Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Сколько служит свеча

Свечи зажигания можно назвать "вечной темой", неизменно вызывающей у автомобилистов повышенный интерес. Среди вопросов, с которыми читатели обращаются в редакцию, многие так или иначе связаны с оценками долговечности свечей. Эта проблема отнюдь не так проста, как это может показаться с первого взгляда. Обобщив вопросы из читательской почты, мы попросили ответить на них заведующего лабораторией свечей НИИавтоприборов кандидата технических наук Б. Басса.

Какие факторы в наибольшей степени влияют на долговечность свечей? Претерпевает ли она изменение на фоне общего прогресса автомобильной техники?

Свеча подвергается большим тепловым, электрическим, механическим и химическим воздействиям. По мере развития конструкции двигателей и усиления их форсировки интенсивность этих воздействий возрастает. Введение в бензин антидетонационных присадок, содержащих металлы (в основном свинец), является еще одним неблагоприятным фактором. В итоге, несмотря на конструктивные усовершенствования и использование новых, более стойких материалов, долговечность свечи остается на прежнем уровне или даже уменьшается.

Существуют ли какие-то нормативы, определяющие продолжительность эксплуатации свечи?

По ГОСТ 2043-74 на свечи установлен гарантийный срок: один год с момента начала эксплуатации, причем пробег автомобиля за этот период не должен превышать 25 тысяч километров. Если использовалось неэтилированное топливо, то допустимая величина пробега увеличивается до 35 тысяч. Однако автомобильные заводы в руководствах по эксплуатации своих машин часто указывают иные величины. Так, на "москвичах" рекомендуется заменять свечи через 20 тысяч километров. ВАЗ до сих пор предписывал замену через 30 тысяч, но для новой модели ВАЗ-2108 уменьшил этот пробег вдвое. Что касается современных зарубежных автомобилей, то у них рекомендованных пробег до замены свечей в среднем составляет 15–20 тысяч километров.

Столь явно недостаточное использование установленного стандартом ресурса свечей объясняется просто. Состояние свечей весьма существенно влияет на надежность двигателя, его экономичность и токсичность отработавших газов, а по мере старения в процессе работы вероятность их отказа в процессе работы возрастает. Заводы стремятся не допустить, чтобы из-за свечей в эксплуатации возникали неполадки, в конечном счете бросающие тень на престиж автомобиля, и отказываются от использования "пожилых" свечей.

Ну, а если все же заставить свечи работать "до упора" – что показывает статистика в этих случаях? И еще: в какой мере конструктивные особенности свечи влияют на ее ресурс?

Начнем со второй части вопроса.

Стойкость электродов свечи зависит от их размеров, материала и средней рабочей температуры. Что касается размеров, то у большей части современных свечей они очень близки. Диаметр центрального электрода колеблется от 2,4 до 2,7 мм. Электрод "массы" по ширине, как правило, равен диаметру центрального, а толщина его 1,2–1,6 мм.

Для изготовления центральных электродов применяют наиболее жаростойкие из известных сплавов "никель–хром–железо". Электроды "массы" изготовляют из сплава "никель–марганец", что определяется необходимостью приваривать электрод к корпусу. Опыт эксплуатации и специальные сравнительные испытания показали, что при прочих равных условиях быстрота износа электродов у современных свечей отечественного производства и лучших зарубежных аналогов одинакова и не превышает 0,02 мм на каждые 1 000 километров пробега.

Последний фактор, определяющий ресурс свечи – рабочая температура электродов. Если свеча правильно подобрана по тепловой характеристике, эта температура у любой из них на любом двигателе должна находиться в пределах от 400 до 850оС. Перегрев свечи вызывает быстрое выгорание электродов, недогрев – загрязнение нагаром.

Каков же реальный ресурс свечи в эксплуатации? Установлено, что среднестатистическая величина на отечественных автомобилях составляет 40–50 тысяч километров.

Мы постоянно пользуемся термином "ресурс свечи". Но, как известно, свеча – не лампочка. В какой же момент следует считать, что она отработала свое?

Ресурс свечи определяется двумя факторами – стойкостью электродов и целостностью изолятора. С электродами все понятно: если они износились полностью или даже один из них – свечу надо менять. Сложнее с изолятором. Без специальных приборов для проверки свечей трудно объективно оценить его состояние. Дело в том, что при атмосферном давлении даже у свечи с поврежденным изолятором может быть бесперебойное искрообразование – ведь расстояние от центрального электрода до массы корпуса внутри свечи больше величины искрового промежутка. В связи с этим свечи проверяют на бесперебойность искрообразования под давление. В практике сложилась следующая система оценок. Когда нагара на свече нет, а искровой промежуток соответствует инструкции, искрообразование должно быть бесперебойным при давлении не менее 8 кгс/см2. Если оно находится в пределах от 6 до 8 кгс/см2 – значит, электроды у свечи уже несколько изношены, а изолятор начал терять первоначальные качества. Давление от 4 до 6 кгс/см2 – сигнал тревоги, свечи скоро потребуют замены. Если давление меньше 3–4 кгс/см2 – изолятор поврежден, свечу эксплуатировать нельзя.

К сожалению, мало кто имеет возможность проверить свечи на искрообразование под давлением. Приходится оценивать их состояние по работе мотора, а это требует определенного навыка и не исключает ошибок.

В заключение стоит упомянуть, что не все свечи благополучно проживают свой век. Что можно сказать о причинах, вызывающих преждевременный выход свечи из строя?

Основных причин этого три: шунтирование искрового промежутка нагаром, образовавшимся на тепловом конусе изолятора или непосредственно в искровом промежутке, сгорание электродов или механическое повреждение, чаще всего изолятора.

Шунтирование свечи, правильно подобранной по тепловой характеристике, – признак общей "болезни" двигателя. В таблице приведены чаще всего встречающиеся в эксплуатации разновидности образования нагара на свечах и возможные причины его.

Случаи сгорания электродов бывают гораздо реже и, как правило, в период освоения производства новых двигателей и свечей к ним. Дело в том, что свечи к ним подбирают с большим запасом по калильному числу. Нужны очень грубые отклонения в регулировке мотора и в сборке свечи, чтобы возникли условия для перегрева электродов до критической температуры. Более того, калильное зажигание наиболее вероятно при работе двигателя на максимальной мощности, что в эксплуатации случается крайне редко. Следует помнить: когда появляется калильное зажигание, которое опережает искровое, двигатель начинает перегреваться, а его мощность резко падает. Если при полной скорости движения появились признаки падения мощности, нужно немедленно снизить скорость и не злоупотреблять ей до выяснения и устранения причин.

Изолятор и электроды свечи зажигания автомобиля
Рис. 1. Сухой нагар темного цвета
Изолятор и электроды свечи зажигания автомобиля
Рис. 2. Влажный нагар темного или бурого цвета.
Изолятор и электроды свечи зажигания автомобиля
Рис. 3. Образование "корки" на свече.
Характер нагара Возможная причина возникновения Способы устранения
Сухой нагар темного цвета (рис. 1) Свеча "холодна" для данного двигателя Проверить правильность применения свечи в инструкции по эксплуатации; при несоответствии – заменить
Карбюратор отрегулирован на богатую смесь Правильно отрегулировать карбюратор
Слишком поздний угол опережения зажигания Правильно установить угол опережения зажигания
Эксплуатация двигателя с очень малыми нагрузками, частая и длительная работа на холостом ходу Установить более "горячие" свечи
Пропуски в зажигании Проверить работу системы зажигания и устранить неисправности; отрегулировать зазор в свечах
Влажный нагар темного или бурого цвета (рис. 2). Возможно появление масла на резьбе и уплотнительном кольце свечи Повреждение резиновых колпачков на впускном клапане Заменить манжетку. Проверить зазор между стрежнем клапана и направляющей втулкой
Изношены поршень, кольца и цилиндр Заменить или отремонтировать детали цилиндропоршневой группы
Образование "корки" на свечах (рис. 3). Возможно засорение искрового промежутка. Применение моторного масла, не рекомендованного для данного двигателя Заменить масло.


Адрес страницы:
Сколько служит свеча
Тэги:
свечи
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное