Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Без помощи рихтовщика-2

Ремонт переднего крыла

Думаю, после первой беседы вы уже достаточно подготовлены теоретически. Знаете, какие инструменты и материалы нужны для кузовного ремонта и как ими пользоваться. Кто-то, вероятно, даже обзавелся всем необходимым.

Теперь самое время проверить теорию на практике. А для этого, видимо, нужно взять не очень трудный, но достаточно типичный случай. Например, повреждение переднего крыла. Конечно, повреждение повреждению рознь. Можно так измять и изорвать крыло, что и самый квалифицированный рихтовщик откажется его восстанавлива. Но часто ли так бывает? Куда вероятнее другой случай: проезжая по извилистой лесной дороге, чуть зазевались – и ткнулись углом в дерево; или не успели среагировать на вспыхнувшие впереди стоп-сигналы и слегка коснулись уже остановившегося автомобиля. Вроде бы и удара не было, и даже фара цела, а крыло вздулось пузырем, внешний вид автомобиля испорчен, и каждый автоинспектор косится подозрительно: а не сбили ли вы человека?

Вот такое повреждение вы можете попытаться устранить самостоятельно.

Что для этого потребуется?

Во-первых, домкрат. Лучше – гидравлический. Но можно и реечный, какой идет в комплекте инструментов всех "москвичей" вплоть до модели "2140" и ижевских автомобилей.

Во-вторых, к домкрату нужно присовокупить удлинители разной длины: к гидравлическому, вероятно, отрезки толстостенной круглой трубы, к реечному – квадратной, хорошо надевающейся на зубчатую рейку. Если нет квадратной трубы, ее можно сделать из двух уголков, сваренных в квадрат. Самый большой удлинитель должен быть размером 400–450 мм.

В-третьих, нужно иметь рихтовочный молоток и массивную поддержку, а также несколько хороших крепких деревянных брусков.

Когда все это будет приготовлено, приступайте к работе.

Снимите переднее колесо со стороны поврежденного крыла. Под гнездо домкрата установите надежную опору-подставку. Теперь один подходящий брусок поместите под крылом на ребро жесткости в зоне углубления для фары, а другой расположите на переднем щите кузова автомобиля, то есть в задней части крыла.

Установка домкрата для ремонта переднего крыла автомобиля
Так устанавливают для вытягивания крыла домкрат.

Наденьте квадратную трубу-удлинитель на зубчатую рейку домкрата (я буду рассматривать этот вариант, он для меня привычнее), вставьте домкрат с удлинителем между брусками и, работая им как при подъеме автомобиля, начинайте изнутри распирать крыло, растягивать складку. "Пузырь" будет уменьшаться на глазах. И может исчезнуть совсем, разве что останется небольшая вмятина по нижней отбортовке крыла. Вот тогда, собственно, и придет пора чистой рихтовки.

Не ослабляя домкрата, подрихтуйте эту вмятину, легонько постукивая молотком изнутри крыла и прикладывая с лицевой стороны поддержку. Возможно, некоторое вздутие останется и под декоративной рельефной линией крыла. Но и тут есть выход. Оберните тряпкой деревянную рейку, проложите ее строго под линией и ударами молотка по рейке уберите вздутие.

Вообще о рельефной линии нужно сказать особо, поскольку, какую-бы кузовную деталь вы не правили, эта линия будет присутствовать почти наверняка.

Дело в том, что кроме чисто декоративной она несет еще функции ребра жесткости. И если это ребро попадает в зону, подлежащую рихтовке, начинать надо именно с нее. Сначала правьте, выколачивайте ребро жесткости, доводите линию до ее нормального состояния и только после этого распространяйте рихтовку на другие участки. Это, если хотите, одно из наших главных правил, тот самый "профессиональный секрет", от которого зависит качество работы.

Нельзя, закончив рихтовку, тут же ослаблять домкрат – не исключено, что из-за остаточной упругости крыло снова несколько деформируется. Чтобы этого не случилось, по окончании работы нужно еще на один-два щелчка подтянуть домкрат, как бы пересились эту самую упругость, рожденную деформацией. А теперь снимайте домкрат.

Нередко без всякой видимой причины на крыле образуется то, что на нашем профессиональном жаргоне называется "хлопунец": на глаз видно, что крыло слегка выдулось наружу. Если на этот пузырь легонько нажать рукой, он исчезнет, иногда со щелчком (отсюда и "хлопунец"). Но при любом толчке на неровности крыло снова выдувается как ни в чем не бывало. И так может продолжаться сколько угодно.

Очевидно, дефект появился из-за того, что крыло растянулось, образовался как бы лишний металл: деваться ему больше некуда, как только в пузырь.

Ну а если так, то и лечение становится понятным. Лишний металл нудо убрать, крыло "натянуть". И тут снова нас выручит декоративная линия. Упирая в нее обернутую тряпкой рейку, подбивайте молотком снизу так, чтобы подтянуть крыло под линию. Иногда двух-трех ударов достаточно, чтобы "хлопунец" исчез бесследно, крыло стало тугим и жестким. Вот вам и второй "профессиональный секрет".

Рассмотренный нами случай деформации крыла характерен тем, что рихтовка как таковая здесь почти не применяется: мы вытягивали крыло домкратом и только чуть-чуть правили металл на ребрах.

Бывает, однако, что удар по крылу приходится не с торца, вдоль автомобиля, а сбоку – и тогда на нем, на крыле, образуется вмятина. И убрать ее только вытягиванием не удается. Тогда прибегают к рихтовке.

Смысл рихтовки вообще заключается в том, что "лишний" металл, образовавшийся от вытяжки и вылезший в один небольшой пузырь, стараются равномерно разогнать в огромное количество крошечных бугорков. Чем таких бугорков будет больше и чем меньше их размеры, тем успешнее ваша работа.

Но, приступая к рихтовке, надо знать еще одно профессиональное правило, или третий "секрет": рихтовку начинают с периферии вмятины и, двигаясь по сужающейся спирали, заканчивают в центре.

Значит, прежде всего следует определить границы вмятины, – я уже говорил, что для этого достаточно провести по ней крест-накрест рихтовочным напильником, – и после этого начинать выколачивать крыло изнутри, используя молоток с острым клювиком и поддержки.

Когда рихтовочное полотно станет снимать верхушки с бугорков сразу по всей площади, то есть когда вмятина будет разогнана и металл натянется, можно выравнивать поверхность. Тут снова понадобится рихтовочная "пила". И не надо опасаться, что она сделает дырки в металле: его толщина на крыле 0,5–0,6 мм, снять их совсем непросто.

А после полотна выравнивайте поверхность при помощи шпатлевки или припоя. О том, как это сделать, мы поговорим в заключительной беседе. На этом можно было бы поставить точку. Но дело в том, что при любых работах, связанных с рихтовкой, а тем более при работах с разного рода подъемными устройствами особое значение приобретают вопросы техники безопасности.

Поднятый автомобиль не оставляйте на домкрате – обязательно пользуйтесь надежными, прочными подставками. Устанавливая домкрат для вытяжки кузовных деталей, убедитесь, что упоры устойчивы и не соскользнут.

Используйте только исправный инструмент. Обратите внимание на насадку молотков. Ручки их должны быть гладкими, без заусенцев, трещин и сколов.

По возможности старайтесь работать в рукавицах или хотя бы в нитяных перчатках.

Особого разговора требуют операции, связанные с лужением и пайкой. О них – на последнем занятии.

В. Решкин

Продолжение



Адрес страницы:
Без помощи рихтовщика-2
Тэги:
шпатлевка
покраска
инструмент
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное