Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

С орденом, но без конфет. Напишут ли в учебниках истории про визит Рахмона к Мирзиёеву



С орденом, но без конфет. Напишут ли в учебниках истории про визит Рахмона к Мирзиёеву
2018-08-20 07:29 ferghana@ferghana.ru (Егор Петров)

Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев. Фото пресс-службы президента Таджикистана

Спустя почти двадцать лет в Узбекистан с государственным визитом прибыл президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Все эти годы из-за конфликта первых лиц две страны находились фактически в состоянии холодной войны — между республиками было прервано авиасообщение, отменены автобусные рейсы, железнодорожные пути были и вовсе демонтированы, а часть общей границы заминирована.

Однако с приходом к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева началось сближение, яркой точкой которого стал визит узбекского президента в Душанбе в марте этого года. Тогда было принято сразу несколько важных решений, некоторые из которых имели по-настоящему историческое значение, а именно: отмена виз для взаимных поездок граждан обеих стран в течение месяца и возобновление работы всех 16 пунктов пропуска на границе. Тогда же Мирзиёев пригласил Рахмона посетить Узбекистан с ответным визитом.

Стратегические отношения

Прибыв 17 августа в Ташкент, президент Таджикистана первым делом отправился на площадь Мустакиллик и возложил цветы к Монументу независимости и гуманизма. После этого он отправился на переговоры с Мирзиёевым в президентскую резиденцию Куксарой. После официальной встречи глав государств в узком формате Шавкат Мирзиёев заявил, что в Узбекистане рассматривают визит Рахмона как важное политическое событие и хотят, чтобы он стал историческим.


Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев после подписания стратегических соглашений. Фото пресс-службы президента Узбекистана

После этого прошла встреча делегаций в расширенном составе, во время которой особое внимание было уделено экономическому сотрудничеству. Было отмечено, что с начала года состоялось более 50 встреч  на различных уровнях, а межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству собиралась на заседания четыре раза. Отмечая рост взаимной торговли, Мирзиёев заявил, что реальный потенциал взаимного товарооборота — $1 млрд. В марте стороны называли цифру в два раза меньше — $500 млн. До такой отметки они договорились довести товарооборот к 2020 году.

Встречи в узком и расширенном составе закончились церемонией подписания документов. Самым важным из них стал Договор о стратегическом партнерстве. Комментируя подписание этого договора, президент Узбекистана всячески подчеркивал его значимость. «Это документ, который останется в истории. Пройдет много-много веков, а люди будут говорить, что в Ташкенте был подписан такой договор между руководителями двух стран», — сказал он.

Помимо этого договора также были подписаны соглашения: о размещении посольства Узбекистана в Таджикистане и посольства Таджикистана в Узбекистане; о сотрудничестве между Комитетом религии, упорядочения традиций, торжеств и обрядов Таджикистана и Комитетом по делам религий Узбекистана; о взаимном признании документов об образовании государственного образца и сотрудничестве в сфере повышения квалификации работников сферы образования; о сотрудничестве в сфере антимонопольной политики и защиты прав потребителей; о военно-техническом сотрудничестве; об обмене меморандумами по ратификации договора об отдельных участках общей границы.

Также соглашения и договоры о сотрудничестве подписали министерства юстиции, академии наук, инспекции по карантину растений, молодежные комитеты, федерации профсоюзов, госорганы, отвечающие за телерадиовещание. Были также заключены соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурно-гуманитарном сотрудничестве между Сурхандарьинской и Хатлонской, Самаркандской и Согдийской областями. Всего было подписано 27 документов.

ГЭС и Сарез

Помимо этих соглашений Рахмон и Мирзиёев договорились и по другим важным вопросам, что стало известно из совместного заявления президентов по итогам переговоров. В этом документе отмечается, что стороны решили проработать перспективы строительства двух гидроэлектростанций общей мощностью 320 МВт на территории Таджикистана на реке Зарафшан. Также главы государств поручили межправительственной комиссии изучить вопрос использования пресной воды Сарезского озера для питьевых нужд обеих стран. При этом тема строительства Рогунской ГЭС, которая стала важным элементом мартовских переговоров, в этот раз публично не поднималась.


Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев на вечере Дружбы народов Узбекистана и Таджикистана. Фото пресс-службы президента Узбекистана

Также в совместном заявлении президенты пообещали продолжить работу по дальнейшей либерализации взаимных поездок граждан двух стран, сообщили о поручениях правительствам расширить сеть учебных заведений с таджикским и узбекским языками обучения, наладить обмен учебной, научной и художественной литературой и оказать поддержку переводам литературных произведений. Кроме того, руководители республик договорились завершить разминирование приграничных территорий до конца 2019 года.


Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев на выставке товаров из Таджикистана. Фото пресс-службы президента Узбекистана

В ходе визита президенты обменялись и традиционными дарственными жестами. Мирзиёев вручил Рахмону орден «Эл-юрт Хурмати» («Уважаемому народом и Родиной») за укрепление дружбы и добрососедства и расширение связей между странами. Президент Таджикистана, в свою очередь, преподнес коллеге сборники классиков таджикской и узбекской литературы, в том числе сборник произведений Алишера Навои «Чашмаи хирад».

Первый день визита Рахмона закончился посещением выставки промышленной продукции «Произведено в Таджикистане», ташкентского завода бытовой техники «Артель» и концерта таджикских и узбекских артистов «Вечер дружбы». На следующий день президент Таджикистана провел встречи с премьер-министром и спикером парламента Узбекистана и отправился в Самарканд, где вместе с Мирзиёевым посетил обсерваторию Мирзо Улугбека, музей «Афросиаб», гробницу Амира Тимура и площадь Регистан. Из Самарканда Рахмон отбыл обратно в Таджикистан.

Разговор на равных

Визит таджикского президента по всем формальным процедурам и ритуалам был практически зеркальной копией визита Мирзиёева в Душанбе. В обоих случаях главы государств лично встречали и провожали друг друга в аэропортах. Выставка «Произведено в Таджикистане» повторила формат выставки «Произведено в Узбекистане», организованной в марте в таджикской столице. То же — с концертами артистов. Обоим визитам предшествовал бизнес-форум (в Душанбе заключили договоров на $620 млн, а в Ташкенте на $103 млн). Обмен книгами классиков и даже одинаковое количество подписанных соглашений — все было призвано подчеркнуть равный статус и взаимность сторон.


Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев в комплексе Регистан. Фото пресс-службы презхидента Узбекистана

Тем не менее эти визиты не кажутся одинаковыми по произведенному эффекту. Важные договоры и презентация больших намерений имели место в обоих случаях, однако решения, принятые в марте напрямую касались тысяч людей и их трудностей, и поэтому стали настоящим прорывом. Попадет ли договор о стратегическом сотрудничестве в историю, как это предсказал Мирзиёев, еще предстоит увидеть, а вот отмена виз уже стала ценной частью истории многих семей по обе стороны границы.

При этом визит Рахмона подтвердил серьезность обоюдного движения к сотрудничеству. Хотя Мирзиёев и в марте, и сейчас, заявлял, что нерешенных вопросов между странами не осталось, очевидно, что направлений работы еще достаточно, и в этом смысле демонстрация взаимного расположения и удовольствия от диалога способна придать дополнительную динамику взаимодействию стран. Закрепить достигнутые успехи кажется важным, так как за эти последние полтора года было действительно достигнуто немало.

Республики восстановили транспортное сообщение. Сейчас между странами действуют три авиарейса, 12 автобусных маршрутов, открыто железнодорожное сообщение по маршруту Галаба — Амузанг — Хушади, соединяющему Сурхандарьинскую область Узбекистана и Хатлонскую область Таджикистана. Страны договорились о транзитных железнодорожных поездках. В Шахритузском районе, на стыке границ Узбекистана, Таджикистана и Афганистана пограничники двух стран провели первые в истории совместные военные учения. Активно развивается экономическое сотрудничество: за первую половину 2018 года товарооборот между двумя странами составил $117 млн, что в два раза больше показателя аналогичного периода прошлого года ($58,6 млн). Узбекистан принял решение о продаже соседям газа по цене вдвое ниже рыночной, а Таджикистан в ответ начал экспортировать в Узбекистан электроэнергию.


Шавкат Мирзиёев провожает Эмомали Рахмона в аэропорту Самарканда. Фото пресс-службы президента Узбекистана

Несмотря на это в отношениях стран не обходится без трудностей: после открытия границы таджикские власти объявили запрет на импорт ряда продовольственных товаров из Узбекистана, в частности, яиц и конфет. Об этом были и официальные сообщения, об этом рассказывали и предприниматели из приграничных областей Таджикистана, однако незадолго до визита Рахмона в Узбекистан, «Таджикстандарт» заявил, что такого запрета не существует.

Тем не менее, происходящие перемены настолько многочисленны и масштабны, что, кажется, обратить их вспять уже не получится. Пока далеко не все договоренности и соглашения начали работать и приносить результаты, но уже сейчас понятно (даже если отмести в сторону весь присущий взаимным контактам постсоветско-азиатский пафос), что отношения между Узбекистаном и Таджикистаном действительно вступили в новую эру, которая сулит блага не только жителям двух стран, но всему региону.

Егор Петров



На казахско-российской границе трое суток продержали 10 автобусов с мигрантами из Узбекистана и Таджикистана
2018-08-20 07:52 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото с сайта Total.kz
На казахстанско-российской границе в автомобильном пункте пропуска «Ольховка» в Черлакском районе Омской области на трое суток без объяснения причин задержали 10 автобусов с трудовыми мигрантами из Узбекистана и Таджикистана и их детьми, которые отправлялись домой на праздник Курбан-хайит (Курбан-Байрам).

О том, что на границе застряли около 500 человек, из них 15 детей, в том числе семимесячный младенец, сообщил агентству «Тотал Казахстан» 18 августа водитель одного из автобусов, следующих в Шымкент из Новосибирска, Аблайхан Максут.

«Мы стоим второй день, никто ничего не объясняет, — рассказал водитель по телефону. — На улице жара под 30 градусов, а у нас нет ни воды, ни еды. Даже в туалет невозможно нормально сходить. В салоне каждого автобуса помимо мужчин, много женщин и детей». По информации агентства «Омск Здесь», автобусы с мигрантами выехали с территории Омской области лишь утром 19 августа.

По словам водителя, автобусы, которые везли людей из Новосибирска, Томска и Красноярска в Шымкент Туркестанской области Казахстана, стали задерживать 16 августа. При этом, по словам водителя, другие рейсовые автобусы и легковые машины свободно проезжали. Пассажиры торопились домой, чтобы успеть к началу священного мусульманского праздника, но сотрудники поста без внимания отнеслись к жалобам, что праздник важен для верующих.

Сотрудники поста сообщили, что «происходит авторизация» (проверка), и их пропустят, когда проверят машины. «Потому что если вас всех запустить, вы не проедете, все встанет сразу», — объяснил пограничник. Эта фраза зафиксирована на видео, снятом одним из пассажиров и размещенном в YouTube. Женщина из автобуса начинает возмущаться, что «в день пропускается только одна машина».

По словам Аблахана Максута, только после вмешательства СМИ рано утром все 10 автобусов «неожиданно выпустили, без каких-либо разговоров». «Как только пересекли российско-казахстанскую границу, сразу остановились у ближайшего придорожного кафе, поели, закупили воды и продуктов в дорогу. Вы не поверите, как люди довольны и счастливы, что все это осталось позади, и они вовремя успевают попасть домой на праздник», — сказал другой водитель. Пассажиры будут в Шымкенте вечером 20 августа, а откуда смогут выехать в Узбекистан и Таджикистан. Отметим, что официальных объяснений от пресс-службы омской таможни так и не последовало.

Международное информационное агентство «Фергана»



Президент Афганистана предложил талибам второе перемирие
2018-08-20 08:10 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Ашраф Гани. Фото с сайта Inosmi.ru
Президент Афганистана Ашраф Гани предложил движению «Талибан» второе перемирие, приурочив его к празднику Курбан-Байрам (Ид аль-Адха). Режим тишины может начаться в понедельник, 20 августа, и продлиться три месяца — до 19 ноября включительно, сообщает TOLOnews. Талибы пока не ответили на это предложение, но, даже если согласятся, как предполагается, могут существенно сократить срок.

Ашраф Гани отметил, что предлагает это «в связи с приближением Ид аль-Адха и пожеланиями разных слоев афганского общества, в том числе богословов, политических партий и политиков, женщин и гражданских лидеров, молодежи и членов Высшего Совета по установлению мира во всех 34 провинциях, а также исламских авторитетов, собиравшихся в мечетях, Организации Исламского сотрудничества (Organisation of Islamic Cooperation, OIC) и хранителя двух святынь, Короля Саудовской Аравии».

«Мы объявляем режим тишины, который продолжится с завтрашнего дня, понедельника, дня Арафат (мусульманский праздник, последний день Хаджа. – Прим. «Ферганы»), до дня рождения пророка, праздника Милад-ун-Наби (19 ноября), при условии, что "Талибан" ответит взаимностью», — сказал Гани на церемонии, посвященной 99-летию независимости Афганистана от Великобритании.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг приветствовал предложение Гани и поддержал это решение. «Я призываю "Талибан" продемонстрировать свою заботу об афганцах, учтя это предложение», — написал он в своем Twitter.

Источники Reuters в «Талибане» заявили, что лидеры могут согласиться лишь на четыре дня, хотя одобрение от верховного лидера шейха Хайбатуллы Ахунзада (Haibatullah Akhunzada) еще не получено. В движении также пообещали освободить по случаю праздника сотни пленных.

Первое перемирие было объявлено в честь окончания священного месяца Рамазан (Рамадан). Оно продлилось всего три дня, но картины братания талибов с полицейскими и военными произвели огромное впечатление на граждан и дали повод афганскому правительству утверждать, что боевики устали от войны, и предложить им долгосрочный мир. В те дни «Конвой мира», состоящий из гражданских активистов в возрасте от 17 до 65 лет, пешком прошел 700 километров из провинции Гильменд до Кабула за 38 дней, пытаясь добиться полного прекращения военных действий. Ашраф Гани в одностороннем порядке продлил перемирие, однако талибы отказались продолжить паузу, и 30 июня президент Афганистана объявил об окончании режима тишины со стороны правительственных войск.

С тех пор «Талибан» успел предпринять ряд шагов, чтобы стать более респектабельным движением. Талибы показали свою эффективность в борьбе с «Исламским государством» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ), зачистив север Афганистана от боевиков этой террористической организации. Делегация «Талибана» провела переговоры с властями Узбекистана в Ташкенте об обеспечении безопасности при реализации инфраструктурных проектов и собралась с визитом в Москву, причем российские дипломаты допустили, что «Талибан» может быть исключен из списка организаций, запрещенных на территории РФ.

Международное информационное агентство «Фергана»



Лечение больного раком внука Кабири решили продолжить в Германии
2018-08-20 08:30 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Иброхим (Хамза) Тиллозода. Фото с сайта Gofundme.com
Больному раком внуку лидера запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения (ПИВТ) Мухиддина Кабири четырехлетнему Иброхиму (Хамзе) Тиллозода в стамбульской клинике удалят пораженное яичко и проведут химиотерапию. Затем ребенка планируется перевезти на лечение в Германию, на это объявлен сбор средств, сообщил таджикский журналист-эмигрант Темур Варки на сайте Change.org.

Мальчика, которому диагностировали третью стадию развития эмбриональной карциномы, с трудом удалось вывезти из Таджикистана в Турцию после обеспеченной СМИ и международными правозащитными организациями общественной кампании. Стамбульские врачи, изучив анализы и снимки, предоставленные родственниками больного, пришли к выводу, что хирургическое вмешательство ребенку необходимо не позднее 10 дней. По словам таджикского журналиста, они были «возмущены и потрясены фактом, что власти так долго скрывали болезнь мальчика и не выпускали его из страны».

За границей настроение Иброхима немного улучшилось. «После того, как нам всем с вашей помощью удалось добиться от таджикских властей разрешения на выезд малыша с мамой за границу, мальчик начал улыбаться. И даже что-то напевать», — утверждает журналист.

В клинике провели полное обследование и начали с химиотерапии. «Обнаружены метастазы во втором яичке и в печени. Решено удалять одно полностью пораженное яичко и спасать второе. Пока удалось блокировать распространение метастаз. Кости таза и другие органы пока не затронуты ими», — рассказал Клычев.

Лечение готовы продолжить немецкие врачи в одной из лучших клиник, однако для этого и для получения визы нужна предоплата почти в 100 тысяч евро на счет клиники в Германии. Немецкие волонтеры открыли счет для сбора средств на лечение мальчика.

Об ухудшении здоровья внука Кабири стало известно в начале 2018 года. Тогда сообщалось, что мальчика в Таджикистане госпитализировали с подозрением на онкологическое заболевание, прооперировали, но операцию сделали непрофильные врачи, и за этим последовало развитие опухоли. В конце июля турецкие медики спрогнозировали гибель внука Кабири, если руководство Таджикистана не пойдет навстречу и не выпустят его с матерью из страны на лечение. После вмешательства СМИ и международных правозащитных организаций власти с запозданием разрешили выезд. Ребенок и его мать Мижгона Зайнитдинова получили документы 1 августа, хотя они были готовы еще 27 июля.

Отец ребенка, Рухулло Тиллозода, покинул Таджикистан несколько лет назад. Его, как и Мухиддина Кабири, также проживающего в изгнании, обвиняют в поддержке вооруженного мятежа, который организовал бывший замминистра обороны Абдухалим Назарзода. Якобы сын лидера ПИВТ, выполняя поручение отца, передал генералу более миллиона долларов на подготовку бунта. Самого Мухиддина Кабири обвинили в «создании преступных групп» и объявили в международный розыск. Однако позднее Интерпол исключил его из списков, признав, что его преследуют за убеждения. Все обвинения в свой адрес Кабири отвергает.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное