Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистанцам разрешили забирать своих внуков из детсадов



Узбекистанцам разрешили забирать своих внуков из детсадов
2018-08-08 17:52 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Детский сад в Узбекистане. Фото с сайта Mdo.uz
В Узбекистане приводить и забирать детей из детских садов теперь могут не только мамы и папы, но и совершеннолетние братья и сестры, а также дедушки, бабушки и оформленные в установленном законом порядке представители родителей. Соответствующая поправка в «Положение о порядке организации охраны жизни и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях» внесена 7 августа совместным приказом Министерства дошкольного образования и Министерства здравоохранения, сообщает Norma.uz.

В соответствии с предыдущей редакцией документа приводить и забирать ребенка могли только родители или заменяющие их лица (опекуны). Данная норма была введена в мае 2018 года. Она вызвала непонимание в узбекистанском обществе, о чем свидетельствуют комментарии в социальных сетях в тот период.

Каких-либо резонансных случаев похищения детей из детских садов близкими родственниками до введения этой нормы не было. Имели место другие инциденты - жестокое обращение воспитателей с детьми. В частности, в апреле этого года в городе Джизаке за избиение детей была уволена 37-летняя воспитательница Мохира Маматкулова, работавшая в саду с 2007 года. Жестокое обращение с детьми она объяснила плохим настроением, связанным с семейными проблемами. Министерство юстиции в свою очередь пообещало, что каждое дошкольное учреждение в Узбекистане будет оборудовано камерами видеонаблюдения, и родители смогут наблюдать за своими детьми через интернет.

Международное информационное агентство «Фергана»



Власти Ташкента решили повесить на инвесторов долги обанкротившегося завода «Оникс»
2018-08-08 18:36 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Цех завода “Оникс”. Кадр видеозаписи с сайта Uza.uz
Инвесторы малой промышленной зоны (МПЗ) «Олмазор», созданной в Ташкенте на месте стекольного завода «Оникс», оказались под угрозой выселения из арендованных ими помещений. Как сообщили агентству «УзА» в руководстве промзоны, налоговая инспекция Ташкента заявила о намерении выставить здание завода на торги якобы за имевшиеся у «Оникса» долги.

АО «Оникс» было создано на базе завода «Миконд», оно входило в состав компании «Узэлтехсаноат». В 2017 году долю «Узэлтехсаноат» передали хокимияту (администрации) Ташкента, на месте «Оникса» начали создавать МПЗ. Тогда же по решению хокимията провели конкурсные торги и привлекли инвесторов. Им сдали помещения завода в аренду на 10 лет на льготных условиях, взамен инвесторы должны были организовать там производство импортозамещающих товаров и создать рабочие места. Помещения завода получили 40 предпринимателей, в том числе иностранных. К примеру, китайский бизнесмен Куан Румбо планировал вложить $500 млн в производство различной конкурентоспособной продукции, которую собирался выпускать в арендованных помещениях МПЗ «Олмазор».

По словам руководства МПЗ, 22 открывшихся в промзоне предприятия уже запустились и начали свою деятельность, а 18 находятся на стадии ремонта и отделки полученных помещений.

Однако теперь, по словам начальника отдела МПЗ Шухрата Шукурова, налоговая инспекция решила взыскать долг бывшего завода «Оникс» в размере 9 млрд сумов ($1,1 млн) и теперь планирует выставить на торги с аукциона здание предприятия, оставляя при этом инвесторов без помещений, за которые они заплатили.

Отметим, что последнее время руководство Узбекистана заявляет необходимости привлечения в страну инвестиций, создания и развития местных производств. В республике упростили создание предприятий с иностранными инвестициями, в хокимиятах и в структуре МИДа усилили работу над увеличением экспорта, развитием внешнеторговых связей и привлечением инвесторов из-за рубежа. Подготовлен проект указа президента об улучшении инвестиционного климата в Узбекистане. Однако инциденты, подобные тому, что произошел с арендаторами МПЗ «Олмазор», могут свести старания властей на нет.



Покладистые жены вместо водки. Зачем Киргизии контролировать число мечетей и проповедников
2018-08-09 07:06 ferghana@ferghana.ru (Екатерина Иващенко)

Киргизия – единственная страна бывшей советской Азии, где вопросы религии контролируются государством довольно слабо. Здесь хаотично возводятся новые мечети, число которых уже превышает количество школ, на улицах все больше женщин, закрывающих лицо, и все больше магазинов, закрывающих торговлю сигаретами и алкоголем именно из-за религиозных соображений. Религия заполняет вакуум из-за отсутствия в стране национальной идеи, говорят эксперты. И предупреждают, что отсутствие контроля за этой сферой со стороны государства чревато опасностями.

Весьма либеральное законодательство Киргизии в религиозной сфере давно вызывает беспокойство у гражданского общества. Очевидно, что догматы веры уже привели значительным, по сравнению с другими странами региона, изменениям в стране. Помимо строительства новых мечетей и увеличения количества женщин, публично исполняющих религиозные предписания, появляются и более экзотические признаки исламского «наступления». Так, в Бишкеке появился мусульманский пансион для девушек, из которых готовят «покладистых жен», а в некоторых магазинах, особенно на юге Киргизии, перестали продавать алкоголь и сигареты.

Все это особенно хорошо видно, если ты вернулся в страну после некоторого отсутствия. По улицам ходит множество мужчин в мусульманских костюмах камис, на рынках появились многочисленные контейнеры с мусульманской одеждой. В одном только в Бишкеке возвели около пяти новых больших мечетей.

Примечательно, что в июле 2017 года Исламский университет получил от Министерства образования и науки лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере теологии. А в июне 2018 года в теологическом колледже при Киргизском государственном университете имени Арабаева состоялся первый выпуск теологов с дипломами государственного образца.

Куда и откуда идут деньги

– Мы наблюдаем такие же тенденции, какие видите вы, и особенно ярко они прослеживаются на юге страны. Одежда, мечети – это внешние признаки. Важно пообщаться с людьми и понять, держат ли они пост, ходят ли в мечети, читают ли намаз, и вы увидите, что вектор развития общественного сознания движется именно в эту сторону, – говорит руководитель Центра изучения общественного мнения и прогнозирования «Эл-Пикир» Эльвира Илибезова.

Она подчеркивает, что в целом религия – это неплохо, однако важно не упустить момент радикализации.

– К сожалению, у нас в этом плане ничего не прорабатывается ни на государственном уровне, ни на уровне муфтията, – замечает эксперт. – Я знаю, что были попытки обозначить критерии радикализации, определить, что такое радикальный ислам, и почему два человека, которые исповедуют эту религию, такие разные: один уже радикал, а другой нет?

И действительно, государство в Кыргызстане практически не занимаются исследованиями, касающимися религии. Гораздо активнее в этом смысле иностранцы. Три крупнейшие аналитические компании страны подтвердили «Фергане», что они проводят довольно много исследований в области религиозных вопросов. Однако исследования эти проводятся только по заказу иностранных компаний, при этом все они являются закрытыми.

Проблема, по мнению Илибезовой, состоит также в том, что в государственных структурах, которые курируют конфессиональные вопросы, нет чиновников, умеющих анализировать ситуацию и прогнозировать, как могут развиваться события дальше.

Отвечая на вопрос, можно ли ожидать исламизации страны, эксперт отметила, что Киргизия идет именно в этом направлении, «причем складывается впечатление, что процесс этот совершенно не регулируемый – ни государством, ни муфтиятом». По словам Илибезовой, сейчас самое важное – отслеживать, откуда и какие финансовые потоки приходят в религиозную сферу в Киргизии.

– Проанализировав эти потоки, можно увидеть, что они идут на организацию различных течений ислама (это видно по мечетям разного архитектурного строения), что может вызывать столкновения их сторонников. Истории других стран показывают, что конфликты на этой почве – явление не новое. Муфтият должен определиться с направлением ислама и выстроить развитие религии так, чтобы в стране не происходили конфликты на этой почве. Государство в этом вопросе должно идти рука об руку с муфтиятом. Да, у нас религия отделена от власти, но когда есть нехорошие симптомы, и вопрос касается безопасности страны, стороны должны сотрудничать, – считает Эльвира Илибезова. – О том, на чьи деньги строятся мечети, иногда сообщают госорганы. В июне мне пришла рассылка из киргизского парламента, в которой говорилось, что «торага Жогорку Кенеша Дастанбек Джумабеков посетил новую мечеть в Бишкеке, которая станет самой большой на территории Кыргызстана. На ее строительство турецкая сторона выделила 25 миллионов долларов».

На месте нынешней Центральной мечети в Бишкеке также планируется возвести новое здание вместимостью 7 тысяч человек. Строить мечеть будет компания из Саудовской Аравии.

Стоимость строительства самой крупной мечети в Оше, которая была открыта в июне 2012 года, составляла 1 миллион 200 тысяч долларов. Половина суммы была перечислена донорами из Объединенных Арабских Эмиратов, оставшаяся часть – Всемирной Ассамблеей молодежи.


Прихожане мечети в Киргизии. Фото с сайта Azattyk.org

Определенная нетерпимость к другим религиям в стране уже ощущается, хотя это отмечалось и десять лет назад. Так, осенью 2016 года в Ала-Букинском районе Джалал-Абадской области местные жители и имамы сначала запрещали хоронить свою односельчанку, а потом, когда тело все же было захоронено, потребовали его эксгумации. Они объяснили это тем, что кладбище – мусульманское, а женщина при жизни придерживалась христианско-баптистского вероучения. В итоге покойную трижды предавали земле, а имамы требовали выкопать ее даже тогда, когда она была захоронена на христианском кладбище.

Мечеть вместо школы

В 2017/2018 учебном году в республике действовало 2.262 дневных общеобразовательных учреждения, что на 26 школ больше по сравнению с предыдущим 2016/2017 учебным годом, и на 61 школу больше, чем в 2012 году. Вузов же в Кыргызстане — 56. При этом в стране 3.257 религиозных организаций, из которых исламских – 2.856, в том числе 2.647 мечетей и 107 медресе.

Однако, стоит в разговоре с чиновниками заметить, что, возможно, это не совсем правильно, когда в стране больше мечетей, чем школ, те называют это сравнение некорректным и советуют сравнивать количество школ и медресе. По логике - подход верный, а на деле?


Количество религиозных организаций и объектов в Киргизии на первое полугодие 2018 года. Данные предоставлены Государственным агентством по религии Киргизии

Комментируя указанное сравнение, Эльвира Илибезова напомнила, что Киргизия – это светское государство и кроме свободы вероисповедания у него есть такое обязательство, как доступ граждан к качественному образованию.

– То, что количество мечетей превышает количество образовательных учреждений – нехорошая тенденция, – отмечает эксперт. – Например, несколько лет назад обеспеченность детскими садами в сельской местности составляла чуть больше 20%. А так называемая обеспеченность доступа к мечетям – намного лучше. Охват дошкольным образованием в 2018 году достиг лишь 24%, 187 тысяч детей посещают 1390 детских сада, из которых 1248 – государственные и муниципальные, и лишь 14 – частные, сообщил Минобраз КР 3 августа, – прим. автора).

В продолжение темы Илибезова рассказала, что исследования, касающиеся функционирования мечетей, «Эл-Пикир» проводит с 2000 года. И уже тогда молдо просили разрешить обучать детей чтению и математике в мечетях, аргументируя это тем, что в школах обучение платное, и не все могут себе его позволить. Священнослужители утверждали, что раз к ним все равно ходят дети, особенно из бедных семей, они готовы обучать их азам образования.

– Затем этот вопрос поднимался перед Минобразом, которое было категорически против этой идеи, – говорит Илибезова. – Лет через 5–7 работники мечетей стали говорить, что им надо отдать и другие школьные предметы. Я считаю, что категорически нельзя допустить этого, иначе мы получим поток людей, которые пойдут в мечети и непонятно, чему их там будут учить.

Эльвира Илибезова также затронула проблему вопиющей неграмотности населения в вопросах религии. В этом смысле народное сознание, по ее мнению, «как непаханое поле, где можно сеять, все что угодно». А в результате этого в стране уже появляются села, где исповедуют запрещенные течения ислама. Этим летом неоднократно писали о проживающих в селах семьях, которые, являясь приверженцами запрещенных в стране организаций, используют религию как повод, чтобы не пускать детей в школы.

– Люди в этом не виноваты, они верят тому, что им говорит молдо, который считается «уважаемым человеком». Поэтому важно контролировать эту сферу. Но в стране сложилась такая ситуация, которая чревата рисками в будущем, – подытоживает эксперт.

Ситуация не контролируется

Киргизия остается единственной страной в регионе, где государство предпочитает не вмешиваться в вопросы религии даже минимально. В этом году, однако, власти решили заявить о своем присутствии и внести поправки в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР». Проект уже вынесен на общественное обсуждение.

О планируемых изменениях в интервью «Фергане» рассказал заместитель директора Государственной комиссии по делам религий Закир Чотаев. Первым делом чиновник заверил, что «религиозная ситуация в стране находится под контролем, и страна не поздно занялась вопросом регулирования религии».


Девушки в мусульманских одеяниях на рынке в Киргизии. Фото Екатерины Иващенко, “Фергана”

По словам Чотоева, власти в обязательном порядке проводят регистрацию религиозных организаций и проверяют деятельность медресе. Сейчас в стране зарегистрировано более 100 медресе, из них работает около 80. В 2016 году Госкомиссией было закрыто 7 медресе.

– Общее регулирование религиозного образования прописано в законе «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». Однако там были две статьи общего характера о том, что учебное заведение должно пройти учетную регистрацию в нашей Госкомиссии и предоставить учредительный документ. В проекте закона «О внесении изменений в Закон КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР», наши регулятивные положения религиозного образования расширяются. Будут прописаны принципы и критерии предоставления религиозного образования. Также будет разработано положение о том, как должно предоставляться религиозное образование, основой к которому станет наш законопроект, – рассказывает Чотаев.

При этом он не соглашается с утверждением, что в Киргизии, по сравнению с соседями, в религиозной сфере - разброд и шатание.

– В этом вопросе у нас либеральный подход, – уточняет чиновник. – Нам надо выстроить нормальную законодательную базу, что мы и пытаемся сделать. Но существует много различных групп, которые противостоят нам. Тем не менее, мы закон ужесточаем. Например, в действующем законе запрещается вовлечение детей в религиозные организации, но это положение не работает. Разве можно запретить приводить детей в церковь? Это ненормально. Не думая, ввели это положение. А надо, чтобы все нормы закона работали. Так как у нас родители ответственны за духовное воспитание детей, в новом законе мы прописали, что вовлечение в деятельность религиозных организаций несовершеннолетних запрещается, но добавили, что «в присутствии и с разрешения родителей несовершеннолетние могут посещать религиозные обряды и ритуалы».

Еще один запрет касается подомового обхода с целью распространения религиозных взглядов.

– В действующем законе запрещается обход с целью распространения религиозной литературы, так как к нам поступает много жалоб на Свидетелей Иеговы и товарищей, которые распространяют религию, обходя дома, – поясняет Чотаев. – Эта новая практика пришла к нам из Южной Азии, у нас дават (проповедь в исламе – прим. «Ферганы») всегда проводился в мечети. Сейчас считается, что распространять религию нужно путем обхода домов (это практика распространения Таблиги джамаат, которая пришла к нам с Юга). Поэтому в новом законе мы прописали, что запрещается обход домов с целью распространения религиозных взглядов. На нас обрушилась волна критики со стороны мусульманских и христианских организаций, которые занимаются таким обходом, поэтому мы пошли на консенсус и добавили положение, что при этом не ограничивается право представителей религиозных организаций приглашать граждан на свои собрания.

Комментируя бурное строительство мечетей, Чотаев замечает, что «до независимости в стране было не более 40 мечетей, а после получения независимости граждане, которые имели вакуум в религиозном воспитании, начали активно вовлекаться в религию»:

– Во-первых, стало модным строить мечети. Во-вторых, происходит вливание финансовых средств, которые нужно контролировать. В-третьих, наблюдается повышение интереса к нашей стране со стороны миссионеров зарубежных исламских центров. Отсюда и возникла такая тенденция. Поэтому в законе также говорится о реформировании системы религиозного образования. Нам необходимо ставить свою систему религиозного образования, а не зависеть от зарубежных центров. Сейчас в школы с 9 класса вводится курс (пока в виде пилотного проекта) истории религиозной культуры, чтобы подростки не были уязвимы для религиозной пропаганды.

Чотаев уверен, что интерес к религии повышается во всем мире, а внутренняя тенденция связана с ситуацией в стране, которая долгое время находилась вне религиозного контекста:

– Началась активная пропаганда со стороны религиозных миссионеров. Тенденция не совсем здоровая. Хотя мы говорим о том, что быть религиозным человеком не плохо, но не надо нарушать законы страны. Проблема в том, что под видом интереса к религии распространяется радикализм и экстремизм. Однако силовые структуры держат ситуацию под контролем.

Ковать религиозные кадры

Директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов называет происходящее в религиозной сфере страны «естественным заполнением религией вакуума после 70 лет атеизма»:

– Аналогичная ситуация и в других странах региона, но там она жестче контролируется. Дело в том, что ни одна из властей не предоставила своим гражданам национальную идею, которую сейчас замещает религия. Кроме того, процесс убыстряется за счет современных технологий и глобализации. Государство не смогло вовремя перехватить инициативу и дать стране идеологию. Это усугубляется тем, что на фоне высокой коррупции имеет место недоверие населения, особенно молодежи, к властям. Проведите опрос на тему индекса доверия к власти, и вы получите страшную картину. Особенно это чувствуется в Киргизии после двух смен власти, которые привели не к положительным изменениям, а, наоборот, к росту коррупции. Молодежь ищет в религии идеологические ориентиры. Религия сегодня – это не только обряды (намаз, Орозо и та к далее), но и поиск ответов на проблемы, в том числе идеологические и политические, – считает эксперт.


Магазин исламских головных уборов для женщин на рынке в Бишкеке. Фото Екатерины Иващенко, “Фергана”

Маликов уверен, что проблема заключается не в самой религиозности населения а в том, что духовенство больше сконцентрировано на ритуалах и не дает ответы на накопившееся у людей вопросы. Таким образом, «молодежь начинает искать ответы на вопросы о справедливом государстве на стороне, увлекаясь различными течениями, в том числе экстремистскими».

– Верующие сегодня политизированы. Мы с вами политизированы. И люди ищут ответы на накопившееся ответы в исламе. Там они есть, но вопрос в том, кто и как их трактует. Одно дело – направлять энергию молодежи в положительное русло и совсем другое, если религию будут трактовать эмиссары и заказчики извне, – говорит Кадыр Маликов.

Он также полагает, что в вопросах религии власть упускает инициативу:

– Мы видим, что есть законы, но они не работают. Но нельзя давить на мусульманскую общину, ее надо привлекать к решению социальных проблем. Она должна влиться в гражданское общество, чего сейчас не происходит. Сейчас у нас размежевание: «мы» (светские) и «они» (религиозные). Репрессивными мерами тут не поможешь, тем более, если в вопросах религии у чиновников нет авторитета.

Скептически относится эксперт и к законодательным нововведениям Госкомиссии. По его мнению, миссионеры как ходили по домам, так и продолжат это делать. Маликов полагает, что законодательная регуляция нужна, но только при помощи нее решить вопрос невозможно.

– Мы не знаем своих детей, на что ориентирована наша молодежь? Нет правильного разъяснения религиозных норм. Есть две крайности – радикализация и то, что мы называем лайт-исламом. Сегодня духовенство должно работать не на обрядовость, а на содержательную сторону религии, используя для этого просвещение. Но для этого нужны кадры, так называемая мусульманская интеллигенция. С 2008 года мы поднимаем вопрос подготовки кадров, но их нет. В такой ситуации мы не можем запретить получать образование за рубежом. Я сам учился в Иордании, но те, кто едет в другие страны, должны получать базовое исламское образование в своей стране – как прививку от вируса. Сегодня нам нужно создать национальную теологическую школу, отвечающую интересам нашего государства. Показателен пример Узбекистана, Татарстана. Там понимают, что если они не будут готовить религиозные кадры сами, то за них это сделают другие, потому что сегодня религиозный фактор становится частью геополитической борьбы, – заключает Маликов.

***

Еще в 2011 году в Бишкеке на круглом столе «Государство и религия: перспективы, вызовы и угрозы» обсуждались проблемы взаимоотношений государства и религии, а также связанные с этим вопросы, в частности, создание неподконтрольных финансовых схем, массовое обучение в религиозных учебных заведениях за рубежом и вовлечение в террористическую деятельность. Тогда говорили и о регуляции этой сферы, и о расширении полномочий Госкомиссии по делам религий с приданием ей статуса комитета. Спустя семь лет представители Госкомиссии вновь говорят об ужесточении законов и контролировании направленных на религию денежных потоков. Говорят, но дальше слов дело пока так и не идет. И это при том, что религия занимает в жизни страны с каждым годом все большее место.

Екатерина Иващенко



В Казахстане отложили суд по делу о гибели 52 человек в сгоревшем автобусе
2018-08-09 07:37 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Здание Иргизского райсуда. Фото с сайта Akt.sud.kz
Заседание Иргизского районного суда Актюбинской области Казахстана по делу о сгоревших в автобусе 52 гражданах Узбекистана отложено на неопределенный срок, сообщает КазТАГ со ссылкой на пресс-службу Актюбинского областного суда.

Суд должен был начаться 7 августа, но адвокаты трех подсудимых подали частную жалобу на постановление суда от 23 июля, не удовлетворившего их просьбу о передаче дела в другой, не столь отдаленный суд. Они пытаются добиться передачи дела на рассмотрение в суд Актобе. Иргизский райсуд находится в 400 километрах от Актобе.

Жалобу адвокатов должна рассмотреть судебная коллегия по уголовным делам Актюбинского областного суда. Дата рассмотрения пока не назначена, поэтому процесс отложен.

18 января автобус «Икарус», перевозивший пассажиров из Узбекистана в Россию, загорелся на трассе Самара – Шымкент в Иргизском районе из-за замыкания проводки. Погибли 52 гражданина Узбекистана. Боковая дверь автобуса была заблокирована, из-за чего люди не смогли своевременно выбраться.

Следствие квалифицирует действия учредителя компании как «ненадлежащее исполнение обязанностей в коммерческих организациях, выпуск в эксплуатацию неисправного автотранспортного средства и использование заведомо подложного документа». Подсудимыми по уголовному делу проходят трое водителей автобуса, а также учредитель и механик «Азия транзит сервис». Действия механика квалифицированы как «выпуск в эксплуатацию неисправного автотранспортного средства». Владелец автобуса объявлен в международный розыск.

Международное информационное агентство «Фергана»



В Дашогузе поставили охрану вдоль водоотводных каналов
2018-08-09 07:59 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Посевы хлопка в Дашогузском велаяте. Фото с сайта Habartm.org
На севере Туркменистана администрация Дашогузского велаята (области) начала борьбу с несанкционированным забором поливной воды, выставив охрану на десятки километров вдоль сельскохозяйственных водоотводных каналов, сообщает Радио «Азатлык».

Этому предшествовал устный запрет для местных жителей или фермерских хозяйств на подачу воды насосами. После были учреждены бригады по два человека, которые ежедневно и круглосуточно дежурят и ведут наблюдения за каналами длиной в 100 км и более.

Охрана выставлена в районе имени Сапармурата Туркменбаши на территории, принадлежащей семи фермерским хозяйствам, выращивающим рис. Эти земли, хозяева которых, по заверению местных жителей, имеют связи в руководстве страны, обильно поливаются, что стало одной из причин нехватки воды и привело к усилению контроля за ее расходом. Использовать воду из каналов запрещено хлопководам в районах Губадаг, Болдумсаз, Конеургенч.

В 2018 году вода в поливные каналы поступила с запозданием — не в начале февраля, а в марте, подача же воды для промывки хлопковых полей запоздала на два месяца. Из-за засухи воды в каналах стало меньше, например, в канале Ханяп, ведущем в район Туркменбаши, объем сократился на 80%. Фермеры района Акдепе Дашогузской области жалуются, что на некоторых хлопковых полях полива не было еще ни разу.

Отсутствие воды приводит к низкой урожайности, в то же время, по сообщению других источников издания в Дашогузе, арендаторов земель, которые не выполнили план по сбору урожая пшеницы, обязывают за счет собственных средств возмещать недостачу указанного в контракте объема. Дашогузские фермеры утверждают, что арендаторов заставляют погашать задолженность перед государством разными способами: пенсионеры должны перечислять средства из пенсий, другие — продавать имущество.

Десятки арендаторов были вызваны в прокуратуру из-за невыполненного плана, а у некоторых проведены обыски, поскольку прокуратура заподозрила, что они, сговорившись с комбайнерами, выгрузили урожай у себя дома. От фермеров требуют устанавливать на сельскохозяйственной технике камеры наблюдения для предотвращения воровства урожая.

По данным источника, в области должны государству остались около 90% арендаторов. «Даже солома, оставшаяся от пшеницы, вышла некачественной. Если соломы было бы достаточно, то можно было бы продать хотя бы ее и как-то возместить недостачу по пшенице», — рассказал фермер. Дела фермеров переводят в суды, которые обязывают гасить задолженность, а у тех, кто не может расплатиться, имущество конфискуют в пользу государства.

Невыполнение плана по сбору урожая сначала замалчивалось государственными СМИ, а негосударственные сообщали о засухе, давлении на фермеров, сборе недозревшей пшеницы и посевной хлопчатника на тех же полях. Только 28 июля в правительственной газете «Нейтральный Туркменистан» появилась информация, что план по сбору 1,6 миллиона тонн пшеницы выполнить не удалось. В течение нескольких лет ежегодный план по зерну в Туркменистане составляет 1,6 миллиона тонн, по хлопку — 1,5 млн тонн.

Международное информационное агентство «Фергана»



Из Туркестана до конца 2018 года пустят поезда в Бадам и Сарыагаш
2018-08-09 08:10 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Нурлан Байгут. Фото пресс-службы акимата Туркестанской области
В Казахстане в связи с образованием Туркестанской области до конца 2018 года будут запущены новые железнодорожные маршруты из Туркестана в село Бадам Ордабасинского района Южно-Казахстанской области и город Сарыагаш Туркестанской области, находящийся на казахско-узбекской границе. Об этом сообщается на сайте областного акимата (администрации).

Всего в области работают 44 перевозчика, 1283 автобуса ходят по 320 направлениям. За шесть месяцев перевезено 577,6 млн пассажиров, что на 1,6% больше прошлогоднего показателя за аналогичный период, сообщил руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нурлан Байгут.

«В связи с получением Шымкентом статуса города республиканского значения в области изменятся 91 из 115 межрайонных маршрутов. Кроме того, 13 из 39 межобластных маршрутов были переданы в распоряжение акимата города Шымкента», — рассказал он.

Регулярные пассажирские перевозки осуществляются из Туркестана в пять районных центров — в Кентау, Арысь, Шаульдер, Шолаккорган и Мырзакент, прямые маршруты откроются в другие районные центры области — в Шардару, Жетысай, Сарыагаш, Ленгер, а также в населенные пункты Абай, Казыгурт, Темирлан, Аксукент, Т.Рыскулов и Шаян. До конца 2018 года в Туркестане планируется создать систему электронного билетирования.

1 июня Шымкент был официально объявлен третьим после Астаны и Алма-Аты мегаполисом Казахстана с миллионным населением. Правительство Казахстана утвердило границы новообразованной Туркестанской области, городов Туркестана и Кентау в июле. Общая площадь области составляет 11,6 тысячи гектаров.

Глава новосозданной области Жансеит Туймебаев пообещал построить в Шымкенте аэропорт и вокзал и провести капитальный ремонт старого железнодорожного вокзала.

Международное информационное агентство «Фергана»



Российский олигарх Евтушенков потерял на акциях после угроз США наказать его за Крым и Узбекистан
2018-08-09 08:32 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Владимир Евтушенков. Фото с сайта Agroinvestor.ru
Акции российской акционерной финансовой корпорации (АФК) «Система» на Московской бирже упали на 4,5%, до отметки 8565 рублей, после сообщений о возможном внесении ее главы Владимира Евтушенкова в санкционный список Минфина США за деятельность в Крыму и Узбекистане. 8 августа они частично отыграли потери, падение составило 2,73% до отметки 8720 рублей.

Республиканский конгрессмен Илеанора Рос-Лейтинен (Ileana Ros-Lehtinen) сообщила 7 августа в своем Twitter, что в Госдепартаменте ей подтвердили проведение «расследования в отношении русского олигарха Владимира Евтушенкова» и возможные санкции за «операции в незаконно аннексированном Крыму и Узбекистане».

В письме из Госдепа США, подписанном 24 мая помощницей госсекретаря в области законодательства Мэри Уотерс и опубликованном на сайте Рос-Лейтинен, говорится, что сейчас выявляются «все транзакции, предприятия и физические лица, которые соответствуют критериям CAATSA», то есть закону «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Уотерс пообещала, что ведомство изучит вопрос, попадает ли российский олигарх под критерии введения санкций, которые Рос-Лейтинен и ее коллега Марк Уолкер потребовали ввести еще в июне.

Под крымской деятельностью «Системы» подразумевается проектирование больниц в Севастополе и Крыму, а под сомнительными операциями в Узбекистане, вероятно, прекращенная в 2012 году деятельность «Уздунробиты» – узбекской «дочки» МТС (контрольный пакет принадлежит АФК «Система»).

В июне 2012 года власти Узбекистана обвинили «Уздунробиту» в незаконной эксплуатации свыше 250 базовых станций, нецелевом использовании денежных средств, расхищении имущества, использовании противоправных схем по обналичиванию средств и уклонению от налогообложения, а также в отсутствии лицензий у региональных филиалов.

В декабре 2013 года активы «Уздунробиты» были переданы на баланс национального оператора связи республики «Узбектелеком». Компания МТС обещала, что будет отстаивать свои права в отношении «Уздунробиты» и ее активов с целью полного возмещения всех убытков, понесенных в результате незаконной атаки на бизнес МТС в Узбекистане. Ущерб МТС составил не менее $2 млрд.

Евтушенков называл это «неприятной историей» и «одной из неудач» компании АФК «Система»: «В принципе, ни за что мы получили, так сказать, "черную метку" от них», – сказал Евтушенков, подразумевая узбекские власти. Российский Forbes тогда писал, что «история прихода российской МТС в Узбекистан, расцвета и стремительного заката компании показывает, что ни согласие на неписаные местные обычаи в экономике, ни связи с членами президентской семьи не гарантируют защиты бизнеса». В январе 2018 года Евтушенков вошел в так называемый кремлевский доклад, представленный конгрессу Минфином США, где перечислены имена 114 высокопоставленных российских чиновников и руководителей госкомпаний, а также 96 олигархов, имеющих состояние более миллиарда долларов.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное