупцией, совпавшем с лишением постов ставленников Алмазбека Атамбаева, занимавшего пост президента Киргизии с декабря 2011 по ноябрь 2017 года.

Имен в сообщении не приводится, но, как передает агентство 24.kg со ссылкой на собственные источники, постов лишились заместители прокурора Бишкека Рысбек Альчиев и Асан Кангельдиева; прокурор Оша Айгуль Момбеков и заместитель прокурора Чуйской области Гульнара Шакирова. Заместитель прокурора Первомайского района Фатима Иманалиева понижена в должности.

Прокурорам Бишкека и Чуйской области Абдибакыту Халмурзаеву и Азату Оскомбаеву объявили неполное служебное соответствие, такое же взыскание получил заместитель прокурора Чуйской области Рыскулбек Маженов. Неполное служебное соответствие получили прокуроры Сокулукского, Жайылского и Ысык-Атинского районов Чуйской области.

Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков назначил Джамшитова генеральным прокурором в апреле. Предыдущий генеральный прокурор Индира Джолдубаева была отправлена в отставку по представлению президента за недостатки в антикоррупционной работе, после того как парламентская оппозиция не приняла ежегодный отчет Генпрокуратуры.

Международное информационное агентство «Фергана»



РПЦ объявила сбор денег на бесплатную столовую для неимущих православных в Таджикистане
2018-08-08 08:06 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Отдел Русской православной церкви (РПЦ) по церковной благотворительности и социальному служению запустил программу «Помощь соотечественникам в Таджикистане», которая должна помочь матерям-одиночкам, малообеспеченным семьям, одиноким пенсионерам, инвалидам, сообщается на сайте этого отдела РПЦ.

В Душанбинской епархии планируется организовать бесплатную столовую для кормления нуждающихся, покупку и раздачу продуктовых наборов для малоимущих в труднодоступных населенных пунктах. Кроме того, будет создан центр гуманитарной помощи, русская церковь обещала также помочь с обустройством интерната для детей из неблагополучных семей. Синодальный отдел по благотворительности открыл сбор средств на своем сайте, их распределением займется Душанбинская епархия.


Раздача обедов малоимущим православным. Фото со страницы с Facebook епископа Пантелеймона (Шатова)

«Мы совсем недавно узнали, как плохо живется нашим соотечественникам, русским православным людям, в Таджикистане. Недавно туда ездила сотрудница нашего отдела по благотворительности Полина Юферева», — написал глава синодального отдела Аркадий Шатов (епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон) на своей странице в Facebook.

Юферева рассказал об одиноких пожилых людях, чья пенсия не превышает 2000 рублей, причем большую часть этой сумму они отдают на оплату коммунальных услуг. «Она видела, как живут матери-одиночки, которые не могут найти работу. Их дети почти не видят белковой пищи. Многим людям не хватает денег на полноценную еду», — добавил епископ.

Для оборудования столовой, по расчетам епископа, необходимы $4000, или около 252 тысяч рублей. Для организации питания из трех блюд один раз в неделю каждый месяц необходимо около 100 тысяч рублей. Это позволит кормить 200 человек.

С 2012 года Душанбинская епархия организует бесплатные обеды для малоимущих по выходным и праздничным дням. Благотворительный обед состоит лишь из второго блюда, на большее средств не хватает. Синодальный отдел собирает средства на кухонное оборудование, чтобы епархия смогла перейти на регулярное кормление нуждающихся полноценными обедами из трех блюд. Обеды будут готовить в кафедральном соборе Святителя Николая в Душанбе: каждую неделю бесплатно получат полноценное горячее питание 200 человек.

Душанбинская епархия на собранные пожертвования будет покупать и раздавать продуктовые наборы малоимущим жителям Таджикистана в труднодоступных населенных пунктах. На сайте синодального Отдела по благотворительности можно ознакомиться со способами пожертвования. В отделе отмечают, что значительный процент русскоговорящих людей в Таджикистане, оказавшихся за чертой бедности, живет в тяжелых бытовых условиях.

В Таджикистане, население которого составляет 9 миллионов, — самая маленькая православная община в Центральной Азии, по приблизительным данным, она насчитывает около 500 прихожан. Она постоянно сокращается за счет смерти пожилых членов и практически полного отсутствия новообращенных. У православных христиан есть шесть храмов: в Душанбе, Бохтаре (бывшем Курган-тюбе), Турсунзаде, Худжанде, Бустоне, храм на территории 201-й российской военной базы, расквартированной в республике, а также часовня в Нуреке. В Пенджикенте, на севере Таджикистана, весной началось строительство первой православной часовни в Зарафшанской (Зерафшанской) долине.

Международное информационное агентство «Фергана»



Президент Киргизии отправил в отставку министра юстиции и главу администрации правительства
2018-08-08 08:23 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Айнур Абдылдаева и Мурат Мукамбетов. Фото с сайта Akipress.org
В Кыргызстане ушли в отставку глава администрации правительства Мурат Мукамбетов и министр юстиции Айнур Абдылдаева, предложенные на эти посты бывшим премьер-министром Сапаром Исаковым незадолго перед отставкой. Об этом сообщает в среду, 8 августа, пресс-служба президента республики.

Мурат Мукамбетов, возглавивший администрацию в апреле, ушел с формулировкой «в связи с переходом на другую работу». Президент Сооронбай Жээнбеков подписал указ, где говорится, что «руководитель аппарата правительства — министр Кыргызской Республики» освобождается от должности «по собственному желанию». Какой будет его новая работа, не уточняется.

Накануне другим указом Жээнбеков освободил от занимаемой должности министра юстиции республики Айнур Абдылдаеву, тоже написавшую заявление по собственному желанию. Причины ее увольнения не указываются, известно только, что она уволена в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 24 конституционного закона «О Правительстве Кыргызской Республики», который гласит, что «член правительства вправе подать прошение об отставке».

Они оба были назначены на свои посты 13 апреля за неделю до выражения вотума недоверия кабинету министров Сапара Исакова, который представил в Жогорку Кенеше (парламенте) их кандидатуры. Абдылдаева прежде занимала должность статс-секретаря министерства с 13 июня 2017 года, а Мукамбетов был первым замом руководителя аппарата.

19 апреля президент Киргизии отправил правительство Сапара Исакова в отставку. В мае бывшему премьеру предъявили обвинение в коррупции, а в июне отправили в СИЗО, где он пребывает по сей день, жалуясь на угрозы спецслужб завести против него дело по публикациям на сайте WikiLeaks.

Одновременно перестановки прошли в киргизской прокуратуре. Назначенный в апреле генпрокурор республики Откурбек Джамшитов впервые наказал 49 подчиненных, некоторых из которых освободил от занимаемых должностей.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное