Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Жидкая крыльчатка

"...А крыльчатка-то где?" – огорошил меня слесарь, показывая снятую с "девятки" помпу. В самом деле, крыльчатки нет! И словно вообще не было. Понятно, отчего мотор перегревался, заставив владельца по дороге делать остановки, длительные перекуры... Но как машина ездила раньше – вопрос задал сам владелец – приятно видеть знающего человека!

Предыстория (с его слов) была такова. Два года автомобиль почти ничем не огорчал, но недавно мотор начал перегреваться в обычной уличной пробке, коих и раньше хватало. Поначалу спасал электровентилятор, но вскоре наступил критический момент: вентилятор гудит, а температура жидкости медленно нарастает. Пробке, между тем, не видно конца – и наш будущий клиент на всякий случай перестроился в крайний ряд. Оказалось, не зря! Через десяток метров под капотом ударил раскаленный гейзер, выбросив из-под пробки расширительного бачка несколько литров "Тосола".

Пришлось долить и потихоньку добираться до ближайшего сервиса. Там определили, что жидкость в радиатор не поступает, циркулирует лишь по малому контуру. Значит, виноват термостат – заменили. Но назавтра мотор снова перегрелся. Владелец запаниковал и отправился в другой сервис, где не мудрствуя тоже предложили... заменить термостат! Не спешите ругать мастеров – как бы вы поступили, если мотор "кипит", а радиатор почти холодный? Когда "девятка" оказалась в нашем сервисе, мы тоже начали с проверки термостата. Даже поставили свой "эталонный". Результат – прежний. Выходило, что неисправность здесь какая-то необычная. Теперь под подозрением оказалась помпа: работает ли?

Сняли: крыльчатки нет! Но куда она делась, где обломки? В слитом "Тосоле", если хорошенько приглядеться, можно заметить темные включения, да и то при условии, что он не ржаво-рыжий: это и есть пропавшая деталь. Расплавилась! С некоторых пор на смену металлической крыльчатке пришла пластмассовая. Ноу-хау, уйма достоинств. Но термостойкость некоторых изделий, похоже, незавидная. Уже при 103–105 оС плохонький материал может размягчиться – и деталь провернется относительно валика, после чего помпа уже не работает. Температура быстро нарастает... и вот пластмасса начинает плавиться, смешиваясь с закипающим "Тосолом".

Вскоре попала к нам еще одна машина: сценарий тот же. Но там была другая история. Что грозит владельцу, купившему поддельный "Тосол"? А ведь этого добра, особенно на придорожных "развалах" сколько угодно!

Ну а это что за руины? Хозяин, знать, смелый был – на вопли разрушающейся помпы внимания не обращал. Из-под сальника течет, подшипник "харкает"? Пустяки, вперед! Конец закономерен, причем на машинах с ременным приводом вентилятора. последний может достать до радиатора – тогда менять придется и его.

Но, пожалуй, еще горше жизнь того, кто прозевает разрушение подшипников помпы на двигателях восьмого-десятого семейства. Заклинят – порвется ремень. В двигателях 21081, 2108, 2112 это почти неизбежно приведет к встрече клапанов с поршнями и ремонту головки блока. Кстати, очень часто беды начинаются с неумелой замены ремня. Завыл – значит перетянут, отсюда повышенная нагрузка на подшипники. Конечно, ремень может завывать так, что легко заглушит шум подшипников. Но есть еще один признак их разрушения (уже состоявшегося): ремень начинает сползать – его сгоняет перекосившийся шкив помпы. Вывод: регулировка натяжения ремня – ответственное дело. Заодно напомню, что гайку крепления натяжного ролика нельзя затягивать моментом больше 4,2 кгс×м, иначе велик риск "вытащить" алюминиевую резьбу из отверстия в головке блока.

Анатолий Вайсман
Ссылки в тему:
Кипяточку желаете?
Датчик электровентилятора системы охлаждения
Сколько служить антифризу
Накипь в системе охлаждения
Ремонт и настройка термостата
Простая проверка термостата
Восстановленный термостат
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное